Какие есть способы работы с литературой

Какие есть способы работы с литературой

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

Выделим несколько методов работы с литературой.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

Реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование — детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

Аннотирование — краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование — дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В дипломной работе можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Еще одно правило работы с литературой — использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте дипломной работы, должен быть вынесен в библиографический список.

При работе с литературой целесообразно составлять библиографические карточки, которые образуют собственную картотеку дипломника. Наличие картотеки облегчает и ускоряет дальнейшую работу с первоисточниками и составление библиографического списка дипломной работы, источники в котором указываются в алфавитном порядке.

Требования к библиографическому описанию различных изданий

При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.

Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Oстальные прописные буквы пишутся в соответствии с нормами русского языка. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.

Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются.

Сокращения отдельных слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТом 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати».

Выделяются следующие элементы библиографической записи:

— фамилия и инициалы автора или авторов — одного, двух или трех; если авторов более трех, то описание начинается с основного заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно дано на титульном листе, а не на обложке. Фамилия автора указывается в именительном падеже. Если авторов несколько, то их фамилии с инициалами указываются в том порядке, в котором они напечатаны в книге;

— заглавие книги. (Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия. К ним относятся: а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится «и др.»; б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.);

— место издания, издательство (название города дается без сокращения за исключением названий Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, приводимых в сокращенном виде; соответственно: М., Л., СПб.);

— количество страниц в книге.

Приведем примеры библиографического описания книг (1), имеющих одного-трех авторов и книг, написанных большим авторским коллективом (2).

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. 518 с.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдинальном исследовании студентов) / Под ред. Б.Г. Ананьева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. 216 с.

Для статей и частей изданий

При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано.

Элементы описания даются в следующем порядке:

— Фамилия и инициалы автора или авторов.

— Сведения об издании, в котором помещено произведение (для журнала — наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается).

Читайте также:  Выполнение каким способом образовано

Приведем примеры библиографического описания статьи в книге или сборнике (1) и журнале (2).

Похилько В.И. Психодиагностика индивидуального сознания // Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 228-244.

Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 20-27.

Пример оформления списка литературы см. в Приложении 4.

Источник

Основные методы и приемы по работе с книгой

Книга – один из важнейших трудов автора, в котором собраны все его мысли и рекомендации. Как же почерпнуть из этого информационного «сокровища» самое важное? Какие методы помогут грамотно и правильно работать с книгой?

Книга – один из важнейших трудов автора, в котором собраны все его мысли и рекомендации. Как же почерпнуть из этого информационного «сокровища» самое важное? Какие методы помогут грамотно и правильно работать с книгой?

Как работать с книгой?

Умение работать с книгой – бесценно. Оно предполагает грамотно и правильно взвешивание всех тезисов, терминов, оценивание прочитанного, определения его структуры и содержания.

Недостаточно просто пролистать материал, зацепившись за пару строк. Важно понять, что хотел донести автор и для чего.

Основные этапы работы с книгой

Работа с книгой – сложный процесс, который предполагает прохождение нескольких этапов:

Этапы работы с книгой

Этап №1. Поиск литературы

Данный этап предполагает, что автор уже определился с тем, что намерен изучать: тема или вопрос, проблема, область науки. Чтобы правильно подобрать походящую литературу, следует посоветоваться с научным руководителем или педагогом. Он подскажет наиболее значимые и подходящие книги. Найти их можно в библиотеке при учебном заведении, в Интернете, городских библиотеках, архивах и пр.

Этап №2. Чтение

Эта стадия предполагает непосредственное знакомство с каждым источником информации (каждой книгой). Выделяют два вида чтения:

— первичное. Оно более глубокое и предполагает внимательное чтение, изучение и уточнение каждого непонятного термина. По мере завершения первичного чтения у читателя не должно оставаться вопросов, все должно быть ясно и понятно.

— вторичное чтение. Оно носит «закрепительный» или «напоминающий» характер, который позволяет закрепить новые знания или освежит старые.

Этап №3. Анализ прочитанного

Данный шаг предполагает, что читатель изучил книгу и должен придти к конкретному выводу. Для этого ему необходимо выделить ключевые моменты, идеи автора, определить тезисы, понятия, методики и пр.

Лучше всего выписывать основные положения из книги по мере чтения. Такой подход позволит сразу же систематизировать новые данные, определить их место и роль в своей работе, лучше ознакомиться с книгой.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №4. Фиксирование изученных данных

Если читатель изучал книгу с целью проведения собственного исследования или выполнения письменного задания (реферата, доклада и пр.), то необходимо прибегать к следующим методам обработки и фиксирования данных:

— конспектирование. Оно предполагает краткий конспект по книге с указание основных моментов. Конспект может содержать как конкретные выдержки из книги, так и простой пересказ собственными словами;

— цитирование. Здесь важно помечать, откуда был взят фрагмент, чтобы в дальнейшем указать это в научной работе;

— аннотирование. Оно предполагает краткую характеристику прочитанного. Здесь достаточно пометить содержание книги, основные мысли автора, ключевые слова, методики и назначения, алгоритмы и пр.

Правила самостоятельной работы с книгой

  1. Для начала определитесь с темой и выберите подходящие источники информации. Важно конкретизировать среди них несколько самых важных книг, которые следует досконально обработать, и второстепенные (вспомогательные), требующие меньшего внимания.
  2. Выписывайте все основные идеи из каждой книги, помечая, откуда была получена информация.
  3. Не стесняйтесь советоваться с преподавателем относительно наиболее подходящих книг для написания или выполнения работы.
  4. Вникайте во все слова и фразы, ключевые моменты, алгоритмы и методики. Если непонятно с первого прочтения, отдохните и с новыми силами вновь прочтите непонятный фрагмент. Важно сразу же усвоить информацию, чтобы не возвращаться к ней снова и снова, и грамотно употреблять ее в дальнейшем.
  5. Подберите оптимальный темп чтения, который бы не затягивал процесс чтения книги и в то же время был комфортным для восприятия.
Читайте также:  Что такое линейный способ амортизационных отчислений

Методические рекомендации по работе с книгой от опытных педагогов

  1. Внимательно читайте книгу, вникайте в каждое слово. Если что-то непонятно, уточняйте в справочниках и иных источниках, у педагога.
  2. Выделяйте главные фрагменты и мысли, выписывайте их или делайте небольшие пометки по каждому подпункту или главе. Если лень выписывать, то можно делать небольшие «вкладки-закладки» с подписью (о чем сказано).
  3. Составьте краткий план книги или кратко законспектируйте ее. Все записи должны быть краткими, емкими и четкими, ясными.

Основательный подход к каждой книге не останется безрезультатным. Читатель сумеет почерпнуть для себя что-то новое закрепить имеющиеся знания, приобрести новые навыки анализа информации.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Литературные приемы писателя, которые могут пригодиться каждому

Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.

  • «Льстить — значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словнокрот
  • Голос моего товарища напоминал скрипржавыхдверныхпетель
  • Кобыла была резвой какпылающийогонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» )
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)
Читайте также:  Способ использования произведения при котором никто не может без согласия автора вносить изменения

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Источник

Оцените статью
Разные способы