Какие способы бальзамирования описывает геродот

Какие способы бальзамирования описывает геродот

₪История Античности₪ запись закреплена

Вот так Геродот описал три способа мумификации в Египте:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез чуть ниже живота и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)

Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет собой следующее:

«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).

Источник

Раскрыты секреты египетской мумификации

Новейшие исследования древнеегипетских мумий при помощи томографа опровергают сообщения «отца истории» Геродота о том, что древние египтяне при бальзамировании якобы с помощью трубки для промывания впрыскивали в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая паха и не извлекая внутренностей. Результаты исследования опубликованы недавно.

В V веке до нашей эры греческий историк Геродот из Галикарнаса, которого Цицерон удостоил почетного имени Pater historiae (Отец истории), смог присутствовать при бальзамировании мумий. Соавтор исследования американский антрополог Эндрю Уэйд (Andrew Wade) из университета Западного Онтарио, как пишет интернет-издание LiveScience, отмечает, что Геродоту несказанно повезло, поскольку бальзамировщики тщательно охраняли свои технологии от конкурентов.

Процесс мумификации представлял собой доходный промысел и в греке вполне могли усмотреть человека, занимающегося промышленным шпионажем. Когда мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной, то, как писал Геродот, она делилась на три класса: «При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования […]. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией (дикая корица — ред.) и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70‑дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене».

Читайте также:  Способы судебной защиты интеллектуальных прав

Во второй книге «Истории» Геродота, которая называется «Евтерпа», читаем: «Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая». Третьим способом бальзамирования, которым бальзамировали бедняков, по Геродоту был такой, при котором в брюшную полость вместо дорогого кедрового масла вливали сок редьки.

Уэйд со своим тезкой и коллегой Эндрю Нельсоном (Andrew Nelson) проштудировал литературу с описанием бальзамирования 150 древнеегипетских мумий, обращая внимание на детали бальзамирования. Учеными была также проведена компьютерная томография и 3D реконструкция семи мумий. Результаты исследования таковы: как богатым, так и бедным внутренности удаляли через брюшной разрез, хотя иногда богатым делали разрезы через задний проход. Более того, обнаружено крайне мало свидетельств использования кедрового масла. Лишь у четверти мумий сердца не удалены.

Комментируя это, Уэйд высказал предположение, что подобная практика совпадает с переходным периодом, когда средний класс получил доступ к мумификации и оставленное на месте сердце стало восприниматься как признак высокого положения умершего в обществе. «Хоть чем-то элита хочет отличиться от народа, потому что она управляет», — заметил Уэйд. По поводу описанного Геродотом способа удалять мозг через носовую полость, Уэйд сказал, что приблизительно у одной пятой исследованных мумий мозги не удалены. У всех других они были изъяты описанным «отцом истории» способом, то есть через ноздри. Об этом эти же исследователи писали в упомянутом выше издании в августе 2011 года.

По мнению Давида Ханта (David Hunt), антрополога Смитсоновского института из Вашингтона, результаты исследования показывают, насколько различными были методы бальзамирования, применявшиеся в античном мире. На протяжении трех тысячелетий люди подхватывали и усовершенствовали старинные способы мумификации. И еще: своих покойников в Судане люди бальзамировали иначе, чем это проделывали в Александрии.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Как сделать мумию

Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов

Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танато­практик, патолого­ана­том и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почет­ная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выпол­нения проце­ду­ры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого чело­века — переход в загробный мир. Успеш­ность этого перехода зависела от мно­­гих факторов, но одним из главных считалась правильная сохран­ность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зави­симости от финан­сового положения усопшего. В «Истории» Геродот описы­вает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начи­налось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и прос­тым способом мумифицирования было влить в брюш­ную полость умер­шего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.

Читайте также:  Типы питания способы добывания пищи

Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желу­док. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.

Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древне­египетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструк­ция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.

1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подма­стерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духов­ную часть ритуала.

2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы испол­няете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.

Анубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum

3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарай­тесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).

4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевер­нуть на живот.

Мумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вы­нуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специя­ми. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.

Читайте также:  Акцентное освещение это способ выделения светом отдельных элементов фасада ниши лепнина колонны

6. Положите извлеченные органы в сосуды из алебастра. Желудок, кишеч­ник, легкие и печень нужно высушить, завернуть в ткань, пропитанную смо­ла­ми, и сложить в четыре алебастровых сосуда — их называют канопи­чес­кими Термин «канопические сосуды» ввели в обиход антиквары и ранние египтологи в XIX веке. Греки писали, что в городе Кано­пус почитали божество в форме вазы с чело­веческой головой. Так и возникло название для ритуальных сосудов с головами людей и животных. Считается, что первым предна­значение сосудов понял один из осно­вате­лей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году. . Крышка каждой канопы соответствует одному из сыновей бога Гора. Желудок пойдет в вазу бога Дуамутефа с головой шакала, легкие — в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны, для кишечника предусмо­трен сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа. Наконец, печень отправится в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Печень пользо­валась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию. Потом все четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.

Канопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art

7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе пере­хода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.

Суд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.

9. Проведите процедуру обертывания. Для этого вам понадобится много льняной ткани, смола, амулеты и профессиональный чтец заклинаний, ведь каждый круг обертывания сопровождается специальными молитвами. В ткань также нужно будет завернуть амулеты, папирусы с заклинаниями и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками С Тутанхамоном, например, завернули кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита. . Разогрейте смо­лу: она выполняет функцию клея. Начинайте обертывание с ног, но не по от­дельности, а в один бандаж.

Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой вер­сии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.

Церемония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.

Источник

Оцените статью
Разные способы