Какие способы использовал знаменитый путешественник хейердал для обоснования путей переселения людей

Тур Хейердал

Тур Хейердал сочетал в себе черты совершенно современного и прогрессивного ученого и дикаря, восторженно преклоняющегося перед величием природы и обожествляющего Небо и Океан…

Тур Хейердал родился в 1914 году в Ларвике на севере Норвегии и учился в университете Осло на факультете зоологии и географии. Воевал с фашизмом.

Когда европейские мореплаватели впервые высадились на берегах Полинезии, они обнаружили там следы развитой древней культуры: дороги, ступенчатые пирамиды, гробницы, высеченные из каменных глыб. Многие десятилетия ученые всех стран мира пытались объяснить, каким образом все это там появилось. Ведь от американского континента, где встречались такие же сооружения, эти острова находятся на расстоянии больше шести тысяч морских миль.

В 1936 году он вместе с женой совершил путешествие на остров Фатухива в Маркизском архипелаге Тихого океана и был очарован природой этих мест и местной полинезийской культурой. Он обратил внимание на несомненное сходство облика местных жителей с внешностью перуанских инков. У него возникла мысль, что заселение островов Тихого океана инками происходило водным путем, на плотах из бальсового дерева.

Тогда же у него зародилась идея совершить плавание на аналогичном плоту. Тур Хейердал имел совершенно определенную цель — доказать свою гипотезу об американском происхождении предков жителей Полинезии. Плот «Кон-Тики», построенный норвежским исследователем Туром Хейердалом, был точной копией древних перуанских бальсовых плотов, на которых когда-то прибрежное население Перу занималось рыболовством и, возможно, ходило в дальние плавания.

Изучая культуру древних инков, Хейердал узнал сказания о вожде Кон-Тики, который увел свое племя от завоевателей. В легендах говорилось, что они ушли куда-то на запад. Ученый разработал детальную программу научных исследований и написал большой научный труд, посвященный проблеме происхождения полинезийцев. Но этнографы не обратили внимания на его работу. Тогда Хейердал решил доказать свою правоту с помощью уникального эксперимента.

Вместе с друзьями он отправился в Перу, где по старинным чертежам они построили плот из толстых бальзовых бревен. Хейердал точно придерживался древних образцов и не использовал никакого современного материала. Только парус был изготовлен из специальной парусины. Плот назвали «Кон-Тики».

27 апреля 1947 года шесть отважных путешественников отправились в плавание из перуанского порта Кальяо. Через 97 дней экваториальное океаническое течение принесло плот к островам Туамоту в Полинезии. Так ученый доказал принципиальную возможность культурного общения между Полинезией и американским континентом и показал, что океаны не представляли для людей никаких преград.

В 1947 году на хорошо оснащенном и снабженном всем необходимым плоту, с группой единомышленников Хейердал совершил научный подвиг. Он доказал, что одним из путей расселения человека на острова Полинезии мог быть восточный вариант и что бальсовые плоты — свидетельство высокой техники и знаний людей, живших задолго до нас, — могли служить для этих целей с большим успехом.

Теория Хейердала подкрепилась великолепной по организации практикой. Все участники плавания вернулись живыми и здоровыми, с массой впечатлений и новым представлением об океане и его обитателях, физически окрепшими и всемирно прославленными, в первую очередь на своей родине.

Хейердал практически основал новое направление в науке — экспериментальную этнографию. Во время экспедиции он снял цветной фильм, который был удостоен премии «Оскар».

В 1969 и 1970 годы он совершил еще одно плавание по Атлантическому океану на точных копиях древнеегипетских папирусных судов «Ра-I» и «Ра-II» с интернациональным экипажем из ученых, врачей, журналистов.

Хейердал и на этот раз доказал, что такое возможно. Первобытные люди экспериментальным путем освоили законы механики, сформулированные много веков спустя. Впоследствии археологические экспедиции на различные острова Атлантического океана подтвердили верность экспериментальных выводов ученого.

Затем Хейердал вместе с экипажем из пяти человек проплыл на папирусной лодке «Ра* от африканских берегов до островов Централь ной Америки. С помощью этнографического эксперимента ученый попытался восстановить приемы, с помощью которых туземцы могли высекать из камня, перемещать и устанавливать гигантские статуи, вес которых достигал нескольких десятков тонн. В этой экспедиции участвовал международный экипаж, в котором был и представитель СССР — врач Ю.Сенкевич. На этот раз удалось доказать, что люди могли пересекать Атлантику и на тростниковой лодке.

О всех своих путешествиях и экспедициях ученый рассказал не только в научных трудах, но и в популярных книгах, которые переводились и на русский язык.

В семидесятых годах Хейердал решил исследовать Ближний и Средний Восток. Он выдвинул гипотезу, что шумерские мореходы не только совершали свои плавания в прибрежных районах, но и могли пересекать Индийский океан. Для этого Хейердал построил тростниковую лодку «Тигрис», на которой совершил переход из местечка Эль-Курна на побережье Персидского залива к устью реки Инд, а оттуда через Индийский океан в Джибути.

Выяснилось, что тростниковая лодка обладала достаточно высокими мореходными качествами и на ней можно спокойно плавать по океану, что шумерцы, очевидно, и делали раньше всех других известных мореходов. Ведь их тростниковые лодки появились задолго до того, как арабские мореходы стали строить деревянные корабли.

Со временем Хейердал стал знаменитым, а его работы получили признание во всем мире. В 1962 году он был удостоен медали Ломоносова, в 1964 году — Золотой медали Королевского географического общества Великобритании. Плот «Кон-Тики» в настоящее время экспонируется в специальном музее на острове Богдей близ Осло.

В 1980–1990-х годах Хейердал проводил археологические изыскания на Мальдивских островах, раскапывал район пирамид Тукума в Перу.

В апреле 1997 года, когда исполнилось 50 лет первой экспедиции Хейердала, норвелсские кинематографисты сняли полнометражный фильм о его жизни и путешествиях.

Источник

Тур Хейердал и его грандиозные путешествия

Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог, историк и писатель, его называют Колумбом XX века. Знаменитый путешественник побывал во всех уголках земного шара и путем экспериментов доказал, что океаны не разъединяют, а соединяют людей. Я помню, как зачитывалась его книгами, поражаясь бесстрашию и жажде открытий Хейердала. Пересмотрев еще раз на днях «Кон-Тики», решила сделать пост об этом легендарном путешественнике.

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея и поклонницей учений Чарльза Дарвина. Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Исследование флоры и фауны чуть не закончилось для Тура фатально — однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту. В 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии.

В университете Хейердал знакомится с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча предопределила будущее Хейердала. Бьерн познакомил Тура своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов Полинезии. Хейердал заинтересовался культурой малоизвестных народов и решил провести свои исследования.

После завершения обучения Тур Хейердал женится на Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии вместе с Лив. Хейердалу важно было понять причины возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии.

Ученый вместе с супругой пересек Атлантический океан, Панамский канал и добрался до Таити. Здесь они провели месяц, живя в хижине местного вождя и открывая для себя культуру племени. Затем супруги отправились на остров Фату-Хива. Однако спустя год, из-за болезни Хейердала и беременности Лив, они вынуждены были вернуться в цивилизацию.

Читайте также:  Решение системы линейных уравнений матричным способом эксель

О своем путешествии Тур издал книгу «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, сформировал у Хейердала ряд теорий, которые он намерен был подтвердить. Однако планы ученого нарушила Вторая мировая война, во время которой он отправился на фронт. После окончания войны Тур вновь возвращается к своей теории о том, что древние инки смогли переплыть океан и заселить острова Полинезии. Желая доказать верность своей теории, ученый разрабатывает детальный план, который на первый взгляд кажется абсурдным.

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество скептически отнесло к данной затее, но бесстрашный исследователь, вместе с другими пятью путешественниками прибывает в Перу. Здесь по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов они сооружают плот из бальсового дерева. В честь бога солнца плот получил название «Кон-Тики».

Итак, шестеро человек на одном плоту отправились доказывать теорию Тура. Для этого им требовалось всего лишь преодолеть Тихий океан, и они преодолели, спустя 101 день, причалив к острову Туомоту.

О своих приключениях Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции стало доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

В середине 1950-х ученый отправился исследовать остров Пасхи и по результатам путешествия написал новый бестселлер, назвав его «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи». Как и вся литература, вышедшая из-под пера норвежского ученого, книга получила горячий отклик читателей во всем мире.

Почивать на лаврах Хейердал не стал. Исследователь решается на экспедицию для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием «Ра», но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части. Остановило ли это Тура? Отнюдь. С учетом ошибок, проектируется лодка «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Свои открытия Тур описал в книге «Экспедиция на Ра».

В начале 2000-х путешественник отправился в Россию, намереваясь найти доказательства того, что норвежцы прибыли на территории, которые сейчас занимают, с Азовского побережья. Ученый проанализировал увиденное и описал в сочинении «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в возрасте 87 лет.

Источник

Невероятная история Тура Хейердала

В конце апреля 1947 года жители Перу наблюдали удивительную картину: шестеро отважных путешественников во главе с Туром Хейердалом готовились пересечь Тихий океан на бальсовом плоту. «Кон-Тики» был завален мешками с провизией и инвентарем, корзинами и связками бананов.

В тот день у причала собрались корреспонденты местных газет, представители власти и обычные зеваки. Экспедицию окрестили «авантюрой» и «самым экстравагантным способом массового самоубийства». Когда плот оказался в 50 милях от берега в открытом океане, буксировавший его военный катер отчалил обратно, а путешественники отправились в неизведанное — к берегам Полинезии, навстречу опасным океанским течениям и штормовым ветрам.

Почти за семь десятилетий экспедиция обросла массой легенд и новых подробностей. Но настоящая история знаменитого путешествия, которое многих вдохновило на смелые поступки, все же сохранилась.

За 10 лет до начала всемирно известной экспедиции Тур Хейердал вместе с супругой посетили Маркизский архипелаг, где проводили очередное исследование. В Полинезии норвежский археолог впервые услышал о Тики — боге и вожде здешних племен.

Местный старец поведал историю божества, которое привело его предков на острова из большой страны, помогло пересечь океан и обосноваться на новой родине. Захватывающий рассказ, больше похожий на миф или легенду, поразил путешественника.

К своему удивлению, совсем скоро он нашел доказательства правоты рассказчика — гигантские изваяния Тики, напоминающие огромные статуи в Южной Америке. Во время изучения старинных архивов, музейных экспонатов и манускриптов Хейердал увидел рисунок плотов древних индейцев Южной Америки, который и стал началом великой авантюры.

Окончательная идея экспедиции была оформлена лишь в 1946 году. Археолог твердо решил доказать теорию заселения островных архипелагов по пути от латиноамериканского побережья к Полинезии. До великого открытия считалось, что кокосы, произрастающие на островном архипелаге, занесены из Южной Америки морской водой. Но у Хейердала была своя теория.

В Нью-Йорке он попытался заинтересовать идеей одного из ученых, но столкнулся с категоричным возражением. Научным сотрудникам теория показалась возмутительной и вызвала шквал негодования. Когда путешественник попробовал объясниться, один из ученых с улыбкой ответил: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Вместе с отчаянным антропологом в экспедицию отправились еще 5 человек: штурман и художник Эрик Хессельберг, кок Бенгт Даниэльссон (он единственный из экипажа говорил по-испански), радист Кнут Хаугланд, второй радист Турстейн Робю и техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер. Седьмым участником плавания и его талисманом стал южноафриканский попугай Лолита.

Изначально команда планировала построить плот из бальсовых деревьев, растущих на берегу Эквадора, как это делали древние инки. Но путешественники смогли найти подходящий материал лишь в глуби континента. Для строительства потребовалось 9 стволов огромных деревьев, с которых пришлось снять кору и сплавить до Лимы, столицы Перу.

Представители местной власти до конца не верили в успех экспедиции, однако успели заключить между собой пари, взяли автографы у экипажа и выделили портовый док и рабочих, которые активно участвовали в строительстве. Из больших стволов они выпилили бревна, ставшие основой плота. Поверх основания закрепили еще один слой древесины, но уже меньшего размера. Палубу застелили бамбуковыми циновками, а посредине соорудили хижину из банановых листьев.

Удивительно, но судно удалось построить без единого гвоздя, согласно традициям индейских племен. Руль и мачту выполнили из мангрового дерева, все составные части прочно скрепили веревками, а художник и участник экспедиции Эрик Хессельберг нарисовал на парусе изображение Кон-Тики — бога солнца, почитаемого древними инками.

28 апреля 1947 года команда начала путь от перуанского порта Кальяо. Военно-морской катер отбуксировал плот до течения Гумбольдта, откуда команда продолжила двигаться самостоятельно.

С первых дней плавания «Кон-Тики» послушно двигался по океанскому течению. Благодаря прочности и отличному рулевому механизму проблем с управлением не возникало, а продуманное расписание вахт и распределение обязанностей обеспечили безопасность и благоприятную дружескую атмосферу.

В экспедиции Тур Хейердал начал снимать документальный фильм. Если кому-то из экипажа хотелось уединения, он мог на время пересесть в резиновую лодку, которую прочно прикрепили к плоту.

Все вопросы путешественники решали собственными силами или на общих собраниях. Хотя маршрут экспедиции проходил вдали от морских путей, а погода то и дело приносила штормовые ветра, плавание обошлось без серьезных происшествий. В пути команда потеряла лишь попугая, который упорхнул во время бури.

Участники экипажа готовили еду на примусе. Чтобы защитить прибор от повреждений, его хранили в деревянном ящике и убирали в хижину. Однажды на палубе случился пожар, но слаженная работа помогла вовремя справиться с огнем.

Читайте также:  Способы оплаты оказанных услуг

Часть команды питалась морепродуктами. Во время плавания на борт часто попадала летучая рыба и другие обитатели океана, а для приготовления полноценного обеда достаточно было на 20 минут закинуть удочку в открытое море.

Двое членов экипажа приняли участие в интересном эксперименте. Они отказались от свежей рыбы и питались сухими пайками, которые были разработаны для американских военных, но еще не опробованы. Для поддержания солевого баланса в организме участники экспедиции смешивали питьевую воду с морской, а запасы пресной воды пополняли во время тропических дождей.

Путешествие не обошлось без встречи с опасными жителями океанских глубин. Однажды китовая акула подплыла к судну настолько близко, что одному из членов экипажа пришлось использовать копье, чтобы спасти команду. Бывали случаи, когда плот окружали целые стаи кровожадных акул, но все обошлось.

Первая серьезная опасность подстерегла команду на половине пути. Плот пережил сразу две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьезные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Ежедневно «Кон-Тики» проходил путь в 80 км, но рекордом стало расстояние в 130 км, которое экипаж преодолел в погожий день. Основная сложность состояла в постоянной проверке узлов. Члены команды без труда ныряли под воду, но каждое погружение могло оказаться фатальным. Стаи акул, которые приплывали на запах крови пойманной и разделанной рыбы, часто окружали плот и не позволяли вовремя проверить механизм. Чтобы избежать опасной встречи, команда смастерила специальную корзину для ныряльщика. Как только акула появлялась в поле зрения, проверяющий мог спрятаться и подать знак экипажу, чтобы его вытянули на борт.

Шел 93-й день плавания, когда команда впервые увидела островки земли с кокосовыми зарослями, но вместе с хорошей новостью пришли неприятности. Вблизи архипелага Туамоту существовала вероятность наткнуться на опасные рифы, которые были практически не видны из-за небольшого размера. Во время прибоя члены экипажа старались как можно лучше разглядеть дно и островки кораллов.

На 97-й день команда встретила лодку местных жителей, которые помогли экипажу грести, а на 101-й день — в третий раз увидела землю. Выбиваясь из сил, мореплаватели причалили к коралловому атоллу Рароиа. К счастью, плот успешно выдержал встречу с рифами.

Так 7 августа 1947 года команда оказалась на уединенном острове архипелага Полинезия, преодолев путь в 6980 км. Неделю экипаж наслаждался роскошными кокосовыми пальмами и прозрачным океаном, пока на горизонте снова не показалась лодка местных жителей.

Путешествие длиной в 101 день закончилось. Каждый день отважные мореплаватели боролись со стихией, совершали невероятные открытия и встречались с опасными жителями океана.

Команда во главе с Туром Хейердалом доказала, что в мире нет ничего невозможного. Вопреки всему, экипаж отчаянных романтиков, смельчаков и первооткрывателей пересек Тихий океан на простом плоту, став настоящей сенсацией.

Заслуги экспедиции мгновенно признало мировое сообщество. Невероятно, но команде удалось совершить сразу три открытия:

— доказать факт пересечения древними племенами Тихого океана из Южной Америки;

— подтвердить теорию о том, что кокосы из Южной Америки в Полинезию были завезены на плотах;

— обнаружить живую змеиную макрель, которую до этого изучали лишь по выброшенным на берег особям. Команда выяснила, что днем она обитает на глубине, а с приходом темноты начинает охоту и поднимается на поверхность.

После возвращения домой Тур Хейердал написал книгу «Путешествие на “Кон-Тики”», ставшую мировым бестселлером и переведенную на 70 языков. Документальный фильм «Кон-Тики», снятый Хейердалом во время путешествия, был удостоен премии «Оскар» в 1952 году.

Легендарный «Кон-Тики» по сей день хранится в одноименном музее в Осло. Удивительно, но плот прекрасно сохранился и даже выдержал длительную транспортировку на норвежском судне. Ученые уверены, что бальсовые бревна до сих пор могут держаться на воде и противостоять стихии.

7 книг Хейердала. Вдруг кому пригодится 🙂

Не верится, что никого из команды «Кон-Тики» не осталось в живых. Что-то было в этих людях, несгибаемое, что ли. «Гвозди бы делать из этих людей» (с)

Книга, конечно, просто потрясающая.

Как бы там не было — товарищ реально крут! И его сотоварищи тоже. В уже почти освоенном мире сделать такое — это круто! . «Как аргонавты в старину плывем мы бросив дом. Плывем мы — тум-тум-тум — за золотым Руном!» — строчки прямо в тему, хоть и написаны в другом месте, и на другую тему.. А во второй крутой экспедиции ходил наш, родной, Юрий Александрович Сенкевич — и на папирусной лодке «РА», и на «РА2», и на «Тигрисе».

В моем радио-клубе хранилась QSL карточка с РА-1. Это был очень ценный трофей, имея в виду, что их трансивер был не очень сильный и что на связь с радиолюбителями выходили редко, берегли аккумулятор. Олдтаймеры рассказывали, какая толпа собиралась на канале, когда они появлялись в эфире.

Если кому-то из экипажа хотелось уединения, он мог на время пересесть в резиновую лодку, которую прочно прикрепили к плоту.

Они-то знали, куда плывут. А древние племена, если и плыли, то в неизвестность.

Смотрим фильм Кон-Тики. Снят великолепно.

Как тут уже писали, на фотографии «Ра-2», а не «Кон-Тики». Вот «Кон-Тики» из музея в Осло. А если спуститься этажом ниже, то можно увидеть под дном «Кон-Тики» муляж китовой акулы, о которой писал Хейердал.

Если честно, не понял логику

«Невероятно, но команде удалось совершить сразу три открытия:- доказать факт пересечения древними племенами Тихого океана из Южной Америки;

— подтвердить теорию о том, что кокосы из Южной Америки в Полинезию были завезены на плотах;»

Тот факт, что это в принципе возможно, не доказывает, что было именно так.

Будучи подростком, помню, читала книгу Хейердала «Путешествие на Кон-Тики». Очень интересная.
А потом и фильм посмотрела.

У нас пропал дух авантюризма!

Нааа бальсовом плотууу.

А еще есть крутая детская книга «Капитан Суматоха» написанная одним из участников этого путешествия. Там ребята тоже пересекают океан на плоту — помню как ей зачитывался.

В общем то же «Путешествие на Кон-тики», только с приключениями и для детей.

Китовая акула ест планктон и для человека не опасна

Сейчас наверное нет таких самоотверженных исследователей. А фильм интересный.

Местный старец поведал историю божества, которое привело его предков на острова из большой страны, помогло пересечь океан и обосноваться на новой родине. Захватывающий рассказ, больше похожий на миф или легенду, поразил путешественника.

К своему удивлению, совсем скоро он нашел доказательства правоты рассказчика — гигантские изваяния Тики

Это ни хуя не доказательства правоты.

Тоже фильм смотрел, да и в свое время передачи, как «Тигрисе» Юрий Сенкевич с Туром Хейердалом ходил, не знаю, каким нужно быть смелым человеком, на плоту, через океан.

Предложил бы мне кто сейчас — поплыл бы не раздумывая.

Всегда в первый раз читаю его фамилию немного не так, как надо.

«-Короче, был такой путешественник и писатель, Тур Хейердал.

-Чего дал, простите?

-Ох… дети, заткните уши.

-Хейер, Хейердал. Фамилия такая, фак тебя побери.

-Короче, Тур Хейердал… и уплыл.»

Блэт, кто это писал ? Текст упоротый чуть менее, чем полностью взять хотябы вот это

Однажды китовая акула подплыла к судну настолько близко, что одному из членов экипажа пришлось использовать копье, чтобы спасти команду.

Китовая акула, в отличие от большинства других акул, питается преимущественно одним планктоном, отцеживая корм из воды с помощью особого цедильного аппарата, образованного жаберными дугами (подобный способ питания существует только у двух других акул — гигантской и большеротой). Эта рыба бо́льшую часть времени держится близ поверхности воды. Плавает она очень медленно, обычно не быстрее 5 км/ч, и не представляет никакой опасности для человека. Китовая акула зачастую абсолютно не реагирует на ныряльщиков, которые могут дотрагиваться до её тела и даже кататься на её спине.

Читайте также:  Ударная волна способы защиты человека

— доказать факт ВОЗМОЖНОСТИ пересечения древними племенами Тихого океана из Южной Америки;

— подтвердить теорию о том, что кокосы из Южной Америки в Полинезию МОГЛИ БЫТЬ завезены на плотах;

Home, sweet home #3

Кто там про Хейердала хотел?

Вот теперь, в продолжение темы о личном пространстве на судах, расскажу про, пожалуй самое неординарное судно, на котором я провёл очень долгое время. По совместительству, оно же и оказалось первым, и с него-то всё и началось. В октябре 2015 года из Перу стартовала международная экспедиция Кон-Тики 2, целью которой было развитие теории Тура Хейердала о контакте Полинезии и Южной Америки до Колумба. Основным отличием от первой экспедиции Хейердала была задача пересечь Тихий океан не только с Востока на Запад, но и в обратную сторону, используя традиционные плавсредства древних инков — бальсовые плоты. В Кон-Тики 2 участвовали два бальсовых плота: Tupac Yupanqui и Rahiti Tane. Экспедиция продолжалась более 4 месяцев, и успешно достигла острова Пасхи, как самой восточной точки Полинезии, откуда, после двухнедельной остановки, повернула обратно, в сторону Южной Америки. Об экспедиции можно писать интересно и много, и уж явно не укладываясь в рамки одного поста. Но потом. Коль скоро в прошлых постах я повёл разговор о личном пространстве, пока не буду уходить от темы. Весь путь я прошёл на плоту Tupac Yupanqui, о нем и расскажу. Одним из ключевых в плане путешествий отличий, является то, что и на Draken’е и на Штандарте, о которых я рассказывал ранее, мы ходили плюс-минус вдоль берега. Я имею в виду, в открытом море, или Океане, но всё равно, до суши редко было дальше, чем 1-2 суточных перехода. Разумеется, и Драккар и Штандарт часто заходят в порты и у команды есть возможность потоптать грешную землю, развеяться, ощутить цивилизацию, а может даже и воспользоваться её благами. Словом, путешествие на этих двух кораблях не даёт забыть о том, что мир вокруг не ограничен судном, на котором ты находишься. С Кон-Тики история радикально другая. 43 дня мы не видели земли, находясь, по сути, запертыми на плавучей связке бревен, размером 7*17 метров. 43 дня в одну сторону. А потом 73 обратно. Посеял интригу, ага? Потом расскажу) Так вот. Как и в случае с Драккаром, жили мы в хижине, кормовее мачты. Хижина 5*7 на 7 человек. И вот это уже реально хижина. Из бамбука и брезента. Внутри капитанский столик с навигационным оборудованием и 7 коек: 4 по кормовой стене, 3 по носовой. Каждая койка — два фанерных ящика, покрытые туристическим ковриком или надувным матрасом. Один ящик — общественное снаряжение и продукты, второй ящик — личный для каждого из команды. В моём случае в общественном ящике был инвертор и 4 аккумулятора, которые мы заряжали от солнечных батарей на крыше. Электричество нужно было для обеспечения работы навигационных приборов, научно-исследовательского оборудования, ну и мобилку с планшетом зарядить, понятное дело. Перегородок между койками у нас не было, хотя, никто не видел проблемы повесить парусиновую шторку. Просто как-то не было в них необходимости. Над головой были закреплены спасжилеты, спасательные костюмы и куча всякого повседневного барахла вроде фонаря, ножа, камеры или фляги с водой. Плюс, авоськи с апельсинами, манго, бананами и свежими овощами, пока мы их не съели. Снаружи хижины, у мачты находился камбуз: газовая плита, ящики с консервами и посудой, а также запас пресной воды в бутылях. Поскольку плоты мы строили сами, каждый заранее знал свое место и обустраивал его как мог. Я нагородил себе удобных бамбуковых полок для дневника, планшета, и повседневной мелочи. В целом, по описанию звучит это всё неплохо, и так оно и было до крепких штормов в ревущих сороковых широтах. Тогда мы неожиданно осознали, что когда волны проходят между поперечных бревен плота, на которых стоят наши ящики, эти самые ящики подпрыгивают на значительную высоту, а в щели в полу врываются фонтаны воды, заливающие приличную площадь вокруг. А там уж кому как повезло. Кому-то залило планшет, а кому-то спальник (Мне достался спальник, который я сушил 2 месяца). Вот тогда я впервые и попробовал спать в гамаке, под самым потолком, о чем ни разу не пожалел. Ещё одной опцией было спать на крыше. Первый раз подсмотрел у напарника по вахте, и распробовал. Правда, надо на всякий случай привязываться, потому что спальник норовит соскользнуть с покатой крыши, а ещё надо внимательно следить за погодой. Даже во сне. Ну, и в любом случае, утром на тебя выпадет роса. Да и черт с ней. Спальник всё равно два месяца мокрый. На крыше спал, пока не стало слишком холодно, и ещё немного после. Даже завернувшись по самые ноздри в спальник, и натянув на глаза шапку, под звёздами спать приятнее, чем в хижине, где живут семь мужиков, которые несколько месяцев вместо горячего душа моются под дождём. Путешествие вообще получилось самым мокрым за всю мою жизнь. Особенно популярны были шуточки про то, что по возвращению на сушу последнее место куда мы отправимся это бассейн, или аквапарк. Сам я всерьез раздумывал набить на шее жабры, но вроде со временем отпустило. Однако, на ряду с проблемой влаги и мокрых вещей была ещё одна. Какими бы крутыми и надежными, добрыми и тактичными, адекватными и сопереживающими ни были люди вокруг тебя, за два месяца в ограниченном пространстве, да ещё и в экстремальных условиях, атмосфера накаляется. Есть такая штука как экспедиционный синдром. Часто бывает у полярников, вахтующих зимы на метеостанциях. Ничем хорошим не заканчивается. Черт возьми, я удивлён и рад, насколько адекватно и дружно мы его переносили. Конфликты, разумеется, были, но шесть лет спустя мы общаемся, и многие из нас готовы повторить такой челлендж, если команда будет той же самой. Но тогда, во время плавания, кто как справлялся с необходимостью побыть в одиночестве и отдохнуть от одних и тех же, день ото дня бородеющих и уже по горло надоевших морд, я не знаю. Поскольку я был самым легким из команды, я выбрал себе место на рее, куда забирался вместе с плеером или книгой и мог тусоваться там довольно продолжительное время. Плюс, ближе к концу экспедиции, если погода позволяла, мы разбили каждую вахту на две, и ночью дежурили по одному, два часа. Но, повторюсь, эта схема работала только в спокойную погоду. Сим и завершим краткий экскурс в один из аспектов корабельной жизни. Буду рад, узнать о чём подробнее рассказать в следующий раз. Варианты от простейших и мирских, типа «что едите?», до возвышенно-философских типа «о чем больше всего скучается». От невинных «что такое палуба?», до матёро-занудных «это не шпиль, а кабестан!». Открыт к предложениям, Go ahead!

Источник

Оцените статью
Разные способы