- Какие есть способы работы с литературой
- Основные методы и приемы по работе с книгой
- Как работать с книгой?
- Основные этапы работы с книгой
- Этап №1. Поиск литературы
- Правила самостоятельной работы с книгой
- Методические рекомендации по работе с книгой от опытных педагогов
- Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому
- Литературные приёмы
- Афоризм
- Ирония
- Эпитет
- Метафора
- Сравнение
- Аллюзия
- Повтор
- Олицетворение
- Параллельные конструкции
- Каламбур
- Контаминация
- Обтекаемые выражения
- Градации
- Антитеза
- Оксюморон
Какие есть способы работы с литературой
Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.
Выделим несколько методов работы с литературой.
Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.
Реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.
Конспектирование — детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.
Аннотирование — краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.
Цитирование — дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В дипломной работе можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.
Еще одно правило работы с литературой — использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте дипломной работы, должен быть вынесен в библиографический список.
При работе с литературой целесообразно составлять библиографические карточки, которые образуют собственную картотеку дипломника. Наличие картотеки облегчает и ускоряет дальнейшую работу с первоисточниками и составление библиографического списка дипломной работы, источники в котором указываются в алфавитном порядке.
Требования к библиографическому описанию различных изданий
При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.
Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Oстальные прописные буквы пишутся в соответствии с нормами русского языка. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются.
Сокращения отдельных слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТом 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати».
Выделяются следующие элементы библиографической записи:
— фамилия и инициалы автора или авторов — одного, двух или трех; если авторов более трех, то описание начинается с основного заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно дано на титульном листе, а не на обложке. Фамилия автора указывается в именительном падеже. Если авторов несколько, то их фамилии с инициалами указываются в том порядке, в котором они напечатаны в книге;
— заглавие книги. (Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия. К ним относятся: а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится «и др.»; б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.);
— место издания, издательство (название города дается без сокращения за исключением названий Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, приводимых в сокращенном виде; соответственно: М., Л., СПб.);
— количество страниц в книге.
Приведем примеры библиографического описания книг (1), имеющих одного-трех авторов и книг, написанных большим авторским коллективом (2).
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 518 с.
Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов) / Под ред. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 216 с.
Для статей и частей изданий
При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано.
Элементы описания даются в следующем порядке:
— Фамилия и инициалы автора или авторов.
— Сведения об издании, в котором помещено произведение (для журнала — наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается).
Приведем примеры библиографического описания статьи в книге или сборнике (1) и журнале (2).
Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 228-244.
Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 20-27.
Пример оформления списка литературы см. в Приложении 4.
Источник
Основные методы и приемы по работе с книгой
Книга – один из важнейших трудов автора, в котором собраны все его мысли и рекомендации. Как же почерпнуть из этого информационного «сокровища» самое важное? Какие методы помогут грамотно и правильно работать с книгой?
Книга – один из важнейших трудов автора, в котором собраны все его мысли и рекомендации. Как же почерпнуть из этого информационного «сокровища» самое важное? Какие методы помогут грамотно и правильно работать с книгой?
Как работать с книгой?
Умение работать с книгой – бесценно. Оно предполагает грамотно и правильно взвешивание всех тезисов, терминов, оценивание прочитанного, определения его структуры и содержания.
Недостаточно просто пролистать материал, зацепившись за пару строк. Важно понять, что хотел донести автор и для чего.
Основные этапы работы с книгой
Работа с книгой – сложный процесс, который предполагает прохождение нескольких этапов:
Этапы работы с книгой
Этап №1. Поиск литературы
Данный этап предполагает, что автор уже определился с тем, что намерен изучать: тема или вопрос, проблема, область науки. Чтобы правильно подобрать походящую литературу, следует посоветоваться с научным руководителем или педагогом. Он подскажет наиболее значимые и подходящие книги. Найти их можно в библиотеке при учебном заведении, в Интернете, городских библиотеках, архивах и пр.
Этап №2. Чтение
Эта стадия предполагает непосредственное знакомство с каждым источником информации (каждой книгой). Выделяют два вида чтения:
— первичное. Оно более глубокое и предполагает внимательное чтение, изучение и уточнение каждого непонятного термина. По мере завершения первичного чтения у читателя не должно оставаться вопросов, все должно быть ясно и понятно.
— вторичное чтение. Оно носит «закрепительный» или «напоминающий» характер, который позволяет закрепить новые знания или освежит старые.
Этап №3. Анализ прочитанного
Данный шаг предполагает, что читатель изучил книгу и должен придти к конкретному выводу. Для этого ему необходимо выделить ключевые моменты, идеи автора, определить тезисы, понятия, методики и пр.
Лучше всего выписывать основные положения из книги по мере чтения. Такой подход позволит сразу же систематизировать новые данные, определить их место и роль в своей работе, лучше ознакомиться с книгой.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №4. Фиксирование изученных данных
Если читатель изучал книгу с целью проведения собственного исследования или выполнения письменного задания (реферата, доклада и пр.), то необходимо прибегать к следующим методам обработки и фиксирования данных:
— конспектирование. Оно предполагает краткий конспект по книге с указание основных моментов. Конспект может содержать как конкретные выдержки из книги, так и простой пересказ собственными словами;
— цитирование. Здесь важно помечать, откуда был взят фрагмент, чтобы в дальнейшем указать это в научной работе;
— аннотирование. Оно предполагает краткую характеристику прочитанного. Здесь достаточно пометить содержание книги, основные мысли автора, ключевые слова, методики и назначения, алгоритмы и пр.
Правила самостоятельной работы с книгой
- Для начала определитесь с темой и выберите подходящие источники информации. Важно конкретизировать среди них несколько самых важных книг, которые следует досконально обработать, и второстепенные (вспомогательные), требующие меньшего внимания.
- Выписывайте все основные идеи из каждой книги, помечая, откуда была получена информация.
- Не стесняйтесь советоваться с преподавателем относительно наиболее подходящих книг для написания или выполнения работы.
- Вникайте во все слова и фразы, ключевые моменты, алгоритмы и методики. Если непонятно с первого прочтения, отдохните и с новыми силами вновь прочтите непонятный фрагмент. Важно сразу же усвоить информацию, чтобы не возвращаться к ней снова и снова, и грамотно употреблять ее в дальнейшем.
- Подберите оптимальный темп чтения, который бы не затягивал процесс чтения книги и в то же время был комфортным для восприятия.
Методические рекомендации по работе с книгой от опытных педагогов
- Внимательно читайте книгу, вникайте в каждое слово. Если что-то непонятно, уточняйте в справочниках и иных источниках, у педагога.
- Выделяйте главные фрагменты и мысли, выписывайте их или делайте небольшие пометки по каждому подпункту или главе. Если лень выписывать, то можно делать небольшие «вкладки-закладки» с подписью (о чем сказано).
- Составьте краткий план книги или кратко законспектируйте ее. Все записи должны быть краткими, емкими и четкими, ясными.
Основательный подход к каждой книге не останется безрезультатным. Читатель сумеет почерпнуть для себя что-то новое закрепить имеющиеся знания, приобрести новые навыки анализа информации.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому
Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.
Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.
Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.
Литературные приёмы
Афоризм
Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.
- «Льстить — значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
- «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
- «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)
Ирония
Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.
- Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
- Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
- Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»
Эпитет
Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.
- Гордый воин, будь стойким
- Костюмчик фантастической расцветки
- Девушка красоты невиданной
Метафора
Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.
- Стальные нервы
- Дождь барабанит
- Глаза на лоб полезли
Сравнение
Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.
- От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словнокрот
- Голос моего товарища напоминал скрипржавыхдверныхпетель
- Кобыла была резвой какпылающийогонь костра
Аллюзия
Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.
- Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» )
- Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
- Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)
Повтор
Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.
- Бедный, бедный мальчуган!
- Страшно, до чего же страшно ей было!
- Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!
Олицетворение
Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.
- Вьюга воет
- Финансы поют романсы
- Мороз раскрасил окна узорами
Параллельные конструкции
Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.
- «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
- «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
- «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)
Каламбур
Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.
- Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
- Шёл дождь и мы с отцом
- «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)
Контаминация
Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.
- Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
- Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
- Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)
Обтекаемые выражения
Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.
- Мы изменим мир в лучшую сторону
- Допустимые потери
- Это не хорошо и не плохо
Градации
Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.
- «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
- Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
- «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)
Антитеза
Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.
- «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
- «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
- «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)
Оксюморон
Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.
- Живой мертвец
- Горячий лёд
- Начало конца
Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.
Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.
Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.
Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?
Источник