- Стратегия привлечения финансовых ресурсов
- Государственный кредит
- В чем суть государственного кредита
- Зачем нужен госзайм
- Особенности кредитования
- Что учитывают при выдаче госкредита
- Основные виды госкредитов
- Плюс и минусы государственного займа
- Принципы государственного кредитования
- Управление госкредитом
- Комментарии: 0
Стратегия привлечения финансовых ресурсов
Выделяют следующие типы стратегий привлечения финансовых средств, которые могут иметь внутреннюю и внешнюю ориентацию (но, как правило, должны органически сочетать ту и другую).
1. Использование собственных средств для расширения своей рыночной ниши. Применяется средними и крупными узкоспециализированными фирмами, действующими на сложившихся устойчивых рынках. В целом малоприбыльна.
2. Объединение финансовых ресурсов средних и крупных фирм для осуществления дорогостоящих проектов захвата новых рынков.
3. Использование всех доступных источников финансирования (займы, выпуск акций, создание консорциумов и пр.) для формирования и реализации перспективных инновационных программ малых и средних предприятий наукоемких отраслей. Рискованно, но высокоприбыльно.
4. Привлечение донорских средств крупных фирм — потребителей продукции в рамках вертикальной интеграции с ними.
5. Перекрестное финансирование (подразделения, генерирующие финансовые средства, делятся ими с теми, у кого их недостает).
Внешняя ориентация предполагает опору на заемные средства (облигационные займы и банковские кредиты), внутренняя — на собственные (уставный капитал и прибыль).
Стратегия финансирования определяет:
1) оптимальное соотношение внутренних и внешних источников привлечения финансовых средств;
2) цену, которую фирма может за них заплатить;
3) способы распределения (перераспределения) финансовых ресурсов между подразделениями.
Первая задача является особо сложной и не имеет однозначного решения. Причина состоит в том, что отклонение от оптимума в ту и другую сторону одновременно чрезвычайно выгодно и рискованно.
Ориентация на использование прибыли — наиболее безопасный способ финансирования. Но, во-первых, ее величина вообще ограниченна, что накладывает жесткие рамки на потенциальные возможности развития фирмы. Во-вторых, рост доли прибыли, направляемой на расширение и совершенствование производства, ущемляет текущие интересы собственников.
Эти ограничения, казалось бы, можно преодолеть за счет эмиссии акций, которая приносит дополнительно огромные средства. Однако компании идут на этот шаг обычно с большой неохотой, и этому есть причины. Дело в том, что акции реализуются сторонним лицам, а следовательно, уходят из-под контроля эмитента и впоследствии свободно продаются и покупаются на рынке ценных бумаг. Таким образом, рано или поздно они могут сосредоточиться в руках любого лица (в том числе и конкурента), что позволит ему без ведома учредителей установить контроль над корпорацией.
В этом смысле использование внешних (заемных) источников финансирования более предпочтительно. Но фирма при этом попадает в зависимость к кредиторам, которые при случае (что особенно характерно для России) могут ее целенаправленно обанкротить.
Однако использование заемных средств может принести компании немалые выгоды (а не только предотвратить скрытую смену собственника). Дело в том, что увеличение их доли обусловливает рост главного показателя, характеризующего эффективность ее работы, — рентабельности собственного капитала.
Чем она выше, тем большим спросом пользуются акции фирмы, тем, следовательно, выше их курс и, таким образом, цена самой корпорации. Причина состоит в том, что привлеченный капитал зарабатывает прибыль наравне с собственным, а из расчета рентабельности в данном случае исключается.
В то же время увеличение доли заемного капитала, как уже говорилось, соответственно увеличивает и риск банкротства, ибо у фирмы в нужный момент может не оказаться средств на погашение займов.
Многие негативные стороны описанных выше стратегий привлечения финансовых ресурсов можно преодолеть с помощью лизинга — долгосрочной аренды оборудования. Фирма-лизингодатель закупает (в том числе и по поручению фирмы-лизингополучателя) и передает в аренду необходимые элементы основного капитала.
Иногда имеет место возвратный лизинг — субъект продает имущество лизинговой компании и берет его в аренду с возможностью обратного выкупа.
По содержанию лизинг представляет собой форму товарного кредита в основной капитал, а по форме схож с инвестиционным финансированием. Существуют следующие основные варианты лизинга.
1. В зависимости от количества участников:
- прямой лизинг (поставщик и лизингодатель — одно лицо);
- косвенный лизинг (имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник).
2. По типу имущества, становящегося объектом сделки (движимое и недвижимое).
3. В зависимости от места ее заключения (внутренний и внешний). При внутреннем лизинге все участники представляют одну страну. При внешнем (международном) — разные государства.
4. В зависимости от формы возврата средств выделяют лизинг:
- с денежным платежом;
- с компенсационным платежом (продукцией, услугами);
- со смешанным платежом.
5. По объему обслуживания:
- чистый лизинг (все обслуживание имущества осуществляет лизингополучатель);
- с дополнительным обслуживанием.
6. По сроку использования имущества и связанными с ним условиями амортизации:
- с полной окупаемостью и полной амортизацией;
- с неполной.
7. По характеру оплаты (оперативный и финансовый лизинг).
Оперативный лизинг предполагает сдачу имущества в аренду на срок, меньший нормативного срока его службы. Поэтому лизинговые платежи по одному договору не покрывают всей стоимости имущества, и оно сдается несколько раз. При этом обязанности по ремонту и страхованию имущества обычно ложатся на лизингодателя. Такая форма лизинга используется в отношении средств транспорта, строительного оборудования, сельскохозяйственной и компьютерной техники.
Размеры платежей при оперативном лизинге выше, чем при других формах, в связи с учетом дополнительных рисков невозможности повторно предоставить имущество в лизинг. По окончании срока договора имущество возвращается.
Финансовый лизинг — операция по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей в пользование на срок, приблизительно совпадающий со сроком эксплуатации и амортизации. Обычно имущество приобретается для конкретного пользователя, который его сам выбирает. Риск переходит к лизингополучателю.
Иногда используется раздельный лизинг, который частично финансируется лизингодателем, а частично — за счет ссуд. Основной риск при этом несут кредиторы.
Предприятия со слабой финансовой базой, но высокорентабельные, а также молодые и малые предприятия могут использовать сублизинг.
Лизингодатель снижает для себя риск невозврата ссуд, получает определенные налоговые (на имущество) и амортизационные льготы.
Лизингополучатель приобретает:
- 100%-ное финансирование;
- отсутствие необходимости немедленного возврата средств;
- возможность создания удобной всем схемы выплат;
- уменьшение риска морального и физического износа для лизингополучателя;
- снижение налогооблагаемой прибыли, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки;
- ускорение оборота продукции, стимулирование внедрения новинок и освоения достижений НТП.
Стратегию привлечения капитала не в последнюю очередь обусловливает цена, которую за это нужно заплатить. На нее влияют:
- выплаты из прибыли, например дивиденды по привилегированным акциям;
- процент по банковским ссудам и облигациям;
- ставка налогообложения.
На практике рассчитывается средневзвешенная, или текущая, цена капитала (СВЦК), которая часто используется в качестве ставки дисконтирования и эталона для сравнения выгодности условий привлечения дополнительного капитала и определения соответствующей стратегии действий.
Любой новый вариант стратегии привлечения капитала сравнивается с его действующей ценой или внутренней нормой доходности, и, если та оказывается выше, такой вариант берется на вооружение.
Что же касается перераспределения финансовых потоков между подразделениями, то его стратегия вырабатывается с помощью портфельных матриц, например Мак-Кинси.
Источник
Государственный кредит
Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.
В чем суть государственного кредита
Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.
Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:
- выпустить новые деньги;
- выйти на рынок кредитования.
Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.
Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.
Зачем нужен госзайм
У государственного кредита несколько основных функций:
- распределительная;
- контрольная;
- регулирующая.
Распределительная функция оказывает влияние не только на текущее положение в стране, но и на последующие поколения. Госзаймы помогают распределить средства в зависимости от текущих потребностей экономики страны. Деньги от кредитования могут направить на реализацию проектов социального значения или производственного сектора. Некоторые экономисты считают, что оформление госркредитов для реаизации сиюминутных социальных задач – пагубная практика, которая может стать непосильной для очередного поколения.
Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.
Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.
Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.
Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.
По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.
Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.
Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.
Особенности кредитования
Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:
- Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
- В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
- В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.
Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.
Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.
К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.
Принять участие в кредитовании могут:
Со стороны государства | С другой стороны |
Кабинет Министров | Банки |
Центральный банк | Физические лица |
Министерство Финансов | Индивидуальные предприниматели |
Местное самоуправление | ООО и акционерные общества |
Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.
Что учитывают при выдаче госкредита
При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:
- Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
- Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
- Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
- Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.
Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.
Основные виды госкредитов
Государственные кредиты бывают:
Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.
Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:
Внутренний | Внешний |
Межбюджетный | Межгосударственный |
Предприятиям-резидентам | Предприятиям-нерезидентам |
Госорганам исполнительной власти | Международным финансово-кредитным учреждениям |
По сроку различают три вида госзаймов:
- краткосрочные – до 1 года;
- среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные – от 5 лет и дольше.
Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.
Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:
- Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
- Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
- Постепенное уменьшение суммы выплаты.
Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:
- правительство РФ;
- правительство субъектов РФ;
- местные органы управления.
По форме выплаты доходов госзаймы бывают:
- процентные;
- выигрышные;
- процентно-выигрышные;
- беспроигрышные;
- целевые.
В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.
Государственные кредиты выдают одним из трех способов:
- В валюте страны кредитора.
- В эквиваленте валюты страны заемщика.
- Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.
По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.
Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.
Плюс и минусы государственного займа
Преимущества государственного кредитования:
- За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
- Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
- Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
- Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.
Недостатки государственных займов:
- при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
- если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.
Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.
Принципы государственного кредитования
При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:
- Добровольность.
- Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
- Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
- Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
- Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.
Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.
Управление госкредитом
Система управления государственным кредитом в России направлена на:
- уменьшение стоимости долга для заемщика;
- эффективное использование привлеченных средств;
- создание системы учета и контроля;
- усиление инвестиционного характера займов;
- регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
- привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
- определение приоритетов кредитной политики государств;
- обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.
Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.
Основные способы регулирования государственного долга:
- Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
- Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
- Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
- Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
- Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
- Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
- Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.
Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.
Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.
Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.
Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Источник