- Словообразование прилагательных: основные способы
- Какие есть способы образования прилагательных
- Аффиксальный способ
- Неаффиксальный способ
- Смешанный способ
- Образование прилагательных
- Особенности образования имен прилагательных
- Аффиксальные способы образования прилагательных
- Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
- Способы образования прилагательных. 6 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Словообразование прилагательных: основные способы
Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.
Какие есть способы образования прилагательных
Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:
- Аффиксальным;
- Неаффиксальным;
- Смешанным.
Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.
Аффиксальный способ
Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.
Виды аффиксов
В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:
- суффиксальный;
- приставочный;
- приставочно-суффиксальный.
Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:
- -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
- -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
- -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
- -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
- -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.
Примеры суффиксального способа
Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.
Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:
- отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
- пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
- степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
- указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).
Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных
Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:
- победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
- море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.
Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:
- добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
- во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
- в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.
Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:
- в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
- в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
- в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.
Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.
Прилагательные, не имеющие кратких форм
У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:
- если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
- если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.
Неаффиксальный способ
Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:
- ума + лишенный — умалишенный;
- кофе + варочный — кофеварочный;
- мало + понятный — малопонятный;
- выше + указанный — вышеуказанный.
В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.
Смешанный способ
Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:
- звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
- вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
- цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
- яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
- цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.
Варианты смешанного способа
Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».
Источник
Образование прилагательных
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 210.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 210.
Имя прилагательное может быть образовано от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных. При этом существует три основных способа формирования прилагательного, каждый из которых подробно описан в этой статье.
Особенности образования имен прилагательных
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:
- Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
- Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).
Аффиксальные способы образования прилагательных
При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:
- Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
- Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
- Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
- Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
- Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
- Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
- Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
- Прилагательных
Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).
Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).
Источник
Способы образования прилагательных. 6 класс
Способы образования прилагательных.
Образовательная: ознакомить с продуктивными способами словообразования прилагательных.
Развивающая: научить производить морфологический, синтаксический и лексический анализы слов и предложений, работать над орфограммами и правильным написанием слов.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: записи на доске, учебник, карточки, тетради.
Компетенции: К1, К2, К3,К5
I . Организационный момент.
II . Актуализация знаний . Повторение ранее изученного.
Забираешься в лесную глушь, слышишь волчий вой, производит тягостное гнетущее впечатление, видит «лохмотья жалкой нищеты», плавает на белоснежном теплоходе, , смотришь на изнеможенное лицо, тащат тяжелую расшиву, обильным урожаем, с серебряными искорками, ранним зимним утром.
Морфологический разбор прилагательных.
В зимнем (уборе) – прилагательное, н.ф. зимний, относительное, м.р., П.п, ед.ч., определение.
Птичьим (пением) – прилагательное, н.ф.птичий, притяжательное, ср.р, Т.п., ед.ч, определение.
Подобрать по одному прилагательному трех разрядов к существительным:
Пение (радостное, лесное, птичье)
Игра (веселая, детская, Вовина)
Мяч (красивый, резиновый, сестрицын)
Воротник (пушистый, лисий, мамин)
Часы ( новые, серебряные, отцовы)
Яркое зимнее солнце распускает свои лучи по тяжелым от снега веткам, под ногами поскрипывает снежок.
III . Изучение нового материала . Наблюдения за новым материалом.
— Какие способы образования вам известны?
На доске записаны слова. Определите способ образования каждого из них. Партизанский, бесшумная, светловолосый.
— Какие части речи здесь представлены? — Какими способами образуются прилагательные?
— Какие способы словообразования свойственны прилагательным, а какие — нет?
IV . Закрепление изученного материала .
Упражнение 316. Спишите прилагательные, разберите их по составу, определите способ образования.
Апрель/ск/ий, мыш/ин/ый, не/грамот/н/ый, пре/громкий, за/город/н/ый, при/дорож/н/ый, двух/лет/н/ий, железн/о/дорож/н/ый, серебр/ян/ый, мор/ск/ой, не/хороший.
Упражнение 317. Распределите прилагательные в три столбика:
Качественные – ворчливый, ломкий, придирчивый, скользкий.
Относительные – майский, берёзовый, водный, соломенный, ситцевый, школьный, специальный, дневной, городской.
Притяжательные – птичье, собачья, лисий, голубиный, мамин, дедов.
• Выделите суффиксы, с помощью которых образованы прилагательные. Сделайте вывод.
1) Образовать прилагательные от следующих существительных:
пионер, торжество, информация, грусть, село, дерево, сталь, серебро, лес, масса.
Каким способом были образованы эти прилагательные?
2) Определите, от каких слов и каким способом образованы прилагательные:
Безграмотный ученик, беззвучная походка, пречудесный голос, приамурский кедр, рассудительный человек, неверный ответ, нечеткий почерк.
3) Образуйте прилагательные путем сложения.
Карие глаза, черные волосы, железная дорога, сельское хозяйство.
(кареглазый, черноволосый, железнодорожный, сельскохозяйственный).
4) Образовать прилагательные от существительных с предлогом. Пояснить написание.
Мотор без шума – бесшумный, яблоко без вкуса — безвкусное, взгляд без радости, ночь без звезд и без луны, человек без хитрости, поступок без смысла, герой без страха, путник без приюта, небо без облаков.
V . Подведение итогов. Оценивание учащихся.
VI . Домашнее задание . Упражнение 318, страница 125
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 926 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-920038
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
- Прилагательных