Какие модели применяются для определения оптимального способа распределения дефицитных

Типы моделей, применяемых при разработке и реализации управленческих решений

Различные методы принятия управленческих решений основываются на моделях

Модель — это представление объекта или системы идей в определенной форме Главной характеристикой моделирования считается упрощения реальной жизненной ситуации, к которой она применяется Существует несколько причин, в обусловливающих использование моделирования при принятии решений:

— сложность многих организационных ситуаций, а модель позволяет ее упростить;

— невозможность проведения экспериментов в реальной жизни (изготовление образцов и проверка в реальных условиях);

— ориентация управления на будущее и возможность с помощью модели его увидеть

Выделяют три базовых типа моделей: физическая, аналоговая и математическая

Физическая (описательная или портретная) — изображает предмет или ситуацию, показывая как она выглядит Например: копии автомобилей, самолетов, уменьшенное чертежи завода и т др.

Аналоговая — изображение предмета, или ситуации другими средствами Например: озеро на карте — голубым цветом организационная схема; графики соотношение различных показателей деятельности предприятия

Математическая (символьная) — использование символов для характеристики объекта в виде математических уравнений.

На основе этих базовых моделей разрабатываются различные типы моделей и методов принятия управленческих решений Рассмотрим самые распространенные из них

Теория игр — используется для оценки влияния принятого решения на конкурентов В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, сбыта, новую продукцию Эта модель используется достаточно редко.

Теория очередей, или оптимального обслуживания — используется для определения оптимального количества каналов обслуживания потребителей относительно их потребностям Принципиальной проблемой считается уравновешивания расходов на дополнительные каналы обслуживания и потерь от обслуживания на уровне ниже, чем оптимальный.

Модель управления запасами — используются для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах Цель модели — сведение к минимуму потерь от недостачи или чрезмерного с обеспечения запасами.

Модель линейного программирования — используют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей (планирование дифференциации услуг, распределение работников и т.д.)

Имитационное моделирование — имитация конкретного процесса или модели, ее экспериментальное использование для определения изменений реальной ситуации

Экономический анализ — оценка издержек, прибыли и рентабельности предприятия часто используют метод безубыточности, т.е. определение момента с которого предприятие становится безубыточным.

33. Классификация моделей обоснования управленческих решений.

Выделяют три типа моделей

— физические— представляющие уменьшенные или увеличенные копии реальных объектов;

аналоговые — представляющие исследуемый объект аналогом, который ведет себя также как реальный объект, но выглядит совершенно иначе;

математические — представляющие описание объекта и его поведения в виде совокупности математических и логических выражений;

При принятии управленческих решений чаще всего используются математические модели, а точнее их компьютерные реализации. В рамках математического моделирования выделяют два основных класса моделей:

имитационныеописывающие поведение организации, технологического процесса и т.д. при реализации определенного управленческого решения и в определенных условиях внешней среды;

нормативные — задающие процедуру выбора наилучшей альтернативы среди множества допустимых вариантов.

В реальной практике имитационные модели используют для оценки альтернатив, а нормативные — для их выбора. В случае сложных решений формируется итеративный процесс, связывающий имитационные и нормативные модели, позволяющий на каждом шаге сужать множество перспективных для реализации альтернатив и уточнять последствия их реализации.

Математические модели имеют довольно существенные различия в зависимости от уровня определенности, с которой можно прогнозировать результат. С этой точки зрения выделяют:

детерминированные модели — описывающие поведение организации или принятие решений в условиях полной определенности, когда для каждого отдельного зависимого параметра известно как он изменится при вариации влияющего на него фактора;

Читайте также:  Трансмиссионный способ заражения это

Стохастические модели ( или модели в условиях риска)описывающие поведение организации или предназначенные для принятия решений в условиях, когда изменение каждого отдельного параметра при вариации влияющего на него фактора задается как вероятностное распределение;

Модели полной неопределенностиописывающие поведение организации или предназначенные для принятия решений в условиях, когда известны возможные границы изменение каждого отдельного параметра при вариации влияющего на него факторов, однако вероятностное распределение не известно.

Для нормативных моделей существенными при классификации являются — число критериев принятия решений ( однокритериальные и многокритериальные) и зависимость принимаемых решений от числа участвующих в формировании ситуации сторон (модели исследования операций и теоретико-игровые модели).

Источник

Модели линейного программирования применяются для оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей

6. модели линейного программирования применяются для оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

На практике также широко используют смешанные типы моделей, сочетающие в себе отдельные характерные признаки разных групп моделей. Так, например, параметрические модели соответственно содержат как математические уравнения, отражающие зависимость параметров объекта и субъекта, так и графические схемы, логически показывающие качественную сторону связей этих же параметров.

Анализ средств и целей в процессе решения проблем

Любой анализ системы или процесса должен начинаться с выявления и формирования цели изучаемого объекта.

Цели рождаются в результате изучения проблемы. В слабоструктурированной системе, где действует человек, всегда существует то, что людям не нравится, что они хотят устранить, т.е. имеются проблемы. Благодаря связи систем с надсистемой, подсистемами, внешней средой образуется клубок взаимосвязанных проблем – проблематика. Анализ проблематики приводит к формулированию цели, устраняющей проблему наиболее предпочтительным образом.

Для целей характерны следующие черты и свойства:

ü чёткая ориентация на конкретный интервал времени;

ü конкретность и измеримость;

ü согласованность с другими целями;

ü адресность и контролируемость;

Цели классифицируют по следующим критериям:

ü период установления (стратегические, тактические, оперативные);

ü функциональная структура (маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные);

ü среда (внутренние, внешние);

ü измеримость (количественные, качественные);

ü повторяемость (постоянные (повторяющиеся), разовые);

ü иерархия (организации, подразделения);

ü стадии жизненного цикла (проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла объекта).

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента заставляет любую крупную организацию, имеющую несколько структурных подразделений и несколько уровней управления, формировать иерархию целей. На практике целевую модель представляют в виде древовидного графа – дерева целей. Такая схема представляет собой декомпозицию главной цели на подцели по следующим правилам:

ü общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

ü реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

ü при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

ü подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга;

ü фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определённым способом и в заранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры и т.п.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех её подразделений и для всех членов. Однако из-за изменений во внешней среде цели могут меняться. Цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит ситуационный характер.

Читайте также:  Как сделать наклейки все способы

Составление целевых моделей – это начальный этап процесса управления по целям – концепции, широко используемой современным менеджментом. Её суть состоит в следующем. Менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель должен иметь чёткие цели в рамках возложенных на него обязанностей. Цели и задачи доводятся и согласуются (путём предварительного обсуждения) с менеджерами всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение.

Процесс менеджмента по целям состоит из четырёх этапов:

1. определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней

2. осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей

3. составляются реальные планы достижения поставленных целей

4. производятся контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.

Логика как инструмент и метод исследования

Логика – это наука об общих законах развития объективного мира и познания.

Объектом логики является мышление человека, которое изучается многими науками с разных сторон и аспектов.

Предметом логики выступает понятийное или абстрактное мышление, причём не вообще, а лишь с двух его сторон:

ü как инструмент познания мира, т.е. с содержательной его стороны, как средство получения истинных знаний;

ü как правильное мышление, т.е. с формальной стороны, как это мышление соответствует определённым принципам и правилам.

Задача логики — в обнаружении и систематизации определённых схем правильного рассуждения, которые и являются логическими законами. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Логические законы не зависят от воли и сознания человека, т.к. являются отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира.

Цель логического познания – достижение истины, которая понимается в логике как соответствие умозаключения тем правилам мышления, которые для него установлены.

Выделяют следующие основные законы логики:

1. Закон тождества

Первый и наиболее важный закон логики — это закон тождества, который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (говорить) обо всем — значит не мыслить (не говорить) ни о чем.

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т п. Например, непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания (суждения). Символическая запись этого закона выглядит так: а →а (читается: «Если а, то а»), где а — это любое понятие, высказывание или целое рассуждение.

Читайте также:  Полировка фар химическим способом

2. Закон противоречия

Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например, два суждения: «Сократ высокий», «Сократ низкий» (одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает, ведь высокий — это не низкий, и наоборот), — не могут быть одновременно истинными, если речь идет об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, т. е. если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идет о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни, например в 10 лет и в 20 лет, или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях, например он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем, тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается. Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой: ¬ (а Λ ¬ а), (читается: «Неверно, что а и не а»), где а — это какое-либо высказывание. Говоря иначе, логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно.

3. Закон исключения третьего

Для противоречащих суждений существует закон исключенного третьего, который говорит о том, что два противоречащих суждения об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными (истинность одного из них обязательно означает ложность другого, и наоборот).

4. Закон достаточного основания

Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли, т. е. она должна вытекать из них с необходимостью (тезис должен с необходимостью следовать из оснований).

Закон достаточного основания, требуя от любого рассуждения доказательной силы, предостерегает нас от поспешных выводов, голословных утверждений, дешевых сенсаций, слухов, сплетен и небылиц. Запрещая принимать что-либо только на веру, этот закон выступает надежной преградой для любого интеллектуального мошенничества. Не случайно он является одним из главных принципов науки (в отличие от псевдонауки или лженауки).

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. – 208 с.

2. Лебедев А.А. Введение в анализ и синтез систем. Учебное пособие. – М.: МАИ, 2001. – 352 с.

3. Логика. Учебное пособие – Кемерово: КузГТУ, 2003. – 89 с.

4. Сендеров В.Л., Дуненкова Е.Н. Исследование систем управления. – М.: МГОУ, 2001. – 189 с.

5. Субочева А.О. Менеджмент. История менеджмента. Курс Лекций. – М.: МИИГАиК, 2001. – 176 с.

6. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

7. Фомина В.П. Разработка управленческого решения. Электронное мультимедийное пособие. – М.: МГОУ, 2007. – 75 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы