Как завоевать авторитет способы

Что такое авторитет. Как завоевать личный авторитет

Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В основе формирования авторитета – личные качества индивида, наиболее привлекательные и уважаемые членами данной группы, а также способности организовывать совместную деятельность и защищать интересы социума и каждого отдельного его члена.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Даже термины «лидер» и «руководитель» отражают саму суть различия видов влияния. Руководитель – это манипулятор, он управляет людьми, сам оставаясь в стороне от непосредственного процесса деятельности. Он находится как бы за сценой, отдавая приказы, перекладывая всю тяжесть выполнения принятых решений на плечи подчиненных. А лидер возглавляет группу, он идет впереди, принимая на себя и первый удар, и наибольшую ответственность, и всю тяжесть совместной деятельности.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Читайте также:  Нестандартные способы решения математических задач

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Такое признание неустойчиво, не подкрепленный уважением и конструктивными делами авторитет может рассыпаться, как карточный домик, от одного неверного поступка, очередной лжи или неосторожного слова. Ложный авторитет может привести человека к статусу «серого кардинала», но настоящим лидером он никогда не станет.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Как завоевать авторитет

Если речь идет об авторитете, основанном на уважении, то завоевать его одновременно и легко, и просто. При наличии соответствующих личностных качеств формирование авторитета идет естественным путем и, кажется, совершено без усилий человека, как бы само собой. А если данные, необходимые для завоевания уважения окружающих, отсутствуют, или вам кажется, что они отсутствуют? В этом случае необходимо пройти своеобразную «настройку личности», включающую несколько шагов:

  • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
  • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
  • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
  • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

  • открытость и честность;
  • естественность поведения;
  • позитивный настрой;
  • трудолюбие и отзывчивость;
  • умение уважать других и прощать их ошибки.

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

Источник

10 безотказных способов установить авторитет

Фото: Tumisu, Pixabay

Об этом рассказал Павел Сивожелезов, эксперт по управленческому мастерству, генеральный директор консалтинговой компании «Второй пилот», спикер РБК-ТВ, преподаватель программ МВА.

Для начала давайте разберемся, что такое авторитет руководителя. Это влияние без давления, боязнь расстроить вас, уважение ваших интересов, когда подчиненные в вас видят ценный ресурс, ваши советы ценятся.

Авторитет руководителя – то, что управляет, пока вас нет рядом.

Когда авторитет есть, вашим решениям доверяют, к вам идут за поддержкой, на вас надеются при решении вопросов и проблем, вас слушаются, ваши порядки и правила соблюдают и требуют этого от других.

Читайте также:  Оповещение способы средства порядок

В каких же ситуациях босс теряет авторитет?

  1. Меня назначили на должность – обсуждаю полномочия и цели со своим боссом.

Основные проблемы: руководитель не озвучивает все ожидания, не дает полномочия.

Решения: прояснить ожидания, продать идею передачи полномочий.

  1. Знакомлюсь с каждым сотрудником, выстраиваю отношения.

Основные проблемы: некоторые воспринимают мое назначение настороженно или враждебно.

Решения: выяснить цели и проблемы сотрудников, позже учесть при целеполагании.

  1. Начинаю управлять теми, с кем я был раньше наравне.

Основные проблемы: с ними сложились товарищеские отношения, и непонятно, как их перевести в «начальник – подчиненный».

Решения: объяснить им роль сотрудника, вести себя из роли руководителя.

  1. Ставлю цели команде и сотрудниками.

Основные проблемы: кто-то считает цели недостижимыми или неинтересными.

Решение: соблюдать правила постановки целей.

Основные проблемы: часть считают его потерей времени. Многие вопросы обсуждаются «по верхам».

Решение: разделить совещания на несколько типов.

Основные проблемы: встречаю сопротивление «я перегружен», «это не входит в мои обязанности», «поручите лучше другому».

Решения: разделить сопротивление на конструктивное и деструктивное, отработать каждое по сценарию.

Основные проблемы: некоторые задачи не выполнены. Кто-то не сообщил о том, что столкнулся с препятствием.

Решения: сделать контроль задач системным, научиться их дожиму.

  1. Сотрудник не доделал задачу, а рабочее время подошло к концу.

Основные проблемы: если нажать на сотрудника и он откажется, я потеряю авторитет. Если доделаю за него, тоже.

Решения: провести разбор проступка. Сотрудник должен почувствовать себя наказанным.

  1. Один из сотрудников ведет себя как «звезда».

Основные проблемы: он считает, что может не соблюдать общие требования. Я не решаюсь настаивать, и мой авторитет падает вместе с мотивацией остальных.

Решение: организовать конкуренцию «звезде». После лишения незаменимости потребовать соблюдения общих требований.

  1. Один из опытных сотрудников вступает в открытые противостояния со мной.

Основные проблемы: если в этих противостояниях на глазах коллектива он одерживает верх, я теряю авторитет. Борьба отнимает много эмоций и энергии.

Решение: либо предложить прекратить «военные действия», либо инициировать процесс расставания.

  1. Один сотрудников настраивает коллектив против меня, но не признается в этом.

Основные проблемы: у меня исчезает право на ошибку, а коллектив делится на противоборствующие группировки.

Решения: сообщить сотруднику о его имидже настраивающем против босса; предложить изменить поведение, или будете расставаться.

  1. Сотрудники опаздывают на работу и на совещания.

Основные проблемы: другие возмущаются, почему одним можно, другим нельзя. Слишком жесткие наказания будут неадекватны, слишком мягкие не подействуют.

Решения: устраивать глубокий неприятный расспрос или, если есть полномочия, ввести прогрессивную шкалу взысканий.

  1. Сотрудники не соблюдают установленные регламенты.

Основные проблемы: нет порядка, возникает понимание, что можно что угодно безнаказанно нарушать.

Решение: провести ревизию регламентов. Возможно, они устарели, не до конца внедрены, в них не продуманы контроль и санкции.

  1. Сотрудник совершил проступок, и мне надо отреагировать так, чтобы это не повторилось.

Основные проблемы: если поговорить мягко, это не даст эффекта, если слишком жестко, это демотивирует.

Решение: провести глубокую беседу один на один по технологии «Суд идет».

  1. Сотрудник допустил ошибку, это привело к потерям.

Основные проблемы: если ничего не сказать ему, он будет повторять ошибки. Если наказать, перестанет проявлять инициативу.

Решение: провести разбор ошибки по технологии «Суд идет». Должны быть выводы, а не наказание.

  1. Сотрудник ведет себя неподобающе, мне нужно сделать ему замечание.

Основные проблемы: если он ответит мне жестко, я могу потерять авторитет.

Решение: сделать замечание в форме вопроса, возвращающего в роль сотрудника.

  1. Сотрудник постоянно высказывает недовольство, у меня уходит много времени на препирательства с ним

Основные проблемы: недовольство вроде обоснованно каждый раз, но это как-то надо прекратить.

Решения: выяснить причины недовольства, сообщить о неадекватно высоких затратах на управление им. Потребовать прекратить такое поведение.

  1. Сотрудник, который значительно старше или опытнее меня, не воспринимает меня как руководителя.

Основные проблемы: другие видят это и уже не понимают, кто здесь руководитель.

Решения: относиться с уважением к опыту, но найти его зоны роста и требовать работы над собой, как ото всех. Не пытаться конкурировать с ним как специалист. Вы – руководитель!

  1. Я чувствую нехватку полномочий, чтобы применить нужные меры к отдельным сотрудникам.

Основные проблемы: они это тоже видят и уже не воспринимают всерьез мои требования.

Решение: объяснить боссу, в чем выгода передачи вам полномочий.

  1. Я устанавливаю новые правила, но сотрудники не хотят их соблюдать.

Основные проблемы: очень трудно соблюсти баланс между интересами компании и сотрудников.

Решение: провести проблемное совещание с участием всех уровней сотрудников.

  1. Я хочу повысить требования к сотрудникам, но они не согласны.

Основные проблемы: попав в зону комфорта, они не готовы ничего менять даже под давлением.

Решение: сделать повышение постепенным, сопроводив обучением. Мягко по форме, твердо по содержанию.

  1. Я принял решение, которое коллектив считает непродуманным.

Основные проблемы: если признать ошибку, потеряешь авторитет, а если не признать, будут считать неадекватным.

Решение: поменять решение, но с некоторой паузой, чтобы они поняли, что вы поменяли его не под их давлением.

  1. Чувствую, что мне садятся на шею, пользуются мягкостью.

Основные проблемы: ситуация складывается из уступок по мелочам, «закрытия глаз» на нарушения, доделывания работы за сотрудниками. Непонятно, как исправить.

Решения: в каждой такой ситуации включать осознанность и действовать, как требует роль руководителя.

  1. Босс поставил задачу моему сотруднику напрямую, не уведомив меня.
Читайте также:  Как можно узнать длину ломаной разными способами

Основные проблемы: для босса это норма, но меня уже не воспринимают как руководителя.

Решения: поговорить с боссом о последствиях таких коммуникаций, объяснить, что выгоднее ставить задачи через вас.

  1. Сотрудники общаются с моим боссом напрямую, не ставя меня в известность.

Основные проблемы: я узнаю об этом случайно и чувствую себя лишним звеном.

Решения: запретить такое поведение сотрудникам, поговорить с боссом о том, чтобы он сразу отправлял сотрудников к вам.

  1. Я не стал наказывать сотрудника (хотя надо было) и потерял авторитет в коллективе.

Основные проблемы: такие ситуации могут повториться, а как это исправить, непонятно.

Решение: освоить технологию «суд идет», которая уберет страх таких переговоров с сотрудниками. Провести разбор проступка по этой технологии.

  1. Захотел уволиться ценный сотрудник.

Основные проблемы: его уход принесет проблемы, но предложение повысить зарплату может быть передано коллегам.

Решения: поспрашивать о том, что привлекло там, об осознании рисков новой работы, о том, что он потеряет здесь. Спросить, на каких условиях бы остался.

  1. У сотрудников возник между собой конфликт, который мешает работе.

Основные проблемы: если это проигнорировать, работа встанет. Если начать и не суметь разрешить, упадет авторитет.

Решение: собрать сотрудников на медиационную сессию.

  1. Хочу делегировать сотруднику ответственную функцию, но он не хочет принимать ее на себя.

Основные проблемы: если он откажется, то уже некому предлагать, и продолжу все снова тащить на себе.

Решения: разобраться в причинах, продумать мотивацию и обучение; нанимать амбициозных.

  1. Внедряю изменения, которые давно назрели.

Основные проблемы: есть те, кто открыто против. Немалая часть саботирует молча.

Решение: внедрять изменения по технологии «8 шагов Коттера».

  1. Я решил уволить сотрудника, но он не хочет уходить.

Основные проблемы: если уволить с нарушениями ТК, он восстановится, и компания потеряет деньги. Если не уволить, то проще уволиться самому.

Решение: предложить сделку – хорошая репутация в обмен на заявление. Если не помогло, найти слабое место и провести блиц-криг.

  1. Сотрудник просит повысить ему зарплату, но я не вижу оснований этого делать.

Основные проблемы: если пойти навстречу, захотят другие. Если не пойти, он демотивируется и может уйти.

Решение: поставить сотрудника в роль просящего; объяснить технологию роста дохода в компании.

Теперь рассмотрим, как установить авторитет.

1. Демократия при принятии решений. Сначала узнавайте мнения сотрудников, включая звено рядовых исполнителей, погружайтесь в процесс. Спрашивайте про риски и побочные эффекты. Не торопитесь, пока не найдете оптимальное решение.

2. Авторитаризм при внедрении решений. Когда решение принято, оно должно быть внедрено, а не повиснуть в воздухе. «Некогда», «а я все-таки считаю, что» и т.п. уже не принимается. Решения доводятся до конца.

3. 100% правил = 100% жизни. Регламенты и инструкции максимально короткие и понятные. Раз в полгода актуализируйте все регламенты и инструкции — 20% усилий на написание, а 80% усилий на внедрение. Если инструкции не выполняются, сотрудники либо не обучены, либо — слабый контроль и нет последствий несоблюдения.

4. Ставить интересные цели. От выполнения задач и тушения пожаров переходим к постановке целей, они должны быть на 1-5 лет. Цели должны быть одновременно амбициозными и реалистичными. Каждый должен понимать, какой полезный и интересный опыт он получит на пути к целям.

5. Защищать сотрудников. Обеспечивать достойные условия труда. Своевременно ремонтировать все и обеспечивать ресурсами. Брать гнев босса на себя. Отстаивать справедливость в конфликтах со смежниками.

6. Отстаивать полномочия. Продать боссу идею передачи полномочий. Договориться о поэтапной передаче. Если кто-то идет через голову, не оставлять без последствий. Если босс вмешивается через голову, твердо разъяснять ему последствия.

7. Ценить опыт, но требовать большего. Спрашивать у опытных и старших по возрасту сотрудников их мнение — задавать стандарты выработки и навыков. Постепенно вести к ним — внедрять новые методы и требовать их соблюдения — не воспринимать всерьез отговорки «так не надо», «мы уже это не освоим» и т.п.

8. Создавать альтернативные сценарии. Самый результативный сотрудник может уйти. Что вы будете делать? На ваше наказание сотрудник может обидеться. Какие плюсы в этом? Ваше нововведение могут принять в штыки. Что будете делать? Ваш босс не хочет давать вам полномочий. Куда вы пойдете?

9. Правильно давать обратную связь. Если что-то не нравится в выполненной работе, говорить сразу, но не публично. Хвалить мелочи в работе, искренне, сразу и публично. Если вам не нравится поведение, делайте замечания сразу. Давайте обратную связь минимум раз в неделю.

10. Наращивать связи, ресурсы, компетенции. Получать все больше ресурсов для команды от босса. Брать на команду сложные интересные задачи-вызовы. Обрастать союзниками «в верхах». Обучаться и делиться знаниями.

Главные скиллы топ-менеджера

Какие навыки сегодня больше всего ценятся в российском и мировом топ-менеджменте? Какие руководители будет востребованы через пять, десять лет? Рассказывают наши эксперты.

15 эффективных правил руководителя

Генеральный директор с 29-летним опытом, владелец успешного автобизнеса Владимир Моженков составил обучающий материал «Золотые правила руководителя». Этим концентратом знаний пользуются тысячи топ-менеджеров страны. Попробуйте и вы!

Настоящая руководительница

Кто она такая? Что делать, чтобы быть, слыть и восприниматься настоящей руководительницей? Какая система навыков управления наилучшим образом соответствует женщине-руководителю? Какие основные ошибки присущи женщинам-руководителям? Ответы находим с помощью Виктории Шухат, коуча предпринимателей, топ-менеджеров и федеральных политиков, постоянного спикера международных форумов.

Источник

Оцените статью
Разные способы