- Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия
- Приемы актуализации знаний. статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 25 способов актуализации знаний на уроке
- Как провести актуализацию знаний на уроке?
- Способ 1. Корзина идей
- Способ 2. Да – нет
- Способ 3. Блиц
- Способ 4. Определи логическую связь
- Способ 5. Мы шагаем
- Способ 6. Видеозарисовка
- Способ 7. Черный ящик
- Способ 8. Волшебная коробка
- Способ 9. Портрет известного человека
- Способ 10. Визуальный ряд
- Способ 11. Ассоциации
- Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста
- Способ №13. Экскурс в будущее
- Способ №14. Смена социальной роли
- Способ №15. Интересный гость
- Способ №16. Задание на опережение
- Способ №17. Неоконченный рассказ
- Способ №18. Риторический вопрос
- Способ №19. Продолжение фраз
- Способ №20. Тема урока как обычный предмет
- Способ №21. Метапредметная задача
- Способ №22. Задания – загадки
- Способ №23. Прямой вопрос
- Способ №24. Общее — разное
- Способ №25. Викторина
Актуализация знаний – как этап современного учебного занятия
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
В психологическом словаре понятие актуализации толкуется так:
Актуализация — это действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
В связи с этим использовать активные формы обучения с учётом индивидуальных способностей студентов.
Многие преподаватели полагают, что актуализация — это то же самое, что и опрос, «только термин новый». Значение самого слова «актуализация», говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку студента: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура).
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. С первых минут урока необходимо включить студентов в активную учебную деятельность (энергичное, деловое начало, постановка проблемных вопросов, заданий, решение познавательных заданий и пр.). Это создаёт условие для активности и самостоятельности учеников на протяжении всего занятия. Содержание домашнего задания, его результаты целесообразно проверять фронтально, при активном участии всех студентов группы. В начале урока иногда используют кратковременные письменные работы, тестовые задания. Письменный опрос целесообразно сочетать с устным.
Дидактическая структура современного занятия состоит из трех этапов:
- Актуализация опорных знаний и способов действий (что значит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль преподавателя).
- Формирование новейших понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
- Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее повторение и закрепление).
Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.
Актуальность – означает (от позднелатинского actualis- фактически существующий, настоящий, современный) важность, значительность чего — либо для настоящего момента, современность, злободневность.
-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти
Актуализация означает психологическую подготовку студента:
-осознание значимости предстоящей деятельности,
-возбуждение интереса к уроку.
-сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти
Актуализация означает психологическую подготовку студента:
-осознание значимости предстоящей деятельности,
-возбуждение интереса к уроку.
Актуализацию смыслов познания целесообразно осуществлять путем использования заданий, удовлетворяющих ряду требований:
- При отборе содержания заданий важно, чтобы оно не только удовлетворяло актуализации необходимых для познания нового опорных знаний и способов действий, но и имело факты окружающей жизни, быта учащихся.
- Важно, чтобы задания были связаны с личным познавательным опытом студента, при этом опорные знания и способы действий должны быть в структуре этого опыта, так как это будет порождать у учащегося чувство успеха и собственной значимости, что связано с его самоутверждением
- Целесообразно, чтобы задания приводили учащихся к пониманию предела имеющихся знаний: моих знаний недостаточно, чтобы ответить на интересующий меня вопрос.
- Задания могут побуждать к анализу и осмыслению имеющихся знаний связанных с жизнью и способов познания ее (субъектного опыта).
- Задания могут обострять противоречия между имеющимися знаниями и фактами обыденных и научных представлений.[2]
Приемы, помогающие активизировать процесс познания и повысить его самоценность:
— создание проблемных ситуаций;
— создание ситуации преодоления обыденности;
— дидактические игры, аналогии, задачи с жизненно-практическим содержанием;
— показ парадоксальных опытов;
— раскрытие красоты «интеллектуальных прорывов», сравнение их объяснительных и прогностических возможностей;
— выдвижение конкурирующих гипотез;
— проведение систематизации жизненных наблюдений; наблюдения и эксперименты;
— использование высокоэффективных технологий обучения; ознакомление с методами экспериментальной науки;
— рассказ об истории научных революций и озарениях
Способы актуализации знаний:
- Один из таких способов — это проверка знаний при помощи кроссвордов.
- Тестирование
Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока преподаватель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ и ТРКМ.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
«Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.»[1]
Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер
Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей:
Приём интерактивного обучения.
Студенты называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
— умение прогнозировать события;
— умение соотносить известные и неизвестные факты;
— умение выражать свои мысли;
— умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ (технология развития критического мышления), направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить студентов в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.[3]
— умение оценивать ситуацию или факты;
— умение анализировать информацию;
— умение отражать свое мнение.
Студентам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Формы работы для активизации знаний студентов.
- Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что проведенного на начало урока или (и) его конец:
— коллективный опрос (всевозможные виды письменных проверочных работ: мини тесты, экспресс диктанты и т.д.)
Данный этап предполагает подготовку мышления студентов к мыслительной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Список использованных источников:
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2015.
- Скоробогатова Г. Г. «Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технологии в работе учителя.»-М.МИОО,2016
- Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 2015.
Источник
Приемы актуализации знаний.
статья
Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_nauchnaya_statya.docx | 14.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы актуализации знаний.
Успешность урока, определяется уже на первых его этапах, учителю необходимо заинтересовать, активизировать учащихся в начале урока. Существует много способов, но необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников.
Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Для успешной актуализации чаще всего применяю следующие приемы:
В начале урока использую видео фрагмент, чтобы учащиеся смогли сами сформулировать тему урока. После просмотра видео задаю вопрос: «Как связаны видеофрагмент и тема нашего сегодняшнего урока» ? Необходимо выбирать зрелищные фрагменты, которые воздействуют на эмоциональную сферу.
Возможно, использовать шкатулку для направляющих заданий по теме, например можно положить в шкатулку все, что нужно для постановки цели и задач урока.
Картинки, возникающие на экране, помогают определить тему урока через визуальный ряд.
На доске тема урока и дата, например 2197 год, учитель не ошибся. « Представим, что мы попали в будущее, актуальна ли будет наша тема?»
«2039 год. Вы родители. Ваши дети учатся в школе, как вы объясните значимость нашей темы урока?»
Ученики ищут три отличия в кабинете, на доске, на экране, связанные с темой урока.
«Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы».
Все перечисленные приемы актуализации знаний, можно изменять в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей обучающихся. Ученик осознает значимость темы урока, эмоционально настраивается на урок и проявляет заинтересованность, формируются ключевые компетенции.
- Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. — М.: Просвещение, 1984г.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и актуализации знаний по теме: «Африка»
Урок обощения и актуализации знаний. Цель: Выявить уровень знаний учащихся по теме «Африка».
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Имя существительное» (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты.
Формы работы на уроке русского языка по актуализации знаний
О некоторых формах работы, которые, на мой взгляд, помогут активизировать знания именно наших учеников. 1. Обязательный текущий контроль знаний по теме предыдущих занятий или только что п.
Актуализация знаний учащихся по теме «Текст» презентация
Презентация подготовлена для 5-6 классов коррекционной школы. Презентация может использоваться на этапе актуализации знаний учащихся или для закрепления и уточнения знаний в конце урока.
Мастер — класс «Актуализация знаний в начале урока»
Главная задача курса истории – научить учащихся мыслить.Обычно весь класс учитель спросить не может. К чему это приводит? Большинство детей учит историю, обществознание эпизодически. Задачей учит.
Статья «Педагогические приемы повышения учебной мотивации и актуализации знаний»
Начало урока — один из важных его этапов, во многом определяет успех всего урока. В начале урока задаются темп, настрой, рабочая обстановка. Включить учащихся в работу, привлечь их внимание, настроить.
Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода
Приём “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём “Жокей и лошадь”. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Стратегия “Вопросительные сл.
Источник
25 способов актуализации знаний на уроке
Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.
Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:
- выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
- подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
- актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.
На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.
Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.
- Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению.
- Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке.
- Планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.
Как провести актуализацию знаний на уроке?
Способ 1. Корзина идей
Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.
Сбор информации происходит по плану.
- Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).
- Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.
- Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.
- Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.
Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.
Способ 2. Да – нет
Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Подробнее о приеме Да-Нет/Верно-не верно.
Способ 3. Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.
Способ 4. Определи логическую связь
Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.
Способ 5. Мы шагаем
Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
Способ 6. Видеозарисовка
Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.
Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.
Способ 7. Черный ящик
По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.
Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.
Способ 8. Волшебная коробка
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.
Способ 9. Портрет известного человека
Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.
Способ 10. Визуальный ряд
На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.
Способ 11. Ассоциации
На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.
Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста
На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.
Способ №13. Экскурс в будущее
Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.
Способ №14. Смена социальной роли
Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.
Способ №15. Интересный гость
Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.
Способ №16. Задание на опережение
Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на занятии и дает задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.
Способ №17. Неоконченный рассказ
Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.
Способ №18. Риторический вопрос
К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.
Способ №19. Продолжение фраз
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.
Сегодня мы поговорим о…
По теме нашего урока я знаю, что…
Мне бывает нелегко…
Я всегда думал, что…
Способ №20. Тема урока как обычный предмет
Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.
Способ №21. Метапредметная задача
Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.
Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.
Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.
Способ №22. Задания – загадки
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.
Способ №23. Прямой вопрос
Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.
Способ №24. Общее — разное
Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.
Способ №25. Викторина
Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.
Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник