1.2.4 Частнонаучные методы исследования государства и права
Частнонаучные методы исследования государства и права – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
Особое место в ряду частнонаучных методов изучения государства и права занимает конкретно-социологический метод исследования. Он применяется в основном на этапе сбора научной информации, когда исследователь имеет дело с конкретными материалами, фактами. Суть данного метода заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развитии и функционировании государственно-правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью выявляется степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и эксперимент. Особенно интересен эксперимент, применяемый для получения знаний о явлениях, не существующих в действительности, моделируемых в небольшом объеме. С помощью эксперимента возможно практически проверить эффективность проектируемого государственного или правового института, нормативного правового акта. Правовые эксперименты могут быть в зависимости от способа создания экспериментальной ситуации реальными и мыслимыми, по степени практической направленности – исследовательскими и инновационными.
К частнонаучным относится и статистический метод. С его помощью выявляются характерные типичные черты государственно-правовой действительности, количественные показатели того или иного государственноправового явления. Статистические исследования, оперирующие цифрами, складываются из трех стадий: сбора статистического материала, его обработки и анализа полученной информации. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость, на второй стадии эти явления классифицируются по определенным критериям, на заключительной – делаются оценочные выводы. Статистический метод особенно распространен при изучении государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью, таких, как правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с правонарушениями. Он позволяет наиболее объективно отражать состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений и в результате вырабатывать конкретные рекомендации по их совершенствованию. Так, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по определенным критериям и делаются выводы о том, какие из них имеют тенденцию к росту. На основе этого предпринимаются научные поиски причин, порождающих эти тенденции, и определяются меры, необходимые для их преодоления.
В настоящее время используются также математические методы обработки данных, выражающих количественные изменения в юридической жизни, лингвистические методы при анализе текстовой информации, кибернетические методы и ряд других.
Происходит и дальнейший процесс усиления собственно методологической базы теории государства и права, выделения и развития специальноюридических методов. К ним относятся формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод правового прогнозирования.
Формально-юридический метод – это метод исследования, при котором право изучается в «чистом» виде, вне связи с другими сферами. Формальноюридический метод помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешние и внутренние формы, определить юридические понятия, выявить их признаки. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, компетенции его органов – все это конкретные проявления формально-юридического метода.
Во время усиления интеграционных процессов возрастает роль метода сравнительного правоведения. Данный метод получил широкое распространение в период осуществления государственно-правовых реформ. Он имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты и основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Еще античные мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Этот метод предполагает сопоставление государственно-правовых институтов различных стран с целью поиска оптимального варианта. Он позволяет также сравнивать государственно-правовые явления одной страны на разных этапах ее существования, сопоставлять формы правления и национальногосударственного устройства, важнейшие законодательные акты и отрасли права в различные периоды исторического развития. Сравнительный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении как основных правовых семей мира, так и элементов, относящихся к одной правовой системе, или их сравнении с элементами других систем. Сравнительный метод применяется и при сопоставлении различных отраслей права и законодательства, а также норм права в пределах одной отрасли. На этой основе определяются достоинства и недостатки государственно-правовых явлений и наиболее эффективные пути их совершенствования.
Метод правового прогнозирования выступает в качестве совокупности приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений, изучить конкретные перспективы их развития. Научно обоснованное предвидение позволяет определить пути достижения поставленных целей с помощью конкретных правовых средств.
Все методы исследования государства и права находятся между собой в тесной взаимосвязи. Каждый конкретный метод применяется для решения определенных познавательных задач и только в совокупности с другими дает возможность решить основную задачу теории государства и права – раскрыть полно и всесторонне ее предмет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Методы теории государства и права
Значение методологии в познании государства и права
Термин «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы – продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.
Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения – служить научным ориентиром государственно-правовой практике.
Таким образом, методы теории государства и права – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т.д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический – марксистско-ленинский – подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т.е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.
Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы – как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука – бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.
Общенаучные методы познания государства и права
Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.
На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества.
Философской основой теории государства и права служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся:
- переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);
- закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве);
- закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).
Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «свобода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских истолкований государственно-правовых явлений.
К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.
Наша наука исследует государство и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. Двигаясь по пути социального прогресса, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими ценностями, становятся все более социально ориентированными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.
На вооружении теории государства и права находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре – сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в нормативную систему общества.
Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.
Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.
Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т.д.
Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.
В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.
К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.
Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.
В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
Значение научных определений
Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения – это своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках.
Именно в понятиях, т.е. способах отражения государственно-правовых реалий, в обобщениях практики, теория государства и права концентрирует накопленные знания. Эти понятия должны быть содержательными научными абстракциями. Подлинно научными они становятся, когда верно отражают общие и необходимые признаки таких сложнейших, многосторонних и динамичных явлений, как государство и право.
Научные государственно-правовые определения – это краткое и точное раскрытие политико-правовых понятий. Они имеют большое значение и для теории, и для правоприменительной практики. Нередко вопрос о существенных признаках какого-либо юридического понятия и его законодательной дефиниции (определения) решает сам законодатель.
Краткость научных определений – их достоинство и недостаток одновременно. Поэтому чем сложнее то или иное государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае приобретает характер лишь некоторого средства первоначальной ориентации в предмете, но раскрыть полностью все конкретное данного явления не может. В подобных случаях применяется несколько взаимосвязанных дефиниций, образующих понятийный ряд.
Можно с уверенностью сказать, что арсенал средств, приемов и методов, используемых теорией государства и права, богат и многообразен; ведется постоянный поиск новых исследовательских методов. Нашей науке необходимо не только освободиться, очиститься от мифов, стереотипов прошлого, но и избавиться от подрывающих ее авторитет вредных привычек, сформировавшихся во времена тоталитарного режима (оправдания произвола и беззакония власть имущих, восхваления «вождей», властных структур и проводимой ими политики, беспринципности и т.д.). Что же касается выбора конкретного метода и его приоритетного использования, то они всецело зависят от предмета и задач исследования. Чаще всего необходимы комплексный подход, использование многих методов для всестороннего анализа сложных государственных и правовых явлений.
Источник