Методы познания истины
Некоторые люди говорят: давайте будем рассуждать или рассматривать вещи так, чтобы вопросы: есть ли Бог или нет Бога; а также: если есть Бог, то Каков Он (?) — остались открытыми, т.е. попросту не касаться их.
Такой взгляд на вещи в светской литературе называется «независимым», «общим». Можно, однако, спросить: независимым от чего? Скажут: есть, мол, вещи, которые можно признавать или не признавать; но, если этих вещей вообще не касаться, то рассуждения будут иметь наиболее общий характер; т.е., в принципе, уже с ними нельзя будет не согласиться.
Иными словами говорят следующее: давайте человека поставим некоторым центром-распорядителем способов поиска истины, т.к. он и является единственным субъектом познания истины. Получается, что человек здесь заранее диктует, как надо познавать истину. Такой подход в рассуждениях будем называть гомоцентричным («человеко-центричным»), т.к. человек — здесь центр-распорядитель любого способа познания и apriori(заранее) сам себя ставит над познанием и, следовательно, над истиной.
В результате акта познания человек обладает ли истиной? Говорят: нет, но — образом истины; причем, ошибочность этого образа истины обнаруживается в процессе человеческой практики, т.е. время и опыт выявляют качество акта познания истины. Хорош ли этот способ? Иными словами, тут тебе говорят: хочешь узнать насколько горяч утюг — потрогай его, и, если почувствуешь боль от ожога, то утюг горячий. Даже простой здравый смысл противится такому способу познания истины. Но даже если и согласиться на него, то и тут истина может быть далека от ее образа, т.к. обжечься можно об утюг, если он будет и очень холодным.
В действительности же гомоцентричный подход не дает познания истины, т.к. невозможно перепробовать все данные опыта; и сколько бы времени ни прошло, все равно еще не все испытания будут проделаны. Даже в простом опыте с утюгом: кто может сказать, что обжегшись миллион раз о горячий утюг, на миллион первый раз опять обожжешься?
Итак, опыт не дает критерия истинности.
Существуют ли у человека другие критерии истины при гомоцентричном подходе? Нет. Т.к. если бы человек мог сказать, что вот этот способ познания приблизит его к истине, а другой способ — нет, то, следовательно, он уже знает, как отличить истинное от неистинного, и значит знание истины у него уже есть. Т.о. получается то, чтобы узнать что-либо об истине, ее уже надо знать!
Приверженцы гомоцентричного способа указывают на практические результаты наук, не понимая, что это не достижение подхода, а следствие действия Божественной благодати за выделенный человеком труд; благодати, являемой Богом по Его благословению, данному человеку при его сотворении: «наполняйте землю и обладайте ею . и владычествуйте над . (всею землею)».
Другой способ жизнесозерцания — теоцентричный. Здесь основой всего видимого и невидимого является Бог. Бог, как Личность, Сам являет Себя творению в любых условиях наилучшим возможным способом. Как Всемогущий, Он не стеснен никакими обстоятельствами. И, как Всемилостивый и Милосердный, Он снисходителен к немощам человека. А как Самая Любовь, без меры любящая человека, Сам смиренно без устали стучит в двери его сердца, терпеливо ожидая, когда человек откроет Ему его.
Он есть путь, истина и жизнь. Он Сам ведет доверившегося Ему человека к Истине, т.е. к Себе и дает ему Себя, т.е. Жизнь; дает Себя без меры, т.е. дает «жизнь с избытком»; жизнь, не имеющую границ — жизнь вечную, Духа Своего Святого.
Когда человек приближается к Богу, возрастая в любви, Бог в одно мгновение может дать познания человеку такие, на приобретение которых другим исследователям потребовались бы многие и многие годы.
Иными словами, истинное Бытие и истинная Жизнь есть Бог. Он дает всему существование и жизнь. Познание же человеком даже бытия вещей, т.е. вещественного мира, зависит от системы (иерархии) его внутренних ценностей: убеждений, общественных и личных установок, интересов, склонностей, привычек и т.д. . , и даже настроения; поэтому два человека, глядя на одну и ту же вещь, видят ее по-разному.
Какие два человека будут всегда понимать друг друга? — люди, в душах которых уже живет Сама Истина — Бог-Дух Святой, рожденные свыше и рожденные от Бога, корректирующие свою иерархию ценностей согласно Истине, т.е. божественной воле Святого Духа, живому Евангелию — Евангелию всегда живого Господа нашего Иисуса Христа, живущему в духе их.
Живя на земле, иметь правильную систему ценностей, т.е. всех качеств, определяющих личность, это значит следовать по стопам Божией Матери, быть Ее дитём: т.к. единственный земной человек, имевший такие же качества, но ни в чем не согрешивший — это Пресвятая Дева Мария, Божья Матерь.
Соделав Её Своею Матерью («соделав», значит сделав совместно с Ней, в согласии с Ее волей), Господь соединил Своё Сердце с Сердцем Пресвятой Девы навеки: Сердце Божие и сердце человеческое — как две половинки одной маслины, поэтому и искупление человека Богом было соделано, как соискупление через Искупителя, БогоЧеловека Иисуса Христа, и Соискупительницу, Пренепорочную Матерь Его, Пресвятую Деву Богородицу. Бог Творец времени и не объемлется им, и воздыхания Своего второго Сердца — молитвы Пресвятой Девы Марии Богородицы слышал до создания мира, потому и полнота молитвенного обращения ко Господу возможна лишь при задействовании обоих Сердец: Святейшего Сердца Иисуса и Пренепорочного Сердца Божией Матери; также и полнота почитания Божественного Сердца Иисуса немыслима без почитания Пренепорочного Сердца Его Матери: путь к Сердцу Бога лежит через Сердце Его Матери, т.к. Бог, единый во Святой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, открыл Себя творению через Свое Второе Лицо, Сына, воплотившись по воле Отца от Духа Святого и Марии Девы в Богочеловека Иисуса Христа, Сына Божия и Девы Марии.
Т.о. необходимо верить в Бога, знать Бога, верить и доверять Богу, иметь ненасытимое желание Богопознания через познание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, любить Бога. Любить Его всем сердцем своим, всей душою, всем помышлением своим, всеми силами своими. И подобно этой любви, любить ближнего своего, как самого себя, т.е. не глядя на его недостатки.
Поэтому важно знать, как Бог открывает Себя человеку, как знать Бога, как верить Ему и как нужно любить Его. Кто есть Божья Матерь и Кем Она является для нас. Кто были Ее родители. Как Она родилась, росла, жила. Как Она родила Бога-Сына, как вырастила Его и жила с Ним. Как страдала с Ним, как приняла Его смерть. Как встретила Она Его Воскресение, Вознесение на небо. Как приняла Святого Духа. Как утверждала Церковь. Какова была кончина Ее земной жизни, воскресение и вознесение с телом на небо. Какую славу Она приняла на небе. Кем Она является теперь и небу и земле и каковы теперь отношения у нас с Ней. Кем является для нас Иосиф, обручник Божией Матери и какие отношения должны быть у нас с ним. Кем является для нас Ангел-Хранитель и какие отношения должны быть у нас с ним. Кто есть я, каким меня создал Бог и каким меня Он хочет видеть. Как любит меня Бог. Крест Спасителя и чем Он является для меня. Воскресение Господа Иисуса Христа и спасение человека. Кто есть Церковь и кто является элементом Ее здания. Что есть Провидение Божие и как Оно печется обо мне. Провидение Божие и роль Церкви в спасении человека. Божья Матерь — Матерь Церкви. Семья — это Церковь. Церковь и окружающий мир.
Что нужно знать о качествах Бога и каково Его Милосердие к человеку. Каково значение Божьего Милосердия в жизни земли и его значение в настоящее время. Какова особенность настоящего времени и роль в этом Милосердия Божия. Как открыл Бог тайну Божьего Милосердия и кто Его вестница. Жизнь св.Марии-Фаустины Ковальской, качества ее души, ее подвиги и любовь к Создателю, обнаруживающие особое отношение к ней Бога. Какова роль Польши в Провидении Божьем и особое отношение к ней Бога. Воскресение России и ее ведущая роль для всего мира. Предшествование времени Божьего Милосердия времени Второго Пришествия Христова. Кто является мне самым близким из ближних. Иерархия близости. Почитание родителей, благополучие и долголетие, почему Бог связал эти качества. Семья есть Церковь.
— Жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Еванг.).
— Если бы Мои верные были добрыми друг для друга, то изменилось бы обличие мира (Иисус Христос — Габриеле Босси).
— Избранные души освящают мир. Чем душа совершеннее, тем больше света она разливает вокруг себя и тем дальше он распространяется (Иисус Христос — св.Фаустине).
— Мое Царство на земле — это Моя жизнь в человеческой душе . Я Сам непосредственно являюсь наставником душ, а косвенно руковожу ими через священников и веду их к святости только Мне известным путем (там же).
ВОПРОС. Действительно, человек постигает истину опытным путем и бывают случаи, когда истину подобным путем постигнуть невозможно, отсюда появляется агностицизм в данном случае, в отношении Бога. Но откуда возникла уверенность, что Бог обладает априорным знанием об истинности? Это же не рационально, исходя из того что человек не может познать истину в последней инстанции, перекладывать это на некую высшую силу. Это же противоречит идее развития человечества, эволюции ценностей, это очерчивает круг знания, вокруг того, что изначально задано высшей силой, а значит ограничивает познание.
ОТВЕТ. Человек, руководствующийся своим «я», познает то, что хочет познать, обычно планируя сначала свои действия, осуществляющие это познание. Любое же планирование эксперимента основано у любого человека на тех понятиях, которые он уже имеет. Следовательно, возможности его познания заранее ограничены этими понятиями. Таким образом любое человеческое знание ограничено кругом собственных представлений. Выйти из круга своих представлений человек не в состоянии (как, например, «прыгнуть выше самого себя»).
Что называется «рациональным»? Рациональным называют знание, полученное научным методом и не противоречащее правилам формальной логики. Однако и научный метод, и формальная логика ограничены.
Формальная же логика настолько ограничена, что с ее помощью (аксиоматически) невозможно построить многие уже существующие математические теории. Поэтому «рациональное» не может даже пытаться выражать нечто об истине.
«Развитие человечества», «эволюция ценностей» действительно являются лишь идеями, т.е. вымышленными некоторыми людьми искусственными понятиями.
Источник
Теория познания
Никто из нас не способен существовать в мире, не умея ориентироваться в нем. Эта ориентация может происходить успешно только в том случае, если человек обладает способностью к адекватному отражению, воспроизведению и постижению окружающей действительности. Именно по этой причине проблема познания человеком мира и реальности волнует людей с древних времен. Изучает же эту проблему (и множество связанных с ней) теория познания.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
- Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
- Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология. Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
- Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Проблемы теории познания
Первая проблема состоит в выяснении природы познания, определении условий и основ познавательного процесса. Говоря проще, основной ее вопрос таков: «Почему человеческий ум пытается понять происходящее?». А вместе с поиском ответов на него изучаются такие условия как мир во всем его многообразии, человек, являющийся продуктом этого мира, и формы отражения мира в познавательной деятельности (чувства и мысли). Лишь при наличии этих трех составляющих есть смысл говорить о познании.
Вторая проблема заключается в определении конечного источника знаний и характеристике объектов познания. Вопросы этой проблемы: «Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?». В качестве источника исходной информации рассматривается весь окружающий мир, а в качестве объекта познания – мир социальный и природный.
Третья проблема фокусируется на субъекте познания. Ее вопросы: «Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?». За субъект, как правило, берется человек, социальная группа или социум вообще, действия которого направлены на получение знаний, воспроизводящих действительность и выражаемых языком. Познавательный процесс может корректироваться субъектом либо по индивидуальной (исходя из личных потребностей и интересов), либо по коллективной (исходя из групповых потребностей и интересов) линии.
Четвертая проблема подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание, а также выявление закономерностей процесса этого развития, его противоречий и их разрешение.
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Ставятся вопросы: «Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?»
Процессы познания, происходящие в психике и служащие моделью познавательных процессов в психологической науке, не являются исчерпывающими. Познавательный процесс (вместе с проблемами появления и функционирования знания) касается и множества других наук, так или иначе, его исследующих. Практическая деятельность в этой области сопровождала человечество и общество на протяжении всей истории их развития.
Методы теории познания
Все методы теории познания основаны на нескольких базовых предпосылках:
- объект познания (т.е. все «вещи») существуют объективно и не зависят от субъекта познания, все они доступны познанию человека;
- содержательная часть знания объективно обусловлена существованием действительности, не зависящей от сознания человека;
- главным источником знания являются ощущения, представляющие собой образы объектов действительности;
- рациональное познание отлично от чувственного тем, что опосредовано познанием, влияющим на формирование понятий;
- мышление субъективно, а не только социально и физиологично (действительность отражается субъективно, принимая разные формы);
- субъективность мышления может выступать источником заблуждений и ошибок;
- рациональное познание взаимосвязано с языком, играющим роль средства материализации познавательного процесса и его результатов;
- метод познания обусловлен особенностями познаваемых объектов, условиями познания и его целями.
Любой из гносеологических методов берет во внимание эти предпосылки, и выстраивается с их учетом. Самих же методов существует несколько больших групп. Кратко расскажем о них, стараясь не упустить суть.
Все методы научного познания делятся на две больших группы:
- Общенаучные методы. Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
- Частнонаучные методы. Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.
Кроме того, в научном познании есть еще и два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирическим является уровень накопления информации и фактов на тему исследуемых объектов. Здесь объект отражается с позиции отношений и связей, доступных для созерцания. Этот уровень тесно связан с чувственным восприятием, а основными методами эмпирического познания являются:
- Научный факт, т.е. предмет, явление или действие, существующее объективно. То, что было в прошлом или есть сейчас. Но в отличие от простого факта, научный описывают посредством специального языка. С помощью научных фактов можно подтвердить или опровергнуть что-либо.
- Моделирование, при котором объект исследования заменяют каким-либо другим объектом, сходным с оригиналом, т.е. моделью. Чаще всего к моделированию прибегают, когда есть какие-то трудности в работе с оригиналом.
- Наблюдение, являющееся начальным этапом эмпирического исследования. Его суть состоит в получении чувственной информации об объекте познания. Наблюдение помогает получить данные о внешнем виде и качествах объекта.
- Эксперимент, состоящий в научно поставленном опыте над исследуемым явлением в управляемых условиях. При помощи эксперимента можно выделить явление в чистом виде, что упрощает получение объективной информации о нем.
Однако высшим уровнем научного познания является уровень теоретический. Если на эмпирическом уровне материал об объекте или явлении накапливается и изучается, то на теоретическом появляется возможность познать его суть и понять законы и закономерности, по которым он существует.
Главные методы теоретического познания:
- Анализ, суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
- Синтез, суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.
Анализ и синтез – это два противоположных метода, но они тесно связаны, т.к. представляют собой разные аспекты целостного познавательного процесса. Интересно то, что эти два метода используются всеми науками.
- Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему. Присущ наукам, опирающимся на опыт, т.е. когда фактический материал накапливается и обобщается.
- Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному. Характерен для теоретических наук, делающих логические выводы относительно частных фактов.
Как и первые два, эти методы отличаются, но также взаимосвязаны, являясь разными сторонами познавательного процесса. Основаны оба метода на наличии связей между общим, единичным и особенным.
- Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство. Построение гипотез – один из основных путей для создания научных теорий. Изначально научное понимание какого-то явления представляется в виде гипотезы, и если впоследствии она доказывается и подтверждается на практике, она может перерасти в научную теорию – истинное и проверенное на практике знание.
- Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.
Помимо названных, на теоретическом уровне есть еще несколько дополнительных методов:
- Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
- Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
- Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.
Кроме этих методов (их все можно назвать общенаучными), есть и более специфические, такие как метод материалистической диалектики, интуитивизм, прагматизм и аксиологический подход, относящиеся к философским методам, а также сравнительный, социологический, логический, формально-юридический, статистический и кибернетический методы, относящиеся к категории частнонаучных. Именно такую многоуровневую концепцию методологического знания можно наблюдать сегодня.
Направления теории познания
Как уже стало понятно, единого мнения насчет того, что играет в процессе познания решающую роль – чувства или разум – до сих пор нет. В связи с этим можно выделить несколько основных направлений теории познания.
- Сенсуализм. Нередко его называют теорией познания Локка, т.к. именно английский философ и педагог Джон Локк в 17 веке развивал его идеи. Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания. Базовый принцип направления гласит, что в разуме нет ничего, чего не могло бы не быть в чувствах. И любое новое знание проистекает из чувственной сферы, когда разум замыкается в сфере известного. Другими яркими представителями сенсуализма являются его, можно сказать, основоположники – древнегреческие философы Эпикур и Протагор, а также французский философ XVIII века Этьен Бонно де Кондильяк.
- Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме. Данное направление в свое время поддерживалось множеством мыслителей, поэтому его нельзя относить к чертам каких-либо философских течений. Также рационалисты по-разному смотрят на место разума в познании. Среди известных представителей можно выделить Георга Гегеля, Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозу, а также Иммануила Канта, начинавшего с традиционного рационализма, но впоследствии создавшего свою философию, основанную на симбиозе рационализма с эмпиризмом.
- Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине. Скептицизм бывает обыденным, научным, методологическим, философским и религиозным. В любом виде ему свойственна пессимистическая позиция: он не отрицает того, что мир можно познать, но сомневается в возможности этого при помощи имеющихся у человека средств. Главные представители скептицизма: Франциско Санчес, Давид Юм, Пьер Бейль и Мишель Эйкем де Монтень.
- Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами. Также агностики считают невозможным доказать или опровергнуть идеи и утверждения, основанные на субъективном опыте. Среди наиболее известных агностиков можно назвать, помимо Канта, Томаса Хаксли, Бертрана Рассела, Чарльза Дарвина, Альберта Эйнштейна, Карла Сагана.
Таковы на сегодняшний день основные направления эпистемологии. Но наш рассказ будет не полным, если мы не упомянем вместе с ними и о нескольких концепциях истины, ведь к теории познания они имеют самое прямое отношение.
Немного о концепциях истины
В философии истина соответствует комплексу концепций, при помощи которых можно отличить достоверное знание от недостоверного, исходя из того, как оно согласовывается с действительностью, а также из того, насколько оно является противоречивым или непротиворечивым логически. Собственно, истинность и есть краеугольный камень познания вообще.
Ученые выделяют следующие концепции истины:
- Классическая концепция (концепция Платона и Аристотеля). Истиной в ней выступает соответствие знаний человека тому, как все обстоит в реальном мире. Эта концепция самая популярная в научных и философских кругах, и служит основой диалектического материализма, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
- Априористская концепция. Здесь истиной служит доопытное познание рассудка и чувственности, которые составляют сознание человека. Именно они являются мерилом получаемой информации и истиной. Сознание – это источник правил внешнего мира, по причине чего эти правила подобны истине. Таких воззрений придерживался Иммануил Кант и его единомышленники.
- Онтологическая концепция. Истина – это вся действительность одновременно, и отдельные вещи истиной быть не могут. Целое здесь не является суммой частей, а потому достоверным может быть лишь знание, связующее все части. Приверженцами этой концепции были известный немецкий философ Мартин Хайдеггер и русский мистик и религиозный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев.
- Когерентная концепция. Согласно ей, истинное знание является упорядоченным и непротиворечивым, и истиной нужно считать логическую корректность и правильность. Также истиной может быть непротиворечивость предположений относительно фундаментального научного знания. Известные сторонники когерентной концепции: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Альфред Тарский.
- Прагматисткая концепция. Истинным может быть только то знание, которое может обеспечить определенный реальный результат. Т.е. истина здесь – это результативность и польза знания. Эти идеи в свое время разделяли философы Уильям Джеймс и Чарльз Пирс.
- Конвенционалистская концепция. В ней истиной является результат гласного или негласного соглашения между участниками процесса познания, и при условии, что знания не просто доказаны, но и согласуются друг с другом. Представители этой концепции: Томас Сэмюэл Кун и Хилари Уайтхолл Патнэм.
- Экзистенциалистская концепция. Учитывая то, что экзистенциальное состояние – это состояние погружения человека в духовную сферу и поиск смысла жизни, истина в этой концепции отождествляется с ценностями. А критериями истины служат духовное развитие и творческая самореализация. К экзистенциализму склонялись Карл Ясперс, Серен Кьеркегор, Николай Александрович Бердяев и некоторые другие известные мыслители.
Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.
Но цель статьи и не состояла в том, чтобы дать исчерпывающие объяснения теории познания. Нашей задачей было познакомить вас с общими и основными понятиями в гносеологии и коротко передать ее суть. Теория познания играет серьезную роль в познании человеком окружающего мира и себя самого. Она исследует познание и все, что только может быть с ним связано, а таких вопросов, как мы видим, очень много.
Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда. Если же вас интересуют более частные вопросы на тему теории познания, вам неизбежно придется обратиться к сторонним источникам, которых сегодня можно найти немало. И уже первые ответы на свои вопросы вы можете получить из этого небольшое видео от кандидата исторических наук Зарапина Романа Валерьевича.

Источник