- Как можно изменить границы земельного участка
- 1. Для чего может потребоваться перераспределение земельных участков?
- 2. Кто может перераспределить земельные участки?
- 3. Как оформить услугу «Перераспределение земельного участка»?
- 4. Можно ли получить соглашение о перераспределении земельных участков, если земельный участок используется не по назначению, указанному в правоустанавливающих документах?
- 5. Как узнать кадастровый номер, адрес земельного участка, вид разрешенного использования?
- Как законным способом увеличить земельный участок
- Когда можно вести прирезку и об ограничениях в прирезаемых площадях
- Порядок оформления прирезки к участку — заключение Соглашения о перераспределении
- Основные документы, прилагаемые к заявлению
- Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
- Причины отказа в заключении соглашения о перераспределении
- Положительное решение об утверждении схемы перераспределения земельных участков получено — что далее?
- О стоимости “прирезок”
Как можно изменить границы земельного участка
1. Для чего может потребоваться перераспределение земельных участков?
Услуга «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» может потребоваться вам, если вы являетесь собственником земельного участка и хотите увеличить его площадь или же если границы земельного участка требуется скорректировать в соответствии с градостроительной документацией.
Следует учесть, что ваш земельный участок должен использоваться в соответствии с назначением. Если земельный участок используется не по назначению, то первоначально следует обратиться на сайт mos.ru за услугой «Изменение разрешенного использования земельного участка».
Обратите внимание, что в настоящее время правилами землепользования и застройки в городе Москве не установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. Поэтому, чтобы узнать, насколько вы можете уменьшить или увеличить свой земельный участок, обратитесь в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
2. Кто может перераспределить земельные участки?
В качестве заявителей могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся собственниками земельного участка.
3. Как оформить услугу «Перераспределение земельного участка»?
В Москве услуга предоставляется Департаментом городского имущества города Москвы исключительно в электронном виде на сайте mos.ru.
Для получения услуги нужно подать электронное заявление, обязательно указав кадастровые номера земельных участков, номер и дату проекта межевания или приложив скан-копию схемы перераспределения, банковские реквизиты для направления квитанции на оплату, если необходимо будет увеличение площади земельного участка.
Также для подачи заявления вам могут потребоваться:
- документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (если вы являетесь представителем заявителя);
- документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом (если вы не наделены правом действовать без доверенности);
- заверенный перевод на русский язык о государственной регистрации юридического лица, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- согласие землепользователей, залогодержателей (скан-копии);
- нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих ваше право на земельный участок (представляются при отсутствии сведений о правах в Едином государственном реестре недвижимости).
В течение 45 рабочих дней в личный кабинет заявителя на mos.ru будет отправлена информация об оказании услуги. При положительном решении вы получите соглашение о перераспределении земельного участка, при отрицательном — отказ в выдаче соглашения с разъясненной причиной отказа. Услуга предоставляется бесплатно.
4. Можно ли получить соглашение о перераспределении земельных участков, если земельный участок используется не по назначению, указанному в правоустанавливающих документах?
Нет. Цель использования земельного участка должна соответствовать указанному виду разрешенного использования. В случае несоответствия вам будет выдан отказ в предоставлении государственной услуги.
5. Как узнать кадастровый номер, адрес земельного участка, вид разрешенного использования?
Кадастровый номер — это номер, который идентифицирует объект недвижимости (земельный участок, здание, помещение). Узнать кадастровый номер, адрес объекта недвижимости, вид его разрешенного использования вы можете на сайте Управления Росреестра по Москве. Кадастровый номер потребуется вам для получения всех услуг Департамента городского имущества.
Источник
Как законным способом увеличить земельный участок
Речь пойдёт о возможности, предоставленной Земельной реформой 2015 года (ФЗ №171от 23.06.2014 г.), в упрощённой форме прирезать к уже имеющимся в собственности участкам ИЖС и ЛПХ, для дачного хозяйства или дачного строительства, для садоводства или огородничества.
Поговорим об оформлении тех, с виду «ничьих» и вроде никем и ничем не занятых небольших территорий, что, в принципе-то, уже и используются по факту и ранее гневно оценивались административными органами как «самовольно захваченные», за что приходилось нести ответственность по их освобождению от «захвата», оформлять через суды с уплатой существенных штрафов, или тех прилегающих к участку, непонятно к кому и чему относящихся кусков земли, на которые пока что лишь «глаз положили» и которые очень нужны для нормального загородного обустройства.
Скажем сразу, что «ничьих участков» быть не может. Любой участок, даже если по внешним признакам не используется и ничего на нём нет, находится в собственности или граждан, или компаний, предприятий, или садоводств, или является собственностью муниципалитета или государства.
Вряд ли кому удастся прирезать «кусочек» земли, который является частью чужого частного участка (чужого имущества), а вот с муниципалитетом и государством начавший своё действие закон решить вопрос позволяет, если только этот прирезаемый кусок не будет относиться к так называемым зарезервированным землям и фондам под дальнейшие или существующие серьёзные задачи.
Проверить состояние сложившейся в таких случаях ситуации можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка помогут советы, представленные здесь.
Земельная реформа повлияла на параллельную доработку Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), в который было внесено дополнение — целая новая глава «Перераспределение земель и (или) земельных участков» (гл. 5.4), которая полностью регулирует порядок решения проблемы «прирезок». Ознакомиться с ней можноздесь.
«Прирезкой” земли теперь могут воспользоваться все граждане РФ — те, повторимся ещё раз, кто является собствениками участков, предоставленных для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества.
«Прирезка», то есть увеличение площади земельного участка, над зафиксированной в правоустанавливающих документах, в соответствиии с фактически используемой, теперь называется «перераспределением земельных участков».
Необходимость в прирезке может возникнуть, например тогда, когда участок имееет изломанную форму, что создаёт большие неудобства при его обустройстве, при уточнении его границ или в ситуациях «наложения» смежных участков, часто выявляющихся как в садоводствах, так и при очень большом сроке использования в посёлках.
Самовольное же использование не своей земли остаётся “дамокловым мечом” для любого собственника, которому рано или поздно придётся или освободить незаконно занятую территорию, снести постройки на ней, получив соответствующие предписания, или вовремя заняться решением проблемы.
Как решить вопрос с «прирезкой земли» сейчас и рассмотрим.
Когда можно вести прирезку и об ограничениях в прирезаемых площадях
Приступить к решению задачи о прирезке к участку можно лишь в том случае, если права собственности на участок оформлены и он отмежёван, то есть имеет конкретные границы и площадь, стоит на кадастровом учёте.
Добавить к существующему земельному участку сколь угодно площади получится не всегда. Поскольку это достаточно существенный момент в планируемой задаче прирезки, поясним его немного подробнее.
Вопрос решается бес проблем, если увеличение площади не превышает 10% от внесенной в госкадастр, но легализовать прирезанные земли лесного фонда, а также береговых полос по-прежнему невозможно.
Существуют нормативы по предельным размерам участков, устанавливаемые ПЗЗ в каждом муниципалитете. Именно они определяют возможные минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставленных для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества, а, соответственно, и для прирезаемых участков.
По площади получаемый в сумме с прирезкой участок не должен превышать установленные пределы (п.1 ст. 39.28 ЗК РФ).
При превышении предельных площадей придётся решать ворос о формировании нового участка или участков в допустимых регламентом размерах и выкупать их, хоть и не по баснословной стоимости, но полной кадастровой, установленной в конкретном поселении.
С размером предельных площадей по видам разрешённых использований земельных участков можно ознакомиться в принятых в каждом поселении Правилами землеустройства и застройки (ПЗЗ) на официальном сайте администрации поселения или при непосредственном обращении в комитет или отдел по землепользованию районной администрации или администрации поселения.
В противном случае, то есть тогда, когда “прирезка” попадает в иную территориальную функциональную зону, например, в общественно-деловую (ОДЗ), производственную или другую, вместо зоны ИЖС или, к примеру, “для ведения дачного хозяйства”, решение задачи становится невозможным, если, конечно, не заняться изменением генерального плана поселения и его ПЗЗ, внесением в них необходимых изменений, что любому частному собственнику будет практически непосильно.
В тех случаях, когда ПЗЗ в поселении ещё не приняты, предельные размеры участков для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства или дачного строительства, садоводства или огородничества утверждаются отдельными решениями местных депутатов или региональными законами «О предельных размерах земельных участков».
Порядок оформления прирезки к участку — заключение Соглашения о перераспределении
Перераспределение (прирезка к земельному участку) оформляется путём заключения Соглашения о перераспределении земельных участков, которое заключается между собственником прирезаемой территории (муниципальной администрацией, областным или региональным правительством, или представителем РФ, если прирезка относится к федеральной собственности) и собственником земельного участка, который намерен увеличить (прирезать) дополнительную площадь (статья 39.29 ЗК РФ).
Для подготовки к заключению такого Соглашения собственник земельного участка, планирующий расширить его, подаёт в районную администрацию или в областное правительство заявление о перераспределении земельного участкас приложением ряда документов и указывая необходимые сведения об участке и о себе.
Форма заявления утверждается в каждом муниципалитете и предоставляется для заполнения непосредственно при обращении.
Основные документы, прилагаемые к заявлению
- копии свидетельства на право собственности или правоудостоверяющего документа на земельный участок, если право собственности на земельный участок в ЕГРП не зарегистрировано;
- проект межевания территории, на которой расположен участок;
- если проект межевания территории, в границах которой планируется провести перераспределение земельных участков, отсутствует, должна быть приложенасхема расположениябудущего земельного участка на кадастровом плане территории.
Заказать её удобнее в местной геодезической или землеустроительной компании или у кадастровых инжененров, работающих непосредственно в том или ином районе. Если собственник участка не является геодезистом или кадастровым инженером, вряд ли ему удастся справиться с подготовкой схемы самому, ведь делается она на основе сведений, получаемых по результатам геодезической съёмки (ст.11.3 ЗК РФ).
При подаче завлений представителями или доверительными лицами предоставляются документы, подтверждающие их право и полномочия в совершении действий;
При подаче заявлений от от иностранного юридического лица, являющегося собственником земельного участка, — документы о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства с заверенным переводом на русский язык.
Заявление с документами можно подавать различными удобными способами:
- с использованием межведомственного информационного взаимодействия;
- лично или с помощью почтовой связи на бумажном носителе;
- в форме электронных документов с использованием сети интернет, ознакомившись с требованиями к их формату, утверждённому уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
Установленный законом срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет30 дней(п.8 ст. 39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.).
За это время администрация выполняет следующие действия:
Причины отказа в заключении соглашения о перераспределении
Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может стать хотя бы одна из следующих причин:
- несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством (п.1.ст.39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.);
- отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним;
- на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
- прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям;
- прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
- по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк;
- на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
- площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков;
- прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
- границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения — то есть, если основной участок не отмежёван;
- несоответствие схемы расположения земельного участка:
- по её форме или требованиям по подготовке;
- по полному или частичному совпадению местоположения будущего земельного участка с местоположением основного земельного участка,
- по нарушениям, допущенным при разработке схемы,
- по несоответствию существующему проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- по несоответствию границам территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Не станет причиной отказа по прирезке муниципальной или государственной земли отсутствие сведений по добавляемому участку в государственном кадастре недвижимости (ГКН) о местоположении границ земельного участка (п.12 ст.39.29 ЗК РФ).
Заявителю в таком случае будет необходимо выполнить кадастровые работы и поставить “прирезку” на государственный кадастровый учёт, а только после всего присоединить к своему участку.
Отказ в заключении соглашения на основании п.9 ст.39.27 главы 5.4 ФЗ №171 от 23.06.2014 г.) должен быть мотивированным, с подробным изложением причин.
Положительное решение об утверждении схемы перераспределения земельных участков получено — что далее?
Если решение об утверждении схемы расположения земельного участка от администрации получено, далее потребуется за свой счёт поставить участок с прирезкой на кадастровый учёт, выполнив перед этим межевые работы (п.14 ст. 39.29).
Полученный кадастровый паспорт нужно предъявить в администрацию и подписать с нею подготовленный администрацией проект Соглашения о перераспределении земельных участков. Подписание соглашения и оплата за “прирезку” должно пройти не позднее 30 дней со дня получения проекта, в котором будет указана, в частности, и стоимость прирезаемого участка.
О стоимости “прирезок”
Стоимость выкупаемой у муниципалитета “прирезки” зависит от кадастровой стоимости земельного участка, составляя 15% от её величины, если участок относится к федеральным землям и добавляемая площадь не превышает установленные нормативы максимальных значений, а при превышении более чем на 10% максимально разрешённых площадей плата будет рассчитываться уже по полной кадастровой стоимости (Постановление Правительства РФ №1308 от 3.12.2014 г.).
Для участков, относящихся к областным землям или наразграниченным землям госсобственности, стоимость устанавливается муниципалитетом, зависит от расположения, но, как правило, практически не отличается от стоимости федеральной земли, то есть 15% от кадастровой стоимости при условии соответствия пределам по площади.
Зная площадь участка, несложными арифметическими расчётами можно оценить предстоящие траты.
Кадастровая стоимость указывается в кадастровом паспорте, с нею юможно ознакомится на публичной кадастровой карте Росрреестра или уточнить в местной администрации.
Отсрочки или рассрочки платежей при проведение оплаты за “прирезки” к участкам не предусмотрены. Но уверенно можно утверждать, что стоимость прирезок значительно ниже рыночных величин за покупку участков аналогичных площадей.
Источник