- Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?
- Принципы разворота: требования знаков и разметки
- Дорожные знаки, регламентирующие разворот
- Разметка, регламентирующая разворот
- Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД
- Условия запрещения разворота: положения п.8.11 ПДД
- 1. Пешеходные переходы.
- 2. Места остановок маршрутного транспорта.
- 3. Железнодорожные переезды.
- 4. Мосты, путепроводы, эстакады и участки дороги под ними.
- 5. Тоннели.
- 6. Условия ограниченной видимости.
- Прочие случаи, запрещающие разворот
- Осуществление разворотов на перекрестках
- Административная ответственность за нарушение правил разворота
- Вместо заключения
- Разворот: где он разрешен, а где запрещен, и за что можно получить большой штраф
Разворот: сложный маневр или самое обычное дело?
Большинство водителей предпочитают не совершать разворот без особой надобности, предпочитая проехать квартал-другой. Причины этого кроются в позиционировании разворота как сложного и опасного маневра, с одной стороны, и незнании правил разворота, с другой. И если с первым постулатом можно соглашаться, то второе объяснение не выдерживает критики. Правила надо знать и четко выполнять их предписания, дабы не бояться ответственности.
Попробуем восполнить пробел в знаниях некоторых водителей по вопросу правил разворота.
Принципы разворота: требования знаков и разметки
Дорожные знаки, регламентирующие разворот
В ПДД есть специальные дорожные знаки, указывающие на участок, где можно совершить этот маневр: «Место для разворота» (6.3.1), «Зона для разворота» (6.3.2).
Обозревая данные знаки, водитель должен понимать: «Вот оно законное место для осуществления разворота!». И ничего опасаться не надо.
Главное помнить, что разворот в таком месте должен начинаться из крайне левого положения на крайне левой полосе.
Однако в ПДД большее место занимают не правила осуществления разворота, а нормы, запрещающие это делать. Существует специальный дорожный знак, категорически запрещающий указанный маневр, – «Разворот запрещен» (3.19).
Он устанавливается перед перекрестками и запрещает маневр как раз на этом участке.
Запрещают разворот и семейство предписывающих знаков, исключающих левый поворот (а, следовательно, и разворот):
— «Движение прямо» (4.1.1);
— «Движение направо» (4.1.2);
— «Движение прямо и направо» (4.1.4).
Не предоставляет право разворота и дорожный знак «Дорога с односторонним движением» (5.5), ибо, развернувшись на таком участке, водитель автоматически попадает на полосу (или полосы), которые предназначаются только для встречных ТС.
Исключают маневр разворота еще два дорожных знака — «Направления движения по полосам» (5.15.1) и «Направления движения по полосе» (5.15.2). Если, конечно, из крайне левой полосы будет запрещен левый поворот.
Разметка, регламентирующая разворот
С горизонтальной дорожной разметкой проще, чем со знаками: маневр разворота запрещается на участках дорог, на которых нанесены:
— двойная сплошная (1.3);
— двойная (сплошная, рядом прерывистая) – со стороны сплошной (1.11).
Запрещают разворот и те варианты горизонтальной разметки 1.18 (говорящие о направлениях движения по полосам), которые не позволяют из крайне левой полосы совершать левый поворот.
Прерывистые линии разметки разрешают выполнять интересующий нас маневр (если он не запрещен иными требования ПДД).
Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД
Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).
Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).
Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.
Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.
Из данного правила есть исключение.
Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).
Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.
Условия запрещения разворота: положения п.8.11 ПДД
Запрет выполнения маневра разворота в реальной практике дорожного движения может регламентироваться не только знаками или разметкой. Согласно п.8.11 Правил, есть шесть участков дорог, на которых безоговорочно и категорически запрещается выполнять разворот. Рассмотрим эти участки.
1. Пешеходные переходы.
Запрет разворота на пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых) объясняется тем, что в процессе выполнения маневра можно создать опасность для пешеходов, пересекающих проезжую часть по переходу и пользующихся на нем преимуществом.
2. Места остановок маршрутного транспорта.
При развороте на автобусных остановках и в непосредственной близости от них существует опасность смещения траектории маневра и наезда на пешеходов (будущих пассажиров), стоящих на остановках.
3. Железнодорожные переезды.
Запрет на разворот на ж/д переезде обусловлен опасностью такого участка дороги, а также узостью проезжей части, когда невозможно развернуться без применения движения задним ходом и потери времени.
4. Мосты, путепроводы, эстакады и участки дороги под ними.
Опасность искусственных сооружений состоит в ограниченности пространства, необходимого для разворачивания на 180 градусов, поэтому ошибка в планировании разворота может привести к выходу за пределы участка и даже вылету с большой высоты.
5. Тоннели.
Ограниченность пространства и низкая способность к маневрированию объясняет данный запрет разворота.
6. Условия ограниченной видимости.
При наличии 100-метровой дистанции водитель встречного авто может вовремя среагировать на неправильный разворот и – тем самым – избежать ДТП. При ограниченности обзора такая возможность пропадает.
Прочие случаи, запрещающие разворот
Разворот запрещается на автомагистрали (знак 5.1) и дороге для автомобилей (знак 5.3): запрещается использоваться для этого технологические разрывы, созданные в разделительной полосе.
Разворот на таких дорогах разрешен только в специально отведенных местах, оснащенных уже известными знаками — «Место для разворота» (6.3.1) и «Зона для разворота» (6.3.2).
Осуществление разворотов на перекрестках
Особо выделим разворот на перекрестке. Это необходимо сделать потому, что многие обыватели и даже сами водители полагают, что «в чистом виде» на перекрестке разворачиваться запрещается.
Это в корне неверно. Если взять общие правила разворота, то ПДД не регламентирует ни разрешения, ни запрета такого маневра. Значит, — разворот на перекрестках разрешен (если при его применении не используется задний ход, запрещенный на перекрестках).
ПДД не затрагивают и вопроса о «правильной» траектории разворота. Любая траектория возможна при соблюдении двух требований:
1) перед разворотом надо занять крайне левое положение на крайне левой полосе (кроме случаев разворота на перекрестках с круговым движения);
2) при выезде с перекрестка нельзя будет оказаться на «встречке».
Отметим только два существенных момента.
1. Разворот на «кольце» (круговом движении) возможен только при проезде всего «кольца».
2. А вот как быть в этой ситуации (на рисунке ниже)?
Некоторые водители совершают ошибку, двигаясь по любой траектории. Это неверная позиция. Попробуем пояснить.
На рисунке представлен не разворот, а два последовательных левых поворота. Первый поворот, затем движение в разрыве разделительной полосы, второй поворот. А согласно п.8.6 Правил, при выезде с левого поворота нельзя оказываться на полосе-«встречке».
Поэтому движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным левым поворотом) возможно только по траектории А.
Административная ответственность за нарушение правил разворота
В КоАП РФ отражены санкции, которыми «вознаграждаются» водители за нарушение правил разворота. Таких санкций – 3 вида.
- Штраф 500 рублей выписывается за нарушение правил разворота (за исключением разворота на автомагистрали, а также нарушений знаков и разметки).
- Штраф 1000-1500 рублей – за нарушение требований к развороту, предъявляемых разметкой и знаками.
- Штраф 2500 рублей – за нарушение правил при развороте на автомагистрали.
Вместо заключения
Таким образом, ПДД крайне незначительно отражает вопрос о развороте ТС. Доподлинно известно, что в подавляющем числе случаев водитель должен принять как можно левее для разворота. Что касается траектории совершения маневра, то разворот в этом сегменте никак не регламентируется. При завершении маневра нельзя оказаться на встречных полосах.
Таковы теоретические выкладки ПДД, связанные с разворотом. А опыт придет к Вам в процессе непосредственного движения по дорогам.
Источник
Разворот: где он разрешен, а где запрещен, и за что можно получить большой штраф
Разворот – базовый маневр в дорожном движении, который, однако, имеет свои сложности. Как разворачиваться на узкой дороге? Из какой полосы можно выполнять разворот? В каких местах разворот запрещен вообще? Давайте ответим на эти и другие вопросы, а заодно выясним, каким может быть штраф за нарушение правил разворота.
Прежде чем перейти к разбору правил, отметим любопытное обстоятельство: в общих положениях ПДД отсутствует определение понятия «разворот», как, собственно, и «поворот». То есть, разворот относится к настолько базовым понятиям, пояснять которые не требуется: очевидно, это маневр по изменению направления движения на противоположное в местах, где это разрешено и не противоречит правилам.
Разворот – не очень сложный маневр при соблюдении требований ПДД и должной внимательности.
Если разворот выполняется вне перекрестка, то, согласно пункту 8.5 ПДД, нужно занять крайнее левое положение на проезжей части в месте, где разворот не запрещен, после чего уступить дорогу встречным транспортным средствам и развернуться. Однако, вопреки распространенному мнению, разворот вне перекрестка может выполняться не только с крайнего левого положения на проезжей части. Пункт 8.8 ПДД уточняет, что при недостаточной ширине проезжей части разворот можно выполнять от правого края проезжей части или с правой обочины – но в этом случае водитель обязан уступить дорогу как встречным, так и попутным транспортным средствам.
Если разворот выполняется на перекрестке, то возможны три варианта.
- На регулируемом перекрестке нужно занять крайнее левое положение на проезжей части, затем, согласно пункту 13.4, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо, и развернуться.
- На нерегулируемом перекрестке нужно занять крайнее левое положение на проезжей части, затем, согласно пункту 13.12, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, и развернуться. Здесь, как можно заметить, в силу вступают дорожные знаки: при развороте водитель не обязан уступать тем, кто движется со встречного направления по второстепенной дороге.
- На перекрестке с трамвайными путями попутного направления, расположенными слева на одном уровне с проезжей частью, водитель обязан выполнять разворот с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом запрещено создавать помехи трамваю. Таким образом, водитель при планировании разворота должен убедиться, что не мешает движению трамвая, и занять крайнее левое положение на трамвайных путях попутного направления, уступить дорогу автомобилям в зависимости от типа перекрестка, а затем развернуться. Более того, для планирования этого маневра пункт 9.6 разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью.
Правила дорожного движения не выдвигают отдельных требований к местам разворота – то есть, он разрешен везде, где это не запрещено конкретными условиями. При этом в ПДД есть несколько знаков и условий, которые конкретно указывают на возможность развернуться. Прежде всего это знаки 6.3.1 и 6.3.2, которые запрещают поворот налево, но разрешают разворот в указанном месте или обозначенной зоне.
Кроме того, на дорогах со сплошной разделительной полосой, разделяющей встречные потоки, может встречаться разметка 1.11, позволяющая выполнить разворот только со стороны прерывистой линии.
На перекрестках, оборудованных предписывающими знаками 4.1.3, 4.1.5 и 4.1.6, разрешающими движение налево, также разрешен разворот.
То же самое касается перекрестков, перед которыми установлены знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам: знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы. Обратите внимание на слова «из крайней левой полосы»: даже если поворот налево разрешен с двух и более полос, то разворот все равно разрешен только из крайней левой. Горизонтальная разметка 1.18 дублирует указания знаков – стрелки также указывают на направление движения по полосам.
На регулируемых перекрестках со светофорами, имеющими зеленую секцию со стрелкой, указывающей налево, при ее включении разрешен также и разворот.
Помимо вышеуказанных случаев, как мы уже поняли, разворот может выполняться и в других местах, где это не запрещено правилами. Давайте выясним, где же разворот запрещен всегда и полностью.
Практически все места, где запрещен разворот, регламентированы пунктом 8.11 ПДД. Согласно ему, разворот запрещается:
- на пешеходных переходах;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- на железнодорожных переездах;
- в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Еще один запрет указан в пункте 16.1 ПДД: разворот запрещается на автомагистралях, в том числе сквозь технологические разрывы разделительной полосы.
Ну а кроме того, в ПДД есть отдельный знак 3.19, используемый там, где нужно запретить разворот в разрешенном для этого месте.
Наказание за нарушение правил разворота может различаться в зависимости от конкретного нарушения. Давайте рассмотрим все возможные случаи.
Невыполнение требования ПДД, за исключением установленных случаев, перед разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, карается по части 1.1 статьи 12.14 КоАП и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Разворот на автомагистрали – самое тяжелое нарушение, оно наказывается по части 3 статьи 12.11, которая подразумевает наложение административного штрафа в размере 2500 рублей.
Разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, карается по части 2 статьи 12.16 КоАП наложением административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
Все остальные варианты разворота в местах, где такие маневры запрещены, кроме тех, что указаны выше, будут трактованы по части 2 статьи 12.14 и наказываться административным штрафом в размере 500 рублей.
Источник