Какие специфические принципы дополнительного образования определяют способы достижения цели

3. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:

Вложение Размер
3_lektsiya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения : при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методика индивидуального обучения( в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка ( а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучения каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

Простые средства : а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

Сложные средства : а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно–воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения.

— принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

— принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направление творческой деятельности.

— принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

— принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами: а) изучаемый материал делиться на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения; б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения; в) при изучении учебного курса в целом устанавливается внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

— принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то , что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то , что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные(но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

— принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально включить все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать о чем –то, а следует дать возможность наблюдать , измерять , трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

— принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения.

— принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения деятельности. Это может произойти, если:

— в процессе обучения ребенок проявил познавательную активность;

— проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала:

— в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

— систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

Источник

«Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе»
статья на тему

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Скачать:

Вложение Размер
sektsiya_pedagogov.docx 16.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Ракитянский Дом детского творчества»

«Цели, задачи и функции дополнительного

образования детей в российской образовательной системе»

Методист Дома детского творчества:

Шаповалова Ксения Валерьевна

Цели, задачи и функции дополнительного образования детей в российской образовательной системе

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта. Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте – результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одарённых детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодёжи к изменяющимся условиям жизни.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания, развития;
  • практико-деятельностная основа образовательного процесса

Источник

Методические рекомендации по организации системы дополнительного образования в образовательной организации

Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».

Автор: admin
Дата записи

Особенности современного дополнительного образования.

Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».

Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым.

Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общения, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение происходит на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Делятся они по направленностям, которых в системе дополнительного образования 11. При реализации программ надо соблюдать следующие условия: 1. программа реально должна отражать потребности обучающихся; 2. наличие специалиста-профессионала, который не только сам разбирается в данной области обучения, но и способен увлечь этим ребят. Чтобы образовательное назначение действительно явилось подсистемой общего образования надо:

1. выявить те интересы ребят, которые следует развивать;

2. решить кадровый вопрос;

3. познакомить педагогов, с уже существующим, банком образовательных программ дополнительного образования детей, интересующей направленности, или сподвигнуть педагогов на написание своей программы деятельности;

4. разработать программу интеграции основного и дополнительного образования.

На сегодня этот блок всё чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Это могут быть разовые игровые программы, конкурсные и фестивальные программы, тематические дни, недели, смотры, творческие концерты и т. д. В итоге эти программы должны научить ребят практическим навыкам проведения своего свободного времени. Главная ценность системы дополнительного образования в том, что обучение и развитие ребёнка здесь происходит в соответствии с принципом природосообразности, его важность точно определил великий педагог Ян Амос Каменский, который сказал: «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы… Что делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И, если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперёд в том, к чему его влечёт скрытый инстинкт, и затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».

Каковы же особенности современной системы дополнительного образования и в чём актуальность её развития в современной школе?

1. Программы не рассчитаны на ученика вообще, как в школе, а направлены на конкретного ученика, его интерес и природосообразность. Не транслируются сверху, а предлагаются по выбору.

2. Во время обучения происходит динамичное реагирование на изменяющиеся потребности детей и родителей.

3. Полученные ЗУНы не носят абстрактный характер, а являются практически ориентированными, помогающие ребёнку адаптироваться в обществе.

4. Присутствие совершенно иного типа взаимодействия педагога с ребёнком. В системе дополнительного образования между партнёрами всего процесса формируется развивающая среда: сначала создаются условия оптимальные для развития ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в совместной деятельности педагога и ребёнка, а потом выход на творчество. Поэтому дополнительное образование стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.

5. В дополнительном образовании ребёнок чаще испытывает ситуацию успеха, так как предоставлена возможность проявить себя, свои способности, развить талант и повысить мастерство.

6. Система дополнительного образования играет существенную роль в самоопределении ребёнка и профориентации.

7. Здесь реализуется право ребёнка овладеть знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме.

8. Дополнительное образование – это образование без каникул и, практически, без возраста, что определяет фактор непрерывного образования личности.

Дополнительное образование должно стать неотъемлемым компонентом любого образовательного учреждения, поскольку главным был и остаётся приоритет каждого ребёнка.

Четыре основные модели организации дополнительного образования детей.

номер модели названия объединений основные характеристики
первая модель кружки, секции Набор случаен, так как определяется не столько потребностью детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
вторая модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции Отличается внутренней организованностью каждой структуры, но единой управляемой системы нет.
третья модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями Тесное взаимодействие общеобразовательной школы со смежными учреждениями, разработка совместных программ деятельности, при этом значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
четвёртая модель Создание УВК (учебно – воспитательный комплекс). Использование сети кружков, секций, клубов. Эта форма наиболее эффективна, так как органично сочетаются возможности обоих учреждений. Например, на базе общеобразовательного учреждения действует профильное учреждение дополнительного образования – художественная, спортивная или музыкальная школы. В итоге выстраивается слаженная система, происходит интеграция общего и дополнительного образования, что формирует совсем новый тип образовательного пространства – гуманистическая социально – педагогическая среда.
пятая модель студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями, использование сети кружков, секций, клубов Система дополнительного образования «школы полного дня», где наиболее полно реализуются такие ведущие принципы образования как доступность и вариативность.

С чего начать организацию дополнительного образования в школе?

а) Аналитический этап.

1. Проанализировать цели и задачи своей школы. Определить направленности дополнительного образования (их 11).

2. Определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3. Проанализировать уже имеющиеся кружки и секции и сопоставить их с запросом учащихся и родителей.

4. Изучить спектр дополнительных образовательных услуг предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать вопрос о взаимодействии.

5. Изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей.

б) Проектировочный этап.

— разработка общей схемы дополнительного образования в школе.

1. Сопоставить направленности дополнительного образования в школе с целями и задачами школы.

2. Проанализировать материально-техническую и методическую базу с целью решения вопроса, где эффективнее осуществлять те или иные кружки – на базе школы или через договор о сотрудничестве на базе УДОД.

3. Проанализировать кадровое обеспечение данной деятельности, ответив на вопрос, кто будет осуществлять данные программы: учителя школы, которые автоматически становятся педагогами дополнительного образования или педагоги дополнительного образования УДОД или других специализированных учреждений.

4. Какую допрофессиональную подготовку можно осуществить через систему дополнительного образования?
Ответы на эти вопросы помогут составить расписание кружков (объединений) и скоординировать его с общим расписанием и планом воспитательной работы.

в) Этап организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования.

В программно-методическое обеспечение дополнительного образования входят:

1. Внесение в Устав школы статьи об организации блока дополнительного образования, куда следует внести:

— цель реализации дополнительного образования, названия направленностей;

— дать характеристику типам программ, которые будут реализованы;

— определить формы дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т.д.);

— дать анализ контингента для обучения и контингента педагогических работников, которые будут осуществлять данную деятельность;

— на какой основе будет реализовываться (платная, бесплатная, смешанная);

В помощь можно привлечь следующие нормативные документы:

1.1 Закон 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.

1.2 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Минобрнауки от 12.06.2012 № 504);

1.3 «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006. № 06-1844);

1.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление Главного гос.Санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41

2. Разработка положения о блоке дополнительного образования.

3. Заключение договора о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями (УДОД, спортивной школой, библиотекой, музеем и т.д.). Форма договора едина и есть в каждом учреждении.

4. Разработка должностных инструкций на работников блока дополнительного образования, утверждается директором.

5. Создание банка программ, которые также утверждаются директором образовательного учреждения.

6. Создание на базе школы методического объединения педагогов дополнительного образования и организация научно-методического сопровождения данной деятельности (методическая литература, организация обучения педагогов дополнительного образования и т.д.).

7. Осуществление в полном объеме ВШК.

3. Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе?

В соответствии с «Законом об образовании» учебный план – это документ, определяющий требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении. В отличие от стандартного учебного плана, план по дополнительному образованию школой составляется самостоятельно, в зависимости от категории и статуса образовательного учреждения, количества часов, выделенных на систему дополнительного образования и направленностей, которые развивает образовательное учреждение. Наличие учебного плана с пояснительной запиской обязательное условие реализации блока дополнительного образования в школе. В начале каждого учебного года он утверждается директором школы и согласуется директором ОМЦ.

Учебный план должен отвечать следующим требованиям:

* направленность и содержание обучения;

* закреплять системную целостность конкретной школы;

* отражать цели, задачи и содержание дополнительного образования;

* должен быть реальным и выполнимым;

Примерная структура учебного плана на год

Направленность

Название объединения

ФИО педагога

Кол-во час. в неделю

Из них групп./индив.

Источник

Читайте также:  Лучшие способы мотивация персонала
Оцените статью
Разные способы