Какие способы декорирования керамики существуют

Как сделать декорирование керамики ручной работы

Чтобы научиться декорировать посуду из керамики, понадобиться терпение и знания основных методов нанесения рисунка на глиняную поверхность. Многие начинающие гончары и керамисты знают только самые распространенные способы украшения посуды. Рассмотрим, какими техниками пользуются опытные мастера, для придания своим изделиям неповторимого вида.

Керамика ручной работы – методы декорирования

Керамические изделия ручной работы можно задекорировать несколькими способами, которые условно делятся на цветовое покрытие и рельефное (скульптурное). Первый способ это – ангобами, солями, покрытие глазурью, роспись по керамике подглазурная и надглазурная. Второй – это всевозможные фактуры, пальцевой орнамент, штампы, нанесение рельефа, процарапывание.

Лощение

Это старинный способ отделки гончарных изделий, применяемый для красной гончарной глины. Его принято применять для любой керамической посуды выполненной из красной глины, в которой отсутствуют дополнительные выступающие детали и углубления.

  • поверхность готового, но еще сырого изделия обрабатывают губкой смоченной в воде;
  • керамика немного подсушивается;
  • далее начинают натирать изделие гладким предметом – это может быть камень-голец, ложка или стеклянная палочка, до появления характерного глянцевого блеска

Существует два вида керамики:

  • краснолощеная – изделия естественного оттенка гончарной глины;
  • чернолощеная – полученная с применением коптящего пламени в бескислородной камере. В результате получается слегка задымленная поверхность.

Нанесение фактуры

Самый популярный вид декора поверхности посуды из глины, выполненной своими руками, который применим для изделий из любого вида данного материала.

Работа с мокрой глиной позволяет применить различные виды декора на гончарной поверхности:

  • роспись изделий из керамики;
  • нанесение фактурного рисунка с применением тесьмы, холста, рогожки, кружева, марли и так далее;
  • создание рельефа.

Поиск и подбор фактур – увлекательное и интересное занятие, которое позволяет сделать керамическую посуду необычной, выразительной и привлекательной.

Декорирование керамической посуды рельефами

Достаточно простой способ создания красивого узора на гончарном изделии. Применяют различные элементы, такие как:

  • жгуты;
  • медальоны;
  • скатанные шарики;
  • лепестки;
  • геометрические фигурки;
  • штампы, при помощи которых можно создать текстуру дерева для керамики.

Они выполняются из того же материала, что и само керамическое изделие. Все элементы наклеиваются при помощи шликера на еще недосушенную глину. Затем готовое изделие подвергают обжигу и глазуированию.

Техника процарапывания

Этот способ декорирования керамики – сграффито, применяется с незапамятных времен. Принцип обработки следующий:

  • изделие из красной глины немного подсушивают;
  • покрывают небольшим слоем светлого шликера или ангоба;
  • затем по свежему покрытию при помощи стеклянной палочки до основы выцарапывают требуемый рисунок.

Нанести таким образом можно любое художественное изображение.

Подглазурная роспись

Этот вид декорирования керамики в основном выполняется по обожженной посуде, которую впоследствии покрывают тонким слоем прозрачной глазури.

Важно! Для выполнения росписи по керамическим изделиям применяются краски, которые выдерживают высокие температуры.

Ангобирование

Ангоб – глина консистенции густой сметаны, колорированная различными цветовыми оттенками. Этим материалом производят роспись на керамических изделиях различного назначения:

Есть два способа получения разноцветной керамики декорированой ангобами:

  1. Подобрать природную глину, которая приобретает различные оттенки при обжиге. Натуральные материалы имеют теплые приглушенные цвета, для получения нужного тона можно просто смешать ангобы между собой. Но найти такое разнообразие оттенков очень сложно, да и холодные оттенки полностью отсутствуют.
  2. Окрашивать белый материал в нужные оттенки различными солями металлов. Именно этот способ колорирования применяют все гончары.

Покрытие глазурью

Глазуируют только готовую керамику, подверженную утильному обжигу. Глазурь – это стеклообразный силикат, который расплавляется на гончарной посуде и прикрывает пористую глину, плотным, глянцевым слоем. Благодаря применению этой техники, изделия получают:

  • стойкость к механическим повреждениям;
  • прочность;
  • эстетичный внешний вид;
  • влагостойкость;
  • повышенную устойчивость к химическим воздействиям.

Кроме этого глазуирование позволяет надежно защитить рисунок, который нанесен под покрытие.

Кракелюр

Эффект состаренной поверхности глазури, с множеством мельчайших трещин называется кракелюр. Для достижения подобного результата гончарное изделие вынимают из печи еще горячим, от перепада температур покрытие дает множество трещин, которые покрывают специальной краской, а изделие повторно подвергают обжигу.

Надглазурное декорирование

Для работы по глазурованной поверхности применяют специальные красители или люстры:

  • составы, которые придают готовой продукции блеск металла;
  • керамическое золото;
  • мраморообразователи.

Суть метода состоит в применении трафарета, с которого переводят рисунок на изделие и покрывают выбранными красителями. Переводные картинки для декорирования керамической посуды, выполнены на гумированной бумаге с использованием термостойких красителей.

К рассмотренным выше техникам декорирования керамики можно добавить следующие приемы:

  • арабеска – орнамент, который выполняется по верхнему краю изделия вручную с применением тонкой кисти золотом или краской;
  • дорисовка – на основном рисунке кистью добавляются отдельные элементы;
  • разделка – от руки производится прорисовка контуров. При обведении уже готового рисунка;
  • рельеф золотом;
  • пестрение – когда отдельные детали рельефа покрываются контрастной краской, с целью обратить на них внимание.

Но, перечисленные в этом списке приемы редко применяются для декорирования простой гончарной посуды, они приемлемы для высокохудожественных изделий.

В заключение

Если есть желание создать необычную и привлекательную вещь из керамики, можно применить не одну технику декора, профессиональные керамисты часто гармонично смешивают несколько видов оформления, получая на выходе настоящие произведения искусств. А приобрести дизайнерские гончарные круги можно в магазине Колокол Мануфактура.

Источник

О росписи и декоре керамики, красках, грунтах прочих материалах

Эта статья была в блоге моего старого магазина, который сечас уже не актуален, а вот информация видимо актуальной осталась, так как многие мастера спрашивают. Потому переношу текст сюда в немного дополненном виде.

Мастера часто задают мне в личных сообщениях вопросы о том, какие краски лучше использовать для росписи керамики, как они контактируют с керамической поверхностью, надо ли грунтовать, и вообще, что со всем этим делать)

Решила, что это повод написать пост на тему.

Первое о чем хочу сказать — керамические изделия могут быть покрыты глазурью (расплавленное стекло) или не покрыты. От этого зависит, то как вы сможете их использовать.

Если изделие глазуровано изнутри и снаружи, его можно использовать практически, наливать в него воду, напитки, ставить в эту воду цветы и т.д. Если глазуровано только изнутри, а внешняя поверхность остается пористой, то его использование ограничено — воду держит, но если вода стоит в сосуде сколько-нибудь долго, то через микротрещинки может ее и пропускать.

Читайте также:  Гранит способ добычи открытый или закрытый

Неглазурованная поверхность подходит для всех видов декора, кроме росписи масляными красками — декупаж, декопатч, акрил, гуашь, точечная роспись, декорирование тесктурными пастами и всеми видами аппликации. На пористый черепок все липнет моментально и высыхает быстро.

Глазурованная поверхность хороша в первую очередь для масла — под него нужна гладкая невпитывающая основа. Для всего остального тоже, в принципе, подходит, но материалы ложиться будут труднее и сохнуть дольше.

Итак, какие краски:

Прежде всего АКРИЛ. Любой. Можно специальный, для стекла и керамики, витражка, можно просто художественный акрил в тюбиках.
Когда используете акрил для керамики, он дает глянцевое похожее на глазурь покрытие в толстом слое и поблескивающее в тонком. Эти краски полупрозрачные, не очень укрывистые и через них просвечивает черепок, т.е. керамическая поверхность. Под них можно грунтовать и делать это можно двумя способами:

Или покрыть все изделие белым грунтом (акриловыми белилами, например) и по этому покрытию наносить роспись.

Или нанести первый слой росписи тюбиковым акрилом, он закроет черепок, а второй, третий и так далее слои – акрилом по керамике.

А можно и совсем не грунтовать, тогда получаются приглушенные неяркие цвета в рыже-буро-коричневой гамме, что тоже интересно, смотря какая у вас изначально была задумка. Я, когда расписывала акрилом, всегда наносила роспись на негрунтованную поверхность. Получалось так:

Или вот, например, работа Ольги Родионовой (Бутылочного Маньяка), это моя ваза-шар, глазурованная снаружи и расписанная витражными красками без грунта:

Акрил для керамики рекомендуется обжигать в духовке при небольшой температуре – 160С, но по опыту, этого можно и не делать, краска не облезает. А если и облезает на острых углах, то независимо от того, обжигали вы или нет.

Хорош также художественный акрил в тюбиках, особенно Ладога. Здесь все прекрасно – краски яркие, укрывистые, пигменты сильные. Можно не грунтовать. При высыхании краски становятся абсолютно матовыми и смотрятся без лака как-то не очень (хотя, смотря какая у вас была задумка), потому лучше лакировать. Лак, пять же, акриловый, любой фирмы, какая вам нравится.

Наносить можно и обычной кистью, и тапмпонирующей, и аэрографом — все ляжет хорошо.

роспись по керамике без грунта, художественным акрилом, с лакировкой:

Можно даже использовать белый строительный водостойкий акрил с добавлением в него колеров нужного цвета и в нужном количестве. Так работает художница-керамистка Юлия Мацигор (роспись строительным акрилом без лака):

Масло. Под масло (мастера знают) нужна невпитывающая поверхность, поэтому грунт или глазурь обязательны. Есть опять же несколько вариантов.
Первый – вы грунтуете или лакируете поверхность сами, любым грунтом. Можно тем же акрилом, на него масло ложится отлично.

Второй – вы заказываете мне уже грунтованные заготовки. Я покрываю их нужным вам цветом и/или лаком. Так я работаю с мастерами, расписывающими кулоны. Стоить это будет дороже.

И третий вариант – я делаю под ваш заказ заготовки глазурованные не только изнутри, но и снаружи нужным вам цветом. Керамическая глазурь – это то же стекло, так что поверхность заготовок будет идеально гладкой и водонепроницаемой. Цена в этом случае так же оговаривается отдельно.

Роспись Юралги Норд по моим грунтованным заготовкам (масло):

Ну, это Юралга, что тут говорить!

Гаушь. Под нее обычно сначала покрывают жидким клеем ПВА или грунтуют белилами. Сама гуашью керамику не расписывала (может быть только на заре туманной юности в детской художественной школе). Как расписывают другие, видела, и, честно говоря, получается аляповастенько. Для детских мастер-классов пойдет, для чего-то более серьезного – не уверена. Хотя, конечно, зависит от мастера.
Акварель. Да, как ни странно, и акварель пойдет. Для росписи или тонирования белой глины. Акварель расплывается на белом глиняном черепке, благодаря чему можно получать интересные эффекты, но это уже для мастеров с большой буквы М и художников с большой буквы Х.

Клей практически любой. Особенно керамика любит ПВА, приклеивается намертво. Эпоксидку тоже любит. Декупажный клей тоже очень хорошо воспринимает. Но плохо клеится Моментом. Если надо приклеить к керамике, например, кожу, Момент это сделает лучше всех. Но если нужно склеить керамические детали между собой, он не подходит. То есть, лучше всего работают клеи на водной основе. Про китайские «секунды», «супер-клеи» и прочие мелкие тюбики с едкой субстанцией вообще не говорю — выкиньте эту гадость!

Для тех кто делает заказ в первый раз и раньше с керамикой не работал, могу по вашему желанию отправить вам бонусом несколько керамических плакеток, чтобы вы попробовали на них разные материалы, клеи, краски и лаки, а потом уже бесстаршно переходили к декору заготовок.

Такой получился обзор. Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях. Скорее всего ответ будет интересен многим читателям.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Керамика (54)
  • Архитектура (31)
  • Япония (8)
  • Матчасть (6)
  • Плитка (4)
  • Олени (4)
  • Натюрморт (3)
  • Посуда (3)
  • Азулежу (3)
  • Пейзаж (2)
  • Тарелки (2)
  • Музеи (1)
  • Мозаика (1)
  • Сады и парки (0)
  • Райское местечко (0)
  • Акварель (0)
  • Аниме (0)
  • Венеция (6)
  • Винтаж (1)
  • Всяко (10)
  • Вязание крючком (147)
  • Графика (16)
  • Декупаж (2)
  • Живопись (37)
  • Замки (22)
  • Зверики (6)
  • Игрушки (18)
  • Иллюстрации (12)
  • Интерьер (24)
  • Коллаж (3)
  • Котеги (1)
  • Куклы (1)
  • Кулинария (3)
  • Маски (1)
  • Мастер-класс (27)
  • Мебель (13)
  • Модерн (2)
  • Новый Год (6)
  • Орнамент (2)
  • Париж (7)
  • Питер (2)
  • Подушки (14)
  • Портрет (6)
  • Прекрасный пол (4)
  • Путешествия (50)
  • Ретро (8)
  • Роспись (36)
  • Танго (1)
  • Татухи (0)
  • Текстиль (2)
  • Фешн (51)
  • Фото (7)
  • Цветы (3)
  • Ч/Б (4)
  • Черепа (0)
  • Ширма (8)
  • Эротика (1)

Поиск по дневнику

Друзья

Статистика

Технологии оформления керамики

Пятница, 30 Августа 2013 г. 16:48 + в цитатник

Глазури, краски, ангобы

Глазури
Это тонкий стекловидный слой (0,1–0,3 мм), образующийся на керамических изделиях в результате нанесения специальных веществ, закрепленный путем обжига. Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, действия кислот, делает водонепроницаемым, улучшает другие свойства. Используется для декоративных целей. Глазурь по физическим и химическим свойствам можно рассматривать как силикатные стекла.

Глазури отличаются большим разнообразием состава и свойств. Есть легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкие (до 1100°С) используют для подавляющего большинства художественных керамических материалов: фаянса, майолики, гончарных изделий. Тугоплавкие глазури используют для фарфора, каменного товара.

Читайте также:  Мастер таблиц это способ создания

По способу изготовления различают сырые и фриттованные глазури, по составу – полевошпатовые, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др. Кроме того, глазури могут быть прозрачные и непрозрачные, (глухие), цветные и бесцветные, матовые, кракле, с металлическим отливом, восстановительного пламени (металлические отблески), самосветящиеся, потечные.

Керамические краски
Керамические краски подразделяют на надглазурные и подглазурные. Надглазурные наносят на глазурованное изделие и закрепляют декоративным обжигом.

Подглазурные наносят на неглазурованное изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают.

Надглазурные отличаются меньшим блеском и стираются при продолжительной службе; подглазурные, будучи защищенными слоем глазури, являются очень долговечными. Надглазурные краски – это смесь пигментов с флюсами, подглазурные – смесь пигментов с глазурью. Флюсами для надглазурных красок служат специальные легкоплавкие стекла.
Для надглазурных росписей применяют люстры и препараты золота.

Люстр – раствор солей металлов в органическом растворителе (ка­нифоль в скипидаре, лавандовое масло).

Бесцветный (ирризирующий) люстр изготавливается на основе оки­си висмута. После обжига остается пленка (бензин на поверхности во­ды). Окись висмута припаивает тонким слоем, в противном случае оста­ется пепел – температура обжига 720–750°С.

Люстры разных цветов смешиваются друг с другом.

Препарат золота – 10–12%-й – раствор соли золота в органических растворителях; температура обжига до 790°С. Органические соединения выгорают, остается тонкая молекулярная пленка чистого золота.

В качестве керамических красителей используются также растворы солей металлов (кобальта, хрома, железа и пр.). При нанесении на сухое или утильное изделие они впитываются в черепок и становятся незаметными, но после обжига проявляются. Рисунок солями не имеет четкого контура, он мягок и акварелен.

Ангобы
Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, состоящее из глиняной массы, наносимой в сметанообразном состоянии на по­верхность изделия сплошным или несплошным слоем. Ангобы наносят на изделие для получения более гладкой поверхности, для маскировки нежелательной окраски, создания рельефного рисунка и т.п.

Ангоб, как правило, наносят на сырые, слегка подвяленные изделия, например на майоликовые, для которых характерна такая отделка.

Ангобы разделяют на глинисто-песчанистые и флюсные. Первые применяют на майоликовых и гончарных изделиях художественно-бы­тового или хозяйственного назначения. Флюсные ангобы применяются преимущественно в архитектурно-художественной керамике.

Рецепт белого ангоба:
глина беложгущаяся – 80%;
кварцевый песок (молотый) – 20%;
вода – влажность 60%.

Цветные ангобы получают на основе белого, путем ввода красящих окислов металлов или пигментов (окислы меди, хрома, железа) в количестве от 3 до 15%. На изделие ангоб наносится окунанием, поливанием, пульверизацией, кистью, рожком, пипеткой.

Декорирование керамических изделий
Декорирование является важным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамический изделий. Оно придаёт изделиям законченный вид, их художественное достоинство во многом зависит от способа декора и техники его исполнения.

Методы декорирования
Декорирование скульптурными методами производят на свежеотформованном или подвяленном изделии, находящемся в кожетвердом состоянии.

Декорирование живописными методами ведут на высушенном, обожженном, глазурованном изделиях.
Рельеф – любое выпуклое изображение, возвышающееся над поверхностью материала, или изображение, вдавленное в толщу материи (контррельеф). Рельефы, в частности контррельефы, наносятся в виде всевозможных вмятин, штрихов, полосок, украшающих гончарные изделия, которые можно наносить с помощью стеков, монет, колечек, наперстков, пуговиц, пилочек и других предметов домашнего обихода. Пользуясь ими как печатью, можно приготовить специальные штампики из глины, дерева или гипса, которые покрывают лаком для усиления их прочности.

Техника создания рельефа в гипсовой форме сводится к получению в самой форме негативного рельефа, то есть контррельефа. Рельефы образуются на изделии в результате формовки в гипсовых формах. Нанесение рельефного орнамента или скульптурных деталей возможно выполнять прямо на гипсовой модели пластилином.
В гипсовой форме рельеф ещё раз тщательно прорабатывается.

Ажур – вид декора, когда рисунок создаётся посредством сквозной резьбы материала. Вырезывание осуществляют под некоторым углом, соз­давая впечатление вырезов больших размеров, чем они есть на самом деле.

Живописный метод декорирования используется по обожжённому и глазурованному изделию. Применяется как ручная роспись подгла­зурными и надглазурными красками, так и механические способы деко­рирования (декалькомания, шелкография, аэрография, печать, штамп и др.), которые используются на предприятиях художественной керамики.

Само название красок – надглазурные и подглазурные – объясняет, что в одном случае живописный декор наносят на глазурованную повер­хность готового изделия, а в другом случае живопись наносят на кера­мическую основу изделия до покрытия её глазурью и проведения про­цесса обжига, таким образом она оказывается под глазурью. Декоратив­ный эффект в этих случаях получается различный, своеобразный.

Надглазурная живопись
Краски наносят кистью или пером, затем изделия подвергают деко­ративному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и прочно закрепляются на глазурованной поверхности изделия. Надгла­зурная роспись после обжига характеризуется чёткостью, выпуклостью рисунка, а также большим разнообразием палитры (оттенков) красок и более интенсивным их звучанием, чем в подглазурной живописи.

До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления (в случае неудачного нанесения рисунка) вплоть до снятия живописного слоя целиком при помощи смоченного в скипидаре тампона. После завершения декоративного обжига живопись также исправляют, повторив её в выгоревших местах, усиливая интенсивность звучания, прописав ещё раз полностью. После этого изделие обжигается.

Для того чтобы надглазурные краски в процессе росписи плотно прилипали к поверхности изделия и не отслаивались при сушке, разводят их скипидаром и скипидарным маслом и тщательно растирают шпателем.

Для керамической живописи применяют кисти беличьи, колонковые (рис. 8). Они очень эластичны. В зависимости от характера выполняемой работы используют кисти различной формы: мазковые, отводочные, пестроточные.

Надо помнить, что керамические краски и цветные глазури в большинстве случаев после обжига резко изменяют свой цвет. Они становятся более яркими в силу происхождения в них сложных химических процессов при повышении температуры обжига, в результате чего образуются окрашиваемые соединения, которые и придают интенсивное звучание декору. Для получения нужного цвета или оттенка рекомендуется пользоваться так называемой контрольной палитрой (образцы обожжённых красок), где каждый цвет краски значится под определенным номером.

При росписи также необходимо учитывать температуру обжига каждой используемой краски (вначале следует наносить краски с более высокой температурой плавления, например пурпурные) во избежание выгорания легкоплавких при декоративном обжиге.

Нужно знать, какие краски можно смешивать на палитре в процессе работы, а какие при этом могут дать грязный тон. Лучше смешиваются синие, фиолетовые, пурпурные краски. Тёплые краски при смешивании друг с другом могут растворяться одна в другой. Пурпурные (золотосодержащие) и синие примешиваются почти ко всем краскам, кроме красных на основе селена и хрома.

Читайте также:  Оплату произвести любым способом

Синие с жёлтыми и пурпурными – хорошие смеси.
Красная коралловая не смешивается ни с чем.
Красные на основе селена смешивают друг с другом.
Нанося на керамический материал слой краски, важно уметь пользоваться кистями, набирая краску лишь на кончик кисти или на одну сторону (для мазка с растяжкой).

Подглазурная роспись
При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность изделия, после чего глазуруют, а затем подвергают политому обжигу. В этом случае декоративный (муфельный) обжиг не проводится.

Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный – живопись по утилю (изделия после первого обжига). В живописи по сырому изделию краски наносят на подсушенное изделие, находящееся в суховоздушном состоянии.

По сравнению с надглазурной подглазурная живопись более долговечна и прочна, т.к. сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. В подглазурной росписи сложность процесса заключается в том, что краски имеют способность прочно впитываться в черепок утильного изделия и даже при тщательной очистке ненужной краски на этом месте после обжига обязательно останется тёмное грязное пятно. Нельзя перекрывать неудавшийся мазок – получится глухое пятно. Подглазурная роспись требует точности и выразительности мазка. Примером мастерского владения техникой может служить роспись кобальтом гжельских изделий.

Роспись солями оксидов металлов осложняется тем, что эти растворы в большинстве случаев представляют собой бесцветные жидкости, и трудно ориентироваться в том, какой по качеству и силе звучания положен мазок. После нанесения растворов солей они, впитываясь в поверхность изделия, как бы исчезают, не оставляя внешнего следа и проявляются только после обжига. Для облегчения работы с солями к ним добавляется немного красителей (чернила, акварель), которые во время обжига выгорают.

Декорирование глазурями
Для придания изделиям художественной керамики наиболее декоративного и эффектного вида применяют различные глазури. Глазурь наносят на материал следующими основными способами: окунанием, поливом, пульверизацией, а также кистью.

Окунание производят вручную погружением изделия в бак с тща­тельно перемешанной глазурной суспензией, по консистенции напоми­нающей сметанообразную массу. Этот способ широко применяется при сплошном нанесении глазури на небольшие предметы и при частичном покрытии поверхности изделия глазурью.

Поливка применяется при глазуровании изделий, требующих покрытия глазурью только с одной стороны (например облицовочные плитки), а также при глазуровании внутренней поверхности посуды. Излишки глазури при этом выливаются.
Пульверизация применяется главным образом при глазуровании громоздких и легколомающихся тонкостенных изделий, а также необожжённых изделий, учитывая, что при таком способе глазурования они не размокнут.

Кистью наносится глазурь при частичном глазуровании и при использовании нескольких цветов глазури на одном изделии.
Для фарфора и фаянса более характерен декор прозрачными глазурями.

Декорирование потёчными цветными глазурями ведут обычно на майолике. Для майолики и гончарных изделий применяют легкоплавкие глазури (температура плавления не выше 1000ºС), которые подразделяют на свинцовые, щелочно-свинцовые, борно-свинцовые, бессвинцовые.

Бесцветные глазури характеризуются тем, что в их материалах отсутствуют красящие соединения, обладающие свойством при обжиге растворяться в глазурной массе.

Окраска цветных глазурей объясняется введением в состав бесцветных глазурей пигментов в виде оксидов определённых металлов и их солей.

В синей глазури цвет обусловлен введением в состав глазури оксидов или солей кобальта. Голубой цвет определяется наличием оксида меди, создающего красивые голубые и бирюзовые цвета. Зелёный цвет различной глубины и оттенка зависит от присутствия оксида меди. Оксид хрома окрашивает глазури в яркие, но малопрозрачные зелёные тона. Жёлтый цвет получают при введении в глазурь оксида железа и оксида сурьмы.

Эмаль – разновидность глазури. Это непрозрачная глухая глазурь. Эмаль применяется для цветных керамических материалов в качестве грунта, на котором пишут красками, и для росписи изделий из цветного материала.

Как грунт в основном применяют белую эмаль, наносимую на изделие методом поливания. После того, как эмаль подсохнет, по ней пишут с помощью кисти керамическими красками. После обжига создаётся впечатление, будто краски слегка тонут в эмали, давая нежные и глубокие контуры рисунков. Роспись по сырой эмали требует от исполнителя свободного владения кистью, уверенного мазка и большого навыка. Она представляет собой самую сложную технику живописи для майолики.

Для росписи изделий из красножгущихся глин применяют широкую палитру цветных эмалей. Роспись ведут техникой резерважа. Для этого эмали, предназначенные для нанесения живописного одноцветного или многоцветного рисунка, смешивают с раствором воска, скипидара и глицерина, а затем кистью пишут на предварительно очищенном от пыли изделии, используя полученную жировую эмульсию. После выполнения рисунка изделие окунают в чан с глазурным шликером. Шликер пристаёт к свободным пористым участкам, не покрытым глазурью. В процессе обжига жировой состав выгорает, а рисунок, нанесённый глазурью, остаётся.

Необычный художественный эффект достигается при украшении художественных изделий так называемыми перегородчатыми эмалями. На изделии выполняются перегородки высотой от 1 до 2 мм, разделяю­щие контуры цветовых пятен, которые будут в дальнейшем нанесены на изделие. В процессе глазурованного обжига эмали расплываются и за­крепляются на изделии, при этом контуры цветовых пятен будут четко проявляться. Этот способ широко применяют для производства архи­тектурно-художественной керамики (майоликовые вставки, панно).

Дефекты глазури. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек – сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделий. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури – снижение блеска и шероховатость, матовость – при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск – при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникать натёки – утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины – отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка – стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утильного обжига могут образоваться наколы – точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800–1000ºС – пузыри или прыщи.

Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

Источник

Оцените статью
Разные способы