МАЭ. №12. Предложение денег и инструменты его регулирования. Факторы, определяющие функцию и вид кривой предложения денег
Предложение денег — находящаяся в обращении денежная масса, т. е. все те деньги, которые покинули банковскую систему и находятся на руках и счетах населения.
В краткосрочном периоде величина денежной массы в стране, т. е. предложение денег, есть величина фиксированная. В этой связикривая предложения денег, характеризующая зависимость предложения денег от ставки процента,есть вертикальная прямая
1. Кривая предложения денег краткосрочного периода.
В ряде случаев, когда наблюдается чувствительность населения к колебаниям номинальной процентной ставки, а также коммерческие банки реагируют на изменение ставки процента, кривая предложения денег может быть возрастающей функцией, но вероятность наступления этого события невелика.
В долгосрочном периоде форма кривой предложения денег, характеризующая зависимость объема денежной массы в стране от цены денег (процентной ставки), зависит от тактических целей Центрального банка (ЦБ). Тактические цели ЦБ характеризуют намерения банка каким-либо образом реагировать на изменениеспроса на деньги.
2. Кривая предложения денег в условиях жесткой политики.
Если тактической целью ЦБ является сохранение неизменности денежной массы (М) при изменении спроса на деньги, то кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет вертикальна. В данном случае говорится ожесткой кредитной политике.
Такая политика проводится тогда, когда ЦБ считает, что изменение спроса на деньги связано с изменением уровня цен (р#), и для сдерживания инфляции необходимо держать неизменный объем денежной массы. В результате рост спроса на деньги предопределит увеличение ставки процента.
3. Кривая предложения денег в условиях гибкой политики
Если целью ЦБ является сохранение неизменной цены денег (ставки процента i), то в ответ на изменение спроса на деньги банк будет изменять предложение денег. В данном случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет горизонтальна. В такой ситуации ЦБ проводитгибкую политику.
Данная политика имеет место в том случае, если правительство считает, что спрос на деньги связан с инвестиционной программой, направленной на рост реального национального дохода, и для того, чтобы подъем экономики продолжался, необходимо поддерживать неизменной низкую ставку процента.
4. Кривая предложения денег в условиях промежуточной политики
Если тактической целью ЦБ является сохранение определенных темпов роста денежной массы в ответ на изменение спроса на деньги, то ЦБ при увеличении спроса на деньги увеличивает денежную массу, но в меньшей мере, чем это необходимо для поддержания неизменной
В этом случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Эта политика носит название «промежуточная» и может быть применена в том случае, если изменение спроса на деньги порождается изменением скорости обращения денег и ростом национального дохода.
Изменить денежную базу в стране ЦБ можно либо путем изменения денежной базы, что является действием предпочтительным, либо в результате воздействия на величину денежного мультипликатора.
Основными инструментами влияния на денежную массу являются:
1) проведение операций на открытом рынке (продажа-покупка ценных бумаг). Если ЦБ продает ценные бумаги, то он уменьшает денежную массу;
2) эмиссия наличных денег; воздействие на денежный мультипликатор через изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов.
Источник
14.1 Способы регулирования денежного предложения
Регулирование предложения денег в интересах всей экономики — важнейшая функция Центрального банка. Он контролирует предложение денег, воздействуя на избыточные резервы коммерческих банков.
1) операции на открытом рынке;
2) изменение учетной ставки;
3) изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке
Этот способ является основным инструментом регулирования денежной массы. В ситуации излишка денежной массы в обращении Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации такого излишка на денежном рынке. Для этого Центральный банк через специальных дилеров продает государственные ценные бумаги (облигации, казначейские векселя) на открытом рынке банкам или населению. Дополнительное предложение государственных облигаций на рынке понижает цены на облигации и поднимает их процентные ставки, что делает государственные облигации привлекательной покупкой для коммерческих банков и населения. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать государственные облигации, что приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, уменьшению ссуд и, следовательно, к мультипликативному эффекту снижения предложения денег в стране. Изменение учетной ставки
Учетная ставка (ставка рефинансирования) — это процент, устанавливаемый Центральным банком, под который он предоставляет кредиты коммерческим банкам.
Коммерческий банк, берущий ссуды в Центральном банке, увеличивает свои избыточные резервы, расширяя тем самым возможность предоставления кредита. Понижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствований у Центрального банка. Кредиты коммерческих банков, основанные на этих новых резервах, приводят к мультипликативному эффекту увеличения денежного предложения. Увеличение учетной ставки снижает интерес коммерческих банков к получению заимствований у Центрального банка и в итоге вызывает уменьшение предложения денег в экономике.
Изменение нормы обязательных резервов
Норма обязательных резервов определяет значение денежного мультипликатора и влияет на соотношение обязательных и избыточных резервов коммерческих банков. Увеличение нормы обязательных резервов Центрального банка приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.
Источник
Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы
23.1. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.
Основные цели денежно-кредитного регулирования
На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:
- поддержание стабильности цен;
- достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
- обеспечение экономического роста;
- обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
- поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
- обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.
Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабильности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.
Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.
Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:
- уменьшение макроэкономических рисков;
- расширение внутреннего кредита;
- концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.
В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.
Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:
- удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
- защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
- уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
- создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;
- формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
- развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
- расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
- совершенствование системы безналичных расчетов.
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
- спрос на деньги и предложение денег;
- объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
- скорость оборота денег;
- объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
- коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
- объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
- курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота. Более детальная их характеристика изложена в других главах учебника.
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
- проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
- достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.
Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.
Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.
Механизм реализации денежной программы
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
- экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.
При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины их возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. При регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом.
Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно, все остальные величины — относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.
Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:
- дальнейшим ростом экономики;
- снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
- ростом доверия к банковской системе.
Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т. е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.
В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.
Первый (основной) вид потребности в деньгах, т. е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.
Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.
Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты .
Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.
Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.
Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.
Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:
- денежной базой центрального банка;
- ставкой процента на денежном рынке;
- нормой обязательного резервирования.
Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.
Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.
На предложение денег также оказывают влияние:
- розничный товарооборот;
- поступления налогов и сборов от населения;
- поступления по банковским вкладам;
- поступления от реализации ценных бумаг;
- золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
- состояние сальдо платежного баланса страны;
- состояние баланса центрального банка.
Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:
- организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
- проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
- сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.
В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.
В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой инфраструктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегментах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денежного рынка.
В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррогатов, а также лимитируются проинфляционные возможности наличной денежной эмиссии.
Центральные банки влияют на предложение денег посредством:
- эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;
- рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков;
- операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.
Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.
Источник