История России
§ 23. Противостояние власти и революционеров в 70-х — начале 80-х гг. XIX в.
Проблема. Какую роль сыграли народники 1870-х — начала 1880-х гг. в истории России?
Вспомните значение понятий: народничество, «хождение в народ», индивидуальный террор.
Ответьте на вопрос. Какие революционные события происходили в странах Западной Европы, Америки, Азии во второй половине XIX в.?
В 1870-е гг. в России происходила консолидация революционного движения. С одной стороны, в это время в среде разночинной интеллигенции окончательно преодолевается нигилизм с его глобальным отрицанием общественных идеалов; ему на смену приходит стройная, цельная народническая доктрина с ясно выраженными позитивными целями и с не менее ясно определёнными путями их достижения. С другой стороны, в это время на основе разрозненных и потому бессильных кружков начинают постепенно создаваться единые организации, способные на серьёзные действия.
Народничество. У истоков народнического движения стоял ещё А. И. Герцен (в научной литературе его называют «отцом народничества»). Тяжёло пережив неудачу европейской революции 1848—1849 гг., он в корне пересмотрел своё отношение к Западной Европе. Если раньше Герцен воспринимал буржуазный строй в духе учения Сен-Симона как необходимую стадию на пути к социализму, то теперь видел в нём тупик. С конца 1840-х гг. Герцен начал резко критически оценивать буржуазию как реакционную силу, готовую на всё, лишь бы не потерять своё господствующее положение. Соответственно меняется отношение Герцена к России, которую он раньше считал безусловно отсталой страной. Теперь в этой отсталости он видел залог великого будущего: ведь в России нет сильной буржуазии, зато здесь сохранилось «великое сокровище», утерянное Западом, — крестьянская община, в которой в зародыше содержится всё необходимое для построения социализма. Для распространения подобных воззрений немало сделал и Н. Г. Чернышевский, который писал о социалистической сущности общины.
В конце 1860-х гг. идеи Герцена и Чернышевского подхватили М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв.
Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь. Так, М. А. Бакунин видел такое средство в бунте, в стихийном крестьянском восстании, которое, по его мнению, могло вспыхнуть в России в любую минуту. Крестьяне, считал Бакунин, к революции совершенно готовы и ждут лишь толчка, который должна им дать революционно настроенная интеллигенция. Сторонники Бакунина составили бунтарское направление в народничестве.
П. Л. Лавров также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную побудить к ней народные массы. Но он считал, что потребуется достаточно длительный период, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, — период пропагандистской работы. Сторонники Лаврова составили пропагандистское направление.
И наконец, П. Н. Ткачёв, главный теоретик заговорщического направления, разделял многие взгляды Нечаева. Он исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и в условиях господства самодержавно-бюрократического режима с его мощной системой полицейского надзора практически непреодолим.
Поднять народ на революцию Ткачёв считал делом нереальным. Освободить народ могла только интеллигенция, полагаясь исключительно на собственные силы. Но эти силы были невелики, и Ткачёв делал ставку на заговор, вооружённый переворот, захват власти. Затем революционное правительство сверху проведёт необходимые для победы социализма преобразования.
«Хождение в народ». С начала 1870-х гг. в Петербурге, Москве, ряде других городов возникали кружки, члены которых всё в большей степени увлекались народничеством. Особенно популярны были эти взгляды среди учащейся молодёжи Петербурга. Здесь складываются кружки чайковцев (по имени одного из руководителей — Н. В. Чайковского; с этим кружком было связано начало деятельности таких революционеров, как П. А. Кропоткин, М. А. Натансон, С. Л. Перовская), долгушинцев (по имени его создателя А. В. Долгушина) и др.
Поначалу среди революционных народников безоговорочным успехом пользовались бунтарские взгляды Бакунина. Под их влиянием в 1874 г. народники совершили «хождение в народ» — несколько сотен пропагандистов отправились в деревню поднимать крестьян на восстание. Никаких результатов добиться не удалось, но общество это движение взбудоражило, а власть напугало.
С 1875 г. начинается второе «хождение в народ», на этот раз в духе наставлений Лаврова. Пропагандисты теперь стремились внедриться в крестьянскую среду, установить с крестьянами постоянные контакты, расположить их к себе. Конечная цель оставалась прежней — поднять народ на грандиозную социальную революцию.
Реакция власти. Быстрый рост революционного движения не мог не тревожить правительство. Оно ответило усилением административно-полицейских карательных мер. Главным «изобретением» стал закон 1871 г. По нему полицейские и жандармские офицеры на местах получили право не только арестовывать подозреваемых в совершении государственных преступлений, но и решать их дальнейшую судьбу, в частности отправлять в ссылку в «места, не столь отдалённые» — в глухие провинциальные городки. Для этого нужно было лишь получить через «особое совещание» министра юстиции и шефа жандармов высочайшее соизволение, т. е. согласие царя, которое, как правило, давалось почти автоматически. Подобную ссылку, получившую название административной, власти практиковали чрезвычайно широко. Однако ни эта, ни другие репрессивные меры не помогли справиться с революционным движением.
«Земля и воля». В 1876 г. революционные народники создали организацию с тем же названием, что и организация начала 1860-х гг., — «Земля и воля». У её истоков стояли Г. В. Плеханов, М. А. Натансон, О. В. Аптекман, А. Д. Михайлов. Позже в неё вступили Л. А. Тихомиров, А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская и др. Всего в организации было около 200 членов. Руководил ею выбранный центр в количестве 30 человек. В провинции «Земля и воля» создавала свои местные общества, которые действовали в значительной степени автономно. В целом «Земля и воля» представляла скорее «федерацию кружков», чем единую, строго централизованную организацию.
Поначалу землевольцы пытались вести, как и их предшественники, пропаганду социалистических идей и народного восстания, однако никаких успехов они не достигли.
В 1879 г. внутри «Земли и воли» формируется группа единомышленников, настроенная на принципиальный пересмотр своих позиций. По их мнению, в условиях полицейского террора, при отсутствии свободы слова и гарантий неприкосновенности личности рассчитывать на успех пропагандистской деятельности не приходится. Прежде чем вести широкую социалистическую пропаганду, необходимо в корне изменить государственный строй России, добиться введения в стране конституции, свободы слова, печати и т. д. А так как найти поддержку в массах пока невозможно, то в этой борьбе за политические права революционерам надо рассчитывать лишь на самих себя. Следовательно, необходимо максимально укреплять и совершенствовать организацию, с тем чтобы придать ей максимально сплочённый, боевой характер. При этом среди средств борьбы с правительством на первый план неизбежно выходил индивидуальный террор. Ведь это было чуть ли не единственное средство, с помощью которого несколько сотен человек могли надеяться повлиять на мощную государственную систему, напугать возглавлявших её сановников, заставить их пойти на уступки. Таким образом, часть землевольцев явно собиралась взять на вооружение идеи Ткачёва.
Новая точка зрения наряду со сторонниками имела и убеждённых противников, считавших её ошибочной в принципе: по их мнению, никакие конституции не смогут реально улучшить положение крестьян; индивидуальный же террор лишь отвлекает революционеров от главного дела — подготовки крестьянской революции и приводит к неоправданным потерям в их среде. Споры между «деревенщиками»-пропагандистами и «политиками»-террористами становились всё более ожесточёнными и привели к расколу. В 1879 г. на трёх съездах — в Липецке, Воронеже и Петербурге — руководители «Земли и воли» приняли решение разойтись, создав две новые, независимые друг от друга организации.
Одна из них — «Чёрный передел» во главе с Плехановым, пытавшаяся действовать в пропагандистском направлении, просуществовала недолго. В 1880 г. она была разгромлена; её руководители эмигрировали. Судьба другой организации — «Народной воли» — была иной.
«Народная воля» в борьбе с самодержавием. Возглавлял «Народную волю» Исполнительный комитет (ИК), в который вошли яркие и незаурядные личности: А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др. ИК взял на себя не только руководящие функции в целом, но и организацию террористической деятельности, которая стала для «Народной воли» определяющей. Поначалу лидеры «Народной воли» рассчитывали организовать эту деятельность максимально широко. Однако, убив несколько наиболее «вредных» представителей власти, народовольцы сосредоточили все свои силы на организации убийства главы государства — царя Александра II.
«Охота на царя» началась с осени 1879 г. На Александра II было организовано семь покушений. Так, в ноябре 1879 г. народовольцы прорыли подкоп под железную дорогу недалеко от Москвы, заложили мину и взорвали царский поезд (сам царь проехал раньше в другом поезде). В феврале 1880 г. народовольцы произвели покушение на Александра II непосредственно в его резиденции — Зимнем дворце. Зал, где царь собирался принять иностранных гостей, был взорван. Император вновь не пострадал.
С. Л. Перовская и А. И. Желябов
Несмотря на неудачи, эти покушения потрясли власть и заставили её пойти на определённые уступки. В феврале 1880 г.
Александр II подписал указ о создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе комиссии царь поставил генерала М. Т. Лорис-Меликова — деятеля либерального направления.
Генерал продолжил беспощадную борьбу против революционеров, однако сумел придать ей гораздо более целенаправленный и упорядоченный характер. III отделение, скомпрометировавшее себя полной неспособностью справиться с революционерами новой формации, Лорис-Меликов ликвидировал. Политическую полицию он подчинил Министерству внутренних дел (в 1880 г. он сам стал министром внутренних дел) и постарался сделать её более профессиональной, переориентировать с массовых репрессий на хорошо подготовленные точечные удары против конкретных революционеров. Эта тактика довольно быстро увенчалась успехом: во второй половине 1880 г., отчасти из-за ряда случайностей, «Народная воля» лишилась многих своих лидеров. Арестовали Желябова, Михайлова и других членов ИК. Казалось, полный разгром «Народной воли» не за горами.
Но подобные чисто репрессивные меры не удовлетворяли Лорис-Меликова. Он считал, что справиться с революционерами власть сможет, лишь «помирившись» с обществом и устранив причины, порождающие революционное движение, путём разумных последовательных реформ. Придя к власти, он сразу же несколько ограничил цензуру, дал указания губернаторам не теснить без нужды земства. Самое же главное, Лорис-Меликов представил царю проект, в котором предлагал создать «подготовительные комиссии» для разработки законопроектов по наиболее важным финансовым и административным вопросам. При этом Лорис-Меликов предлагал сделать эти комиссии смешанными по составу, включив в них наряду с назначенными правительством чиновниками выборных представителей земств. Таким образом, к законотворческой деятельности допускались представители общества. Мало того, Лорис-Меликов предполагал допустить их и к деятельности законосовещательной: нескольких представителей земств и городских дум предполагалось ввести в Государственный совет, позволив им принимать участие в обсуждении законов.
М. Т. Лорис-Меликов
При всей ограниченности своего проекта Лорис-Меликов, несомненно, стремился заставить самодержавие поделиться толикой власти с обществом. Там сразу же оценили добрую волю диктатора; в либеральной среде он приобрёл немалую популярность. Зато Лорис-Меликова возненавидели в реакционных кругах. Его проект здесь оценили как разрушительный, увидев в нём злостное потворство революционерам. Столь же непримиримо отнеслись к диктатору и его проекту и сами революционеры.
Утром 1 марта 1881 г. Александр II выразил полное согласие с проектом Лорис-Меликова и приказал созвать Комитет министров для его обсуждения. Через несколько часов царь выехал в город; на берегу Екатерининского канала на него было совершено последнее покушение. Взрыв первого снаряда не достиг цели. Царь выбрался из покорёженного экипажа живым и невредимым, но второй снаряд, брошенный И.И. Гриневицким, смертельно ранил и царя, и террориста. Цареубийство стало высшей точкой в деятельности «Народной воли» — больше ничего значительного, вплоть до своего разгрома, она совершить не смогла. Сами цареубийцы, и непосредственные участники покушения, и организаторы, были казнены.
Таким образом, отчаянная борьба революционеров с правительством, которая велась со всё возраставшим ожесточением, привела к кризису власти. Правительство, не отказываясь от продолжения антиреволюционной борьбы, вынуждено было пойти на реформы, которые со временем могли привести к серьёзным последствиям. Однако убийство Александра II сорвало эти планы. Вместо реформ в России наступил период правительственной реакции.
1. Как и под влиянием каких событий изменились взгляды А. И. Герцена в 40—50-е гг. XIX в.? Почему Герцена называют «отцом народничества»? 2. Продолжите заполнение таблицы «Революционные организации 60—70-х гг. XIX в.». 3. Объясните, что объединяло и что отличало революционные организации 60-х гг. XIX в. и народническое движение 70-х гг. XIX в. 4. Сравните взгляды идеологов бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений. Чьи идеи кажутся вам наименее утопическими? Аргументируйте свою точку зрения. 5. Какие способы борьбы применяла власть против «революционного брожения»? Чем отличался от традиционных способов подавления революционного движения проект, предложенный М. Т. Лорис-Меликовым? Объясните, почему его деятельность во главе комиссии по охране государственного порядка называли «диктатурой сердца». 6. Проанализируйте деятельность «Народной воли». На её примере определите действенность революционного террора. 7. Можно ли утверждать, что убийство Александра II привёло народовольцев к цели? Используя источник, определите, как оценивает перспективы развития страны Исполнительный комитет «Народной воли». Дайте оценку его взглядам. 8*. Напишите эссе на тему «Крестьянская община в представлении крестьян, чиновников, революционеров-народников». 9*. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из народников XIX в.
Документы и материалы
1. ИЗ СТАТЬИ Н. А. МОРОЗОВА «ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УБИЙСТВ» («ЛИСТОК «ЗЕМЛИ И ВОЛИ», № 2—3, 22 МАРТА 1879 г.)
. Политическое убийство — это осуществление революции в настоящем. «Неведомая никому» подпольная сила вызывает на свой суд высокопоставленных преступников, постановляет им смертные приговоры — и сильные мира чувствуют, что почва теряется под ними, как они с высоты своего могущества валятся в какую-то мрачную, неведомую пропасть. С кем бороться? Против кого защищаться? На ком выместить бешеную ярость? На кого направить эту страшную своей дисциплиной, созданную веками всё развращающих усилий государства силу? Кругом никого. Неизвестно, откуда явилась карающая рука и, совершив казнь, исчезла туда же, откуда пришла — в никому неведомую область. Кругом снова тихо и спокойно. Только порою труп убитого свидетельствует о недавней катастрофе. Враги чувствуют, как самое существование их становится невозможным, они чувствуют своё бессилие среди своего всемогущества. Политическое убийство — это самое страшное оружие для наших врагов, оружие, против которого не помогают им ни грозные армии, ни легионы шпионов. Вот почему враги так боятся его.
2. ИЗ ПИСЬМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА «НАРОДНОЙ ВОЛИ» АЛЕКСАНДРУ III. 10 МАРТА 1881 г.
. Да, ваше величество, не обманывайте себя отзывами льстецов и прислужников. Цареубийство в России очень популярно.
Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, во избежание напрасной гибели сил, во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь. Верьте, что, как только верховная власть перестанет быть произвольной, как только она твёрдо решится осуществлять лишь требования народного сознания и совести, вы можете смело прогнать позорящих правительство шпионов, отослать конвойных в казармы и сжечь развращающие народ виселицы. Исполнительный] комит[ет] сам прекратит свою деятельность и организованные около него силы разойдутся для того, чтобы посвятить себя культурной работе на благо родного народа. Мирная, идейная борьба сменит насилие, которое противно нам более, чем вашим слугам, и которое практикуется нами только из печальной необходимости.
Мы обращаемся к вам, отбросивши всякие предубеждения, подавивши то недоверие, которое создала вековая деятельность правительства. Мы забываем, что вы представитель той власти, которая столько обманывала народ, сделала ему столько зла. Обращаемся к вам как гражданину и честному человеку. Надеемся, что чувство личного озлобления не заглушит в вас сознания своих обязанностей и желания знать истину. Озлобление может быть и у нас. Вы потеряли отца. Мы теряли не только отцов, но ещё братьев, жён, детей, лучших друзей. Но мы готовы заглушить личное чувство, если того требует благо России. Ждём того же и от вас.
Мы не ставим вам условий. Пусть не шокирует вас наше предложение. Условия, которые необходимы для того, чтобы революционное движение заменилось мирной работой, созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий, по нашему мнению, два:
1) общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга;
2) созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями.
Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного и мирного развития. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия со своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием.
Итак, ваше величество, решайте. Перед вами два пути. От вас зависит выбор. Мы же затем можем только просить судьбу, чтобы ваш разум и совесть подсказали вам решение, единственно сообразное с благом России, с вашим собственным достоинством и обязанностями перед родною страной.
3. ИЗ ПИСЬМА К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III. 1881 г.
Измучила меня тревога. И я решаюсь опять писать, потому что час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда.
Если будут вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступить так называемому общественному мнению, — о, ради Бога, не верьте, ваше величество, не слушайте. Это будет гибель, гибель России и ваша: это ясно для меня, как день. Безопасность ваша этим не оградится, а ещё уменьшится. Безумные злодеи, погубившие родителя вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. Их можно унять, злое семя можно вырвать только борьбой с ними на живот и на смерть, железом и кровью. Хотя бы погибнуть в борьбе, лишь бы победить. Победить не трудно: до сих пор все хотели избегать борьбы и обманывали покойного государя, вас, самих себя, всех и всё на свете, потому что то были не люди разума, силы и сердца, а дряблые евнухи и фокусники.
Нет, ваше величество: один только и есть верный, прямой путь — встать на ноги и начать, не засыпая ни на минуту, борьбу, самую святую, какая только бывала в России. Весь народ ждёт вашего властного на это решения и, как только почует державную волю, всё поднимется, всё оживится, и в воздухе посвежеет.
1. Подтвердите или опровергните мнение народовольцев: «Цареубийство в России очень популярно» (документ 2). 2. На основании документов 1 и 2 определите, как обосновывали необходимость индивидуального террора его сторонники. Согласны ли вы с их доводами? Своё мнение аргументируйте. 3. Выделите в документе 2 условия, которые, по мнению авторов, предотвратят революцию в России. Почему, на ваш взгляд, Александр III не принял предложение народовольцев? 4. На основании документов 2 и 3 назовите «пути» политического развития России. Найдите их характеристики в каждом источнике. Сравните мнения Исполнительного комитета «Народной воли» и К. П. Победоносцева. Кто из авторов, на ваш взгляд, более убедителен?
Источник