Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений
I Существует много видов и разновидностей анализа, остановимся на двух наиболее известных: субъективный и объективный. Если движение можно измерить в объективных величинах (например, скорость бега, время отталкивания и т.п.), то это — объективный анализ. Если вместо объективных данных мы даем или получаем абстрактную информацию (резко —плавно, высоко —низ-В, оценки судей и т.п.), которая не подтверждается никакими Количественными параметрами, а оценивается чисто субъективно, т.е. дается субъективная характеристика движения — это субъективный анализ.
\ В большинстве случаев тренер, преподаватель применяет субъектный анализ, в настоящее время объективный анализ приме-
няется в научно-исследовательской деятельности или на уровне сборных команд страны.
Говоря о субъективном анализе, надо отметить, что изменения движения на 0,1 с и меньше уловить человеческому глазу невозможно без соответствующих приборов. Легче уловить изменение направления движения, а не скорость или ускорение, тем более мышечные усилия. Поэтому при анализе движений тренер концентрирует свое внимание не на движениях, а на изменениях направлений движений, на позах в определенный момент времени. Например, при отталкивании выделяются три момента или три позы: 1) момент постановки ноги на грунт; 2) момент вертикали; 3) момент отрыва ноги от грунта. Преподаватель знает, какие правильные позы в этих моментах, и запоминает отклонения от правильных поз. Например, в прыжках в длину с разбега, в момент постановки толчковой ноги, нога должна быть выпрямлена и составлять с корпусом тела одну линию, голова должна держаться ровно, подбородок приподнят вверх, постановка ноги — на полную стопу, недалеко от проекции ОЦМ и т. п. Все отклонения от этой позы — ошибки. Зрительно преподаватель как бы накладывает эталон поз на сами позы и запоминает отклонения. Такой уровень наблюдений и анализа за техникой движений формируется годами. Стать мастером анализа техники движений непросто. Для этого необходимо иметь большой объем знаний по технике движений, способность к выделению фрагментарных кусков техники и количество самых разнообразных наблюдений с выявлением отклонений от эталона движений.
Большое значение в анализе движений имеет классификация ошибок, их точное определение по характеру и структуре. Невозможно одно и то же движение повторить дважды с одинаковой точностью, какие-то изменения будут или во внешней структуре, или во внутреннем механизме.
Рассматривая ошибки в двигательных действиях,их можно классифицировать следующим образом (по Б.А.Ашмарину):
в конкретных двигательных действиях (движение прямых рук в беге) и общие (неправильное положение тела при любом виде бега или ходьбы);
частные и комплексные. Частные ошибки встречаются редко, по крайней мере в первой фазе формирования двигательного навыка. Такие ошибки, если они не слишком грубые, не являются большим препятствием в обучении. Обычно наблюдаются комплексные двигательные ошибки. Движения, составляющие двигательное действие, имеют причинно-следственную связь-Поэтому ошибки взаимообусловлены, одна влечет за собой ДрУ’ гую. Например, высоко поднятая голова при низком старте вызовет резкое поднимание туловища в первых шагах стартового разгона;
автоматизированные и неавтоматизированные. Неавтоматизированные ошибки чаще всего наблюдаются в начальном периоде обучения. Устранение их при правильной методике обучения не Представляет больших трудностей. Автоматизированные ошибки возникают в результате многократного повторения неправильных движений. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются устранению;
существенные и незначительные. Существенными (грубыми) считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия (например, сгибание опорной ноги в коленном суставе автоматически приведет к появлению фазы полета в спортивной ходьбе). Незначительные, мелкие ошибки характерны для отдельных частей двигательного действия (например, руки, слишком согнутые в локтевых суставах или слишком выпрямленные в спортивной ходьбе, не нарушают основу двигательного акта);
типичные и нетипичные. Некоторые ошибки встречаются чаще всего, имеют типичный массовый характер (например, опускание локтя толчковой руки при толкании ядра). Появление таких ошибок можно предугадать и заранее определить упражнения, позволяющие не допустить их. Нетипичные — чисто индивидуальные, самые несуразные, нелепые ошибки;
прямые и косвенные. Прямые ошибки возникают в одном движении, и их устранение можно локализовать (неправильную работу рук в беге можно устранить на месте, без бега). Косвенные ошибки возникают в других движениях и вызывают ошибки в последующих (отведение ядра от плеча вызовет бросок).
Зная, какие ошибки существуют, легче понять причину их воз-
кновения и подобрать средства для их исправления. Причинами озникновения двигательных ошибок может быть любое нарушение принципов, правил организации и условий процесса обучения. Наиболее типичными будут следующие причины: 1) неправильное понимание учеником задач обучения; 2) несовершенство подбора средств решения задач обучения, в том числе несоответствие задач физическому развитию ученика; 3) боязнь выполнять сложные по технике движения; 4) отрицательный перенос двигательных навыков; 5) обучение на фоне развивающегося Утомления; 6) несоответствие мест занятий, инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.
Зная типичные причины возникновения ошибок в движениях, Можно предусмотреть ряд мер, предупреждающих их появление. Среди этих мер можно выделить наиболее значимые: 1) добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, его функциональный смысл; фиксировать их внимание на Решении этой задачи, а не на возможных препятствиях (прыжки в высоту зависят от техники прыжков, а не от высоты); 2) проверить понимание техники выполняемого упражнения самими уча-
щимися (самоанализ действия); 3) предлагать для разучивания техники движений доступный учебный материал; 4) настаивать на тщательном выполнении упражнения, вызывать желание не допускать ошибок, особенно при первом повторении; 5) соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движений и правильным их исполнением; 6) заканчивать занятия только удачными попытками, безошибочными действиями.
Правильный подбор методики обучения, правильная постановка двигательных задач и соблюдение правил обучения и профилактика ошибок — залог успешного овладения техническими действиями ваших учеников.
В легкой атлетике все целостные двигательные действия поддаются объективному измерению по основным параметрам. Хотя в спортивной ходьбе оценка самого стиля ходьбы может оказать существенное влияние на спортивный результат. Здесь у судьи по стилю ходьбы должно быть четкое представление техники движений и соответствующих правил соревнований. Судья должен оценивать с трех позиций: 1) есть нарушения, 2) нет нарушений, 3) не могу точно определить. Первые две позиции не обсуждаются — или есть ошибки, или их нет, третья позиция подвергается сомнению, и если нет единого мнения в бригаде судей по’стилю, то решение всегда должно складываться в пользу спортсмена.
Преподавателю приходится оценивать технику движений в процессе занятий, и оценку он делает чисто субъективную, хотя к объективной ее может приблизить оценка экспертов. Например, вся группа может оценивать одного, но при этом эксперты должны сами хорошо разбираться в оцениваемой технике движений, это можно применять на этапе совершенствования двигательного навыка.
Оценивая ту или иную технику движений, эксперт прежде всего исходит из своих знаний и понятий. Для простоты оценки можно исходить из трехбалльной системы, пятибалльная система сложнее, как определить нюансы между «4» и «5», «2» и «3» и т.д. В трехбалльной системе проще: 1 балл — плохо владеет техникой, 2 балла — хорошо владеет техникой, 3 балла — в совершенстве владеет техникой движений. Какие критерии оценок в этой системе:
1 балл — грубые 2 — 3 ошибки, не влекущие за собой потери функциональной направленности движения (т. е. цель движения достигается, несмотря на ошибки, например, взятие высоты в прыжках);
2 балла — мелкие ошибки, не влияющие на само движение, неустойчивость двигательного навыка, не может повторить несколько раз подряд правильное движение;
3 балла — устойчивый двигательный навык, небольшое число мелких ошибок, стабильное выполнение техники движений в меняющихся ситуациях и условиях;
О баллов — отказ от выполнения упражнения, выполнение части действия, нет структурных связей между элементами действий’
7.6. Формы занятий по легкой атлетике
Формы занятий по легкой атлетике можно условно разделить на две группы: основные и эпизодические.
К основным формам относят: урок, секционные занятия, самостоятельные занятия, учебно-тренировочные занятия, соревнования.
Уроки могут различаться по характеру и направленности:
— повторения, совершенствования и закрепления;
— проверки (контрольные уроки);
Все уроки по своей структуре подразделяются в основном на три части: вводно-подготовительная, основная и заключительная.
Вводно-подготовительная часть длится 12—15 мин и содержит: построение, рапорт, проверку посещаемости, строевые упражнения, функциональную подготовку организма учащихся к основной части (разминку), состоящую из комплекса общераз-вивающих упражнений, беговых и прыжковых упражнений, ускорений.
Основная часть длится 20 — 25 мин, содержание ее зависит от задач урока, направленных на обучение, совершенствование техники, повышение общей и специальной физической подготовленности учащихся или на проверку техники движений или уровня физического развития.
Заключительная часть урока длится 3 — 5 мин и направлена на снижение острого воздействия нагрузки на организм учеников, особенно на нервную и сердечно-сосудистую системы. Здесь проводятся упражнения на восстановление дыхания, расслабление мышц, концентрацию внимания.
Если среди учащихся попадаются ученики с ослабленным здоровьем или причисленные к специальной медицинской группе, то упражнения из легкой атлетики рекомендуются и этим ученикам, надо только правильно применять дозировку упражнений, ритм и темп их исполнения.
Для оценки урочных форм занятия и определения уровня профессиональной подготовленности учителя применяют: общий анализ урока; хронометраж урока; пульсометрию урока. Хронометраж проводится с целью определения общей и моторной плотности урока. Пульсометрия проводится для определения соответствия физической нагрузки на уроке состоянию занимающихся И правильному распределению нагрузки и на уроке.
Секционные занятия проводятся с целью подготовки к соревнованиям внутри школы, овладения техникой движений и развития физических качеств у слабых и отстающих учеников. По структуре они также напоминают трехчастный урок, но только больше
уделяется внимания подготовке организма к основной части, где продолжительность упражнений и нагрузка выше, чем на уроке. Соответственно, повышается время на относительное восстановление организма после большой нагрузки.
Самостоятельные занятия могут проводиться как в школе, так и вне ее. Они направлены на развитие физических качеств, изучение техники несложных элементов, выполнение заданий учителя.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в основном в ДЮСШ, ссузах, вузах. Направлены они на подготовку занимающихся к соревнованиям по легкой атлетике и повышению спортивного мастерства. На этих занятиях ученики овладевают техникой легкоатлетических видов, развивают до оптимальных возможностей физические качества, необходимые для конкретного вида легкой атлетики. По своей структуре занятия также напоминают трехчастный урок. Больше времени уделяется подготовке организма к основной части, так как в ней выполняются большие нагрузки и по объему, и по интенсивности. В основной части много разнообразных упражнений различной направленности. Усиливается роль заключительной, здесь в большем объеме выполняются упражнения на расслабление, восстановление дыхания и сердечного ритма и т.д.
Соревнования как форма занятий легкой атлетикой являются венцом всевозможных занятий. Здесь занимающийся проявляет свои возможности, способности, получает соревновательный опыт, показывает, чего он достиг за время подготовки к ним. В связи с тем что соревнования несут в себе высокую физическую нагрузку, высокую психическую напряженность, то они приближаются к действиям в экстремальных условиях, оказывая тренировочный эффект на организм спортсмена.
Эпизодические формы занятий могут быть однократными (например, пробежки и походы в лесу или в парке для улучшения восстановительных процессов организма при перетренировке) и систематическими (утренняя зарядка, гигиенические прогулки). Эти формы занятий могут быть индивидуальными и групповыми.
Источник
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ГЛАВА 2
ОЦЕНКА ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ
Существуют различные способы оценки техники движений. Среди них есть достаточно сложные, с применением специальных измерительных приборов и киносъемок, а есть более простые, которыми можно свободно пользоваться во время самостоятельных занятий технической подготовкой.
Рассмотрим два способа оценки техники движений. Первый способ основывается на внутренних ощущениях, которые возникают при выполнении движений, а второй — на сравнении техники их выполнения с требуемым результатом.
Оценка техники движений по внутренним ощущениям.Во время выполнения движений основными признаками хорошего освоения его техники являются:
— легкость и непринужденность в выполнении, отсутствие скованности и напряженности;
— уверенное выполнение в различных условиях и ситуациях;
— относительное постоянство в показателях пульса и дыхания при многократном выполнении, отсутствие болевых ощущений в мышцах и признаков заметной усталости.
Оценка техники движений способом сравнения ре-зультатов.В практике самостоятельных занятий, как правило, используют четыре основных способа сравнения, с помощью которых оценивают технику движений: С помощью разученного движения оценивается качество выполнения определенного задания. Например, дается задание попасть футбольным мячом в мишень. Если после удара мяч летит мимо мишени, значит, задание не выполнено, и причина тому — недостаточно хорошо освоенная техника удара по мячу.
Сравнивают выполнение одного и того же движения разными людьми. Например, одна ученица быстро и легко передвигается по гимнастическому бревну, свободно делает на нем повороты и прыжки. Другая делает эти же движения, но замедленно, неуверенно. Это значит, что первая ученица освоила технику гимнастической комбинации лучше, чем вторая.
Оценивают технику выполнения движений с помощью ее сравнения с эталонной техникой (образцовым выполнением движения). Если во время самостоятельных занятий сравнивать собственную технику движений с образцом, представленным в учебнике или записанным на видеокассету (компакт-диск), то можно не только оценить правильность выполнения самого движения, но и выяснить, в каких его элементах вами сделаны технические ошибки.
• Сравнение мысленных представлений о технике выполняемых движений с описаниями и иллюстрациями их эталонной техники. Например, после выполнения движения человек подробно записывает свои мысленные представления о последовательности его элементов, а затем сравнивает их с описанием эталонной техники.
Роль внимания и памяти в освоении и оценке техники движений.Внимание — это способность человека воспринимать какую-либо информацию с помощью органов зрения или слуха. Например, эта способность проявляется при рассматривании рисунков или наблюдении за действиями других людей, чтении учебников или других книг, во время слушания объяснения учителя и т. д. Если человек отвлекается, то его внимание становится рассеянным и он плохо усваивает информацию.
При самостоятельном освоении новых движений важно концентрировать свое внимание на восприятии техники разучиваемого движения и его основных элементов. Но внимание не может быть устойчивым длительное время, поскольку в процессе восприятия и переработки информации органы зрения и слуха устают. Поэтому после получения информации о технике движения необходимо выполнить его, что позволит отдохнуть органам зрения и слуха и запомнить движение.
Память — это способность человека сохранять и воспроизводить получаемую информацию. Память служит основой приобретения знаний, умений, навыков и их последующего использования. Для качественного освоения техники движений память не менее важна, чем внимание.
Для того чтобы запомнить движение, необходимо его многократно повторить. Однако если в технике движения имеются ошибки, то при повторении они могут также запоминаться, что приведет к закреплению неправильной техники выполнения. Чтобы не допустить появление ошибок, нужно во время разучивания постоянно сравнивать свои движения с описанием или изображением эталонной техники.
1. Какие способы оценки техники движений вы узнали?
2. Какое значение в освоение техники движений имеют внимание и память?
Выполните ранее освоенное движение и опишите последовательность всех его элементов. После этого сравните свое описание с описанием эталонной техники, представленной в учебнике. Определите сходство и различия между вашей индивидуальной техникой и эталонной.
ГЛАВА 3
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОШИБОК
В ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Основные причины возможного появления ошибок в технике движений можно разделить на две группы. Первая связана с неправильной организацией и проведением занятий технической подготовкой, несоблюдением соответствующих правил техники безопасности. Вторая — с недостаточной физической и технической подготовкой самих занимающихся.
Чтобы хорошо и быстро освоить новые, особенно сложные движения и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.
Напомним, что подводящие упражнения — это физические упражнения, в которых содержатся элементы или связки разучиваемого нового движения. Например, перекаты в группировке являются элементом кувырка, а одновременный толчок одной и мах другой — элементом прыжка в высоту способом «перешагивание». Освоение подводящих упражнений, так же как и освоение отдельных частей двигательного действия, облегчает процесс его начального разучивания.
Подготовительные упражнения — это физические упражнения, которые направленно воздействуют на развитие физических качеств, необходимых для освоения нового движения. Например, для освоения лазания по канату необходимо выполнять упражнения для развития силы рук (подтягивания, отжимания), а для опорных прыжков — для развития силы ног (приседания, бег).
Подготовительные и подводящие упражнения включают в техническую подготовку тогда, когда при освоении двигательных действий в целом или по частям возникают трудности.
В качестве примера рассмотрим правила подбора подготовительных и подводящих упражнений для гимнастических комбинаций на брусьях, которые представлены в таблице 11.
Чтобы осуществить правильный подбор подготовительных упражнений, необходимо соблюдать следующие правила.
Правило 1. Разучиваемую комбинацию разделить на несколько частей, в зависимости от ее сложности. При этом надо, чтобы каждая часть начиналась и заканчивалась тогда, когда положение туловища и его звеньев можно зафиксировать (сделать паузу) на короткое время без каких-либо движений и перемещений.
Например, при выполнении гимнастической комбинации на брусьях (см. табл. 11): часть а — хват за нижнюю жердь, пауза, движения тела и его звеньев отсутствуют; часть б — толкаясь двумя ногами вперед-вверх, наскок в упор на нижнюю жердь, пауза) часть в — махом назад, соскок с поворотом влево с опорой на правую руку о нижнюю жердь, пауза.
|
|
Правило 2. Выполнить каждую часть в облегченныx условиях и попытаться определить, какие мышцы при этом наиболее сильно напрягаются. Например, в части б гимнастической комбинации у девушек сложным элементом является напрыгивание на жердь брусьев с последующим удержанием туловища в упоре. Чтобыпроверить, какие мышцы напрягаются при выполнении этих элементов комбинации, нужно встать лицом к гимнастической стенке и, удерживаясь руками за рейку, медленно присесть. Затем, сконцентрировав внимание на ощущениях в работе мышц, встать. Выполняя это упражнение, можно почувствовать напряжение мышц бедра, спины и живота. Следовательно, подготовительные упражнения должны обеспечивать развитие именно этих мышц.
Точно так же в упрощенных условиях можно определить работу мышц при выполнении упора. Для этого надо встать между спинками расположенных друг против друга стульев и, положив на них руки, выполнить упор. Удерживая туловище в упоре и сконцентрировав внимание на работе мышц, можно почувствовать, как напрягаются мышцы живота, плеч, груди и верхней части спины. В соответствии с выявленным местом сильного напряжения мышц, как и в первом случае, следует подбирать подготовительные упражнения, направленно воздействующие на развитие силы мышц этих звеньев тела.
При подборе подводящих упражнений необходимо выполнять следующие правила’.
1. Разучиваемую комбинацию надо разделить на части.
2. Выделить в каждой части наиболее сложные, по вашему мнению, элементы разучиваемой комбинации и подобрать подводящие упражнения, в которых имеется сходство с элементами разучиваемого движения.
3. Концентрируя внимание на элементах, входящих в новое движение, освоить подводящие упражнения.
4. С какой целью и в каких случаях необходимы подготовительные и подводящие упражнения?
5. Какими правилами руководствуются при отборе подготовительных и подводящих упражнений?
Источник