- Конспект урока по биологии 9 класс Типы питания план-конспект урока по биологии (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Энергетический обмен. Питание клетки (9 класс)
- План урока «Типы питания живых организмов», 9 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока по биологии 9 класс Типы питания
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока предназначен для учителей биологии и обучающихся, которые хотят расширить свои знания. Материал предоставлен по теме Типы питания, которые подойдут как для 9 класса, так и доя 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_urok_23.docx | 19.57 КБ |
9_klss_urok_23.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Типы питания»
Образовательная: познакомиться с типами питания клеток;
Развивающая: продолжить формировать умение анализировать полученную информацию, коммуникативную культуру обучающихся, у меня работать в парах и группах.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, природным ресурсам.
Задачи: развить понятия о типах питания клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»; познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.
2) Актуализация знаний
Каковы конечные продукты и энергетическая ценность I этапа энергетического обмена? Сравните энергетическую ценность II и III этапов диссимиляции, сделайте вывод. Какое значение имеет ступенчатый характер реакций биологического окисления? Аминокислоты: — последний энергетический резерв, они подвергаются окислению в самую последнюю очередь. Объясните, с чем это связано.
3) Изучение нового материала
Все живые организмы, обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).
Первая группа — автотрофы, что в переводе с греческого языка означает «самопитающиеся». Автотрофные организмы никого и ничего не едят. Они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества из неорганических — воды, углекислого газа и других. Для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами… Фотоавтотрофы используют энергию света. Для этого в пластидах содержатся светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные).
Хемоавтотрофы в свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений, образуются большие залежи селитры и болотной руды.
Гетеротрофы получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами. Первая группа гетеротрофов – сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д. Вторая группа гетеротрофов – паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела. Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках, выделяя необходимые для переваривания ферменты. Четвёртая группа гетеротрофов – голозои. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему. Голозойно питающихся животных можно разделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.
Как вы думаете, к какой группе относится человек? (всеядные) Может один и тот же организм иметь автотрофное и гетеротрофное питание? Миксотрофы – смешанное питание. Эвглена-зелёная, Венерина мухоловка. Как вы думаете, почему у этих организмов смешанное питание?
Загадки. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят. Ведь многие из нас помогают им размножаться ( травоядные) Мы самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только очень хочется кушать. (хищники) Мы санитары планеты! Без нас Земля быстро превратиться в свалку! (сапрофиты) Мы самые дружелюбные! Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга. (симбиоты) А мы — эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем. (паразиты)
4) Первичное закрепление знаний
Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания на карточках. В таблицах в первой графе даны названия организмов, во второй дана информация об их образе жизни. Необходимо определить тип питания и заполнить соответствующими терминами третью графу.
Источник
Энергетический обмен. Питание клетки (9 класс)
Тема: Энергетический обмен. Питание клетки. (9 класс)
Цель: сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма, углубить и расширить знания о метаболизме, раскрыв сущность энергетического обмена; подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке; показать роль ферментов в реакциях обмена; познакомить учащихся с характерными особенностями трех этапов энергетического обмена.
развить понятие о типах питания клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»; познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания; Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания.
Оборудование: схема метаболизма на доске.
Проверочная работа по главе 2.
Формирование понятия «метаболизм». (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.
Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе их жизни.
Формирование понятия «ассимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Ассимиляция – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клетки.
Формирование понятия «диссимиляция». (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Диссимиляция – совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии.
Характеристика трех этапов энергетического обмена в клетке. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы «Схема энергетического обмена углеводов».)
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетках путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением , или клеточным дыханием .
Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным , без кислорода – анаэробным . Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.
Этапы энергетического обмена
I . Подготовительный (в органах пищеварения)
Крупные молекулы органических
веществ при участии ферментов распадаются на более мелкие молекулы:
жиры – глицерина и жирных кислот
Энергия рассеивается в виде
II . Бескислородный (неполный) гликолиз; у микроорганизмов – брожение (протекает в клетках)
Дальнейшее расщепление молекул (при участие ферментов) до более простых соединений. Так, глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ), которая затем восстанавливается в молочную кислоту (С 3 Н 6 О 3 ). Расщепление идет с участием АДФ и Н 3 РО 4
С 6 Н 12 О 6 +2Н 3 РО 4 + 2АДФ – 2С 3 Н 6 О 3 + 2АДФ + 2Н 2 О
У дрожжевых грибов – спиртовое брожение:
С 6 Н 12 О 6 +2Н 3 РО 4 + 2АДФ – 2С 2 Н 5 ОН +2СО 2 +2АТФ + 2Н 2 О
Распад одной молекулы глюкозы дает энергию, обеспечивающую синтез двух молекул АТФ, эта часть энергии запасается
III . Кислородный (протекает в матриксе митохондрий на внутренних мембранах митохондрий)
При доступе кислорода к клеткам образовавшиеся на предыдущем этапе вещества окисляются до СО 2 и Н 2 О:
2С 3 Н 6 О 3 + 6О 2 +36Н 3 РО 4 + 36АДФ – 6СО 2 + 36АТФ + 42Н 2 О
Образовавшиеся молекулы АТФ
Распад двух молекул молочной кислоты. Выделяется энергия, достаточная для образования 36 молекул АТФ
Фронтальная беседа по вопросам:
Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.
Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.
Задание: установите соответствие между процессами протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции и диссимиляции:
1. испарение воды
3. расщепление жиров
4. биосинтез белков
6. расщепление белков
7. расщепление полисахаридов
8. биосинтез жиров
9. синтез нуклеиновых кислот
Ответы: 1-Б, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-А,6-Б, 7-Б, 8-А, 9-А, 10-А.
Заполнение таблицы «Этапы энергетического обмена».
1. Почему ассимиляция не может существовать без диссимиляции?
2. Какое вещество, играя важную метаболическую роль, выполняет функцию центрального компонента клеточной активности?
3. Какое строение имеет молекула АТФ?
Задание: найдите во второй колонке верное окончание предложения.
Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Е, 4-Б, 5-В, 6-Д.
Этапы энергетического обмена. (Ответ учащегося у доски.)
Фронтальная беседа по вопросам:
Каковы конечные, продукты и энергетическая ценность I этапа энергетического обмена?
Сравните энергетическую ценность II и III этапов диссимиляции, сделайте вывод.
Какова роль ферментативной системы энергетического обмена в поддержании необходимого количества АТФ в клетке?
Какое значение имеет ступенчатый характер реакций биологического окисления?
Аминокислоты — последний энергетический резерв, они подвергаются окислению в самую последнюю очередь. Объясните, с чем это связано.
1. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Автотрофные и гетеротрофные организмы
Группа организмов в зависимости от типа питания
Способ получения органических веществ
Самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических
Для синтеза органических веществ используют энергию света
Для синтеза органических веществ используют химическую энергию
Все зеленые растения, цианобактерии
Многие виды бактерий (нитрифицирующие бактерии, серобактерии)
Используют готовые органические вещества
Многие бактерии, грибы, животные
2. Группы гетеротрофных организмов (сапрофиты, паразиты, голозои).
Фаготрофы ( голозои ) — гетеротрофные организмы, заглатывающие твердые куски пищи.
Сапрофиты — организмы, питающиеся органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых.
Паразиты (от греч. parásitos — нахлебник, тунеядец), организмы, питающиеся за счёт других организмов (называемых хозяевами) и большей частью вредящие им.
Значение фотосинтеза. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Фотосинтез — это процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды на свету при участии фотосинтетических пигментов (хлорофилл у растений, бактериохлорофилл и бактериородопсин у бактерий).
Характеристика световой и темновой фаз фотосинтеза. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 32 учебника.)
Тилакоиды – плоские мешочки ограниченные мембранами.
Граны – десятки тилакоидов плотно уложенные в стопки.
Строма – внутреннее пространств между гранами.
Характеристика хемосинтеза. (Объяснение учителя с последующим заполнением таблицы.)
Хемосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических за счет энергии химических реакций окисления.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза
Клетках, содержащих хлорофилл
Клетках многих видов бактерий
1. Заполнение таблицы.
Группы гетеротрофных организмов
Питаются мертвыми органическими остатками
Бактерии и грибы — сапрофиты
Питаются органическими веществами организма-хозяина
Болезнетворные бактерии, грибы-паразиты, гельминты
Питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ
В основном многоклеточные животные, имеющие пищеварительную систему
Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)
Процессы происходящие в этой фазе
Световая фаза(осуществляется в тилакоидах гран)
Захваченные кванты света используются для образования богатых энергией молекул АТФ и фотолиза воды
Образование АТФ, О 2 , ионы Н +
Темновая фаза (осуществляется в строеме хлоропластов)
Используется энергия, запасенная во время световой фазы
Молекулы глюкозы из СО 2 и ионов Н +
Изучить §.4.с.27-30 читать, вопросы проект. работа
Источник
План урока «Типы питания живых организмов», 9 класс
Тема: Типы питания.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: сформировать и закрепить знания о типах питания организмов.
Обеспечение: презентация «Типы питания» Microsoft PowerPoint (см. приложение №1).
Актуализация опорных знаний, проверка дз.
Что мы изучали с вами на прошлом уроке? (фотосинтез и хемосинтез). Что такое фотосинтез? Дома вам нужно было ответить на последний вопрос зачем?
Мы подходим к основной цели сегодняшнего урока: узнать, как (какими способами) необходимые вещества поступают в живые организмы и научиться применять новые знания на практике.
Изучение новой темы.
Как вы думаете, как называется процесс поступления необходимых веществ в живой организм? Посмотрите на кота и подумайте, о чем пойдет речь? О питании, да. Откройте тетради и запишите тему урока. Типы питания живых организмов. В учебнике стр. 85.
Презентация (слайд №1 – тема урока «Типы питания»)
Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в тетради.
Примечание: Текст слайдов рекомендуется озвучивать, проговаривая определения несколько раз, чтобы работать с учащимися с разными типами восприятия (аудиалы, визуалы)
Слайд №2. Определение понятия «питание»
Слайд№3. Общая схема типов питания.
В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).
Слайд №4. Автотрофы
Автотрофные организмы никого и ничего не едят, все необходимые органические вещества они вырабатывают самостоятельно, для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…
Слайд №5. Фотоавтотрофы
Используют энергию света. Для этого им нужны светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)
Слайд №6. Хемоавтотрофы
В свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии.
Слайд №7. Гетеротрофы.
Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.
Слайд №8. Сапротрофы
Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесени, бактерии гниения, брожения и т.д.
Слайд №9. Паразиты
Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.
Слайд №10. Симбионты.
Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках и выделяют необходимые для переваривания ферменты.
Слайды №11-12. Голозои.
Как думаете, к какой группе относится человек? (всеядные)
Закрепление нового материала.
Для закрепления изученного материала выполните тест в игровой форме в кахут. Ссылка на тест в гугл классе. При регистрации указывайте свои имя и фамилию. На размышление в каждом вопросе дается 30 секунд.
Выводы урока (делаются учащимися в форме ответов на вопросы).
Какие два типа питания есть в природе?
Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?
Какие группы гетеротрофов вам известны?
Как думаете, какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный? (возможно, здесь придется пояснить).
1. Выполните тест в игровой форме в Kahoot!.
(Ссылка на тест есть в гугл классе. При регистрации указывайте свои имя и фамилию. На размышление в каждом вопросе дается 30 секунд).
2. Заполните таблицу по типам питания в тетради.
(ДЗ скинуть в вк).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1520415
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник