Рекомендации для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми»
ромашкина ирина
Рекомендации для педагогов «Как организовать наблюдения с детьми»
Рекомендация 1. Учите детей использовать наблюдение как способ познания
Чтобы дошкольники воспринимали наблюдение как способ познания, понимали, когда его можно использовать, на конкретном примере, объясните им структуру наблюдения (см. приложение). Покажите, как на основе вопроса, проблемы или задачи, которая возникла перед дошкольниками, можно сформулировать цель наблюдения, определить план действий и найти ответ на вопрос, решить задачу. Благодаря этому дети научатся осознанно наблюдать за объектами и ситуациями в образовательном процессе и повседневной жизни. Примеры, когда воспитатель использует естественные и специально сконструированные образовательные ситуации, представлены в электронной картотеке.
В ходе наблюдения проговаривайте, какая часть намеченной работы выполнена, поясняйте назначение отдельных действий, учите детей комментировать переход от одного этапа познавательного цикла к другому. В средней группе дошкольники уже могут при помощи взрослого сравнить поставленную задачу и полученный результат, сделать вывод о достижении цели, найти взаимосвязь с освоенной ранее информацией, размышлять, как применить сделанное ими открытие. Поддерживайте в детях эти инициативы. Это поможет со временем сделать наблюдение органичной частью процесса ухода за растениями, обитателями уголка природы, экскурсий, целевых прогулок.
Рекомендация 2. Расскажите детям, как фиксировать
результаты наблюдений
Чтобы добытое детьми в ходе наблюдения представление стало знанием, запомнилось и использовалось в ходе познания, трудовой, продуктивной деятельности, коммуникации, для решения новых задач, нужно зафиксировать результат.
Используйте для этого выразительные средства разных видов искусства, которые обогатят восприятие детей и научат их передавать свои впечатления от общения с природой. По словам В. А. Сухомлинского, должно быть организовано движение «от красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи. Через красоту – к человечности». Ведь именно «благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».
Один из эффективных способов фиксации результатов наблюдения – специально подготовленные карточки. Это могут быть различные изображения, схемы, которые помогут сделать итоги познавательно-исследовательской деятельности наглядными, систематизировать полученную информацию. Также для этого можно использовать готовые методические пособия*. Подобный способ оформления результатов наблюдения обеспечит дошкольникам возможность вновь пережить приятные минуты общения с природой, сверстниками и взрослыми, вспомнить открытия, которые они сделали во время наблюдений.
Рекомендация 3. Учите выявлять взаимосвязи в природе, делать выводы
Чтобы выполнить требования ФГОС ДО и сформировать у детей умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, способности выявлять взаимосвязи в природе, между природой и деятельностью человека, используйте не только традиционные для дошкольного образования распознающие наблюдения, но и другие разновидности данного метода обучения.
Распознающее наблюдение позволяет формировать у детей представления о разнообразии объектов и явлений живой и неживой природы, социальных отношениях. Для сравнительного наблюдения характерно наличие сразу двух-трех объектов или явлений, состояний одного и того же объекта в разное время, которые необходимо сравнить. Данная разновидность наблюдения позволяет детям выявить отличительные черты объектов наблюдения и их сходства, особенности роста и развития растений, животных, сезонные изменения в природе.
По мере того как дошкольники накопят знания и опыт наблюдения, учите их выявлять причинно-следственные связи, взаимосвязи в природе, сопоставлять факты, по отдельным фрагментам восстановить целостную картину. На этом этапе лучше использовать дедуктивные наблюдения.
Рекомендация 4. Учите детей организовывать самонаблюдение
Еще один вид наблюдения – самонаблюдение – значимый способ самопознания, ознакомления с социальными нормами. Самонаблюдение требует определенного уровня развития рефлексии и в то же время является фактором становления рефлексивных способностей.
Детей второй младшей группы можно научить следить за своим самочувствием, осуществлять самонаблюдение в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять ее характер. В старшем дошкольном возрасте самонаблюдение помогает ребенку оценить соответствие собственных действий знакомым правилам. Однако дошкольникам часто требуется помощь взрослого, поэтому такие наблюдения, как «Я примерный пешеход», «Я образцовый пассажир», «Я соблюдаю режим», проводите вместе с детьми, направляйте их внимание на важные детали.
Рекомендация 5. Учите детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе наблюдения
В старших дошкольных группах учите детей распределять обязанности при подготовке к познавательно-исследовательской деятельности, в ходе наблюдения и фиксации его итогов, вступать в диалог, обсуждать план и условия проведения наблюдения, полученные результаты. В ходе общения с дошкольниками учите их формулировать выводы, ответы на вопросы, внимательно слушать партнеров по деятельности, договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, использовать вежливые слова, составлять краткие рассказы. Сформированные таким образом умения станут основой для становления коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.
Рекомендация 6. Знакомьте детей с правилами проведения наблюдений
Наблюдение как способ познания не предполагает контакта наблюдателя с изучаемым объектом, его вмешательства в естественный ход событий. Однако если не знать базовых правил проведения наблюдения, правил безопасного для природы и человека поведения, можно столкнуться с проблемными ситуациями.
Познакомьте дошкольников с общими и частными правилами проведения наблюдения. Обратите внимание на формулировки правил.Они должны быть позитивными и содержать четкие указания к действию: «Собираясь организовать наблюдение, выбери место, где тебе будет удобно и ты не будешь никому мешать», «Наблюдая, не уходи с территории участка группы», «Наблюдая, не вмешивайся в жизнь растений, животных». В каждой конкретной ситуации общие правила могут иметь дополнения.Например: «При наблюдении за птицами в период гнездования соблюдайте тишину».
Напоминайте перед началом наблюдения наиболее значимые правила младшим дошкольникам. Старшим детям предлагайте самостоятельно выделить и воспроизвести важные для данной ситуации правила. Дети средней группы также смогут выявить в ходе самонаблюдения, соответствуют ли их действия правилам.
Рекомендация 7. Стремитесь сохранить эмоциональное общение детей с природой
Даже серьезные познавательные задачи, которые ставит воспитатель в ходе наблюдения, не должны исключать живого общения детей с природой, эстетических впечатлений и положительных эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка – важный фактор и условие его разностороннего развития.
Наблюдение может стать фактором развития эмоциональной сферы дошкольников, основой для овладения системой эстетических ценностей и норм экологической этики. Информация, которую дети получают в ходе наблюдения, ее «прочувствование» обеспечивает личностную значимость знаний, их осмысление, а также формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы и обществу.
Рекомендация 8. Учитывайте возрастные особенности детей
Особенности младших дошкольников определяют их готовность наблюдать за ярким, движущимся объектом, особый интерес для них представляют животные. Дети 3–4 лет могут при помощи наблюдения выявить наиболее наглядные свойства объектов. Основные задачи наблюдения – сформировать у детей познавательный интерес, представления о том, как можно проявлять свои чувства. Дошкольники пятого года жизни могут выделить отличительные признаки объектов наблюдения, сравнить их между собой. Воспитанники средней группы способны на основе элементарной игровой или практической задачи увидеть цель наблюдения, по его итогам сделать вывод.
Организуйте с детьми старшего дошкольного возраста серии наблюдений. Они позволят сформировать представления о развитии животных и растений, особенностях их жизнедеятельности в разные сезоны, о взаимосвязях в природе. В этот период дети начинают ориентироваться на познавательные результаты наблюдений, могут сформулировать вывод в соответствии с поставленной целью. Старшие дошкольники способны с большой долей самостоятельности определить цель, наметить элементарный план действий, провести наблюдение. При этом важно с помощью различных приемов и методов поддерживать и активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, подводить их к самостоятельным выводам, помогать применять полученные знания.
На седьмом году жизни возникают способность и интерес к обобщению, дети учатся выявлять взаимосвязи в окружающем мире. Организуйте с ними наблюдения, которые систематизируют и обобщат их знания, позволят увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности.
ТРИ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ДОПУСКАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ
1. Предлагают непонятные правила. Детям непонятно то, что отсутствует в их опыте. Важно, чтобы правило родилось в определенной ситуации, стало вербализацией того, что увидели или пережили дети.
2. Используют слишком много правил и требований. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя в окружении «красных флажков»: «нельзя» и «необходимо», которые они никак не могут запомнить. У них может возникнуть страх сделать что-то не так либо нечувствительность к бесконечным запретам.
3. Формулируют неконструктивные (непозитивные) правила. Это такие правила, как «Не бегай», «Не рви цветы»,которые дополняются устрашающей частью: «Ты упадешь», «Тебя будут ругать». Дети не могут оценить последствия своих действий. Такие правила не подсказывают ребенку, что и как надо делать
Консультация для педагогов «Как организовать мини-лабораторию в ДОУ» Как организовать мини – лабораторию в ДОУ. – Консультация для педагогов. В наше время Государство и общество требуют, чтобы ребенок вырос.
Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.
Рекомендации для аттестующихся педагогов в 2020–2021 году Я являюсь экспертом городской аттестационной комиссии. В очередной раз прошла курсы повышения квалификации по теме «Подготовка экспертов,.
Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.
Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе Методические рекомендации по проведению наблюдения за улицей в подготовительной группе День наблюдения за улицей на МААМ Все мы учим детей.
Рекомендации для педагогов «Адаптационные мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста» Известно, что приход в детский сад, или переход из ясельной группы является для ребенка стрессовой ситуацией. В этот период нам, педагогам,.
Рекомендации для педагогов о зимней танцевальной музыке Зимние вальсы Каждое время года звучит по-своему. Да, да — звучит! Вспомните музыкальные картинки разных композиторов, посвящённые разным.
Источник
Педагогические наблюдения в детском саду
Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду
Методика ведения педагогических наблюдений.
ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.
Наблюдение за детьми в их естественном окружении — дома, в группе, на участке детского сада — один из методов, полезность которого доказана практикой.
Что такое наблюдение? НАБЛЮДЕНИЕ — ЭТО ПРОЦЕСС СБОРА ТОЧНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОН РАБОТАЕТ ИЛИ ИГРАЕТ ОДИН, ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ. Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.
Фиксация наблюдения — это процесс документирования наблюдаемого.
Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе — позволяет выявить зону ближайшего развития
В основе наблюдений за детьми — уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.
РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.
Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Объективное наблюдение— это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста,например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например,запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:
«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».
Эта запись даёт следующую информацию:
• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Гриша пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.
Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.
ДОСТОВЕРНОСТЬ — очищенная (свободная от субъективной окраски) запись фактов; многократное повторение одних и тех же реакций (действий, способов) в различных ситуациях.Например:
«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».
«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».
«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».
«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».
Такие факты можно считать достоверными.Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.
РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО — анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.
Например, отставание ребёнка по одному из параметров — не повод для паники. Нужно смотреть на картину в целом.
Выводы — обобщённая, согласованная точка зрения о ситуации в развитии ребёнка, основанная на достоверных фактах. Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.
Достижения — факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребёнка, субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.
ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:
• ценится и процесс, и результат;
• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;
• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;
• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;
• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации
Повествовательные или дневниковые заметки.
Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата.Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
Карта наблюдения.
Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.
Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.
Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков.
Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
Портфолио — это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа,выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:
• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;
• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);
• предоставление фактов для многосторонней оценки;
• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;
• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.
Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.
Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.
Оформление портфолио начинают родители — приобретают папку, подбирают фотографии. Родители наполняют его информацией о семье и домашнем укладе, об интересах и домашних увлечениях ребёнка, о взаимоотношениях ребёнка с родственниками, ее соседями, о его мечтах и предпочтениях.
Вклад воспитателей — записи наблюдений, отчётные листы продвижении ребёнка в той или иной предметной области, тексты и высказываний и рассказов, рисунки, выполненные задания и другие свидетельства его активной учебной и творческой деятельности в группе. Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определённым областям знаний, заложенным в образовательных программах.
Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.
Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.
Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.
«Однажды в детском саду…» Видео 27 сентября в России отмечается праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников. И в этот день хотелось бы пожелать всем работникам.
Адаптация в детском саду Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Кинезиология в детском саду Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования.
Наблюдения на прогулке в детском саду В детском саду летом дети большую часть времени проводят на участке, поэтому воспитатели стараются организовать различные мероприятия, которые.
Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском.
Выпускной в детском саду. Выпускной в детском саду. Реб 1: О ком сегодня все твердят? И для кого улыбки эти? Волнуется весь детский сад, причина есть – конечно, дети.
Выпускной в детском саду Сценарий выпускного бала «До свидания, детский сад!» Действующие лица: Волшебник-недоучка, Мэри Поппинс, Пеппи Длинныйчулок Под музыку.
Выпускной в детском саду Звучит музыка, дети входят танцуя, начинается вальс. Воспитатель: На праздник дружною семьей, Мы собрались в последний раз, Ребят мы в школу.
Выпускной в детском саду. Ведущий: Сегодня праздник удивительный Он не простой, а заключительный! Для всех, кто в школу собирается Чудесный праздник начинается!.
Источник