Химическая технология как наука. Создание целесообразных способов производства необходимых человеку продуктов
Страницы работы
Содержание работы
1. [ХТ КАК НАУКА; ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ]
ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК НАУКА
Слово “технология” происходит от греческого “technos” — искусство и “logos” — наука. Технология — учение об умении перерабатывать исходные вещества в полезные продукты.
Химическая технология, в отличии от других (технология металлов, технология машиностроения, пищевая технология) изучает процессы переработки сырья физико-химическими методами для получения заданного продукта.
Химическая технология — наука о наиболее экономичных и экологически обоснованных средствах массовой химической переработки сырых природных материалов, предметов потребления.
Химическая технология как любая наука имеет:
— Предмет (объект) изучения — это химическое производство (способы и процессы переработки исходных веществ в полезные продукты).
— Цель изучения — это создание целесообразных способов производства необходимых человеку продуктов.
— Методы исследования — это эксперимент, анализ, моделирования.
Химическая технология базируется на химических науках (физическая химия, химическая термодинамика, химическая кинетика) и развивает закономерности этих наук в приложении к крупномасштабным производствам.
С одной стороны химическая технология — это естественная наука (изучает материальные явления и объекты), с другой стороны — прикладная наука (изучает производство. Конечная цель прикладной науки — создание способа производства и управление им).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
История химической технологии неотделима от истории развития химической промышленности.
1 этап 15 — 16 вв. Химическая технология — как раздел прикладной химии, описывает производство, получение пороха, селитры, серной кислоты, соды и щелочей.
2 этап 18в. Выделение технологии в специальную отрасль знаний. Закладывались основы химической технологии как науки и учебной дисциплины. Впервые упоминание термина “технология“ (1772г. Бекман). В конце 18 в химическая технология — это обязательная учебная дисциплина в технологических университетах Европы и России. Появляются первые книги: 1795г — “Руководство по технической химии“, 1808г — “Начальные основания технологии “.
3 этап 19в. Химическая технология — самостоятельная научная дисциплина. Рост производства способствовал развитию научных основ химической технологии. В 1851г выходит книга Ильенкова “Курс химической технологии “. Это время множества открытий и строительства заводов: 1748г — в Англии построен первый завод по производству серной кислоты в свинцовых камерах; 1789г — Леблан разработал первый промышленный способ получения соды; в 70 — х годах разработан контактный метод получения серной кислоты, а в 1886г организовано производство по этому способу.
4 этап 20в. В 1912г — промышленная установка синтеза аммиака. Много открытий в разных областях науки.
2. СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Проектирование ХТП включает в себя 5 стадий:
1) Постановка задачи.
2) Создание химической концепции метода получения целевого продукта.
3) Создание химико-технологического проекта (основной документ, лежащий в основе промышленной реализации метода получения ЦП. Включает в себя характеристики исходных веществ, вспомогательных материалов и катализаторов; тип, число, размеры и последовательность расположения всех аппаратов технологической цепочки; оптимальное значение всех параметров процесса; материальный и энергетический баланс всех стадий).
4) Создание расчетов:
— безопасность и экономичность
5) Создание химико-технологической концепции.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Создание ХТК включает в себя 8 стадий:
1) Подбор по литературным, экспериментальным или производственным данным вариантов получения целевого продукта.
2) Предварительный анализ вариантов и выбор наиболее подходящего метода.
3) Проведение лабораторных исследований с целью экспериментальной проверки и установка оптимальных значений параметров процесса.
4) Измерение и вычисление физико-химических свойств исходных веществ, конечных продуктов и реакционых систем, как для чистых индивидуальных веществ, так и для их смесей.
5) Проведение стехиометрических и материальных расчетов для установления количеств основных и вспомогательных продуктов с целью получения необходимого количества заданного продукта.
6) Проведение термодинамических и термохимических расчетов.
7) Изучение равновесия в многофазных системах, участвующих в процессе.
8) Проведение кинетических расчетов, а также расчет и выбор реактора.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
Создание ТК включает в себя 5 стадий:
1) Создание на базе общих технологических процессов технологической концепции.
2) Предварительный анализ предполагаемой технологической схемы процесса.
Источник
Какая наука изучает способы создания необходимых человеку продуктов
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Какая наука изучает способы создания необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов и биологических процессов?
Объясните свой ответ с использованием названия науки.
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
2) Кольчатые черви
4) Пиявка медицинская
5) Челюстные пиявки
Царство | Тип | Класс | Отряд | Вид |
---|
Укажите одно из значений, которое имеют пиявки медицинские в жизни человека.
Известно, что аскарида человеческая — паразитический круглый червь. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см до 3 м.
2) Тело вытянутое, цилиндрическое, круглое в поперечном сечении.
3) Каждая половозрелая особь обладают женской и мужской половой системой.
4) У самца задний конец тела загнут к брюшной стороне тела.
5) Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц, покрытых прочной оболочкой.
6) Если человек не вымыл руки, на них могут оставаться яйца червей, которые попадают в пищу и передаются другому человеку через рукопожатие.
Определите тип питания организмов, приведённых в перечне.
Запишите цифры, под которыми организмы указаны в перечне, в соответствующую ячейку таблицы.
Автотрофный тип Какой тип питания характерен для мухомора, изображённого на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы. Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин? Почему для борьбы с распространением малярии во многих тёплых влажных районах осушают болота? Обоснуйте ответ с учётом особенностей развития малярийного плазмодия. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 3) дождевой червь Какую функцию выполняют жабры у речного рака? Схема какой системы органов животных показана на рисунке? Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. Животных, членистое тело которых разделено на голову, грудь и брюшко (или на головогрудь и брюшко), относят к типу __________(А). Среди них встречаются водные и сухопутные животные, такие как __________(Б) и паукообразные, а также живущие во всех средах обитания __________(В). Важными особенностями животных, принадлежащих к этому типу, являются __________(Г), играющий роль наружного скелета, и членистые конечности. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ: 5) хитиновый покров 6) известковый покров 8) кольчатые черви Выберите признаки костных рыб 1) наличие шейного позвонка 2) отсутствие ребер 3) жаберное дыхание 4) наличие рычажных конечностей 5) двухкамерное сердце Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики. Каково основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы? Верны ли следующие суждения о кольчатых червях? А. Пищеварительная система состоит из рта, глотки, пищевода, зоба, желудка, кишечника и анального отверстия. Б. Кровеносная система незамкнутая, кровь изливается в полость тела. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны Пользуясь таблицей «Развитие и биология насекомых-вредителей» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы. 1) Какие из названных насекомых развиваются с неполным превращением? 2) В какой стадии развития наносят вред растениям капустная белянка и озимая совка? 3) Какими частями растения питается капустная белянка? Развитие и биология насекомых-вредителей
|
---|