- Урок двадцать третий. Правило квадрата шахматной пешки.
- Правило квадрата
- Разбираем на примерах
- Тренировка
- Итог
- Правило квадрата в шахматах
- Зачем это знать?
- Суть правила
- Нюансы
- Упражнение
- Урок 55 Правила квадрата
- Областная спортивная школа по шахматам А.Е.Карпова
- Урок двадцать третий. Правило квадрата шахматной пешки.
Урок двадцать третий. Правило квадрата шахматной пешки.
Пройдет ли шахматная пешка в ферзи?
Сегодня король находится достаточно далеко от своей пешки и не успевает ей помочь. Теперь всё зависит от того, где расположен король противника, и далеко ли от поля превращения находится пешка. Большое значение имеет и очередь хода.
Пешка бежит в ферзи, а король чёрных стремится задержать её. Начинающий тыкает пальцами во все клетки: «Я сюда, он туда, я сюды, он туды!» При таком подсчёте случаются ошибки.
Выучи правило, которое поможет тебе сразу определить, как закончится борьба в этом окончании. Называется оно правило квадрата пешки.
Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится пешка. Для белой пешки h4 квадратом станет h4 – h8 – d8 – d4.
Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе попадает в него, то он задерживает пешку.
Получается, что при своём ходе король попадает в квадрат, успеет задержать пешку и уничтожить её. При ходе белых – пешка успеет стать ферзём. Проверим, так ли это на самом деле. Но надо учитывать, что квадрат уменьшается по мере продвижения пешки.
Итак, при ходе
1. h4–h5 Kpc4–d5
2. h5–h6 Kpd5–e6
3. h6–h7 Kpe6–f7
4. h7–h8Ф.
Чёрный король со всех ног бежал, но так и не успел догнать пешку. Она проскакивает в ферзи.
Гораздо труднее придётся белым, если не они ходят первыми. В этом окончании надо сразу обратить внимание на то, как при движение пешки меняется (уменьшается) КВАДРАТ.
1. . . . Kpc4 – d4!
Король сразу попадает в квадрат пешки. Квадрат пока большой 5 на 5.
2. h4 – h5 Kpd4 – e5
Теперь король по диагонали после каждого хода впрыгивает в квадрат ускользающей пешки.
3. h5 – h6 Kpe5 – f6
После последнего хода квадрат уже стал 3 на 3. Король в квадрате, и он успевает догнать пешку.
4. h6 – h7 Kpf6 – g7
5. h7 – h8Ф+ Kpg7 : h8
Королевская погоня закончилась в квадрате 1 на 1. Пешка уничтожена.
Строя квадрат, учитывай, где находится пешка. Легко ошибиться, определяя границы пешки как g2–g8.
Если пешка стоит на 2-й горизонтали, считай что она уже на 3-й линии. Первый ход пешка может сделать на две клетки! Для пешки, стоящей на а2, квадрат (a3 – a8 – f3 – f8). Понятно, что король, даже при своём ходе, не попадает в квадрат белой пешки.
Внимательно посмотри, встретится ли на пути короля, который стремится в квадрат пешки, какое-либо препятствие? Тогда его придётся обходить, и можно не успеть оказаться у цели. Кажется, что наш король первым ходом попадает в квадрат пешки d4
(d4 – d1 – g4 – g1).
Но неожиданно король встречает препятствие в виде своей же пешки f3, которую приходится обходить, теряя темпы. Как хотелось бы пешку съесть!
На тему «квадрата» посмотри позицию этюдиста Л. Прокеша.
1. Kpd8 – c8! Kpd6 – c6
Куда идёт король? Почему он удаляется от опасной проходной пешки? Хочется, но нельзя королю в другую сторону
1. Kpd8–e8? h7–h5 2. Kpe8–f7 h5–h4 3. a5–a6 Kpd6–c6 4. a6–a7 Kpc6–b7.
Оказывается, король помог своей пешке.
2. Kpc8 – b8! Kpc6 – b5
Вновь король удаляется от опасной проходной. Чёрный король вынужден подняться вверх, уступая горизонталь – поле b6 под контролем пешки.
3. Kpb8 – b7 Kpb5 : a5
А бить пешку чёрный король был вынужден. Белый король поднимается на освободившуюся линию. А чёрный король уступил ему дорогу.
4. Kpb7 – c6 h7 – h5
Теперь белый король в «квадрате пешки» h7, несмотря на её длинный прыжок.
5. Kpc6 – d5 h5 – h4 6. Kpd5 – e4 h4 – h3 7. Kpe4 – f3 h3 – h2 8. Kpf3 – g2.
Вот таким обманным движением белый король и решил свою задачу. Обрати внимание, что горизонтали белый король не проигрывал.
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Источник
Правило квадрата
Правило квадрата в шахматах нужно для того, чтобы быстро подсчитать догонит ли король проходную пешку или нет.
Разбираем на примерах
Для понимания разберем диаграмму.
При ходе черных они попадают в квадрат и делают ничью 1. … Kpg3 или Kpg4.
А если ход белых, то они играют 1. b4 и тогда король соперника не успевает.
нажми на картинку, чтобы увеличить
Существуют случаи, когда король хоть и находится в квадрате, но пешку не догоняет. Для этого нужно создать препятствия на пути у короля. 1. d5 e:d5 брать нужно, иначе пешка проходит в ферзи. 2. a4 Kpe4 на 2…d4 3.a5 d3 4.Kpe1 3. a5 черная пешка на d5 мешает собственному королю задержать проходную на a.
Тренировка
Ещё один случай, когда король находится вне квадрата и все же успевает остановить. Выигрыш недостающего темпа достигается за счет создания попутных угроз.
Предлагаем решить знаменитый этюд Рети, в котором довольно хорошо представлена эта идея.
Сделайте ничью. Нажмите на значок монитора/компьютера, потом делайте ход.
Итог
Если король находится в квадрате проходной пешки или при своем ходе вступает туда, то он успевает ее задержать, иначе пешка проходит ферзи.
Если понравился данный материал — оставь комментарий или просто оцени статью и не забудь подписаться к нам в vk)
Источник
Правило квадрата в шахматах
Автор: Дядя Валера
День добрый, дорогой друг!
Любое обучение начинается с азов. Правило квадрата – одно из базовых, которое жизненно необходимо знать шахматисту.
Если конечно он хочет выигрывать, а не просто двигать фигуры по доске ради удовольствия и наблюдать за их передвижением.
Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках классическую программу обучения школы Шахматы с Жориком. А также наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры.
Зачем это знать?
Правило квадрата относится к пешечным окончаниям.
Шахматист, не владеющий основами пешечного эндшпиля, просто не сможет добиваться сколь либо серьезных результатов.
Ибо будет терять очки там, где это категорически недопустимо.
К тому же обидно. Полагаю, вам знакома ситуация, когда вы отлично вели партию, однако выпускали победу буквально на ровном месте.
В пешечном эндшпиле «попасть впросак», можно, что называется, — на раз-два.
В этом типе окончаний требуется точный расчет. Даже один темп может иметь решающее значение, ибо превращение или непревращение пешки в ферзя меняет ситуацию кардинально.
Для начала важно изучить и запомнить хотя бы несколько правил и типичных приемов игры, когда на доске остаются короли и пешки.
Сегодня одно из таких начальных правил – правило квадрата.
Суть правила
Это одно из самых простых правил. Простых, и в то же время важных, базовых.
Правило квадрата дает возможность «навскидку» оценить:
Может ли король догнать (остановить) вражескую пешку, когда последняя рвется в ферзи.
Вернемся к нашей диаграмме:
В данном положении оценка позиции зависит от того, чей ход.
При ходе белых пешка легко «уходит от преследования» — 1.b5! . Король черных не успевает угнаться за пешкой и та превращается в ферзя. На этом партия завершается победой белых.
Если же ход черных, король «догоняет» пешку:
1…Крf4 2.b5 Кре5 2.b6 Крd6 3.b7 Крс7
Следующим ходом король бьет пешку, даже если она превратится в ферзя, и партия заканчивается вничью.
На первой диаграмме нарисован квадрат. Его сторона идентична расстоянию до поля превращения пешки.
Само правило квадрата формулируется следующим образом:
Если при своем ходе король попадает в квадрат, или уже находится там, — он «догоняет» пешку. Если король не попадает в квадрат, — он не успевает ее задержать, и пешка проходит в ферзи.
Надеюсь, это понятно.
Однако, как говорят в народе, — всегда есть нюансы.
Нюансы
При оценке позиции рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
- Если на доске стоят другие пешки, — это может помешать движению короля и препятствует попаданию его в квадрат.
К нашей позиции мы добавили только черную пешку е5. И этот факт кардинально меняет оценку позиции.
После 1. Крf4 2.b5 черный король не успевает задержать белую пешку.
У него «болтается под ногами» собственная пешка е5. Ее придется обходить, тем самым теряя решающий темп.
Черный король не успевает догнать (задержать) белую пешку и та превращается в ферзя.
В следующих статьях разберем и другие базовые правила игры в пешечных окончаниях.
Еще раз подчеркну:
Знание или незнание основ пешечных окончаний может привести как к глубоким разочарованиям, когда победа буквально ускользает из рук, так и к ярким счастливым моментам. Когда удается спастись или даже выиграть в казалось бы безнадежной ситуации.
И в заключение небольшая тренировка:
Упражнение
Белые начинают и выигрывают:
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Источник
Урок 55 Правила квадрата
В этом уроке рассмотрим «правила квадрата», оно нам может сильно помочь в позициях эндшпиля. В чистом виде правила квадрата применимо, когда король сильнейшей стороны «вне игры». На диаграмме 1 видно, что такое квадрат пешки. Играющий строит этот квадрат мысленно.
Если король при своем ходе вступает в квадрат неприятельской пешки, то она самостоятельно пройти в ферзи не может. Следовательно, в положении на диаграмме 1 ходом 1. … Крb4 черные добиваются ничьей.
Если пешка стоит в исходной позиции, то нельзя забывать, что она может сделать прыжок через клетку. Поэтому квадрат этой пешки строится с учетом продвижения на одно поле.
Ход черных (диаграмма 2), они делают ничью, ибо король входит в квадрат а3 – а8 – f8 – f3. На пути движения короля к пешке, по диагонали квадрата, может быть преграда (диаграмма 3), правила квадрата в этом случае не применимо.
Как видно из выше рассмотренных примеров правила квадрата помогает нам заранее определить пройдет пешка самостоятельно к последней горизонтали или ей нужна помощь. На этом все, если остались вопросы задавайте в комментариях ниже.
Источник
Областная спортивная школа по шахматам А.Е.Карпова
Урок двадцать третий. Правило квадрата шахматной пешки.
Пройдет ли шахматная пешка в ферзи?
Сегодня король находится достаточно далеко от своей пешки и не успевает ей помочь. Теперь всё зависит от того, где расположен король противника, и далеко ли от поля превращения находится пешка. Большое значение имеет и очередь хода.
Пешка бежит в ферзи, а король чёрных стремится задержать её. Начинающий тыкает пальцами во все клетки: «Я сюда, он туда, я сюды, он туды!» При таком подсчёте случаются ошибки.
Выучи правило, которое поможет тебе сразу определить, как закончится борьба в этом окончании. Называется оно правило квадрата пешки.
Сначала построим квадрат, сторона которого будет равна количеству клеток от пешки до поля превращения, включая и то поле, на котором находится пешка. Для белой пешки h4 квадратом станет h4 – h8 – d8 – d4.
Если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе попадает в него, то он задерживает пешку.
Получается, что при своём ходе король попадает в квадрат, успеет задержать пешку и уничтожить её. При ходе белых – пешка успеет стать ферзём. Проверим, так ли это на самом деле. Но надо учитывать, что квадрат уменьшается по мере продвижения пешки.
Итак, при ходе
1. h4–h5 Kpc4–d5
2. h5–h6 Kpd5–e6
3. h6–h7 Kpe6–f7
4. h7–h8Ф.
Чёрный король со всех ног бежал, но так и не успел догнать пешку. Она проскакивает в ферзи.
Гораздо труднее придётся белым, если не они ходят первыми. В этом окончании надо сразу обратить внимание на то, как при движение пешки меняется (уменьшается) КВАДРАТ.
1. . . . Kpc4 – d4!
Король сразу попадает в квадрат пешки. Квадрат пока большой 5 на 5.
2. h4 – h5 Kpd4 – e5
Теперь король по диагонали после каждого хода впрыгивает в квадрат ускользающей пешки.
3. h5 – h6 Kpe5 – f6
После последнего хода квадрат уже стал 3 на 3. Король в квадрате, и он успевает догнать пешку.
4. h6 – h7 Kpf6 – g7
5. h7 – h8Ф+ Kpg7 : h8
Королевская погоня закончилась в квадрате 1 на 1. Пешка уничтожена.
Строя квадрат, учитывай, где находится пешка. Легко ошибиться, определяя границы пешки как g2–g8.
Если пешка стоит на 2-й горизонтали, считай что она уже на 3-й линии. Первый ход пешка может сделать на две клетки! Для пешки, стоящей на а2, квадрат (a3 – a8 – f3 – f8). Понятно, что король, даже при своём ходе, не попадает в квадрат белой пешки.
Внимательно посмотри, встретится ли на пути короля, который стремится в квадрат пешки, какое-либо препятствие? Тогда его придётся обходить, и можно не успеть оказаться у цели. Кажется, что наш король первым ходом попадает в квадрат пешки d4
(d4 – d1 – g4 – g1).
Но неожиданно король встречает препятствие в виде своей же пешки f3, которую приходится обходить, теряя темпы. Как хотелось бы пешку съесть!
На тему «квадрата» посмотри позицию этюдиста Л. Прокеша.
1. Kpd8 – c8! Kpd6 – c6
Куда идёт король? Почему он удаляется от опасной проходной пешки? Хочется, но нельзя королю в другую сторону
1. Kpd8–e8? h7–h5 2. Kpe8–f7 h5–h4 3. a5–a6 Kpd6–c6 4. a6–a7 Kpc6–b7.
Оказывается, король помог своей пешке.
2. Kpc8 – b8! Kpc6 – b5
Вновь король удаляется от опасной проходной. Чёрный король вынужден подняться вверх, уступая горизонталь – поле b6 под контролем пешки.
3. Kpb8 – b7 Kpb5 : a5
А бить пешку чёрный король был вынужден. Белый король поднимается на освободившуюся линию. А чёрный король уступил ему дорогу.
4. Kpb7 – c6 h7 – h5
Теперь белый король в «квадрате пешки» h7, несмотря на её длинный прыжок.
5. Kpc6 – d5 h5 – h4 6. Kpd5 – e4 h4 – h3 7. Kpe4 – f3 h3 – h2 8. Kpf3 – g2.
Вот таким обманным движением белый король и решил свою задачу. Обрати внимание, что горизонтали белый король не проигрывал.
Источник