Какие бывают словосочетания по способу выражения главного

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Классификация словосочетаний по главному слову

Лексико-грамматические типы словосочетаний

(КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ)

Глагольные

1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без) купить хлеба, обратиться к нему

2) глагол + инфинитив или деепричастие просить приехать, сидеть задумавшись

3) глагол + наречие поступать правильно, повторять дважды.

Именные субстантивные

1) согласуемое слово + существительное ясный день, мой мир

2) существительное + существительное город в огнях, отрывок из поэмы

3) существительное + наречие шаг вперед, лов зимой

4) существительное + инфинитив готовность помочь, повод поговорить

Именные адъективные

1) прилагательное + наречие по-праздничному нарядный, едва слышный

2) прилагательное + существительное (местоимение) широкий в плечах, равнодушный ко всему

3) прилагательное + инфинитив способный организовать, готовый сопротивляться

Именные с главным словом числительным (нумеративные) и местоименные (синтаксически не свободные) двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное

Словосочетания наречного типа

1) наречие + наречие по-летнему жарко, весьма вкусно

2) наречие + существительное больно руку, высоко в горы, задолго до праздника

Словосочетания классифицируются по разным основаниям. Прежде всего выделяют несколько групп словосочетаний в зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово:

  1. Глагольные словосочетания
  2. Именные словосочетания(именные субстантивные, именные адъективные, именные нумеративные и местоименные)
  3. Наречные словосочетания(очень весело, откуда-то из темноты, далеко от дома).
  4. Словосочетания с категорией состоянияв роли главного слова (больно руку, мне грустно, хорошо в лесу).

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

Читайте также:  Автохимия винет способ применения

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Читайте также:  Операционная система компьютера способы защиты

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Классификация словосочетаний по способу выражения главного слова

Структурные типы словосочетаний выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи. Существуют следующие разновидности словосочетаний:

— субстантивные (с главным словом, выраженным именем существительным): белый снег, домик слева, готовность помочь, крышка чайника;

— адъективные (с главным словом, выраженным именем прилагательным): белый в полоску, способный организовать, достойный похвалы;

— вербальные, или глагольные (с главным словом, выраженным глаголом, причастием, деепричастием): читать роман, играющий в мяч, лежа на спине, туманно выражаться;

— адвербиальные, или наречные (с главным словом, выраженным наречием или словом категории состояния): задолго до каникул, слишком быстро, нельзя шутить;

— прономинальные (с главным словом, выраженным местоимением): кто-то из студентов, нечто смутное;

— нумеративные (с главным словом, выраженным именем числительным): два студента, один из вас, мало[7] пассажиров.

При анализе словосочетаний, имеющих в качестве главного слова местоимение, следует учитывать, что они являются синтаксически несвободными и функционируют в составе предложения как один член предложения.

В зависимости от способа выражения главного слова в словосочетании определяется и количество членов парадигмы в словосочетании.

Парадигма словосочетания – это совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения. Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения.

Для субстантивных словосочетаний характерна полная парадигма склонения, состоящая из парадигм падежа и числа имени существительного (12 членов) и неполная парадигма склонения, в том случае если главное слово в словосочетании выражено именем существительным, имеющим форму только единственного числа (Sinqularia tantum) или только множественного (Pluralia tantum).

В адъективных словосочетаниях следует различать разряд имени прилагательного: качественные в полной форме изменяются по родам, числам и падежам и имеют парадигму изменения по степеням сравнения; относительные и притяжательные прилагательные имеют 24 члена парадигмы, при этом следует помнить, что у прилагательных м.р. и ср.р. парадигма перекрещивающаяся.

В вербальных словосочетаниях парадигма складывается из парадигмы спряжения (изменения по лицам и числам) – 12 членов (настоящее и будущее время), из парадигмы изменения по родам и числам – 4 члена (прошедшее время), из парадигм повелительного (3 члена) и сослагательного наклонений (4 члена), кроме того, из парадигмы словоизменения причастия (28 членов) и формы деепричастия.

В адвербиальных словосочетаниях, если главное слово является наречием на –о, полная парадигма – 2 члена (изменение по степеням сравнения).

Парадигма словосочетаний с количественным числительным в роли главного слова состоит из изменения числительного по падежам: три тетради – 2 члена парадигмы (гл. слово – имя числительное, вид подчинения – сильное управление); трех тетрадей – 4 члена парадигмы (гл. слово – имя существительное; вид подчинения – полное согласование).

Укажите тип словосочетания по способу выражения главного (стержневого) слова:

1 субстантивным
2 адъективным
3 нумеративным
4 прономинальным
5 адвербиальным
6 вербальным

1) по-зимнему синеющие

3) на опушке леса

5) мысль о весне

8) вдруг оживившись

9) позвольте спросить

10) дважды приезжал

11) пора вставать

12) должен наказать

13) в квартире пусто

16) всегда неуютно

17) что-то несуразное

18) мокрое от слез

19) в плечах широк

Укажите тип словосочетания по способу выражения главного (стержневого) слова:

1 субстантивным
2 адъективным
3 нумеративным
4 прономинальным
5 адвербиальным
6 вербальным

1) лицо в морщинах

2) вся в лохмотьях

3) лежит навзничь

4) в штанах навыпуск

5) с удовольствием замечая

6) через десять минут

7) со слезами в голосе

8) гудели от ветра

9) не смолкающий ни на минуту

10) у стены напротив

11) насквозь мокрая

13) хитро улыбаясь

14) еда всухомятку

15) что-нибудь скверное

16) не спеша пошёл

17) черный от загара

18) пора бросать

19) совершенно неинтересный

20) с трех сторон

Виды подчинения

Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в категориях рода, числа и падежа.

Грамматическое согласование бывает полным и неполным.

Полное согласование – это соответствие форм зависимого слова всем одноименным формам главного слова: старинный костюм, ясная осень.

При неполном согласовании отсутствует уподобление в некоторых одноименных формах: наша врач, новые окна.

Существует и другое, нетрадиционное, понимание полного/неполного согласования: полное – в роде, числе и падеже; неполное – не во всех этих формах:

мелкий дождь – полное согласование (р., ч., п.);

Читайте также:  Ярина способ применения подробно

женщина-космонавт – неполное (ч., п.);

на трех столах – неполное (п.).

Однако при таком подходе не учитывается, какие формы у связываемых слов являются общими и все ли они используются при согласовании.

Наряду с грамматическим, Е.С. Скобликова[8] выделяет условно-грамматическое, смысловое и ассоциативно-грамматическое согласование. Условно-грамматическое согласование возникает в том случае, если у главного слова отсутствуют согласовательные категории: что-то неясное; ваше «не хочу». Примером смыслового согласования служат: любознательный (-ая) Саша; молодая доцент. Ассоциативно-грамматическое согласование подразумевает повторение в зависимом слове категорий того слова, с которым оно ассоциируется: солнечный (город) Сочи.

Особого внимания заслуживает связь приложения с определяемым словом. По мнению авторов «Краткой русской грамматики», приложение согласуется с определяемым словом-существительным в категории падежа. Связь приложения организуется на началах параллелизма падежных значений.[9]

Смысловые отношения в словосочетаниях, построенных на основе согласования, являются атрибутивными, зависимое слово в контексте предложения выполняет функцию согласованного определения. Возможны и комплетивные отношения в словосочетаниях типа кто-то незнакомый, что-то необычное.

Управление — такой вид подчинительной связи, при котором главное слово либо требует от зависимого постановки его в определенном косвенном падеже, либо допускает наличие зависимого слова.

Управление бывает сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово требует, диктует форму зависимого слова; наличие зависимого слова является обязательным.

При слабом управлении главное слово допускает наличие зависимого слова, которое не является обязательным.

В.А. Белошапкова[10], со ссылкой на А.А. Потебню, отмечает, что требование формы (предсказуемость) в словосочетании может быть обусловлено разными причинами:

сильнее кошки, выше гор, ярче солнца, высочайшая из гор, сильнейший из спортсменов;

изучать собеседника, бояться боли; верить ребенку, завидовать соседу; любоваться морем, угождать старшим, грозить пальцем, топать ногами; поселиться на Урале; два человека, много цветов.

отъехать от дома, дожить до старости, заплатить за покупку, нападение на врага; извлечь из кармана; сорвать с ветки; прильнуть к груди; подниматься по лестнице.

При сильном управлении в словосочетании наблюдаются объектные, комплетивные и субъектные смысловые отношения.

Словосочетания со слабым управлением не имеют каких-либо закрепленных за ними разновидностей словосочетаний. Слабое управление – связь необязательная, поэтому появление зависимой падежной формы не предопределено как регулярное. Объектные смысловые отношения при слабом управлении осложняются обстоятельственными или определительными: работать (чем?) и (как?) топором; готовность (к чему?) и (какая?) к школе.

Некоторые исследователи[11] выделяют падежное примыкание (по-другому именное примыкание).

Именное примыкание – такая подчинительная связь, при которой к главному слову (глаголу, имени существительному, наречию) присоединяется зависимое слово, выраженное именем существительным или местоимением (как с предлогом, так и без него) на основе определительно-обстоятельственных отношений[12]: жить (сколько?) неделю; вернуться (откуда?) с рыбалки; домик (какой? где?) у леса; далеко (откуда?) от берега; их заслуги (заслуги (чьи?) их).

При разграничении сильного управления, слабого управления и именного примыкания следует обращать внимание на смысловые отношения в словосочетании: словосочетания с сильным управлением имеют объектные или комплетивные отношения; в словосочетаниях со слабым управлением объектные отношения осложнены другими видами отношений (при управлении падежные формы сохраняют предметное значение). При именном примыкании выражаются определительные или обстоятельственные отношения, падежные формы выступают как потенциальные наречия или прилагательные.

Отметим, что в школе именное примыкание как вид подчинительной связи в словосочетании не изучается.

Определите вид подчинения в словосочетании:

1 согласование
2 управление
3 примыкание

1) изучать синтаксис

3) нота правительству

5) высокий ростом

6) снесло ураганом

7) бросил курить

8) чай вприкуску

9) зайти проститься

10) комната отца

12) из тридцати источников

14) отличаться от других

15) быстрее ветра

16) трудная пора

17) каждый из студентов

18) возможность побеседовать

19) следить за игрой

Определите вид подчинения в словосочетании:

1 согласование
2 управление
3 примыкание

1) путевка в санаторий

2) с двумя сыновьями

3) совсем незнакомый

4) несколько человек

5) накричать на детей

6) острые ножницы

7) мечта о счастье

9) новая секретарь

10) слушая музыку

11) говорить волнуясь

12) продолжал работать

13) занесло снегом

14) глубоко под землей

15) их возможности

16) разделить пополам

17) для самостоятельной работы

19) что-то необыкновенное

20) сильнейший из борцов

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1775 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы