Какие есть способы образования имен существительных

Содержание
  1. Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, словосложение, правила русского языка и примеры
  2. Суффиксальный способ
  3. Бессуффиксальный способ
  4. Префиксальный способ
  5. Префиксально-суффиксальный способ
  6. Словосложение
  7. Усечение
  8. Лексико-семантический способ
  9. Лексико-синтаксический способ
  10. Субстантивация
  11. Образование множественного числа имен существительных
  12. Конспект урока русского языка «Способы образования имён существительных»
  13. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  14. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  15. Скоростное чтение
  16. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  17. Общая информация
  18. Похожие материалы
  19. Презентация к уроку литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
  20. Конспект урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»
  21. Презентация к беседе «Легко ли признаться в ошибке?
  22. Презентация исследовательского проекта «Влияние напитка «Кока-Кола» на организм человека.»
  23. Презентация для классного часа на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
  24. Классный час на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)
  25. Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» (1класс)
  26. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1класс)
  27. Вам будут интересны эти курсы:
  28. Оставьте свой комментарий
  29. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  30. Подарочные сертификаты

Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, словосложение, правила русского языка и примеры

Лексический состав русского языка непрерывно обогащается на протяжении всей его истории. Одна из самых распространенных частей речи — существительное. Образуются новые слова в этой части речи при помощи четырех главных, самых продуктивных способов образования имен существительных. Самый действенный и простой из них — морфологический. Также существует морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический способ.

Суффиксальный способ

Вначале следует рассмотреть виды морфологического способа образования имен существительных в русском языке. Самый простой и продуктивный среди них — суффиксальный. При использовании такого способа к уже существующим именам существительным, глаголам или прилагательным, иногда только к их основам, прибавляют суффикс, в результате получается новое имя существительное.

Чаще всего при таком способе образования используют суффиксы -ник (ученик, отличник), -щик (ямщик, каменщик), -ик (чаще всего при его помощи происходит образование формы существительных уменьшительно-ласкательного характера, например, столик), -ист (баянист, анархист), -тор (изолятор, фиксатор), -ость (используют при образовании абстрактных существительных, например, трусость или храбрость), -ие (ье) (для имен существительных со значением места, например, полесье или заречье) и некоторые другие.

Имена существительные женского рода, обозначающие род деятельности или другой признак, зачастую образуются напрямую от глагола или от существительного мужского рода. Часто для такого способа образования имен существительных используются суффиксы -ниц-а (правительница, работница), -чиц-а (щиц-а) (летчица, экскаваторщица), -иц-а (певица, владелица) и некоторые другие.

Бессуффиксальный способ

Бессуфиксальный способ является одним из самых непростых способов среди перечисленных. Именно с ним часто связаны трудные случаи образования форм имен существительных.

На самом деле, если как следует освоить этот вид морфологического словообразования, то он не покажется вам таким уж и сложным. Чаще всего бессуфиксальным способом образуют так называемые отглагольные существительные. Берется начальная форма глагола, которая также называется инфинитивом, после чего отсекается часть слова, например, от глагола «входить» с помощью отсечения частей слова -и- и -ть образовано отглагольное существительное вход. В русском языке можно встретить множество подобных слов, образованных при помощи этого способа.

Немного реже можно встретить существительные, образованные от имен прилагательных, при помощи того же бессуфиксального способа и отсечения окончания слова. Например, существительное «даль» образовано от прилагательного далекий.

Префиксальный способ

Префиксальный (он же приставочный) способ образования имен существительных в русском языке является одним из самых простых и в то же время распространенных. При использовании этого способа к уже существующему существительному прибавляется приставка, которая меняет его значение, однако новое слово всегда принадлежит к той же части речи.

Наиболее частые случаи применения такого способа: приставка обозначает противоположность чему-либо, новое слово часто становится антонимом к исходному слову (социальность — асоциальность, вменяемость — невменяемость, реклама — антиреклама, предел — беспредел). Префикс обозначает увеличение значения (человек — сверхчеловек, модель — супермодель, звук — ультразвук). Приставка указывает на положение ниже (заголовок — подзаголовок, президент — вице-президент). Префикс указывает на повторность действия (выбора — перевыборы, трансляция — ретрансляция).

Префиксально-суффиксальный способ

При префиксально-суффиксальном способе образования имен существительных к исходному слову одновременно прибавляют и приставку, и суффикс. Можно условно выделить две группы приставок и суффиксов, которые участвуют в таком способе словообразования.

Первая группа. Префикс обозначает отсутствие чего-либо или обратную направленность, а суффикс означает расстояние или средство против чего-либо. Например: вера — безверие, работа — безработица, грипп — антигриппин.

Читайте также:  Маска clear proof mary kay способ применения

Вторая группа. И приставка, и суффикс имеют пространственное значение. Например: междуречье, побережье.

Словосложение

При использовании словосложения складываются две или более основ уже существующих слов и в результате получают новое. При помощи такого способа зачастую происходит образование сложных имен существительных.

Вот основные случаи применения словосложения в русском языке:

— Соединяются две основы, именная и глагольная при помощи соединительное гласной о или е, редко используются суффиксы. Например: пылесос, краскотерка.

— Соединяются две основы существительных, используется соединительная гласная или дефис вместо нее. Например: юго-восток, машиностроение.

— Соединяются основы имени существительного и имени прилагательного при помощи соединительной гласной о. Например: чернозем, Кисловодск.

— Соединяются при использовании суффикса основы имени существительного и имени числительного. Например: пятиугольник, трехлетка.

— Соединяются основы имени существительного и местоимения при помощи суффикса. Например: самокритика, самоконтроль.

— Соединяются основа имени существительного и словообразовательные элементы международного использования. Например: агропромышленность, автоклуб, велотрек, киноклуб, зоотехник.

Усечение

Усечение вряд ли можно отнести к основным способам образования имен существительных, он используется не слишком часто и слова, образованные при помощи усечения, зачастую используются в разговорной речи.

При использовании этого способа происходит усечение основы исходного слова, например: специалист — спец, заведующий — зав.

Лексико-семантический способ

Лексико-семантический способ относится к более сложным и менее распространенным в современном русском языке. При использовании такого способа переосмысляется лексическое и грамматическое значение уже существующего в языке существительного, без изменения его внешней формы. Часто такие слова являются омонимами уже существующих, полностью теряя все лексические связи с исходным словом.

Например: бригадир (в значении военного чина) и бригадир (в значении руководителя бригады на производстве).

Лексико-синтаксический способ

При использовании лексико-семантического способа образования имен существительных новое слово возникает благодаря слиянию устоявшегося словосочетания. Например: кровопролитие, сумасшедший.

В разговорной речи часто можно встретить существительные, которые образованы по такой схеме. Часто эти слова образованы на базе имени прилагательного при использовании суффикса -к. Например: высотка, визитка. Также очень часто такой способ словообразования встречается в названиях продуктов (гречка, тушенка, сгущенка).

Субстантивация

Субстантивация также иногда называется морфолого-синтаксическим способом. В таких случаях слово переходит из одной части речи в другую без изменения его внешней формы. Чаще всего в разряд имен существительных переходят имена прилагательные. Например: учительская, булочная, знакомый.

Иногда также можно встретить случаи субстантивации причастий. Например: пострадавший, курящий.

Образование множественного числа имен существительных

Помимо образования новых слов, в частности, имен существительных, трудности также может вызвать их изменение по формам, родам, падежам и числам. Чаще всего у носителей языка и людей изучающих его с нуля проблемы возникают именно с образованием имен существительных множественного числа.

Наиболее базовые правила таковы: к существительным мужского рода прибавляют окончание -ы (и) во множественном числе, к существительным женского рода — окончание -ы или -и (в зависимости от окончания в единственном числе), к существительным среднего рода — окончания -а или -я, также в зависимости от окончания в единственном числе.

Однако существует множество слов, которые не поддаются общепринятым правилам русского литературного языка при образовании формы множественного числа. Написание таких слов стоит проверять в словарях или других источниках. Наиболее распространенные случаи: директор (правильно — директора), слесарь (правильно и слесари и слесаря), крем (правильно — крема) и другие.

Освоив все способы словообразования имен существительных, можно с легкостью создавать неологизмы русского языка в устной речи, также это поможет с грамматическим разбором предложения и изменением слова по падежам, родам и числам.

Источник

Конспект урока русского языка «Способы образования имён существительных»

Урок русского языка 13 марта

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о способе образования имён существительных сложением целых слов без соединительных гласных.

¾ обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования слов с помощью различных частей слова;

¾ учить применять свои знания о способе сложения целых слов без соединительных гласных на практике, аргументируя свою точку зрения.

¾ развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся;

¾ развивать познавательные процессы учащихся (логическое мышление, устную речь, мышление, восприятие, внимание), умение анализировать свою деятельность.

Читайте также:  Какие способы проектирования нейронных сетей вы знаете

¾ содействовать воспитанию интереса к языку, слову, создавая благожелательную творческую атмосферу.

Планируемые результаты: представление о способе образования имён существительных путём сложения целых слов без соединительных гласных и способе их правописания.

Личностные умения: осознание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

Познавательные: использование приобретённых знаний для выполнения заданий.

Регулятивные: способность выполнять учебную задачу в соответствии с целями урока, ориентироваться в средствах общения, контролировать свои действия.

Коммуникативные: умение учитывать позицию партнёра, различные мнения, стремление выражать собственную точку зрения.

Предметные умения: группировать существительные по способу образования, объяснять правописание.

Формы работы: фронтальная групповая, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Начинаем наш урок.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять…

-Кто готов с интересом применять свой ум?!

-Запишите число, классная работа.

1. Дети потягиваются, встают ровно.

3. Читают девиз урока.

4. Поднимают руки, отвечая на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний учащихся.

— Запишите сочетания букв в тетрадь.

под про за на над вы во с в

ник ик ек ок онок ёнок чик тель иц ец

Подумайте, что у них общего.

— Почему именно эти части слов мы сегодня вспомнили?

— Только ли эти части слов участвуют в образовании новых слов.

— Как вы думаете, какой будет тема урока?

Дети записывают сочетания букв на разных строчках.

— Приставки и суффиксы. Записывают

— Ещё корень и соединительные гласные (о), (е).

Записывают

3. Сообщение темы урока.

«Способы образования имён существительных» (открываю на доске).

— Какие ключевые слова можно выделить в названии темы?

Чем будем заниматься на уроке?

— Все ли способы знаем?

— Какие задачи поставим перед собой?

— Проверим ваши гипотезы дружно работая на уроке.

— Образовывать новые слова-существительные.

-Узнать какими способами образуются сущ.

-Сколько таких способов

— Научиться образовывать новые сущ.

4.Организация восприятия и осмысления нового знания

1) Исследова-тельская работа по карточкам.

2)Проверка исследовательской работы.

3)Дифференцированная работа в парах.

4)Проверка самостоятельной работы.

5)Открытие нового знания.

Для этого проведём исследование. Разделение по рядам.

— Рассмотрите предложенные вам слова.

— Как они связаны с темой урока?

— Какое задание вы могли бы выполнить?

— Приступайте к работе.

Неудача, невезение, неуважение.

— Определить способ образования имён существительных в группе, выделить.

Образец устного ответа:

Непогода – когда нет хорошей погоды.

Не + погода = непогода

Грибок, лесок, гномик.

-Списать и разобрать имена существительные по составу.

-Определить способ образования в группе.

Образец устного ответа:

Дубок – маленький дуб.

Подстаканник, подоконник, подлокотник.

-Списать и разобрать имена существительные по составу.

-Определить способ образования в группе.

Образец устного ответа:

подсвечник – подставка под свечу.

Под- + свеча + -ник- = подсвечник

К доске сейчас от каждого ряда пойдёт человек и на доске выполнит разбор одного слова из предложенных по составу, а также разберет данное слово по составу

-Какие существительные были вам предложены?

Какой вывод вы сделали?

После ответов детей напротив каждого номера прикрепляется способ образования сущ.)

№1

№2

№3

— Все ли известные способы образования слов вспомнили?

№4 (о,е)

— Чтобы все дети могли ответить на этот вопрос необходимо пополнить свой речевой запас.

В этом нам поможет наш друг учебник.

— Откройте с.75 упр.3.

— Поработайте в парах 3 минуты, составьте как можно больше слов при помощи способа сложения.

— 3 группа ребят поработает с дополнительными карточками .

— Кому не хватило пары поработаем у доски (индивидуально со слабыми учащимися).

Карточки для 3 группы.

-Какие слова образовали?

-От какой ошибки можно предостеречь учащихся?

— Что необычного? (о)

-К огда же приставка может оказаться в середине слова?

-Назовите такие существительные.

— Сколько способов образования сущ. выявили в ходе исследовательской работы. Какие?

— Совершили мы новое открытие?

-Как вы думаете, это все способы образования слов?

— Когда возникает проблема, что мы делаем на уроке?

— Только ли учебник помогает совершать открытия?

1) — Узнайте, что за книга поможет нам сегодня?

Очень любим их читать,

Добро и зло в них различать,

-Сказки предлагают для исследования группу слов.

— Как сказочные слова можно связать с темой урока?

2) — А как их записать?

-Как решить возникшую проблему?

-Как называется такой способ образования сущ?

Читайте также:  Укажите способы начисления процентов

-С помощью чего записывается?

— Какие будут предложения по созданию модели этого способа образования слов.

После дискуссии на доске появляется схема-опора.

Запишите существительные из сказки, используя новые знания.

4) А в жизни можно встретить такие слова?

-Какие бы из них вы объединили?

-Очень важно обращать внимание на лексическое значение слов.

— К какой части речи относятся записанные слова? Как мы их записали?

Дети объединяются в группы.

— Определить способ образования существительных.

Самостоятельная работа в

-Определяли способ образования существительных в группе.

— Нет. Способ сложения двух корней с помощью соединительных гласных

— Основной состав класса работают в парах, составляя слова.

— Сильные учащиеся самостоятельно по карточкам.

— Слабые – индивидуально с учителем у доски.

— Правильно писать соед. гласную.

— Приставка в середине слова.

-Когда второе слово начинается с приставки.

приставочно – суффиксальный, сложения двух корней с помощью соединительных гласных

— Дети у доски объединяют сущ. в пары.

-Посмотреть в учебник.

-Работают над правилом.

— Способом образования слов сложением целых слов без соединительных гласных.

— Запись слов на доске и в тетради: Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, Жар-птица, сапоги-скороходы.

— Дети предлагают варианты.

Записывают: дом-музей, диван-кровать, лётчик-космонавт.

— Новый способ образования слов.

5. Первичное закрепление

Упр 6 письменно в тетради

Самостоятельная работа детей.

— приставочно – суффиксальный способ

1.Возьмите карточки своего варианта. Рассмотрите. Какое задание предлагаете выполнить?

-Определить способ образования сущ, а также выделить все части слова.

Перелесок, девица , самолёт, поход , рыба-пила .

Снегопад , пересадка ,дымок , гуси-лебеди , заход .

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

— Какая тема урока?

-Сколько способов образования сущ. исследовали?

-Было ли открытие нового знания?

Кто может про себя сказать:

-Как бы вы оценили свою работу?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация к уроку литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»

Конспект урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»»

Презентация к беседе «Легко ли признаться в ошибке?

Презентация исследовательского проекта «Влияние напитка «Кока-Кола» на организм человека.»

Презентация для классного часа на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)

Классный час на тему:»Мы помним! Мы гордимся!» (3-4 класс)

Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» (1класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (1класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309563 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы