Какие органы государственной власти выделяют по способу образования

Органы государственной власти Российской Федерации

Содержание:

Власть, функционирующая в стране, подразделяется на базовые разделы: законодательную, исполнительную и судебную власть. Система органов государственной власти – совокупность государственных органов и разновидностей их управления, базирующаяся на общенациональной культуре и выполняемой роли, согласно их целям в политической структуре государства. Органы власти накладывают обязательства, которые непреложные к выполнению: демократия, принцип разделения властей и комплексность.

Виды органов государственной власти

  1. Принцип разделения власти, сюда относят: законодательную исполнительную и судебную ветвь, помимо этого принято выделять комиссии, отдельно взятых субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры, избирательные органы.
  2. Иерархия органов власти: высшие представительства; центральные представительства; территориальные представительства. Отдельно взятые субъекты РФ также подразделяются на представленные места в иерархии разделения властей.
  3. По способу формирования: выборные органы; назначенные с помощью избирательного процесса; органы, созданные на основаниях законодательство о трудовой деятельности и государственной службе; смешанные.
  4. Согласно нормативной деятельности: закреплённые конституцией; закреплённые действующими законам; закреплённые приказом резидента РФ либо же Правительства РФ (ведомства и министерства).
  5. По кадровой характеристике: единоличные (Глава субъектов РФ, Президент РФ); коллективные (министерства или правительства).
  6. По типу волеизъявления: единочальные; коллегиальные (избирательные комиссии РФ, представительства различных направлений).
  7. Тип государственного устройства подразделяются на федеративные органы власти; органы государственной власти, куда принадлежат выборные органы и отдельно взятые субъекты РФ.
  8. По компетенции органов: общая (принадлежат представительные государственные органы и глава РФ); специальная (министерства и ведомства).

Система органов государственной власти

1. Федеративный тип территориального устройства РФ предназначен для разделения существующих государственных органов на две ветви управления, функционирующих независимо от представительств высшей власти и органов государственности власти субъектов Российской Федерации.

  • Федеральные органы предназначены для управления властью в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов. Власть Федеративных органов распространена на всей территории РФ, принимаемые решения и поправки принимают обязательно форму исполнения для государственных органов и органов местного управления; отдельно взятых лиц и граждан РФ. Обеспечение исполнения решений Федеративных органов берут на себя Президент РФ и Правительство РФ.
  • К Федеративному органу принято относить следующие образования: Федеральное Собрание РФ; Суды различной направленности; ЦРБ РФ; Прокуратура. Помимо этого, Президент РФ также представляет Федеративный орган.

2. В государствах с демократическим типом управления существует система разделения властей.

  • Высшим законодательным Ораном в пределах Федерального управления представлено Федеральное Собрание, включающее в себя две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Законодательные органы могут формироваться в результате деятельности субъектов РФ.
  • В систему федеральных исполнительных органов включены Правительство РФ и различные другие органы, которые определяются Президентом РФ. Система исполнительных органов состоит из следующих элементов: должностные лица субъектов РФ, занимающие высшие посты и правительства.
  • Судебная система формируется из судебных органов, сюда относятся Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, суды местного самоуправления, областные суды и т.д.

3. На ветвях власти и органах государственной власти, которые представлены территориальными уровнями образуется организационно-правовая связь: децентрализованные органы (где нет системы прямого назначения); централизованные (иерархическое строение органов); высшие органы представлены Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Органы законодательно власти – органы, формирующиеся с помощью избирательного процесса, представлены законодательными образованиями. Главная роль органов – обеспечение правомерности. Органы исполнительной власти носят назначаемый тип и обязуются исполнять законы, прописанные в Конституции РФ.

Органы исполнительной власти – представительство является назначаемым органом. Главная цель и задачи исполнительной власти – следование Конституции РФ и иных законодательных актов.

Органы судебной власти – представлены судами и их детальностью, предубеждением криминальных актов и оказание санкций за правонарушения. Занимается охраной прав, прописанных и закреплённых Конституцией.

Читайте также:  Способы получения гмо растений

Президент РФ – главный индивид в государстве, занимающее высшую должность в государстве. Следует заметить, что президент не относятся ни к одной из трёх основных ветвей власти, он занимается согласованием принятых решений всех ветвей, позволяя функционировать государственной структуре.

Федеральное Собрание РФ – представляет законодательную власть в Российской Федерации, содержа полномочия законодательного органа и функции представительства. Создаётся Собрание из представителей различных территориальных единиц.

Правительство РФ – накладывает на себя роль исполнительной власти. Представлено управляющим органом в распорядительном взаимодействии государства. Решения принимаются коллегиально, на основе исполнительного руководства. Имеет чёткую иерархию из председателя, заместителя, министров и т.д.

Судебная власть в РФ носит независимый характер, не пересекаясь с законодательной и исполнительной ветвью.

Источник

Понятие и виды государственных органов

Понятие государственного органа

Государственный орган — структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сфере государственной деятельности.

Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.

Виды государственных органов

в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на

— законодательные органы
— исполнительные органы
— судебные органы

Законодательные органы государственной власти

Представительные (законодательные) органы публичной власти разделяются на следующие уровни:

Парламент, местные органы и местное самоуправление

Федеральный уровень — Парламенты, Федеральное Собрание (ГД и СФ)
Региональный уровень — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов федерации
Муниципальный уровень — представительные органы муниципальных образований.

Формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ними.
Законодательный орган занимает главенствующие положение в механизме государства, так как при разделении властей, законодательная является наиболее важной. Устанавливает общие требования , которая исполнительная власть должна реализовать в жизнь, и которая служит законодательной основой для деятельности судебной власти. Высшим законодательным органом является парламент. При парламентах образуются и действуют различные комитеты, которые обеспечивают эффективную деятельность законодательного органа (бюджетно-финансовая, международные дела, здравоохранение, борьба с преступностью)

Исполнительные органы публичной власти

Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:

1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
3) гос. органы при Правительстве РФ
4) служба внешней разведки
5) ФСБ
6) МВД

Глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В России по Конституции исполнительная власть принадлежит Правительству, но фактически возглавляет ее Президент, который дает указания премьер-министру и которому непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры. Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган гос.власти , который осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой представительства (ими являются премьер-министр, председатель совета. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства департаменты). Так же помощники министров.

Судебные органы публичной власти

Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел. Эта деятельность направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Независимость судов объясняется тем, что суд опирается только на закон, и только ему подчиняется.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, осуществляемая различными судами, создаваемыми в соответствии с законом.

Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
Конституционный суд Российской Федерации,
Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.

По способу создания государственные органы делятся на:

а) первичные (избираемые населением — парламент, президент) и
б) производные (образуемые первичными — правительство, суды)

В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на:

а) органы общей компетенции (правительство)
б) органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).

По способу принятия решений органы государства могут быть:

а) коллегиальными (парламент, правительство)
б) единоначальными (президент, министерство, воинская часть, орган внутренних дел).

Читайте также:  Сахарная вата способ приготовления

В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на

а) центральные (федеральные) и
б) региональные (субъекта федерации).

Источник

Органы государства: понятие и виды

Определение . Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.

Признаки государственного органа.

Орган государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) наделен властными полномочиями;

5) состоит из государственных служащих;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).

Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:

– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);

– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);

– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);

– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);

– имеет сложную структуру (С.В. Липень);

– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).

Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.

Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.

Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.

Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.

Виды компетенции.

В зависимости от содержания и объема различают:

– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);

– специальную компетенцию – в нее входят только точно поимен­нованные в юридическом документе вопросы. В области управле­ния органом специальной компетенции являются министерство, департамент.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);

б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

в) путем осуществления организационной деятельности.

Виды государственных органов.

Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:

1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;

2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);

3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);

4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;

5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);

6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;

7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.

Особенности законодательных органов.

Для законодательных органов характерно то, что они являются:

1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;

2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;

3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;

4) органом первичным – создается непосредственно народом;

5) органом коллегиальным;

6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;

Читайте также:  Способы защиты металла при сварке

7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.

Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.

Виды представительных органов.

В федеративных государствах существует три их вида:

– высшие представительные органы (парламенты);

– представительные органы власти и управления субъектов федерации;

– местные органы власти и самоуправления.

Функции парламента.

Функции парламента – это основные направления его деятельности.

Их четыре:

– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;

– законодательная – парламент принимает законы;

– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;

– финансовая – утверждает бюджет.

Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).

Особенности органов исполнительной власти.

Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:

1) управленческий характер деятельности;

2) силовой характер деятельности;

3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;

4) иерархический принцип построения, субординационный характер;

5) многочисленность аппарата;

6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.

7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;

8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – «на основе и в исполнении закона»;

9) специфический характер функций.

Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:

1) они представляют собой корпус государственных служащих, «бюрократии«; имеют некоторую «отстраненность» от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);

2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);

3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Чер­данцев).

Формы исполнительной власти.

Различают три формы исполнительных органов власти:

– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;

– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;

– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).

Функции исполнительных органов.

Обычно выделяют две основные функции:

– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;

– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.

Глава государства.

В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.

Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.

В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).

Правительство.

Правительство – центральный орган исполнительной власти.

Он характеризуется тем, что:

1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;

2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;

3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;

4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.

Источник

Оцените статью
Разные способы