Методы и средства профессионального самовоспитания
Самовоспитание – самосовершенствование личности. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса»
самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств в трех направлениях:
· адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей ктребованиям педагогической деятельности;
· постоянное повышение профессиональной компетентности;
· непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности.
Внешним факторы, стимулирующие процесс самовоспитания:
· педагогический коллектив,
· стиль руководства школой и
· фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремление помочь, то в такой школе у них не появляется потребность в самовоспитании.
фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.
три взаимосвязанных этапа проф. самовоспитания:
1)самопознание Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания — анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Другой способ познания себя — сравнение с другими.ими;
2)самопрограммирование;
3)самовоздействие. Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.
Методы самовоздействия:
1. Самообразование. Это можно сделать путем чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических задач, просмотра книг и телепередач, общения с людьми различных профессий и т.п.
2. Самоинструкция — это указание себе, как надо действовать в той или иной ситуации. Мысленно проигрывая различные жизненные ситуации, человек должен готовиться разрешать их наилучшим образом в реальных условиях
3. Самоубеждение требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.
4. Самоприказ- Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно.
5. Упражнения направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников
8. Контроль и самооценка
К ним относят разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), В последние годы благодаря широкой популяризации всё шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг
Методы самопрограммирования:
1. Изучения программ самовоспитания выдающихся людей
2. Составление собственной программы
Методы стимулирования:
Источник
Методы и средства профессионального самовспитания
К методам самовоспитания относятся:
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы — внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует — и это необходимо подчеркнуть, — что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития.Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание — высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В. Гете утверждал: Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя.
Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.
. Первый этап — принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).
. Второй этап — самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.
. Третий этап — выбор средств, составление плана.
Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.
. Четвертый этап — реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.
Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.
Источник
Самовоспитание
Что такое самовоспитание и его основные признаки
Самовоспитание — осознанная и целенаправленная деятельность, возникающая в процессе активного взаимодействия человека с внешней средой и целью которой является развитие личности.
Термин самовоспитание подразумевает ежедневную работу над собой с поэтапным планированием своих действий. Достижение цели займет не один год, что обуславливает необходимость в постоянной мотивации, чтобы не останавливаться на достигнутом. Цель самовоспитания не в конечном результате, а в самом процессе. У человека есть потребность искоренить неправильные, деструктивные черты характеры и усовершенствовать другие, направленные на созидание.
Личность осознанно проводит внутреннюю работу над собой, однако, даже спустя долгое время, существенные результаты не будут сильно заметны. Самовоспитание не меняет характер кардинальным образом, а лишь корректирует определенные черты личности, придает уверенности в себе, способствует продуктивности и эффективности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Однако препятствием к успеху служит генетика, посредством которой формируются функции головного мозга человека. У каждого из нас происходит процесс мутации генов в определенной степени. К примеру, изменение в работе префронтальной коры, которая оказывает влияние на лимбическую систему. Такому человеку трудно проявить характер из-за слабоволия, ему тяжело сказать «нет» краткосрочным удовольствиям и идти заниматься более приоритетными делами. При большом количестве таких мутаций шансы на успешное саморазвитие минимальны.
При имеющихся психических заболеваниях и отклонениях самовоспитанием заниматься нельзя. К таковым относятся: тревожности, депрессия, неврозы и т.д. Недуги будут препятствовать самовоспитанию, поэтому необходимо сначала излечить их, затем заниматься проблемой самовоспитания. В период обострения человек истощен, и все его ресурсы уходят на борьбу с заболеванием. Поэтому в это время противопоказано заниматься самовоспитанием, так как это усугубит состояние.
Что включает в себя работа по самовоспитанию:
- закалка перед трудностями и тяжелыми условиями;
- работа над отрицательными чертами своего характера и умение развивать положительные качества;
- контроль и умение держать свои эмоции «в узде», т.е. работа над эмоциональным интеллектом;
- поиск своего пути в жизни, творческая самореализация;
- способность вырабатывать собственное мнение, защищать свою точку зрения и приводить аргументы.
В чем заключается цель самовоспитания
В чем заключается смысл самовоспитания? Этот вопрос волновал мыслителей, философов, писателей и психологов во все времена. Они разрабатывали различные подходы и концепции, направленные на изучение личности и ее развития. Итак, главная цель самовоспитания — это формирование личности. Этому способствуют следующие аспекты:
- развитие силы воли и выдержки;
- контроль над своим поведением;
- самообразование.
Психолог Эрих Фромм подразумевал под нравственным воспитанием стремление стать человеком, которым ты должен быть по предназначению и призванию. Сюда же относится самореализация в профессиональной области и совершенствование в выбранном направлении.
При постоянной работе над собой человек обретает навыки:
- контроля над своими эмоциями и построения такой модели поведения, в результате которой он становится менее раздражительным и несдержанным;
- развития своих достоинства и нивелирования недостатков;
- укрепление силы воли, что способствует созреванию личности, ее психологической и эмоциональной целостности.
Профессиональное самовоспитание — еще один тип самовоспитания. Человек учится решать конфликтные ситуации с другими людьми и внутри самого себя.
Познание самого себя — задача не из легких. И очень часто это наносит внутреннюю боль человеку, когда он начинает внимательно изучать свой характер. Мы ощущаем чувство вины, несправедливости, агрессии, гнева и обиды. Но это необходимо, иначе человек так никогда и не познает грани свой личности и, следовательно, не сможет стать лучше.
В чем заключается смысл самовоспитания:
- человек понимает, что ему нужно для счастья, он получает это и дарит счастье другим;
- повышается самооценка и удовлетворение от самого себя после преодоления трудностей;
- раскрывается творческий потенциал и человеку становится проще достичь успеха в своей области.
Виды самовоспитания
Выделяют следующие виды самовоспитания:
- Интеллектуальное. В школьный и студенческий период одна из главных составляющих самовоспитания — учебная. Те знания, что будут заложены в эту пору, будут использоваться человеком на протяжении всей оставшейся жизни. Человек нуждается в оценке собственных достижений и их переоценке.
- Этическое. Этика — один из самых важных компонентов в процессе самовоспитания. Этические нормы формируют принципы и установки поведения в дальнейшем.
- Физическое. Физическое состояние также играет огромную роль для психики. Занятия спортом разгружают организм, способствуют улучшению физической активности, улучшают самочувствие, предупреждают болезни и стрессовые состояния.
- Психологическое. Человек должен управлять своими эмоциями и не давать им выходить из-под контроля. Также полезно снимать внутреннее напряжение во избежание стрессов и неврозов.
Какие элементы входят в процесс самовоспитания
Основа самовоспитания состоит из четырех составляющих:
- Самоанализ — когда человек видит свои плюсы и минусы.
- Самоотчет — умение взять свою жизнь под ответственность.
- Внутренняя мотивация — способность настроить себя на выполнение работы.
- Контроль над своим поведением — когда человек умеет сравнить свой текущий прогресс с личностным прогнозом.
- Адекватная самооценка. Особенность нашей психики заключается в том, что нам проще оценивать людей со стороны, а не самих себя — это затрудняет процесс самовоспитания. Однако обретя навык оценивания собственной личности максимально объективно, человек учится мотивации и самоконтролю.
Какие бывают способы самовоспитания
Существует структура действий, направленных на совершенствование своего характера:
- Самоубеждение — необходимый навык для мотивации. Человек продолжает стремиться к успеху, ставить новые задачи и преодолевать их. Здесь срабатывает внушение, что для достижения успеха нужно выполнить определенные шаги. Если человек занимается какой-то деятельностью, то он должен написать все ее положительные стороны, что она дает ему лично и как помогает развиваться. Как только настает пассивность и нежелание продолжать этим заниматься, нужно просматривать составленный список — это вдохновит на продолжение работы.
- Следующая ступень — обязательства перед собой. Необходимо установить определенные обязательства и выполнять их день за днем, чтобы развить самодисциплину.
- Самовнушение. Нельзя допускать негативные мысли о неудаче, своих умениях и бесперспективности процесса. Не допускайте мысли о неудаче, вам нужно смотреть вперед и думать о лучшем. И понимать, что с любыми неудачами всегда можно справиться.
- Критика. Здесь нужна мера: нельзя переходить на самобичевание, как и допустимо считать себя экспертом. Нужно объективно выделять плюсы и минусы своей работы и адекватно оценивать свою деятельность. Иначе самосовершенствование так и останется мечтой.
- Самопринуждение. Мотивация нередко приходит уже в ходе работы, как аппетит во время еды. Поэтому есть смысл себя побуждать к деятельности, хоть это и бывает непросто.
- Эмпатия. Она способствует развитию эмоционального интеллекта и рефлексии. Без этого фактора успех на пути к самосовершенствованию нельзя считать полноценным. Эмпатия включает в себя умение чувствовать других, представлять себя на их месте, наблюдать и анализировать.
- Завершающий уровень — самонаказание. Такой метод поможет научиться самодисциплине. В случае невыполнения плана на день/неделю и т.д. целесообразно ограничивать себя в чем-то приятном, лишить досуга, а полученное время занять полезным делом.
В процессе самовоспитания мало ориентироваться только на себя и свои силы, нужно изучать соответствующую литературу, слушать опытных наставников, смотреть фильмы, анализировать личности героев и делать выводы.
Источник