- Основные виды конкурентов
- Какие они?
- Прямые и косвенные
- Косвенная конкуренция
- Неявная конкуренция
- Потенциальная конкуренция
- Товарная конкуренция
- Как их распознать?
- Конкуренты и стратегии
- Формы и виды конкуренции
- Классификация по масштабам
- По типологии формирования
- Ценовая борьба
- Неценовое соперничество
- Конкурентный баланс рыночного пространства
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Чистая борьба
- Олигополистическая конкуренция
- Монополистическая конкуренция
- Недобросовестная конкуренция
- Функции конкуренции
- Методы конкуренции
- Виды конкуренции по различным критериям
Основные виды конкурентов
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
- рынок сбыта;
- покупатели товара, работ или услуг;
- товары, работы или услуги.
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
- аналогичные обувные магазины;
- обувные интернет-магазины;
- предприниматели, торгующие обувью на рынке;
- крупные торговые центры, в которых оборудованы пункты торговли обувью;
- обувные склады, где налажена розничная торговля наравне с оптовой.
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
- Отраслевые выставки, бизнес-форумы и подобные им мероприятия позволяют познакомиться с конкурентами наиболее близко, получить информацию из первых рук.
- Изучение ассортимента торговых точек конкурирующих фирм дает возможность встать на место потенциального покупателя, заметить недочеты и успешные решения в продвижении товара, воспользоваться чужим опытом.
- Информация специальных изданий, новостных тематических лент — в них упоминаются самые важные события и значимые конкуренты.
- Торговля через интернет, поиск торговых точек с помощью поисковых систем дают информацию не только покупателям, но и бизнесменам: какие запросы наиболее востребованы, какие фирмы готовы удовлетворить их. Правильно сформулированный запрос дает результаты поиска, анализ которых очень важен с точки зрения определения реальных конкурентов фирмы.
- Опрос потребителей, специалистов по закупкам, других участников рынка, непосредственно связанных с приобретением продукта. В составлении опросных листов и проведении мероприятий здесь необходим грамотный, заинтересованный, а не формальный подход. Какие фирмы, продающие тот или иной продукт, известны респондентам, какие заслуживают наибольшего доверия — такие вопросы и подобные им помогут выявить конкурентов.
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
- Позиционная. Ее суть – постоянное обновление бизнеса, выпуск новых видов товара. Лишает конкурентов возможности обойти компанию и занять лидирующие позиции.
- Оборонительная. Хорошее знание проблем и слабых мест бизнеса, защита своих интересов, упреждающие меры. Цель – свести к нулю попытки конкурентов воспользоваться проблемными моментами в собственных интересах; достигается с помощью ценовой политики, акцентирования внимания потребителя на достоинствах продукта.
- Упреждающая. Обесценивание усилий конкурента по развитию бизнеса с помощью встречных акций, розыгрышей призов, скидок. Цель – не дать возможности конкуренту закрепиться на рынке.
- Контрнаступательная. Другая сторона оборонительной стратегии, достаточно жесткий комплекс мер, направленный на выявление слабых сторон бизнеса конкурента. Впоследствии рекламная компания и другие меры продвижения продукта разрабатываются с учетом недостатков конкурента, акцентирования внимания покупателей на них.
- Стратегия выгодных позиций. Уход с менее выгодных сегментов рынка, «сдача без боя» таких сегментов конкурентам. Одновременное усиление выгодных позиций, концентрация ресурсов именно в этом направлении. Цель – сохранить наиболее выгодных клиентов, платежеспособных, постоянных.
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
Источник
Формы и виды конкуренции
Конкуренция – экономическая борьба между фирмами за лучшие условия купли-продажи и производства. Этот процесс взаимодействия выполняет ряд задач:
- Определение рыночной цены произведенной продукции;
- Уравнение линейки цен, выставляемых каждым предприятием индивидуально;
- Контроль перетекания финансов из одной отрасли в другую, из одного производства в другое.
ФЗ о защите конкуренции № 135 оговаривает основные положения экономической борьбы. Главное из них – запрет образования монополий. Данный закон вступил в силу 26.07.2006.
Классификация по масштабам
В соответствии с масштабами распространения выделяют следующие виды конкуренции:
- Индивидуальная: при этом одна крупная фирма стремится заполучить «кошелек» покупателя, самостоятельно выбирая для себя лучшие условия;
- Местная: она разворачивается на определенной территории (село, город, район, область и т.д.) между несколькими производителями;
- Отраслевая рыночная конкуренция: в определенной отрасли (к примеру, машиностроение) идет экономическая борьба, направленная на получение дохода в большем размере, нежели у соперников;
- Межотраслевая: разные отрасли рыночного пространства конфликтуют друг с другом, пытаются привлечь к себе большее число потребителей;
- Национальная: соревнование двух производителей внутри определенного государства;
- Мировая: в борьбу вступают предприятия различных стран, входящих в состав глобального рынка.
По типологии формирования
По способу развития конкуренция в экономике может быть ценовая и неценовая. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Ценовая борьба
Ценовая экономическая борьба – разновидность конкуренции, возникающая вследствие искусственного преднамеренного уменьшения стоимости определенных товаров. Имеет место быть также ценовая дискриминация, если продукция предлагается по различным ценам, и различия между ними зависят не от издержек производства.
Ценовая конкуренция получила широкое распространение в области оказания услуг. К примеру, сегодня экономическая борьба поразила отрасль услуг по перемещению товаров и реализации продукции, которая не может быть впоследствии перераспределена (быстро портящиеся товары).
Неценовое соперничество
Неценовая конкуренция направлена на совершенствование и улучшение основных характеристик изготавливаемой продукции. При этом используются передовые технологии, инновационные решения и наноразработки. Такая отрасль соперничества стремится к захвату основной части определенной отрасли рыночного пространства путем производства новых уникальных товаров. Эта продукция либо полностью отличается от своих предшественников (иной состав, другие правила использования), либо является модернизированным вариантом (к примеру, новая упаковка).
Неценовая конкуренция использует такие методы воздействия на потребителя, как реклама, СТИС, непосредственное обслуживание покупателя.
Экономическая борьба направлена именно на потребителя, поэтому соперничество между компаниями соответствует этапам выбора:
- Желания: этот шаг связан с тем, что у потребителя существует множество желаний;
- Функциональный компонент: соперничество на этом этапе определяется тем, что потребитель уже выбрал желания для вложения средств, и теперь должен определиться с выбором, ведь потребность может быть удовлетворена сразу несколькими способами;
- Межпроизводственная: это альтернативная борьба доминирующих методов удовлетворения желаний покупателя;
- Межпродукционная: на этом этапе происходит соперничество товаров производства между собой. По сути, эту категорию нельзя назвать конкуренцией. Это скорее, ассортимент, задача которого – создание имитации выбора.
Конкурентный баланс рыночного пространства
Конкуренция бывает совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция
Первая разновидность экономической борьбы базируется на исполнении определенных предпосылок. Условия совершенной конкуренции:
- Большое число производителей, независимых друг от друга;
- Рынок совершенной конкуренции отличается наличием большого числа покупателей;
- Доступ к рыночному пространству открыт и доступен для каждого;
- Все субъекты самостоятельны;
- Производимая продукция – однородна и сопоставима;
- Свободная конкуренция характеризуется свободной торговлей факторами производства.
Несовершенная конкуренция
Это процесс взаимодействия, при котором разрушается конкурентный баланс. Условия несовершенной конкуренции:
- Рыночное пространство полностью поделено между крупными компаниями либо присутствует полное господство единственного производителя;
- Рынок несовершенной конкуренции отличается тем, что самостоятельность предприятий значительно ограничена;
- Наблюдается контролирование определенных сегментов рынка;
- Ограничен доступ к информации о рынке;
- Присутствует барьер на доступ других фирм в отрасль.
Чистая борьба
Это разновидность совершенной экономической борьбы. Сущность конкуренции такого типа: множество потребителей и продавцов, предлагающих продукцию, отсутствие контроля рыночной цены товара, вся продукция взаимозаменяема, стоимость зависит от спроса и предложения.
Подобное рыночное пространство формируется в отраслях, где отсутствует риск монополизации. К ним относятся массовые производства: пищевые товары, необходимая бытовая техника, предметы ухода.
На уровень этой экономической борьбы влияние оказывают следующие факторы:
- Высокие требования к качеству товаров;
- Значение переработки сырья;
- Транспортные издержки.
Все факторы тесно связаны друг с другом. К примеру, если усиливается значение транспорта в процессе производства, то усиливаются и остальные факторы.
Олигополистическая конкуренция
Вид экономической борьбы (несовершенный), к основным характеристикам которого причисляется:
- Небольшое число конкурентных производств (от 2 до 5);
- Огромное рыночное давление;
- Все товары однородны;
- Фирмы взаимодействуют друг с другом в установлении рыночной цены.
Такой тип соперничества характерен для отраслей химического производства (изготовление полиэтилена и др.), металлообрабатывающей отрасли (производство труб и т.д.) и машиностроения.
Монополистическая конкуренция
Вид соперничества, при которой в рыночном пространстве господствует один производитель. Он диктует условия «игры» другим производствам, устанавливает рыночную стоимость товара, которая зачастую может быть неоправдана качеством этой продукции. Вход в рынок монополистической конкуренции практически невозможен. Монополия характерна для энергетической или транспортной отрасли.
Недобросовестная конкуренция
Формы недобросовестной конкуренции: шпионаж, распространение ложной информации об определенном производителе или товаре (услуге), дезорганизация функционирования конкурентного производства. Имеет место быть и косвенная дискредитация: неправильное сравнение продукта производителя с товаром, производимым другой компанией.
Функции конкуренции
- Регулирующая – определяет ее воздействие на предложение, во многом основополагающая его определения спросом.
- Инновационная – гарантирует введение различных новаторств в работу предприятий, что приводит к их фактическому росту и дальнейшему развитию.
- Распределительная – влияет на распределение ВНП среди потребителей.
- Аллокационная – заключается в оптимальном размещении факторов производства и сбыта в местах, где их применение будет наиболее рентабельным.
- Адаптационная – определяет приспособление предприятий к условиям рыночной среды.
- Контролирующая – нацелена на борьбу с монополизмом.
Методы конкуренции
Выделяют две группы методов – ценовые и неценовые. В более простой формулировке – методы, базирующиеся на изменениях цены и качества.
Ценовая конкуренция нацелена на реализацию товаров и услуг по более низким ценам, чем у других производителей. Наиболее распространенная ее вариация – ценовая дискриминация.
Неценовая предполагает улучшение и совершенствование характеристик изготавливаемой продукции. Ее составляющие:
- Предложение более качественной продукции;
- Обновление свойств продукции, фирменных товаров, следование современным тенденциям в их производстве и сбыте;
- Создание принципиально новых товаров для удовлетворения ранее не существовавших потребностей;
- Совершенствование сопутствующих продаже услуг, послепродажного сервисного обслуживания;
В настоящее время неценовые методы используются гораздо чаще, чем ценовые. Это обуславливается как и динамикой роста потребительских потребностей, так и динамикой развития рыночных отношений в целом.
Виды конкуренции по различным критериям
По характеру развития принято делить ее на свободную (неконтролируемую), и регулируемую (зависимую).
В зависимости от состояния конкурентного равновесия рынка:
- Совершенная – на рынке соблюдены стандарты его конкурентного равновесия. Ситуация, когда ни один из его субъектов никак не влияет своим предложением цены на ее общий показатель.
- Несовершенная – состояние рынка, при котором есть фактор, ограничивающий конкуренцию. Ее возможные признаки: рыночное пространство поделено крупными компаниями, самостоятельность других предприятий значительно ограничена.
В зависимости от уровня спроса и предложения:
- Чистая – на рынке присутствуют много продавцов и покупателей, и никто из них не может влиять на цены, определяемые вследствие уровня спроса и предложения.
- Олигополистическая – доминирование на рынке незначительного количества конкурентов, создающих между собою сильную взаимосвязь.
- Монополистическая – характеризуется большим количеством предприятий-участников, дифференциацией товаров, и значительным преобладанием неценовой конкуренции над ценовой.
В зависимости от величины и состава предприятий различают межотраслевую и внутриотраслевую конкуренции. Межотраслевая – между представителями различных отраслей, выражаемую в основном в переливе капитала с менее рентабельных отраслей в более рентабельные. Внутриотраслевая — между субъектами определенной отрасли за лучшие условия производства и сбыта продукции.
В соответствии с функциональностью, заложенной в продукции:
- Горизонтальная – между производителями товара, который отвечает различным потребностям покупателей.
- Вертикальная – между производителями различных видов товаров, способных удовлетворять определенную потребность покупателей.
Конкуренция – неотъемлемая деталь современных экономических отношений. Теперь этот термин является не только обозначением борьбы за экономическое влияние, но и формой развития факторов, форм, и ресурсов производства.
Источник