- Рекомендации родителям «Способы поощрения и поддержки ребенка»
- Как правильно поощрять детей?
- Чем можно поощрять ребенка?
- Родительские ошибки при поощрении детей
- Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Можно ли поощрять ребенка деньгами?
- Советы психолога
- Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
- Использование методов поощрения и наказания
Рекомендации родителям «Способы поощрения и поддержки ребенка»
Оксана Китайкина
Рекомендации родителям «Способы поощрения и поддержки ребенка»
В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании и поддержке родителей. Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них.
Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной.
Родители должны понимать, что поощрение и поддержка ребенка относится к основным инструментам семейного воспитания.
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания.
Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.
Здоровая,а главное счастливая семья обладает следующими качествами:
1. Это семья, в которой установилось хорошее, честное, открытое общение.
2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении.
3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом.
4. Родители и дети помогают друг другу.
5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.
6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.
7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.
8. Большинство проблем решается совместно.
9. Основной акцент делается на «мы», а не на «я».
Помните, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью и будут функционировать как здоровая семейная система. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО:
— Опираться на сильные стороны ребенка;
— Избегать подчеркивания промахов ребенка;
— Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
-Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
— Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
-Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают детей и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.
Овладеть искусством поощрения помогут несколько простых правил, усвоив которые, можно избежать множества воспитательных ошибок.
Поощрятьдетей дошкольного возраста нужно:
• Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, быть уверенным, что поощрений в количественном отношении больше.
Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
• Использовать минимальные вознаграждения, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
• Дети дошкольного возраста чувствительны к словам, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
• Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
• Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.
Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.
Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей.Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
Когда взрослые подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то дети скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
Никогда не нужно принижать при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.
Как правильно поощрять ребенка.
1. Хвалите не самого ребенка, а его поступок. Если Вы хотите похвалить ребенка за убранные игрушки,не спешите говорить: «Какой ты молодец!»,лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала такой чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.
2. Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях.
3. Укажите ребенку на его собственные чувства при достижении результат. Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Когда вы видите, что малыш научился кататься на велосипеде, поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке.
4. Не стоит хвалить за естественные вещи. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками.Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.
5. Никогда не поощряйте детей материально. Важно, чтобы ребенокощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.
Самое главное поощрение и поддержка в жизни ребенка – это любовь, внимание и понимание родителей. Позитивная атмосфера в семье, взаимное уважение и правильное воспитание позволят вам вырастить ребенка таким, каким вы хотели бы его видеть.
Надеемся, что данные рекомендации будут вашими помощниками в этом.
Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.
Рекомендации родителям по познавательному развитию «Какого ребенка мы называем любознательным?» Какого ребенка мы называем любознательным? В толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать:» Любознательный- склонный к приобретению новых.
Рекомендации родителям по теме недели: «Животный мир» Проговорите с детьми, каких животных называют домашними, а каких дикими. Спросите у ребенка, для чего нужны животные, и какую роль они.
Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.
Советы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.
Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.
Источник
Как правильно поощрять детей?
Чем можно поощрять ребенка?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Родительские ошибки при поощрении детей
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
Советы психолога
Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.…
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.
Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.
Источник
Использование методов поощрения и наказания
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.
Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.
“Трудный ребенок”, “сложный ребенок”, “озорной” — нередко говорят родители о своих детях. Каких же детей мы называем трудными? Тех, с которыми нам, взрослым, становится не легко. Почему ребенок стал таким? Ведь он не родился “трудным”? Таким он становится под влиянием воспитания и тех условий, в которых он находится со дня рождения. “Трудный ребенок” — есть результат неправильного воспитания. Таким его сделали педагогические ошибки взрослых.
Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.
К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.
Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.
В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.
Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.
Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.
Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:
- Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
- Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке — за каждый.
- Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
- При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
- Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.
- Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
- Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано.
- Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.
- Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
- Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения. Учитывая психологический риск, связанный с применением наказания, справедливо задать вопрос: “Чем можно заменить наказание?” Алан Фромпредлагает заменить его:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас.
- Неторопливостью. Подождите, пока поступок повторится.
- Поощрением. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать похвалу.
Источник