Классификация государственных органов:
1. с учетом порядка образования (формирования):
Первичные органы – формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
Вторичные органы (производные) – это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие);
2. с учетом сферы действия:
• Высшие органы – действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
• Местные органы – это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
3. с учетом принципа разделения властей:
Законодательные органы – высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое — всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительные органы – правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов;
Судебные органы – осуществляют правосудие.
Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.
4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;
5. по характеру подчиненности: органы исключительного «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» или «вертикально-горизонтального» подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные;
8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Принципы организации и деятельности:
• принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина — предполагает соотв-щие обязанности гос. органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
• принцип демократизма — выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и орг-ции деят-ти гос. органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;
• принцип разделения властей — создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
• принцип законности — означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос. служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
• принцип гласности — обеспечивает информированность общественности о практической деят-ти конкретных гос. органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников;
• учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
• принцип профессионализма — создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицир. работников в деят-ти гос. аппарата;
• принцип сочетания коллегиальности и единоначалия — обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
• принцип сочетания выборности и назначаемости — выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
• принцип иерархичности — заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
Источник
Право
4.2. Виды органов государственной власти
Классификация органов государственной власти осуществляется по различным основаниям.
По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные.
Первичные – это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства – Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.
Производные – это формируемые другими органами государственной власти (например, Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются Советом Федерации Российской Федерации и т. д.).
По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т. д.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ограничивают свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).
По характеру компетенции выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной власти специальной компетенции.
Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.).
Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т. д.).
По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации) и единолично (Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.).
По форме осуществления государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы:
органы представительной (законодательной) власти;
органы исполнительной власти;
органы судебной власти;
контрольно-надзорные органы государственной власти.
Источник
Органы государства: понятие, признаки, виды
Первичной единицей государственного аппарата является государственный орган.
Орган государства — это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями.
Орган государства обладает следующими признаками:
1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом
4) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей;
5) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной;
Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность;
7) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовыми средствами (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы).
8) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание. Деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.
10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
12) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
ВИДЫ ГОС. ОРГАНОВ
При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания.
1) по способам формирования органов государственной власти различаются органы власти, избираемые населением, избираемые или назначаемые другими органами власти и т.п.
— К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.
— К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия.
2) В унитарных государствах система государственных органов обычно централизована и построена по иерархическому принципу. В федерациях это обычно двухуровневая система, состоящая из федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.
3) С точки зрения теории разделения властей структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
— К законодательным органам относится высший представительный орган государства — парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.
-К исполнительным органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.
— К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.
4) По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на:
— органы общей компетенции (глава государства, правительство) и
— органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).
5) По процедуре принятия решений различают:
— коллегиальные — решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа
— единоначальные органы — решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность.
6) По структуре или способу организации государственные органы классифицируются на простые и сложные.
— Простые не имеют внутренних подразделений (нотариат).
— Сложные, обладают внутренней организацией (министерства и ведомства и др.).
7) По объему властных полномочий выделяются: высшие и местные органы государства.
— Высшие органы государства осуществляют властные полномочия на территории всего государства.
— Местные органы государства осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальных единиц.
8) По срокам полномочий — постоянные и временные.
— Постоянные органы государства создаются без ограничения срока действия.
— Временные органы создаются для выполнения краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.
9) По соподчиненности органов между собой— вышестоящие инижестоящие.
10) По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.
11) По источнику финансирования — бюджетные и внебюджетные, экономически самостоятельные.
Источник