ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Демографический анализ начинается с определения исходной численности населения. Современный учёт населения ведётся в двух основных, формах — в форме текущего учёта и в форме периодических переписей населения, проводимых по своим программам и в совокупности обеспечивающих демографию первичными данными, Вместе с тем в каждом из видов учёта есть свои особенности, которые необходимо знать при пользовании их материалами. Важнейшие из них — это выбор момента учёта и категории учитываемого населения.
Так как численность населения на любой территории постоянно меняется под влиянием рождений и смертей, приездов и отъездов людей, то подсчёт их численности всегда ведётся на точный, заранее определённый момент времени.
В международной текущей статистике и статистике ООН обычно население определяется на середину учитываемого периода, например, на середину года и определяется как среднее от суммы населения на начало и конец текущего года.
В российской статистике население учитывается, как правило, на конец отчётного года. Так, численность населения России в 2000 г. определяется на 1 января 2001 года.
При проведении переписей устанавливается точное время — «критический момент» переписи. Этот момент выбирается по принципу наименьшей годовой и суточной подвижности населения, и хотя переписчики обходят свои переписные участки в течение недели и дольше, они должны зафиксировать факт нахождения человека в том или ином месте именно на этот критический момент. Таким моментом при проведении последней в СССР переписи 1989 года была определена полночь с 28 на 29 января этого года. Для Всероссийской переписи населения 2002 года таким моментом была выбрана полночь с 8-го на 9-е октября.
Различие в численности населения даже на один и тот же год при использовании разных моментов учёта может быть весьма существенным. Поэтому в профессиональных работах всегда указывается момент времени для данного исчисления населения.
При определении численности населения страны или региона важно учитывать категории населения, к которым относится данная численность. Так, по данным государственного учёта выделяется три категории населения — юридическое, постоянное и наличное:
• Юридическое население — это лица, проживание которых узаконено на данной территории подданством, гражданством, разрешением на жительство и другими юридическими нормами, вне зависимости от места их фактического проживания в данный момент времени.
• Постоянное население — это лица, фактически и постоянно проживающие на данной территории, независимо от их юридического оформления.
• Наличное население — это лица, фактически — постоянно или временно — проживающие на данной территории, независимо от их юридического оформления.
Для демографических исследований наибольшую ценность имеют данные о наличном населении как максимально полно отражающие реаль-
ную демографическую ситуацию в стране или регионе. Эту же категорию населения учитывают и всеобщие переписи населения. Так, в переписи российского населения 2002 г. учитывались все люди, проживающие постоянно или временно — более года — на территории страны на определенный критический момент.
Таким образом, в демографии численность населения определяется как число лиц, фактически проживающих в границах данной территории на момент учёта, вне зависимости от времени проживания и его юридического оформления.
Следовательно, главным источником сведений о населении являются для демографии всеобщие переписи населения. Вместе с тем в ней активно используются и данные текущего учёта, в которых есть информация, отсутствующая в переписях, например, о динамике смертности и рождаемости.
Источник
Какие известны способы определения численности населения
Все последующие расчеты численности населения осуществляются от данных по состоянию на 1 января данного года до 1 января следующего года (на 1 января 1990 г. исходя из данных на 1 января 1989 г. и изменений в естественном движении и миграции населения за 1989 г. и т.д.).
Исходя из сроков разработки данных о естественном движении и миграции населения, расчеты общей численности населения регионов осуществляются два раза в год: в декабре текущего года производится ожидаемая оценка численности наличного и постоянного населения на 1 января наступающего года и в среднем за текущий год; в конце марта — окончательная оценка на 1 января наступившего (текущего) года и в среднем за прошедший год, соответственно. Расчеты численности населения на другие даты не производились в связи со значительными колебаниями миграционных событий из-за их сезонности, а также фактического временного лага, возникающего между регистрацией выбытия с предыдущего места жительства и регистрацией по новому месту жительства.
При оценке численности населения в декабре текущего года используются итоги естественного движения населения за 10 месяцев текущего года с экстраполяцией за год и итоги миграции населения за 9 месяцев текущего года с экстраполяцией за год.
При окончательной оценке численности населения в марте используются данные годовых разработок о естественном движении и миграции населения. При этом следует отметить, что в связи с отдельными случаями поздней регистрации рождений и смертей данные о естественном приросте (убыли) населения, принятые в расчеты численности населения, могут расходиться с аналогичными данными основных итогов естественного движения населения за год. Кроме того, по усмотрению территориальных комитетов государственной статистики эти данные могут быть также экспертно скорректированы при установлении случаев недоучета числа родившихся и умерших (неполноты регистрации событий).
Основой определения изменения численности населения за счет миграции являются итоги годовых разработок талонов статистического учета прибытий и убытий. Однако, в силу ряда причин, данные о числе прибывших, выбывших и миграционном приросте населения требуют внесения определенных поправок. Это связано с тем, что численность одного и того же потока мигрантов из территории А на территорию Б, полученная на основе талонов статистического учета убытия из пункта А и прибытия в пункт Б, которая теоретически должна быть одной и той же, может в силу разных причин различаться. Возможные причины расхождения: мигрант собирался ехать в один регион, о чем сообщил при регистрации выбытия, а реально приехал в другой; зарегистрировал выбытие в одном году, а прибытие — в следующем; вообще не зарегистрировал выбытие или прибытие и т.д.
В статистической практике расчетов численности населения такие поправки на потоки мигрантов вносятся на региональном и федеральном уровнях следующим образом :
1. Проводится корректировка внутритерриториальных потоков мигрантов во всех регионах России. За основу принимается зарегистрированное число прибывших (прибытий), которому должно соответствовать число выбывших (выбытий) по потокам:
а) прибыло в города из городов = выбыло из городов в города;
б) прибыло в сельскую местность из городов = выбыло из городов в сельскую местность;
в) прибыло в сельскую местность из сельской местности = выбыло из сельской местности в сельскую местность;
г) прибыло в города из сельской местности = выбыло из сельской местности в города.
Величина расхождений внутритерриториальных потоков по пп. «а» и»б» свидетельствует о полноте учета мигрантов в городской местности, а по пп. «в» и «г» — по сельской местности. При сплошной разработке талонов корректировка этих потоков предусмотрена программой разработки комплекса ЭОИ «Миграция населения». Территориальные комитеты госстатистики, осуществляющие разработку талонов статучета мигрантов с использованием выборочного метода их обработки, обязаны проводить такую корректировку вручную.
2. На федеральном уровне корректировка проводится по всем потокам и направлениям передвижения между субъектами Российской Федерации средствами комплекса с использованием метода расчета «по прибывшим». Это означает, что если в Архангельскую область из Вологодской области прибыло за год 500 человек, то число выбывших из Вологодской области в Архангельскую принимается в том же объеме 500 человек.
При наличии соответствующей информации аналогичная корректировка производится по потокам передвижения между Россией и странами СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией (в пределах СССР она ранее производилась в обязательном порядке).
3. Объемы внешней миграции населения за пределы бывшего СССР корректируются на основе данных ПВС МВД России о числе граждан прибывших и выбывших на постоянное жительство. Необходимость таких поправок связана с неполнотой выбытий, а также с включением в разработку талонов на российских военнослужащих, прибывающих из-за границы, которые были уже учтены в численности населения на территории России при переписи населения. Распределение числа эмигрантов по городской и сельской местности производится пропорционально данным потока «из-за границы (за границу)» годового отчета о миграции населения.
4. Кроме того, на современном этапе в расчетах численности населения учитываются потоки, связанные с перемещением вынужденных мигрантов, не охваченных документами статистического учета передвижения. Для их оценки используется информация ФМС России, МВД России и местных органов власти.
5. В оценке полноты учета миграции населения в сельской местности используются также сведения о численности проживающих там по данным похозяйственного учета населения. Миграционный прирост в этом случае получается как разница между численностью населения на две даты, минус естественный прирост и административно-территориальные преобразования за период между ними.
В расчетах численности населения по городской и сельской местности учитываются также изменения в результате административно-территориальных преобразований (АТП) — преобразований сельских населенных пунктов в городские (частично или полностью), включение их в состав городских поселений, а также преобразование городских поселений в сельские населенные пункты.
Расчеты общей численности населения производятся по двум категориям — наличное и постоянное. При этом данные о естественном и миграционном приростах населения за год принимаются одинаковыми, как правило, для обеих категорий населения. Объемы АТП определяются по наличному и постоянному населению. Численность наличного и постоянного населения городских поселений, преобразованных в сельские, определяется исходя из ежегодных расчетов их численности на начало года (на 1 января) с учетом естественного и миграционного прироста за год.
Численность наличного населения сельских населенных пунктов, преобразованных в городские, определяется по спискам сельских населенных пунктов, которые составляются ежегодно по данным похозяйственного учета.
Для преобразования объема АТП по сельским населенным пунктам из наличного населения в постоянное используются данные переписи населения 1989 г. в части расхождений между этими категориями населения по каждому из населенных пунктов в отдельности. Разница между численностью наличного и постоянного населения по переписи на 12 января 1989 г. в текущем периоде условно считается постоянной.
Такая методика счета позволяла до настоящего времени производить расчеты численности населения с достаточной степенью точности. Так, переписью населения 1989 г. было установлено, что оценка общей численности наличного населения России на 1 января превысила данные переписи, передвинутые к 1 января, всего на 45,7 тысяч человек или на 0,03%. Максимальная ошибка в расчетах по регионам составила 2,5%. Недостатки в текущих расчетах численности населения связаны, в основном, со сложностями в определении миграции населения, особенно между городскими и сельскими поселениями. С целью их устранения после проведения очередной переписи населения производится уточнение всех расчетов за все межпереписные годы. Так, в 1989 г. было уточнено население всех административно-территориальных единиц за 1980-1988 гг. (от переписи 1979 г. до переписи 1989 г.).
Расчет возрастно-полового состава населения на начало каждого календарного года производится после завершения расчета общей численности населения. Расчет осуществляется по городскому и сельскому населению всех республик, краев, областей и автономных округов в составе России, а также городским поселениям и административным районам.
В основе исчисления возрастного состава населения лежит метод, который в демографической статистике носит название «передвижка по возрастам». Под передвижкой по возрастам подразумевается переход лиц некоторого возраста » х » к последующему возрасту » х +1″, при этом численность этих лиц соответственно уменьшается вследствие смертности и изменяется за счет миграции. В результате произведенной на 1 января последующего года передвижки получается численность населения по одногодичным возрастам, начиная с возраста 1 год и старше.
Расчет одинаково и независимо осуществляется для мужчин и женщин по одногодичным возрастным группам от 0 до 99 лет и для группы 100 лет и старше. Поскольку расчет осуществляется на начало года, то каждому возрасту однозначно соответствует год рождения, в соответствии с которым и осуществляется расчет. В основе расчета используется простое балансовое уравнение.
Обозначим через t +1 год, на начало которого осуществляется расчет, тогда возрасту x соответствует год рождения t-x. Для возрастов от 1 года до 99 лет уравнение выглядит следующим образом:
— численность лиц из числа родившихся в году t-x на начало года t +1, живших на данной территории расчета,
— численность умерших в году t из числа родившихся в году t-x на данной территории,
— численность прибывших на данную территорию в году t из числа родившихся в году t-x ,
— численность выбывших из территории расчета в году t из числа родившихся в году t-x ,
— численность лиц, родившихся в году t-x на начало года t +1, живущих на территориях, передаваемых из одного региона в другой или из городских поселений в сельские или наоборот в результате административно — территориальных преобразований, входят в уравнение со знаком «+» в случае присоединения и знаком «-» в случае отделения.
Чтобы получить численность в возрасте 100 лет и старше по этой же формуле нужно рассчитать численность родившихся 100 лет назад, 101 год назад и более, а затем их суммировать.
Для возраста 0 лет, т.е. для родившихся в прошлом году, уравнение видоизменяется следующим образом:
где — численность родившихся в году t на данной территории.
В случаях, когда числа родившихся, возрастные числа умерших, прибывших и выбывших, полученные при статистической разработке первичных учетных документов, расходятся с данными, заложенными в расчет общей численности населения, требуется дополнительная коррекция. Размеры таких поправок наносятся на возрастные показатели пропорционально.
Общая численность лиц, живущих на передаваемых в результате административно-территориальных преобразований территориях, также определяется в процессе расчета общей численности населения. Соответствующие численности по полу и возрасту определяются исходя из гипотезы, что структура возрастно-половой состав населения в результате таких преобразований не изменяется.
И последнее, в процессе расчета в результате неполной сопоставимости данных, полученных из разных источников, ошибок в регистрации возраста и т.д. может случиться, что численность той или иной возрастно-половой группы окажется отрицательной. Это касается обычно самых старших возрастов. С тем чтобы не допустить такой явно ошибочной ситуации, в процессе расчета осуществляется контроль и при необходимости коррекция численностей совокупностей, входящих в балансовое уравнение со знаком «минус», прежде всего численностей умерших и выбывших.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Источник