- Какие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
- Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
- Кто может вести бухучет упрощенным способом
- Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
- Как упростить бухгалтерский учёт для малого бизнеса
- Кому можно вести упрощённый бухучёт
- Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт
- Чем регламентируется упрощённый бухучёт
- Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
- Способы упрощения бухучёта
- Сокращённый план счетов
- Первичные документы и бухгалтерские регистры
- Учёт доходов и расходов
- Упрощённая отчётность
Какие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не отражать последствия изменений учетной политики, связанных с переход на ФСБУ 6/2020, ретроспективно, или упрощенно (т.е. не применять пп. 48 и 49 Стандарта).
Такие организации вправе начать применять Стандарт перспективно:
— только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
— без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
— без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
— не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила признания объектов в качестве ОС, определения их первоначальной стоимости и установления элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта.
То есть объекты ОС, имеющие первоначальную стоимость менее лимита, установленного организацией в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, не списываются с баланса и продолжают учитываться в составе ОС.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — упрощенные способы) (смотрите также информацию Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010, письма Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, от 13.03.2013 N 03-11-11/100).
Как мы поняли, организацией критерии отнесения к субъектам МП соблюдаются*(1).
Общие правила отражения изменений учетной политики, связанной с началом применения ФСБУ 6/2020 (правила перехода на новый Стандарт)
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут согласно пп. 3, 51 ФСБУ 6/2020 Основные средства (далее — Стандарт, ФСБУ 6/2020):
— начать применять Стандарт перспективно (п. 51 Стандарта);
— не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта ОС и восстановлению окружающей среды (предусмотренный п. 23 Стандарта);
— отказаться от проверки ОС на обесценение и не учитывать изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения (что предусмотрено п. 38 Стандарта);
— раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об ОС в ограниченном объеме (не указывать информацию, предусмотренную подпунктами «б», «в», «ж»-«о» п. 45, пунктами 46, 47 Стандарта).
Новым Стандартом установлены правила перехода на новые правила. Так, Стандарт предусматривает два варианта отражения последствий изменения учетной политики.
1. Ретроспективно (т.е. так, как если бы новый Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например) (п. 48 ФСБУ 6/2020).
2. Поскольку ретроспективный метод является весьма трудоемким, Стандартом предусмотрен упрощенный способ — когда организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29)*(2).
Специальные правила перехода на новый Стандарт для организаций, имеющих право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрено право, не применяя вышеуказанные способы, начать применять Стандарт перспективно (п. 51 ФСБУ 6/2020). То есть:
— только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
— без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
— без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
— не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила для признания объектов в качестве ОС и установления их элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта *(3).
Первоначальная стоимость и элементы амортизации объектов ОС, числящихся на балансе по состоянию на 01.01.2022 (или на 01.01.2021, если принято решение о досрочном применении Стандарта), не пересматриваются, в т.ч. не устанавливается для них ликвидационная стоимость (считается равной нулю).
Элементы амортизации для полностью самортизированных объектов ОС (с нулевой балансовой стоимостью) также не пересматриваются при перспективном отражении изменений учетной политики при переходе на новые правила учета ОС.
Пересмотр элементов амортизации для полностью самортизированных ОС, которые продолжают эксплуатироваться
Однако организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, не освобождены от выполнения требований п. 37 ФСБУ 6/2020, в соответствии с которым элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств.
Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абзац 2 п. 37 ФСБУ 6/2020). Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Пересмотр срока полезного использования основного средства по ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
По нашему мнению, п. 37 ФСБУ 6/2020 должен применяться в отношении всех объектов ОС, числящихся на балансе на дату проверки, в т.ч. и тех объектов ОС, которые числились на балансе на дату начала применения нового Стандарта.
Поэтому элементы амортизации объектов, которые на начало перехода на новый Стандарт были полностью самортизированы, также должны быть пересмотрены как минимум перед составлением отчетности за первый период, в котором применялись требования нового Стандарта (например, на 31.12.2022).
В частности, для таких объектов должен быть установлен новый срок полезного использования (если организация планирует и в будущих периодах эксплуатировать их).
Специалисты Фонда «НРБУ «БМЦ» рекомендуют во всех случаях отражать в учете изменение срока полезного использования (как одного из элементов амортизации) с начала отчетного года, в котором произошло изменение (п. 10 Рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ» Р-6/2009 КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятой Комитетом по рекомендациям 27.05.2009, далее — Рекомендация).
При этом амортизация за истекшие месяцы текущего года пересчитывается в соответствии с новым СПИ, что является отражением изменения оценочного значения в текущем периоде.
Таким образом, пересмотр СПИ полностью самортизированных объектов ОС, которые будут эксплуатироваться в будущих периодах, отражается не как изменение учетной политики для организаций, которые приняли решение применять п. 51 Стандарта и отражать перспективно изменения учетной политики (т.е. без применения счета 84), а как изменение оценочных значений в соответствии с ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», осуществленное при пересмотре элементов амортизации в соответствии с требованием, установленным п. 37 ФСБУ 6/2020.
Подробнее об отражении последствий пересмотра СПИ смотрите в ответе на Вопрос: Как отражать корректировку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)
Объекты ОС с первоначальной стоимостью менее лимита, установленного в соответствии с новым Стандартом
Новым Стандартом предусмотрено отнесение сразу в расходы текущего периода стоимости активов, которые отвечают условиям признания в качестве основных средств, но не отвечают условию признания по лимиту стоимости, установленному организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020)*(4).
По нашему мнению, под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС.
Таким образом, установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
При применении ретроспективного отражения изменений учетной политики, связанных с переходов на ФСБУ 26/2020, или при применении упрощенного способа, предусмотренного пунктом 49 ФСБУ 6/2020, балансовая стоимость объектов, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе ОС, но в соответствии со Стандартом таковыми не являются, списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.
То есть по результатам анализа активов организации объекты, соответствующие понятию ОС и с первоначальной стоимостью ниже установленного лимита организации, не имеющие право на применение п. 51 Стандарта, должны списывать на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в соответствии с п. 14 и п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и абзацем 4 п. 49 ФСБУ 6/2020.
По нашему мнению, при перспективном отражении последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 организация, выбравшая такой способ (и имеющая право на применение такого способа) может не списывать балансовую стоимость таких объектов ОС на нераспределенную прибыль, а продолжать их учитывать до момента выбытия из состава ОС по иным причинам (продажа, ликвидация и т.п.).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет «малоценных» основных средств;
— Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2 (М.Л. Пятов, журнал «БУХ.1С», N 1, январь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
12 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
Кто может вести бухучет упрощенным способом
Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации:
- Субъекты малого предпринимательства
Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.
- Некоммерческие организации (формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ)
- Участники проекта «Сколково» (критерии определены Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»)
Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос ).
Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.
Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
- микрофинансовые организации;
- организации бюджетной сферы;
- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
- коллегии адвокатов;
- адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Источник
Как упростить бухгалтерский учёт для малого бизнеса
В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте.
Кому можно вести упрощённый бухучёт
Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.
Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:
- среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек;
- доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.;
- в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%;
- доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%.
Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.
Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае, предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.
Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт
Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:
- создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного);
- выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам;
- получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год;
- на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб.
Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Чем регламентируется упрощённый бухучёт
Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.
При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
- ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.
Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
Способы упрощения бухучёта
Есть три вида упрощённого учёта.
- Полный — полноценный бухучёт с применением бухгалтерских регистров учёта имущества и методом двойной записи, то есть одновременным отражением сумм каждой хозоперации по дебету и кредиту взаимосвязанных бухгалтерских счетов. В отличие от классического бухучёта, здесь есть небольшие послабления: сокращённый план счетов, возможность применять кассовый метод учёта доходов и т. д. Этот вид часто используют производственные предприятия на УСН, так как им нужно учитывать много разных хозопераций. В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализован именно такой вариант — он позволяет тратить на бухучёт меньше времени без потери информативности. По ссылке вы можете получить бесплатный доступ на месяц и оценить удобство сервиса.
- . Сокращённый — бухучёт методом двойной записи, но без обычных бухгалтерских регистров. Он подходит организациям на УСН с однообразными хозоперациями.
- Простой — бухучёт без применения двойной записи. Предназначен только для микропредприятий, то есть организаций со среднесписочной численностью работников не более 15 человек и годовым доходом не выше 120 млн руб. Подойдёт тем, у кого мало фактов хозяйственной жизни в месяц (обычно не более 30). В этом случае микропредприятия смогут обходиться без бухгалтерских проводок и просто фиксировать хозоперации в специальном журнале.
Сокращённый план счетов
При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:
- для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
- для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
- для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
- для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
- для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
- для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
- для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.
Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.
Первичные документы и бухгалтерские регистры
Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.
При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.
При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.
Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.
Учёт доходов и расходов
При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:
- доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
- расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).
Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.
Упрощённая отчётность
При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.
Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.
Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.
Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.
Источник