Способы аргументации
Аргументация нисходящая – аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Аргументация восходящая– аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.
Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».
Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».
Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).
Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).
Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)
Способ изложения материала– методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.
Исторический способ– изложение материала в хронологической последовательности. Например:
Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.
Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.
15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.
Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.
Зимой 1241-42 г.г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.
Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:
До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.
Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.Например:
Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.
Индуктивный способ– изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:
В одном конце залы – широкая лестница. и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. . Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»
Концентрический способ– расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:
Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.
Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.Например:
Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 6238 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Эффективная аргументация: правила и методы
Убеждающее воздействие на оппонента достигается за счет аргументации, являющейся одной из самых трудных фаз переговоров. Нужны знания, концентрация внимания, выдержка, корректность и решительность. Давайте рассмотрим самые влиятельные методы аргументирования.
Аргументация — коммуникативный процесс, который направлен на обоснование позиции одним собеседником для того, чтобы ее понял и принял другой собеседник.
Во многом аргументация зависит от собеседника. Ведь именно он принимает решение, убедительны аргументы или нет.
Аргументация состоит из тезиса, аргументов и демонстрации.
Тезис является формулировкой вашей позиции.
Аргументы — это те доводы и доказательства, которые мы приводим для обоснования своей точки зрения. Аргументы должны отвечать на вопрос оппонента, почему ему нужно вам верить.
Демонстрация — это связка тезиса и аргументов. По сути, это и есть процесс убеждения.
При помощи аргументов можно частично или полностью изменить мнение собеседника. Для достижения своих целей в переговорах нужно придерживаться следующих правил:
- Используем только простые, точные, ясные, убедительные термины;
Говорим только правду. Если нет уверенности в информации, лучше ее не использовать;
Способы и темп аргументирования выбираем с учетом особенностей характера оппонента;
Аргументация должна быть корректной по отношению к оппоненту;
Избегаем формулировок, которые могут затруднить восприятие;
Если вы хорошо разбираетесь в теме переговоров, скорее всего, у вас в запасе уже есть несколько аргументов. Но мы все-таки рекомендуем заранее запастись убедительными доводами, исключая импровизацию. Можно заранее составить список аргументов, оценить их и выбрать сильнейшие.
Источник
Способы аргументации с обоснованием: ликбез по видам и безотказным методам
Являюсь практикующим психологом-консультантом, а также женским коучем. Счит.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Ты наверняка не раз чувствовала, что тебя не понимают. Ты вроде бы очень эмоционально объясняешь свою позицию, но тебя как будто не слышат? Всё дело в том, что в процессе спора или увлеченной беседы твои эмоции могут взять верх. И в такой ситуации, если ты будешь владеть способами аргументации, тебе будет легче объяснить свою позицию и быть понятой.
Но для начала давай разберёмся, что такое аргументация. Аргументация – это частичное или полное обоснование утверждения с использованием аргументов (других убеждений).
Это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью понимания и обоснования другому.
С одной стороны, может показаться слишком сложно. Но давай попробуем разобраться в видах, конструкциях и факторах, которые способствуют аргументации и тогда всё станет понятнее.
Конструкции аргументации
Прежде, чем рассмотрим виды аргументации, нужно остановиться на двух конструкциях:
Когда ты хочешь доказать собеседнику свою точку зрения. Ты приводишь доводы, факты, аргументы в защиту своей позиции.
При этой позиции ты не доказываешь свою точку зрения, а стараешься опровергнуть факты и доводы собеседника.
Знание этих конструкций может помочь в самом начале диалога. Если ты выстроишь свою позицию с самого начала и выберешь направление для беседы, тебе будет легче донести до оппонента свою точку зрения.
А теперь перейдём к разновидностям аргументации.
ТОП-6 видов аргументации
В данном виде употребляются только аргументы «за» или «против». Ты изначально должна выбрать какой позиции будешь придерживаться.
Здесь используются аргументы и «за» и «против».
Сначала ты начинаешь с самого слабого аргумента, а затем сила твоих доводов начинает возрастать, и в самом конце твоего диалога, ты приводишь самый сильный аргумент.
В этом случае ты начинаешь с твоего самого сильного довода, а затем они будут ослабевать. Конец диалога ты можешь закончить просьбой или выводом, наполненным эмоциями.
Начать в этом случае придётся с сильных аргументов, а закончить выводами. Общий принцип этого вида «от общего к частному».
Какие факторы способствуют аргументации?
Зная виды и способы аргументации, ты сможешь гораздо легче донести до собеседника свои мысли, но не всё так просто. Есть ещё ряд факторов, которые способствуют усилению твоей позиции. Давай их рассмотрим:
- Уверенность в том, что хочешь сказать
- Терпение и последовательность
Giphy
- Знание фактов и терминов
- Искренность
- Тезисность
- Ясность изложения
Все эти факторы создадут благоприятную атмосферу для подачи информации и повысят твои шансы на отстаивание своей позиции.
Хотелось бы ещё отметить, что темп твоего диалога тоже имеет значение. Но его стоит учитывать исходя из особенностей собеседника. Об этом ниже.
Внимание на оппонента
Человек, с которым ты входишь в диалог не менее важен, чем все виды, факторы и способы аргументации. От человека «напротив» зависит то, как будет развиваться ваша беседа. Молодой он или пожилой, обладает ли сам информацией или нет, высокая у него самооценка или низкая. Всё это стоит учитывать, когда входишь в диалог.
Так, молодой человек, который только закончил институт по специальности «врач», будет сильным оппонентом в медицинской теме, по сравнению с жениной средних лет, которая не имеет близкого отношения к медицине.
Важно учитывать всё, при общении с оппонентом, это может дать тебе дополнительные шансы на то, что твою позицию услышат и примут.
Так, например, при политических компаниях всегда учитывается электорат, те, кто будут голосовать. Берутся во внимание их социальные условия, возраст, рабочее положение и так далее. Это позволит усилить свои позиции в политической гонке, эти нюансы важны.
Методы аргументации
Существуют не только виды, но и определённые методы аргументации, рассмотрим их:
В диалоге сравнения с объектами, ситуациями или людьми будет давать определённые шансы на победу. Но использовать этот метод можно только, если ты точно уверен, в сравниваемых ситуациях и они будут понятны оппоненту.
- Метод видимой поддержки
Фото автора Vlada Karpovich: Pexels
Сначала ты соглашаешься с оппонентом, возможно даже приводишь доводы в пользу его мнения, но затем упоминаешь, что собеседник не упомянул ряд фактов, которые как раз и являются вашими контраргументами.
В этом случае фактам вашего противника не придаётся большая значимость. Да, вы можете знать, что это серьёзные аргументы с его стороны, но делаете упор на то, что оппонент придаёт им слишком большое значение.
Самое главное в этом методе: факты, статистика, цифры. Именно эти аргументы могут внести весомый вклад в диалог. Но здесь очень важно не «перегрузить» цифрами. Необходим баланс между статистическими данными и другими аргументами.
При этом методе можно использовать аргументы собеседника против него самого. Но делать это можно, основываясь на иных фактах.
Каждый из этих методов можно использовать по одному или несколько сразу. Иногда они меняются в ходе самого дискуса. Самое главное не потерять последовательность аргументации и грамотно донести до собеседника свою позицию.
- Метод противоречия
Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels
Необходимо найти противоречия в рассуждении и аргументах собеседника. И сделать на это упор.
В любом диалоге, касательно объектов, явлений, событий есть противоречия. В ситуации всегда есть положительные и отрицательные стороны. Именно это позволяет рассмотреть предмет спора или дискуссии с разных сторон.
Необходимо разделить монолог собеседника на части. В этом случае необходимо внимание уделять «слабым» местам оппонента в диалоге и делать упор на них.
Как понять, что оппонент повержен
Как ты видишь теоретической информации на тему «аргументов» предостаточно. Очень важно, среди всего этого многообразия принять ее и начать использовать. Но остаётся ещё один момент, как точно понять, что твой собеседник принимает твою позицию? Ведь именно это является главным моментом любого дискуса. Оппонент должен услышать твои аргументы, принять и изменить свою позицию полностью или частично.
Источник