Как запатентовать способ рекламы

Патентные войны: как защитить свои идеи и разработки от копирования?

Как сохранить уникальность бизнес-идеи, в чем различия между авторским и патентным правом, как пресечь недобросовестные действия со стороны конкурентов и инвесторов и не допустить утечку секретных сведений из компании, рассказывают специалисты по защите интеллектуальной собственности, эксперты по авторскому праву Наталья Калина и Владимир Зимин.

Наталья Калина, генеральный директор юридической компании «Ваш правовой помощник»:

Так как идея не является объектом авторского права, законом охраняется не идея сама по себе, а метод ее воплощения в жизнь. Идею саму по себе защитить от копирования нельзя, иначе у нас бы существовал только один веб-сайт, на котором пользователи могли рассказывать о себе, общаться, делиться новостями и обсуждать их. Или, например, был бы только один сайт по бронированию отелей. Но поскольку охраняется конкретная реализация идеи, у нас есть Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие социальные сети.

Безусловно, быстрая реализация уникальной идеи дает определенную гарантию того, что вы успеете развить бизнес и получить прибыль еще до того, как у вас появятся конкуренты (внешние, которые скопируют идею в целом, или внутренние, которые идею «украдут» со всем содержимым). Но повторюсь: защитить вы сможете именно метод реализации идеи, а не саму идею.

К сожалению, не существует методов защиты идеи (в части способа реализации), когда на самом первом этапе ее реализации вы общаетесь с любыми третьими лицами и эту идею раскрываете. Поэтому на переговорах с инвесторами перед вами стоит непростая задача: не рассказать всего, но и не отпугнуть инвестора.

Есть механизм защиты информации через признание ее коммерческой тайной или заключение соглашения о неразглашении. Можно попробовать пойти этим путем, но, насколько такой путь может быть эффективен, необходимо смотреть в каждом конкретном случае. С моей точки зрения, российское законодательство не дает четких гарантий для защиты информации.

Потенциально возможно «воровство» идеи со стороны инвесторов, но если инвестор профессиональный, ему, скорее, будет интересно именно инвестировать в воплощение идеи ее автором, а не воплощать ее самому или искать кого-то, кто будет воплощать чужую идею. Беречь свои наработки, безусловно, нужно и от конкурентов.

Конкретные объекты, которые уже созданы, сохранить легче, чем те, которые у вас в голове. Так, если у вас есть дизайн сайта, он будет защищаться авторским правом вместе с содержанием. Конкретную информацию и изображения защитить легче, чем саму идею «я хочу сделать сайт про то, как делать букеты».

Существует путь разделения обязанностей между сотрудниками, когда часть функций передается внешним лицам, тогда никто в компании не будет знать всех нюансов идеи. Если процесс разбить на части, это существенно затруднит его заимствование, но насколько это облегчит вашу собственную работу? Думаю, что такая идея хороша для шпионов, но не для бизнесменов. Представляется, что если какой-то объект охраняется законом, то нужно грамотно оформить такой объект (если такое оформление возможно и нужно) и уведомить об этом заинтересованных лиц. В данном случае, скорее всего, подойдет режим коммерческой тайны, например.

Бизнес-план не относится к изобретению или полезной модели в том значении, которое придается этим понятиям Гражданским кодексом РФ, но потенциально может содержать информацию об этих объектах интеллектуальных прав. Что касается ноу-хау, то ст.1465 ГК РФ определяет этот объект интеллектуальной собственности как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Соответственно, при соблюдении указанных выше условий бизнес-план потенциально может быть признан ноу-хау, но настоятельно рекомендую обратить внимание на то, что исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. И, конечно, бизнес-план, скорее всего, будет считаться объектом авторского права, но обратите внимание, что в данном случае он будет защищаться как литературное произведение.

Читайте также:  Способы ухода за веками

Владимир Зимин, ведущий эксперт ООО «Центр экспертизы интеллектуальной собственности»:

Не существует универсальных ответов на вопрос о том, какой способ правовой охраны является лучшим и что делать при возникновении любой идеи. Необходимо всякий раз проводить тщательный анализ любой задумки и принимать решение об охране в том или ином режиме по каждому конкретному объекту.

К сожалению, на бытовом уровне под авторским правом часто подразумевают всю систему законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности. На самом деле, авторское право — лишь небольшая часть права интеллектуальной собственности, которое во много раз шире.

Авторское право охраняет лишь произведения науки, литературы и искусства (картины, книги, музыку и так далее), при этом оно не защищает суть, не охраняет смысл этих произведений, ограничиваясь лишь их формой. Иными словами, защищается законом лишь сам текст книги, но не ее сюжет, внешний вид скульптуры, но не сама поза статуи.

Однако законодательство предоставляет широкий выбор форм охраны идей, который не ограничивается лишь авторским правом. Так, например, чрезвычайно интересными являются объекты патентных прав, в частности, изобретения. Изобретением считается техническое решение в любой области, относящееся к устройству, веществу или способу. Патентное право, в отличие от авторского, охраняет именно суть объекта, его смысл и назначение, а не внешнее выражение. В случае если патент получен, например, на какой-либо новый двигатель внутреннего сгорания, охраняться будет именно идея, то есть не конкретный изготовленный механизм, лежащий на складе, а принципы его работы, его составные части и их взаимосвязь. Производство аналогичных устройств будет являться незаконным. Однако изобретениями являются именно технические решения. Так, например, можно запатентовать способ изготовления лекарства, но охранять способ ведения бизнеса невозможно.

Выбор способа охраны зависит от типа самой идеи. Если была создана новая технология производства продукции или изобретено новое устройство, необходимо в полной тайне подать заявку на изобретение, а уже затем проводить презентации и вести переговоры. Если придуман новый дизайн автомобиля или мебели, можно подать заявку на выдачу патента на промышленный образец, если придуман оригинальный слоган или логотип — заявку на товарный знак. После подачи заявки фиксируется приоритет, поэтому даже в том случае, если недобросовестный инвестор после раскрытия вами информации подаст заявку, он получит отказ.

Если же вами предлагается новый метод ведения предпринимательской деятельности или другой неохраняемый в качестве изобретений объект, вы можете охранять его в качестве ноу-хау, введя режим коммерческой тайны. В этом случае перед проведением переговоров необходимо будет подписывать соглашение о неразглашении информации, полученной в ходе переговоров, и проводить их в конфиденциальном порядке.

Недобросовестные действия возможны с любой стороны. Да, существует определенная этика, однако вряд ли конкурент или недобросовестный инвестор, услышав потрясающую идею создания двигателя с КПД 99,9%, в случае неудачных переговоров, решит забыть о ее существовании и займется чем-то другим. Вполне возможно, что злоумышленник не станет патентовать тот или иной объект, а просто будет производить подобную продукцию, что автоматически перекроет вам возможность получения патента, так как изобретение обязательно должно быть новым.

Бытует легенда, что рецепт кока-колы знают лишь несколько человек, причем фрагментами, чтобы ни один человек не смог раскрыть полный рецепт приготовления напитка. Идея о том, чтобы никто не знал всю технологическую цепочку, далеко не нова.

Чем меньше людей обладают всей информацией о производственном цикле, тем меньше вероятность того, что эту информацию смогут заполучить конкуренты. Однако надо учитывать, что если конфиденциальные сведения по договору аутсорсинга передаются сторонней компании, то риски утечки возрастают, так как вы не можете знать, как устроена система сохранения коммерческой тайны на том предприятии и не работает ли там «шпион» конкурентов.

Можно обратиться к компаниям, предлагающим защиту идей от копирования за деньги. Все зависит от того, какие именно услуги они оказывают. Если это специализированная организация, занимающаяся оформлением и подачей заявок на товарные знаки и объекты патентного права, то почему нет? Самостоятельно подготовить необходимые документы и заполнить бланки довольно сложно. Ежегодно Роспатентом выносятся тысячи отказных решений именно по формальным признакам, то есть из-за неправильно заполненных документов. Если компания позиционирует себя как фирму по защите идей от копирования, то ее стоит остерегаться. Бездумно передав материалы подобной компании, вы рискуете потерять не только деньги, но и сами идеи, которые могут быть безнаказанно слиты конкурентам.

Бизнес-план в отдельных случаях может быть признан произведением, охраняемым авторским правом, однако от этого не будет ровным счетом никакого толку, так как в этом случае важна не красота звучания фраз и не литературный стиль, а сами идеи, лежащие в основе этого бизнес-плана.

Сведения, отраженные в бизнес-плане, целесообразнее всего охранять в качестве секретов производства (ноу-хау). Определение ноу-хау дано в статье 1465 ГК РФ. В него вполне укладываются и элементы бизнес-плана, содержащие сведения о способах осуществления предпринимательской деятельности.

В отличие от изобретений и многих других объектов, ноу-хау может охраняться практически бессрочно — до момента разглашения конфиденциальных сведений. Данным преимуществом в свое время воспользовались и авторы кока-колы, которая охраняется именно в режиме ноу-хау. Патент на изобретение действует лишь 20 лет с даты подачи заявки, после чего изобретение переходит в общественное достояние и может использоваться любыми лицами свободно. Если бы изготовители кока-колы раскрыли и запатентовали рецепт, то уже столетие напиток производился бы тысячами компаний без всяких отчислений автору, но сохранение сведений в абсолютной тайне позволяет компании десятки лет получать прибыль.

Читайте также:  Способы мотивации обучения младших школьников
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как запатентовать идею в России?

Идея — это еще не коммерческий успех. Мало кто готов платить за мысли, записанные в кафе на салфетке. Идею необходимо воплотить в жизнь и довести до уровня промышленного производства — продумать так, чтобы она приносила прибыль от реализации. Только тогда идею можно запатентовать или зарегистрировать, т.е. получить правовую охрану на государственном уровне.

Цель патентования — приобрести устойчивое конкурентное преимущество и получать коммерческую выгоду от разработки. По сути, это законная монополия, которая гарантирует владельцу патента защиту исключительных прав на 20 лет и позволяет компенсировать затраты на исследование и разработку инновации.

Поэтому идея, как минимум, должна учитывать два важных фактора: где и как ее производить и сколько с нее можно заработать. Да и чтобы получить патент, нужно приложить усилия, вложить деньги и потратить время.

Вот почему большинство идей нельзя запатентовать — теряется сам смысл патентования, поскольку идея не несет никакой коммерческой выгода для разработчика.

Как защитить идею патентом?

Защитить можно практически любую реализованную на практике идею. Для этого существуют процедуры патентования, регистрации и депонирования. Однако в России патентуют только три объекта интеллектуальной собственности: изобретение, промышленный образец и полезную модель. Поэтому для начала необходимо определить, к какому объекту относится ваша инновация.

Технические решения для промышленности могут быть оформлены патентами на изобретения или полезные модели. К первым относятся устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, линии клеток растений и животных, генетические конструкции, а ко вторым — полезные технические устройства, разные приспособления и гаджеты. Решения в области дизайна можно запатентовать как промышленный образец. Кроме того, идею дизайна можно защитить с помощью регистрации товарного знака.

Можно оформить российский, зарубежный или международный патент. Патентование начинается с подачи заявки, а заканчивается выдачей патента и внесением записи в государственный реестр. Российский патент оформляется через Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Чтобы получить заграничный патент на идею, заявку необходимо подать в патентное ведомство интересующего вас государства. Патент можно оформить через Европейское патентное ведомство, Евразийское патентное ведомство или по международной заявке PCT.

Означает ли, что до выдачи патента изобретения, полезные модели и промышленные образцы не защищаются? Нет, они получают защиту с момента подачи заявки в патентное ведомство, которая регистрируется в соответствующем реестре.

Что такое «патентноспособная идея» с точки зрения Роспатента?

Патентами защищаются идеи в науке и технике. Это наиболее сложные идеи, поэтому разработка должна соответствовать определенным критериям патентоспособности (возможности регистрации в Роспатенте). Сложнее всего получить патент на изобретение, поскольку придется доказывать три критерия:

  • новизна — изделие уникально по сравнению с аналогичными объектами в заявленной сфере (не только в России, но и во всех промышленно-развитых странах);
  • изобретательский уровень — заключается в характеристиках продукта или способа, которые явным образом не следуют из уровня техники для специалиста;
  • промышленная применимость — продукт по вашей идее можно произвести на современном оборудовании.

Полезную модель запатентовать проще, поскольку эксперты не проверяют уровень техники, а только новизну и промышленную применимость. Дизайн же изделия должен быть новым и оригинальным, т.е. он появился в результате творческого замысла автора, а не простого копирования элементов из различных источников.

Какие идеи регистрируют?

Искусство Наука и техника Бизнес
Какие объекты Объекты авторского права:
  • литературные, драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы; музыкальные произведения;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, а также их проекты, чертежи, макеты;
  • фотографии, карты, планы, эскизы и пластические произведения;
  • другие произведения.
Объекты патентования:
  • изобретения;
  • промышленные
    образцы;
  • полезные модели;
  • селекционные достижения.
Объекты, которые не требуют регистрации и патентования:
  • ноу-хау (секреты производства);
  • коммерческие обозначения компаний.
Объекты смежных прав:
  • театральные и музыкальные постановки;
  • фонограммы;
  • радио- и телепередачи;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Объекты государственной регистрации:
  • микросхемы;
  • компьютерные программы (по желанию);
  • базы данных (по желанию).
Объекты государственной регистрации:
  • фирменные наименования компаний;
  • товарные знаки (знаки обслуживания);
  • наименования мест происхождения товаров.

Еще один способ защитить свою коммерческую или техническую идею, помимо патентования, — зарегистрировать ее. Например, можно получить свидетельство о регистрации товарного знака (знака обслуживания), наименования мест происхождения товаров, фирменного наименования компании.

Товарные знаки

Если ваша идея выражена в форме слов, изображений, звуков, названия сайта, 3D-объектов или их сочетаний для обозначения товаров или создания бренда, ее можно зарегистрировать. В России свидетельство о регистрации товарного знака выдает ФИПС. Он же вносит информацию в государственный реестр.

Если вы регистрируете товарный знак за границей по мадридской системе, то Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) выпускает сертификат о регистрации на английском языке.

Товарный знак — это средство индивидуализации вашего товара или услуги. Его регистрация также требует вложений, поскольку свидетельство выдается всего на 10 лет и его необходимо продлевать. Однако оно не только помогает защищать бренд, но и позволяет расширять свое дело по франшизе (обязательное условие договора — наличие товарного знака).

Наименования места происхождения товаров (НМПТ)

Наименование места происхождения товара — это средство индивидуализации юридического лица (ст. 1516 ГК РФ). Бизнес-идею можно воплотить в названии товара, используя географические названия. Так, многие продукты (алкоголь, минеральная вода, сыр и т.д.) связаны с определенной территорией. Например, французское вино из Бордо, чай из индийского Дарджилинга, текила из мексиканского городка Текила.

Существуют российская и международная системы регистрации НМПТ. Регистрацию по заявке в России проводит ФИПС — выдает свидетельство и вносит сведения о названии в государственный реестр НМПТ. Международной, или лиссабонской, системой россияне пока воспользоваться не могут, поскольку Россия не является участником Лиссабонского соглашения от 31 октября 1958 года. Однако возможности полистать бюллетень или провести поиск по базе Lisbon Express открыты для всех.

Фирменные наименования компаний

Любая компания обязана разрабатывать собственное фирменное наименование (ст. 1473 ГК РФ), которое включает в себя название и организационно-правовую форму фирмы. Фирменное наименование может быть полным или сокращенным, и отражается в учредительных документах.

Когда компания регистрируется в Федеральной налоговой службе, название включается в свидетельство и единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Какие идеи не обязательно регистрировать?

Актеры, музыканты, режиссеры и другие творческие работники освобождены от регистрации своих идей, ставшими произведениями искусства. Правило распространяется и на некоторые идеи в области техники и бизнеса. Но это не значит, что они не получают охрану на государственном уровне — существуют доступные способы защиты исключительных прав, которые обеспечивают дополнительные гарантии.

Исключительное право — право использовать результаты творчества по своему усмотрению любым законным способом, распоряжаться им, а также разрешать или запрещать использование другим (пп. 1, 2 п. 1 ст. 1229 ГК РФ)

Произведения искусства

Произведения искусства защищаются авторским правом. После их создания автору принадлежат исключительное право, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ). При этом не важно, опубликовано произведение или нет.

Все, что связано с использованием произведений искусства, защищается как смежные права. Например, их исполнение, трансляция в СМИ, публикация в интернете.

Смежные права — исключительное право и личные неимущественные права (ст. 1303 ГК РФ). Они осуществляются с соблюдением авторских прав и действуют независимо от них

Ноу-хау

Зачастую идеи для бизнеса обретают форму ноу-хау. Ноу-хау, или секрет производства, — любая информация, которая неизвестна другим и представляет коммерческую ценность (ст. 1465 ГК РФ). Чтобы защитить ноу-хау, достаточно хранить его в тайне. Патентовать или регистрировать его не нужно.

Как попасть в реестры отечественного ПО?
Какие льготы получают разработчики отечественного софта?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге

Патентные поверенные и патентные бюро

Патент на идею — это нематериальный актив вашего бизнеса. Но чтобы его получить, необходимо пройти сложную процедуру патентования, которая требует технических знаний и понимания внутренних процессов в Роспатенте.

Сопровождением патентования занимаются патентные поверенные — специалисты, которые сдали сложный экзамен и получили индивидуальный номер (прошли аттестацию). Как правило, они работают в патентных бюро. Поскольку разные области науки и техники требуют опыта и погружения в тему, наличие в бюро разнопрофильных специалистов повышает шанс успешно запатентовать разработку.

Проверьте, можно ли запатентовать вашу идею: заполните форму и эксперт поможет определиться с объектом патентования и расскажет о процедуре Роспатента.

Источник

Читайте также:  Найдите словосочетание связанное по способу согласования блестящий успех хорошо плавать
Оцените статью
Разные способы