- Органы государственной власти Российской Федерации
- Содержание:
- Виды органов государственной власти
- Система органов государственной власти
- Понятие и виды государственных органов
- Понятие государственного органа
- Виды государственных органов
- Законодательные органы государственной власти
- Исполнительные органы публичной власти
- Судебные органы публичной власти
- Органы государства: понятие и виды
- Признаки государственного органа.
- Виды компетенции.
- Виды государственных органов.
- Особенности законодательных органов.
- Виды представительных органов.
- Функции парламента.
- Особенности органов исполнительной власти.
- Формы исполнительной власти.
- Функции исполнительных органов.
- Глава государства.
- Правительство.
Органы государственной власти Российской Федерации
Содержание:
Власть, функционирующая в стране, подразделяется на базовые разделы: законодательную, исполнительную и судебную власть. Система органов государственной власти – совокупность государственных органов и разновидностей их управления, базирующаяся на общенациональной культуре и выполняемой роли, согласно их целям в политической структуре государства. Органы власти накладывают обязательства, которые непреложные к выполнению: демократия, принцип разделения властей и комплексность.
Виды органов государственной власти
- Принцип разделения власти, сюда относят: законодательную исполнительную и судебную ветвь, помимо этого принято выделять комиссии, отдельно взятых субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры, избирательные органы.
- Иерархия органов власти: высшие представительства; центральные представительства; территориальные представительства. Отдельно взятые субъекты РФ также подразделяются на представленные места в иерархии разделения властей.
- По способу формирования: выборные органы; назначенные с помощью избирательного процесса; органы, созданные на основаниях законодательство о трудовой деятельности и государственной службе; смешанные.
- Согласно нормативной деятельности: закреплённые конституцией; закреплённые действующими законам; закреплённые приказом резидента РФ либо же Правительства РФ (ведомства и министерства).
- По кадровой характеристике: единоличные (Глава субъектов РФ, Президент РФ); коллективные (министерства или правительства).
- По типу волеизъявления: единочальные; коллегиальные (избирательные комиссии РФ, представительства различных направлений).
- Тип государственного устройства подразделяются на федеративные органы власти; органы государственной власти, куда принадлежат выборные органы и отдельно взятые субъекты РФ.
- По компетенции органов: общая (принадлежат представительные государственные органы и глава РФ); специальная (министерства и ведомства).
Система органов государственной власти
1. Федеративный тип территориального устройства РФ предназначен для разделения существующих государственных органов на две ветви управления, функционирующих независимо от представительств высшей власти и органов государственности власти субъектов Российской Федерации.
- Федеральные органы предназначены для управления властью в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов. Власть Федеративных органов распространена на всей территории РФ, принимаемые решения и поправки принимают обязательно форму исполнения для государственных органов и органов местного управления; отдельно взятых лиц и граждан РФ. Обеспечение исполнения решений Федеративных органов берут на себя Президент РФ и Правительство РФ.
- К Федеративному органу принято относить следующие образования: Федеральное Собрание РФ; Суды различной направленности; ЦРБ РФ; Прокуратура. Помимо этого, Президент РФ также представляет Федеративный орган.
2. В государствах с демократическим типом управления существует система разделения властей.
- Высшим законодательным Ораном в пределах Федерального управления представлено Федеральное Собрание, включающее в себя две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Законодательные органы могут формироваться в результате деятельности субъектов РФ.
- В систему федеральных исполнительных органов включены Правительство РФ и различные другие органы, которые определяются Президентом РФ. Система исполнительных органов состоит из следующих элементов: должностные лица субъектов РФ, занимающие высшие посты и правительства.
- Судебная система формируется из судебных органов, сюда относятся Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, суды местного самоуправления, областные суды и т.д.
3. На ветвях власти и органах государственной власти, которые представлены территориальными уровнями образуется организационно-правовая связь: децентрализованные органы (где нет системы прямого назначения); централизованные (иерархическое строение органов); высшие органы представлены Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.
Органы законодательно власти – органы, формирующиеся с помощью избирательного процесса, представлены законодательными образованиями. Главная роль органов – обеспечение правомерности. Органы исполнительной власти носят назначаемый тип и обязуются исполнять законы, прописанные в Конституции РФ.
Органы исполнительной власти – представительство является назначаемым органом. Главная цель и задачи исполнительной власти – следование Конституции РФ и иных законодательных актов.
Органы судебной власти – представлены судами и их детальностью, предубеждением криминальных актов и оказание санкций за правонарушения. Занимается охраной прав, прописанных и закреплённых Конституцией.
Президент РФ – главный индивид в государстве, занимающее высшую должность в государстве. Следует заметить, что президент не относятся ни к одной из трёх основных ветвей власти, он занимается согласованием принятых решений всех ветвей, позволяя функционировать государственной структуре.
Федеральное Собрание РФ – представляет законодательную власть в Российской Федерации, содержа полномочия законодательного органа и функции представительства. Создаётся Собрание из представителей различных территориальных единиц.
Правительство РФ – накладывает на себя роль исполнительной власти. Представлено управляющим органом в распорядительном взаимодействии государства. Решения принимаются коллегиально, на основе исполнительного руководства. Имеет чёткую иерархию из председателя, заместителя, министров и т.д.
Судебная власть в РФ носит независимый характер, не пересекаясь с законодательной и исполнительной ветвью.
Источник
Понятие и виды государственных органов
Понятие государственного органа
Государственный орган — структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сфере государственной деятельности.
Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.
Виды государственных органов
в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на
— законодательные органы
— исполнительные органы
— судебные органы
Законодательные органы государственной власти
Представительные (законодательные) органы публичной власти разделяются на следующие уровни:
Парламент, местные органы и местное самоуправление
Федеральный уровень — Парламенты, Федеральное Собрание (ГД и СФ)
Региональный уровень — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов федерации
Муниципальный уровень — представительные органы муниципальных образований.
Формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ними.
Законодательный орган занимает главенствующие положение в механизме государства, так как при разделении властей, законодательная является наиболее важной. Устанавливает общие требования , которая исполнительная власть должна реализовать в жизнь, и которая служит законодательной основой для деятельности судебной власти. Высшим законодательным органом является парламент. При парламентах образуются и действуют различные комитеты, которые обеспечивают эффективную деятельность законодательного органа (бюджетно-финансовая, международные дела, здравоохранение, борьба с преступностью)
Исполнительные органы публичной власти
Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:
1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
3) гос. органы при Правительстве РФ
4) служба внешней разведки
5) ФСБ
6) МВД
Глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В России по Конституции исполнительная власть принадлежит Правительству, но фактически возглавляет ее Президент, который дает указания премьер-министру и которому непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры. Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган гос.власти , который осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой представительства (ими являются премьер-министр, председатель совета. В состав правительства входят члены правительства, возглавляющие центральные ведомства (министерства департаменты). Так же помощники министров.
Судебные органы публичной власти
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел. Эта деятельность направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Независимость судов объясняется тем, что суд опирается только на закон, и только ему подчиняется.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, осуществляемая различными судами, создаваемыми в соответствии с законом.
Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
Конституционный суд Российской Федерации,
Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.
По способу создания государственные органы делятся на:
а) первичные (избираемые населением — парламент, президент) и
б) производные (образуемые первичными — правительство, суды)
В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на:
а) органы общей компетенции (правительство)
б) органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).
По способу принятия решений органы государства могут быть:
а) коллегиальными (парламент, правительство)
б) единоначальными (президент, министерство, воинская часть, орган внутренних дел).
В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на
а) центральные (федеральные) и
б) региональные (субъекта федерации).
Источник
Органы государства: понятие и виды
Определение . Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Государственные органы – это своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа.
Орган государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
2) образован и действует на основе правовых актов;
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) наделен властными полномочиями;
5) состоит из государственных служащих;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
Государственный орган, как часть государственного аппарата, имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия).
Некоторые авторы отмечают, что государственный орган:
– осуществляет свою деятельность от имени государства; имеет территориальный масштаб деятельности; устанавливает правовые связи личного состава (С.А. Комаров);
– активно участвует в реализации функций государства (В.М. Корельский);
– имеет в качестве людского субстрата граждан государства, работающих на профессиональной основе (А.Ф. Черданцев);
– обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью (Н.И. Матузов);
– имеет сложную структуру (С.В. Липень);
– владеет государственным или казенным имуществом (С.С. Алексеев).
Основным признаком органа государства считают государственно-властные его полномочия. Государственно-властные полномочия – это юридически закрепленные возможности осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в понятии компетенции.
Компетенция – это содержание и объем властных полномочий, которые имеет государственный орган (а также то или иное должностное лицо) и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов, других государственных органов, уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин юрисдикция иногда используется для обозначения того, в чьем ведении (какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Государственные органы создаются не для бездействия, а для того, чтобы решать задачи, поставленные перед государством в целом либо в определенной сфере общественных отношений.
Виды компетенции.
В зависимости от содержания и объема различают:
– общую компетенцию – она охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например правительство в области управления);
– специальную компетенцию – в нее входят только точно поименнованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной компетенции являются министерство, департамент.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:
а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);
б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
в) путем осуществления организационной деятельности.
Виды государственных органов.
Критерии классификации государственных органов и, соответственно, их виды многообразны:
1) по принципу разделения властей выделяют: законодательные, исполнительные, судебные;
2) по порядку образования выделяют: первичные (выборные, представительные), вторичные (производные);
3) по характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции (президент, правительство и т. д.), органы специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т. д.);
4) по способу принятия решения выделяют: коллегиальные и единоличные органы;
5) по срокам полномочий выделяют: постоянные органы (создаются без ограничения срока действия), временные органы (создаются для достижения краткосрочных целей);
6) по признаку федеративного устройства выделяют: федеральные органы, органы субъектов федерации;
7) по форме реализации государственной деятельности выделяют: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;
8) по правовым формам деятельности выделяют: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
Наиболее употребляемая классификация государственных органов по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные.
Особенности законодательных органов.
Для законодательных органов характерно то, что они являются:
1) органом представительным – представляют нацию, все слои населения;
2) органом суверенности народа – представляют собой форму осуществления народом своей воли;
3) органом законодательным – единственный орган, издающий законы;
4) органом первичным – создается непосредственно народом;
5) органом коллегиальным;
6) органом с верховными финансовыми полномочиями – утверждает бюджет страны, принимает отчет по его исполнению;
7) органом, который сам устанавливает свою компетенцию.
Законодательные органы, как правило, не имеют единой системы не имеют вертикальной иерархической подчиненности.
Виды представительных органов.
В федеративных государствах существует три их вида:
– высшие представительные органы (парламенты);
– представительные органы власти и управления субъектов федерации;
– местные органы власти и самоуправления.
Функции парламента.
Функции парламента – это основные направления его деятельности.
Их четыре:
– представительная – парламент представляет народ, выражает его суверенитет;
– законодательная – парламент принимает законы;
– контрольная – контролирует правительство, законность его действий, состав правительства, центральный банк;
– финансовая – утверждает бюджет.
Называются и другие функции парламента, а именно: учредительская функция – создание государственных институтов или участие в их формировании (В.А. Котелевская); решение вопросов внешней политики (С.А. Комаров); определенные судебные функции – привлечение президента и членов правительства к судебной ответственности (В.В. Лазарев).
Особенности органов исполнительной власти.
Исполнительную власть от других ветвей власти отличает:
1) управленческий характер деятельности;
2) силовой характер деятельности;
3) производный характер формирования органов: они создаются представительными органами, имеют ограниченную компетенцию;
4) иерархический принцип построения, субординационный характер;
5) многочисленность аппарата;
6) состав – система исполнительных органов складывается из органов президента, правительства, министерств, комитетов и т. п.
7) универсальный характер деятельности – охват всех сфер общественной жизни;
8) специфическая правовая форма выражения деятельности. Она характеризуется подзаконным характером – «на основе и в исполнении закона»;
9) специфический характер функций.
Из других особенностей исполнительно-распорядительных органов называются следующие:
1) они представляют собой корпус государственных служащих, «бюрократии«; имеют некоторую «отстраненность» от политики и своего рода функциональную нейтральность; главный смысл их деятельности выражен в самом названии и предназначении (Ю.А. Тихомиров);
2) использование института служебных продвижений и систему поощрений (В.В. Лазарев);
3) они сосредотачивают основные материальные, финансовые ресурсы, силовые структуры (армия, милиция, разведка) (А.Ф. Черданцев).
Формы исполнительной власти.
Различают три формы исполнительных органов власти:
– монократическая – власть сосредотачивается в руках главы государства, он формирует правительство;
– дуалистическая – глава государства входит в исполнительную власть, правительство ответственно перед парламентом;
– коллегиальная – глава государства образует коллегиальный орган, который принимает решения большинством голосов (Директория в революционной Франции, Федеральный Совет в Швейцарии) (Л.И. Спиридонов).
Функции исполнительных органов.
Обычно выделяют две основные функции:
– исполнительная деятельность – осуществление тех решений, которые приняты представительными органами;
– распорядительная деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.
Центральными исполнительно-распорядительными органами являются: глава государства, правительство, министерства, ведомства, и другие центральные учреждения.
Глава государства.
В республиках главой государства является выборный президент, в монархических государствах – монарх. Его положение в механизме осуществления государственной власти зависит от формы правления. В абсолютной монархии глава государства сосредотачивает в своих руках всю власть. Типичный пример – Кувейт. В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху: он может быть главой правительства, назначает и смещает министров, ему подотчетно правительство. В парламентских монархиях главой государства считается монарх. Однако фактически полномочия главы государства осуществляются правительством и его органами.
Президент, как глава государства, координирует деятельность всех высших органов власти, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Объем его полномочий зависит от способа его избрания: власть президента считается производной от народа или парламента. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности. В случае чрезвычайного или военного положения объем его полномочий становится практически неограниченным.
В литературе выделяются следующие разновидности (модели) президентства: американская, латиноамериканская, афро-азиатская, европейская (Н.А. Сахаров).
Правительство.
Правительство – центральный орган исполнительной власти.
Он характеризуется тем, что:
1) является органом общей компетенции – все сферы и органы государственного управления подчинены ему, он не имеет территориальных и отраслевых ограничений;
2) образован на срок полномочий представительного верховного органа – правительство формируется каждый раз заново с избранием нового состава парламента;
3) обладает наиболее важными, общегосударственными полномочиями и возглавляет всю систему государственной администрации;
4) является коллегиальным органом с коллегиальной ответственностью.
Источник