Какие есть способы оценки техники движений

Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений

I Существует много видов и разновидностей анализа, остано­вимся на двух наиболее известных: субъективный и объективный. Если движение можно измерить в объективных величинах (на­пример, скорость бега, время отталкивания и т.п.), то это — объек­тивный анализ. Если вместо объективных данных мы даем или по­лучаем абстрактную информацию (резко —плавно, высоко —низ-В, оценки судей и т.п.), которая не подтверждается никакими Количественными параметрами, а оценивается чисто субъектив­но, т.е. дается субъективная характеристика движения — это субъек­тивный анализ.

\ В большинстве случаев тренер, преподаватель применяет субъек­тный анализ, в настоящее время объективный анализ приме-

няется в научно-исследовательской деятельности или на уровне сборных команд страны.

Говоря о субъективном анализе, надо отметить, что измене­ния движения на 0,1 с и меньше уловить человеческому глазу невозможно без соответствующих приборов. Легче уловить изме­нение направления движения, а не скорость или ускорение, тем более мышечные усилия. Поэтому при анализе движений тренер концентрирует свое внимание не на движениях, а на изменениях направлений движений, на позах в определенный момент време­ни. Например, при отталкивании выделяются три момента или три позы: 1) момент постановки ноги на грунт; 2) момент верти­кали; 3) момент отрыва ноги от грунта. Преподаватель знает, какие правильные позы в этих моментах, и запоминает отклонения от правильных поз. Например, в прыжках в длину с разбега, в мо­мент постановки толчковой ноги, нога должна быть выпрямлена и составлять с корпусом тела одну линию, голова должна держать­ся ровно, подбородок приподнят вверх, постановка ноги — на полную стопу, недалеко от проекции ОЦМ и т. п. Все отклонения от этой позы — ошибки. Зрительно преподаватель как бы накла­дывает эталон поз на сами позы и запоминает отклонения. Такой уровень наблюдений и анализа за техникой движений формируется годами. Стать мастером анализа техники движений непросто. Для этого необходимо иметь большой объем знаний по технике движе­ний, способность к выделению фрагментарных кусков техники и количество самых разнообразных наблюдений с выявлением от­клонений от эталона движений.

Большое значение в анализе движений имеет классификация ошибок, их точное определение по характеру и структуре. Невоз­можно одно и то же движение повторить дважды с одинаковой точностью, какие-то изменения будут или во внешней структуре, или во внутреннем механизме.

Рассматривая ошибки в двигательных действиях,их можно клас­сифицировать следующим образом (по Б.А.Ашмарину):

в конкретных двигательных действиях (движение прямых рук в беге) и общие (неправильное положение тела при любом виде бега или ходьбы);

частные и комплексные. Частные ошибки встречаются редко, по крайней мере в первой фазе формирования двигательного навыка. Такие ошибки, если они не слишком грубые, не явля­ются большим препятствием в обучении. Обычно наблюдаются комплексные двигательные ошибки. Движения, составляющие двигательное действие, имеют причинно-следственную связь-Поэтому ошибки взаимообусловлены, одна влечет за собой ДрУ’ гую. Например, высоко поднятая голова при низком старте вы­зовет резкое поднимание туловища в первых шагах стартового разгона;

автоматизированные и неавтоматизированные. Неавтоматизи­рованные ошибки чаще всего наблюдаются в начальном периоде обучения. Устранение их при правильной методике обучения не Представляет больших трудностей. Автоматизированные ошибки возникают в результате многократного повторения неправильных движений. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются устранению;

существенные и незначительные. Существенными (грубыми) считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия (например, сгибание опорной ноги в коленном суставе автоматически приведет к появлению фазы полета в спортивной ходьбе). Незначительные, мелкие ошибки характерны для отдель­ных частей двигательного действия (например, руки, слишком согнутые в локтевых суставах или слишком выпрямленные в спортивной ходьбе, не нарушают основу двигательного акта);

типичные и нетипичные. Некоторые ошибки встречаются чаще всего, имеют типичный массовый характер (например, опуска­ние локтя толчковой руки при толкании ядра). Появление таких ошибок можно предугадать и заранее определить упражнения, по­зволяющие не допустить их. Нетипичные — чисто индивидуаль­ные, самые несуразные, нелепые ошибки;

прямые и косвенные. Прямые ошибки возникают в одном дви­жении, и их устранение можно локализовать (неправильную ра­боту рук в беге можно устранить на месте, без бега). Косвенные ошибки возникают в других движениях и вызывают ошибки в по­следующих (отведение ядра от плеча вызовет бросок).

Зная, какие ошибки существуют, легче понять причину их воз-

кновения и подобрать средства для их исправления. Причинами озникновения двигательных ошибок может быть любое наруше­ние принципов, правил организации и условий процесса обуче­ния. Наиболее типичными будут следующие причины: 1) непра­вильное понимание учеником задач обучения; 2) несовершен­ство подбора средств решения задач обучения, в том числе несо­ответствие задач физическому развитию ученика; 3) боязнь вы­полнять сложные по технике движения; 4) отрицательный пере­нос двигательных навыков; 5) обучение на фоне развивающегося Утомления; 6) несоответствие мест занятий, инвентаря и обору­дования педагогическим требованиям.

Читайте также:  Самый эффективный способ что бы заболеть

Зная типичные причины возникновения ошибок в движениях, Можно предусмотреть ряд мер, предупреждающих их появление. Среди этих мер можно выделить наиболее значимые: 1) доби­ваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражне­ния, его функциональный смысл; фиксировать их внимание на Решении этой задачи, а не на возможных препятствиях (прыжки в высоту зависят от техники прыжков, а не от высоты); 2) прове­рить понимание техники выполняемого упражнения самими уча-

щимися (самоанализ действия); 3) предлагать для разучивания техники движений доступный учебный материал; 4) настаивать на тщательном выполнении упражнения, вызывать желание не допускать ошибок, особенно при первом повторении; 5) соблю­дать оптимальное соотношение между быстротой движений и пра­вильным их исполнением; 6) заканчивать занятия только удачны­ми попытками, безошибочными действиями.

Правильный подбор методики обучения, правильная постановка двигательных задач и соблюдение правил обучения и профилак­тика ошибок — залог успешного овладения техническими дей­ствиями ваших учеников.

В легкой атлетике все целостные двигательные действия под­даются объективному измерению по основным параметрам. Хотя в спортивной ходьбе оценка самого стиля ходьбы может оказать существенное влияние на спортивный результат. Здесь у судьи по стилю ходьбы должно быть четкое представление техники дви­жений и соответствующих правил соревнований. Судья должен оценивать с трех позиций: 1) есть нарушения, 2) нет нарушений, 3) не могу точно определить. Первые две позиции не обсуждают­ся — или есть ошибки, или их нет, третья позиция подвергается сомнению, и если нет единого мнения в бригаде судей по’стилю, то решение всегда должно складываться в пользу спортсмена.

Преподавателю приходится оценивать технику движений в про­цессе занятий, и оценку он делает чисто субъективную, хотя к объек­тивной ее может приблизить оценка экспертов. Например, вся груп­па может оценивать одного, но при этом эксперты должны сами хорошо разбираться в оцениваемой технике движений, это мож­но применять на этапе совершенствования двигательного навыка.

Оценивая ту или иную технику движений, эксперт прежде всего исходит из своих знаний и понятий. Для простоты оценки можно исходить из трехбалльной системы, пятибалльная система сложнее, как определить нюансы между «4» и «5», «2» и «3» и т.д. В трех­балльной системе проще: 1 балл — плохо владеет техникой, 2 бал­ла — хорошо владеет техникой, 3 балла — в совершенстве владеет техникой движений. Какие критерии оценок в этой системе:

1 балл — грубые 2 — 3 ошибки, не влекущие за собой потери функциональной направленности движения (т. е. цель движения дости­гается, несмотря на ошибки, например, взятие высоты в прыжках);

2 балла — мелкие ошибки, не влияющие на само движение, неустойчивость двигательного навыка, не может повторить не­сколько раз подряд правильное движение;

3 балла — устойчивый двигательный навык, небольшое число мелких ошибок, стабильное выполнение техники движений в ме­няющихся ситуациях и условиях;

О баллов — отказ от выполнения упражнения, выполнение час­ти действия, нет структурных связей между элементами действий’

7.6. Формы занятий по легкой атлетике

Формы занятий по легкой атлетике можно условно разделить на две группы: основные и эпизодические.

К основным формам относят: урок, секционные занятия, само­стоятельные занятия, учебно-тренировочные занятия, соревно­вания.

Уроки могут различаться по характеру и направленности:

— повторения, совершенствования и закрепления;

— проверки (контрольные уроки);

Все уроки по своей структуре подразделяются в основном на три части: вводно-подготовительная, основная и заключительная.

Вводно-подготовительная часть длится 12—15 мин и содержит: построение, рапорт, проверку посещаемости, строе­вые упражнения, функциональную подготовку организма учащихся к основной части (разминку), состоящую из комплекса общераз-вивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, уско­рений.

Основная часть длится 20 — 25 мин, содержание ее зави­сит от задач урока, направленных на обучение, совершенствова­ние техники, повышение общей и специальной физической под­готовленности учащихся или на проверку техники движений или уровня физического развития.

Заключительная часть урока длится 3 — 5 мин и на­правлена на снижение острого воздействия нагрузки на организм учеников, особенно на нервную и сердечно-сосудистую системы. Здесь проводятся упражнения на восстановление дыхания, рас­слабление мышц, концентрацию внимания.

Если среди учащихся попадаются ученики с ослабленным здо­ровьем или причисленные к специальной медицинской группе, то упражнения из легкой атлетики рекомендуются и этим учени­кам, надо только правильно применять дозировку упражнений, ритм и темп их исполнения.

Для оценки урочных форм занятия и определения уровня про­фессиональной подготовленности учителя применяют: общий ана­лиз урока; хронометраж урока; пульсометрию урока. Хрономет­раж проводится с целью определения общей и моторной плот­ности урока. Пульсометрия проводится для определения со­ответствия физической нагрузки на уроке состоянию занимающихся И правильному распределению нагрузки и на уроке.

Секционные занятия проводятся с целью подготовки к сорев­нованиям внутри школы, овладения техникой движений и разви­тия физических качеств у слабых и отстающих учеников. По струк­туре они также напоминают трехчастный урок, но только больше

Читайте также:  Active power spray способ применения

уделяется внимания подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше, чем на уроке. Соответственно, повышается время на относительное восстанов­ление организма после большой нагрузки.

Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне ее. Они направлены на развитие физических качеств, изуче­ние техники несложных элементов, выполнение заданий учителя.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в ДЮСШ, ссузах, вузах. Направлены они на подготовку занимаю­щихся к соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортив­ного мастерства. На этих занятиях ученики овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможно­стей физические качества, необходимые для конкретного вида легкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трехчастный урок. Больше времени уделяется подготовке орга­низма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объему, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности. Усиливается роль заключительной, здесь в большем объеме вы­полняются упражнения на расслабление, восстановление дыхания и сердечного ритма и т.д.

Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности, способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг за время подготовки к ним. В связи с тем что соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряженность, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.

Эпизодические формы занятий могут быть однократными (на­пример, пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных процессов организма при перетренировке) и систематическими (утренняя зарядка, гигиенические прогулки). Эти формы занятий могут быть индивидуальными и групповыми.

Источник

И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ

Существуют различные способы оценки техники движений. Среди них есть достаточно сложные, с приме­нением специальных измерительных приборов и кино­съемок, а есть более простые, которыми можно свободно пользоваться во время самостоятельных занятий техниче­ской подготовкой.

Рассмотрим два способа оценки техники движений. Первый способ основывается на внутренних ощущениях, которые возникают при выполнении движений, а вто­рой — на сравнении техники их выполнения с требуе­мым результатом.

Оценка техники движений по внутренним ощущениям.Во время выполнения движений основными признаками хорошего освоения его техники являются:

— легкость и непринужденность в выполнении, отсутствие скованности и напряженности;

— уверенное выполнение в различных условиях и ситуациях;

— относительное постоянство в показателях пульса и дыхания при многократном выполнении, отсутствие болевых ощущений в мышцах и признаков заметной уста­лости.

Оценка техники движений способом сравнения ре-зультатов.В практике самостоятельных занятий, как правило, используют четыре основных способа сравнения, с помощью которых оценивают технику движений: С помощью разученного движения оценивается качество выполнения определенного задания. Например, дается задание попасть футбольным мячом в мишень. Если после удара мяч летит мимо мишени, значит, зада­ние не выполнено, и причина тому — недостаточно хо­рошо освоенная техника удара по мячу.

Сравнивают выполнение одного и того же движе­ния разными людьми. Например, одна ученица быстро и легко передвигается по гимнастическому бревну, свобод­но делает на нем повороты и прыжки. Другая делает эти же движения, но замедленно, неуверенно. Это значит, что первая ученица освоила технику гимнастической комбинации лучше, чем вторая.

Оценивают технику выполнения движений с помо­щью ее сравнения с эталонной техникой (образцо­вым выполнением движения). Если во время самостоя­тельных занятий сравнивать собственную технику движений с образцом, представленным в учебнике или записанным на видеокассету (компакт-диск), то можно не только оценить правильность выполнения самого дви­жения, но и выяснить, в каких его элементах вами сдела­ны технические ошибки.

• Сравнение мысленных представлений о технике вы­полняемых движений с описаниями и иллюстрациями их эталонной техники. Например, после выполнения движения человек подробно записывает свои мысленные представления о последовательности его элементов, а за­тем сравнивает их с описанием эталонной техники.

Роль внимания и памяти в освоении и оценке тех­ники движений.Внимание — это способность человека воспринимать какую-либо информацию с помощью ор­ганов зрения или слуха. Например, эта способность про­является при рассматривании рисунков или наблюдении за действиями других людей, чтении учебников или дру­гих книг, во время слушания объяснения учителя и т. д. Если человек отвлекается, то его внимание становится рассеянным и он плохо усваивает информацию.

При самостоятельном освоении новых движений важ­но концентрировать свое внимание на восприятии тех­ники разучиваемого движения и его основных элемен­тов. Но внимание не может быть устойчивым длительное время, поскольку в процессе восприятия и переработки информации органы зрения и слуха устают. Поэтому по­сле получения информации о технике движения необхо­димо выполнить его, что позволит отдохнуть органам зрения и слуха и запомнить движение.

Память — это способность человека сохранять и вос­производить получаемую информацию. Память служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их по­следующего использования. Для качественного освоения техники движений память не менее важна, чем внимание.

Читайте также:  Что такое логарифмические неравенства способы их решения

Для того чтобы запомнить движение, необходимо его многократно повторить. Однако если в технике движе­ния имеются ошибки, то при повторении они могут также запоминаться, что приведет к закреплению не­правильной техники выполнения. Чтобы не допустить появление ошибок, нужно во время разучивания посто­янно сравнивать свои движения с описанием или изо­бражением эталонной техники.

1. Какие способы оценки техники движений вы узнали?

2. Какое значение в освоение техники движений име­ют внимание и память?

Выполните ранее освоенное движение и опишите последовательность всех его элементов. После этого сравните свое описание с описанием эталонной тех­ники, представленной в учебнике. Определите сходство и различия между вашей индивидуальной техникой и эталонной.

ГЛАВА 3

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОК

В ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ

И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Основные причины возможного появления ошибок в технике движений можно разделить на две группы. Пер­вая связана с неправильной организацией и проведением занятий технической подготовкой, несоблюдением соот­ветствующих правил техники безопасности. Вторая — с недостаточной физической и технической подготовкой са­мих занимающихся.

Чтобы хорошо и быстро освоить новые, особенно слож­ные движения и избежать появления ошибок, рекоменду­ется в техническую подготовку включать подготовитель­ные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Напомним, что подводящие упражнения — это физи­ческие упражнения, в которых содержатся элементы или связки разучиваемого нового движения. Например, перекаты в группировке являются элементом кувырка, а одновременный толчок одной и мах другой — элемен­том прыжка в высоту способом «перешагивание». Освое­ние подводящих упражнений, так же как и освоение от­дельных частей двигательного действия, облегчает процесс его начального разучивания.

Подготовительные упражнения — это физические упражнения, которые направленно воздействуют на раз­витие физических качеств, необходимых для освоения но­вого движения. Например, для освоения лазания по кана­ту необходимо выполнять упражнения для развития силы рук (подтягивания, отжимания), а для опорных прыж­ков — для развития силы ног (приседания, бег).

Подготовительные и подводящие упражнения вклю­чают в техническую подготовку тогда, когда при освое­нии двигательных действий в целом или по частям воз­никают трудности.

В качестве примера рассмотрим правила подбора под­готовительных и подводящих упражнений для гимнасти­ческих комбинаций на брусьях, которые представлены в таблице 11.

Чтобы осуществить правильный подбор подготови­тельных упражнений, необходимо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Разучиваемую комбинацию разделить на несколько частей, в зависимости от ее сложности. При этом надо, чтобы каждая часть начиналась и закан­чивалась тогда, когда положение туловища и его звеньев можно зафиксировать (сделать паузу) на короткое время без каких-либо движений и перемещений.

Например, при выполнении гимнастической комбина­ции на брусьях (см. табл. 11): часть а — хват за нижнюю жердь, пауза, движения тела и его звеньев отсутствуют; часть б — толкаясь двумя ногами вперед-вверх, наскок в упор на нижнюю жердь, пауза) часть в — махом назад, соскок с поворотом влево с опорой на правую руку о нижнюю жердь, пауза.

Правило 2. Выполнить каждую часть в облегченныx условиях и попытаться определить, какие мышцы при этом наиболее сильно напрягаются. Например, в части б гимнастической комбинации у девушек сложным элементом является напрыгивание на жердь брусь­ев с последующим удержанием туловища в упоре. Чтобыпроверить, какие мышцы напрягаются при вы­полнении этих элементов комбинации, нужно встать ли­цом к гимнастической стенке и, удерживаясь руками за рейку, медленно присесть. Затем, сконцентрировав вни­мание на ощущениях в работе мышц, встать. Выполняя это упражнение, можно почувствовать напряжение мышц бедра, спины и живота. Следовательно, подгото­вительные упражнения должны обеспечивать развитие именно этих мышц.

Точно так же в упрощенных условиях можно опреде­лить работу мышц при выполнении упора. Для этого надо встать между спинками расположенных друг про­тив друга стульев и, положив на них руки, выполнить упор. Удерживая туловище в упоре и сконцентрировав внимание на работе мышц, можно почувствовать, как напрягаются мышцы живота, плеч, груди и верхней ча­сти спины. В соответствии с выявленным местом сильно­го напряжения мышц, как и в первом случае, следует подбирать подготовительные упражнения, направленно воздействующие на развитие силы мышц этих звеньев тела.

При подборе подводящих упражнений необходимо выполнять следующие правила’.

1. Разучиваемую комбинацию надо разделить на части.

2. Выделить в каждой части наиболее сложные, по ва­шему мнению, элементы разучиваемой комбинации и по­добрать подводящие упражнения, в которых имеется сход­ство с элементами разучиваемого движения.

3. Концентрируя внимание на элементах, входящих в новое движение, освоить подводящие упражнения.

4. С какой целью и в каких случаях необходимы под­готовительные и подводящие упражнения?

5. Какими правилами руководствуются при отборе подготовительных и подводящих упражнений?

Источник

Оцените статью
Разные способы