- «Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
- Что делать, если пытаются выжить с работы: заговор в коллективе
- Признаки
- Кого травят чаще других
- Причины
- Как себя вести
- Если начальник выживает с работы
- Как уволить сотрудника: 3 способа
- Правовые способы увольнения
- Как уволить сотрудника: психологические способы
- Увольнительная беседа
- Пас в сторону
- Использование коллектива
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Под моббингом понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства. Цель такой травли — заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.
Существует два основных вида моббинга:
- Вертикальный (боссинг) — от начальства к сотруднику, или от коллег к новому руководителю, которого коллектив не принимает.
- Горизонтальный — от группы коллег к одному сотруднику.
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Источник
Что делать, если пытаются выжить с работы: заговор в коллективе
Здравствуйте дорогие читатели. Вам будет интересной данная статья, если Вас пытаются выжить с работы. Вы узнаете, как может проявляться нелюбовь коллег, по каким причинам так происходит. Вам станет известно, как нужно действовать в подобной ситуации.
Признаки
О том, что началась травля, может свидетельствовать наличие таких проявлений:
- Вам не сообщают о важной информации;
- не поручают серьезные задания;
- Вы поддаетесь частой критике;
- успехи и достижения остаются незамеченными;
- Вы слышите регулярные насмешки в свой адрес;
- ощущаете явный заговор, за вашей спиной постоянно сплетничают коллеги.
Кого травят чаще других
Есть категория людей, которых недолюбливают коллеги и начальник, чаще других. Это обусловливается их характером, поведением и типом темперамента.
- Человек часто жалуется, рассказывает о том, какая сложная у него жизнь.
- Закомплексованная личность, неуверенная в своих силах.
- Особа, желающая выделиться из серой массы.
- Подлиза, которая хочет стать любимчиком начальника.
- Нелюдимость, природная угрюмость.
- Нестандартное поведение.
Причины
- Коллеги завидуют Вашему таланту, внешности.
- Сотрудниками неадекватно воспринимается стиль Вашей одежды.
- Вы отталкивайте людей манерой разговаривать или своим поведением.
- Вас выбрали в качестве слабого звена. Кто-то, таким образом, развлекается, настраивая против Вас коллег.
- Стремление человека добиться больших успехов, когда остальные сотрудники просто плывут по течению — может восприниматься негативно.
- Конкуренция. Человека могут выживать, если он представляет угрозу чьей-то должности или надежде на повышение.
Как себя вести
Если Вас выживают с работы, что делать становится главным вопросом. Предлагаю прислушаться к ценным советам специалистов и сделать свои выводы.
- Наберитесь терпения.
- Пресекайте все издевательства. Если сразу промолчать, может начаться бесконечная травля.
- Перестаньте доверять свои секреты окружающим Вас людям.
- Если подозреваете конкретного человека в зачине травли, можно его проверить, рассказав какую-то информацию.
- Попытайтесь разобраться в ситуации. Проанализируйте свои действия. Если необходимо, пообщайтесь с сотрудниками, попытайтесь выяснить причину такого отношения к себе. Возможно, Вы действительно кого-то обидели или некрасиво поступили.
- Важно показать, что Вы никого не боитесь. Оставайтесь уверенными в своих силах.
- На всякий случай, продумайте план отступления, начните присматривать другую работу.
- Если ситуация совсем сложная, попытайтесь скопить определенную сумму денег, чтоб в случае увольнения не остаться на мели.
- Вычислите зачинщика. Найдите рычаги давления на обидчика. Распознайте в коллективе людей, которые могут оказаться братьями по несчастью или же считающих несправедливым такое отношение к Вашей персоне. Заручитесь их поддержкой.
- Не хвастайтесь — это может вызвать зависть коллег.
- Постарайтесь заручиться поддержкой негласного лидера в коллективе, но только не нужно использовать лесть.
- Держите язык за зубами, никого не обсуждайте, не сплетничайте за спиной коллег.
- Не проявляйте негативные эмоции, если Вам делают замечание.
- Если видите, что сами виноваты в таком отношении коллег, постарайтесь измениться.
- Если Вы знаете, что еще не опытны и с трудом смогли устроиться на это место работы, то лучше запастись терпением и попытаться хотя бы год задержаться в этой компании.
- Если вас держит уровень заработной платы, попробуйте найти аналогичное место с такими же доходами. Если имеются варианты с немного меньшим окладом, возможно, стоит принять такое предложение, чем продолжать тратить свои силы и портить нервы.
- Если работаете в крупной компании, попробуйте перевестись в другой отдел.
Если начальник выживает с работы
Такая ситуация тоже может быть. По каким же причинам это может происходить?
- Неуважительное отношение.
- Подчеркивание того, что сотрудник имеет лучший опыт, чем у него.
- Работник открыто заявляет, что претендует на место начальника.
- Сотрудник критикует своего шефа, пускает про него сплетни.
- Неадекватное поведение.
- Работник не справляется со своими обязанностями.
- Вызывает отвращение на физиологическом уровне.
- Сотрудник напоминает начальнику человека, который его ранее предал или изрядно потрепал нервы.
- Отказ от близости с шефом также может провоцировать попытку избавиться от работника.
Как же быть в такой ситуации?
- Убедитесь в своей правоте и способности противостоять начальнику. Будьте готовы к тому, что столкнетесь с непониманием со стороны сотрудников.
- Соблюдайте субординацию.
- Определите зачинщика. Скорее всего, отношения начальника изменилась под чьим-то влиянием. Когда выявите этого человека, попробуйте найти на него компромат или вывести его на чистую воду.
- Подумайте, действительно ли начальник предвзято к Вам относится или, возможно, Вы и правда не справляетесь со своими должностными обязанностями.
- Поверьте в свои силы, перестаньте волноваться по каждому поводу, не бойтесь потерять работу из-за своего проступка.
- По закону никто не имеет право Вас выгонять, если Вы справляетесь, как специалист со своими обязанностями. Другое дело, что за Вашей спиной могут устраиваться козни, коллеги по наставлению начальника могут Вас подставлять, обвинять во всех промахах. И тогда появится законный повод избавиться от сотрудника, который плохо работает.
- Даже, если видите, что уже решен вопрос о Вашем увольнении, все равно сохраняйте нормальные взаимоотношения в коллективе и с начальником, относитесь к нему уважительно.
Теперь Вы знаете, как себя вести, если на работе выживают. Проанализируйте ситуацию и убедитесь в том, что Вашей вины в таком отношении нет. Попробуйте справиться с травлей, начните противостоять нападкам коллег. Если видите, что нет другого выхода, увольняйтесь, только предварительно найдите новое место работы.
Источник
Как уволить сотрудника: 3 способа
Когда человек устраивается на работу, он и его начальник надеются на долгое и успешное сотрудничество. Но иногда со временем начальник понимает, что работника надо увольнять. Причины могут быть разные:
Ошибка при подборе.
Изменения в компании, к которым работник не готов.
Сотрудник перерос свою должность.
Сотрудник стал антилидером противоположной неформальной группы.
Так или иначе, появились причины уволить работника и начальник принял решение от него избавиться.
Правовые способы увольнения
В помощь руководителю практика предлагает различные методы увольнения, например, правовые:
Увольнение за несоответствие должности.
Увольнение за неоднократное неисполнение обязанностей.
Правовые средства неплохи, но требуют соблюдение процедур, оформления документов, а нередко и выплат. Поэтому прежде, чем пользоваться ими, можно попробовать применить психологические методы увольнения.
Как уволить сотрудника: психологические способы
Например, я использую методы, предложенные Михаилом Литваком в книге «Командовать или подчиняться», и убеждаюсь снова и снова, что они работают.
Автор методики исходит из принципа, что обязанность по формированию успешной команды и поддержанию психологического климата лежит на руководителе. Если вы начальник отдела, то именно вы отвечаете за подбор, увольнение, развитие подчиненных. А не HR-менеджер или директор по персоналу — они могут только оказать методическую поддержку.
Поэтому если вы решили брать ответственность за ваш коллектив на себя, можно воспользоваться тремя психологическими методами увольнения, предложенными Михаилом Литваком.
Увольнительная беседа
Суть этой беседы — дать понять работнику, что он перерос вашу компанию и достоин лучшего. Поэтому надо ругать себя, а хвалить работника. Итак, работник начинает жаловаться вам или коллегам в вашем присутствии на порядки, установленные в компании. Он считает, что все нужно делать по-другому. Вы можете приступить к увольнительной беседе и сказать:
«Да, Иван Петрович, я вас действительно завалил работой и не могу толком объяснить, как и что делать. Если бы я был хорошим начальником, то, конечно, смог бы вам объяснить. Вы уже переросли эту должность и достойны лучшего. Наша фирма небольшая, платить столько, сколько вы заслуживайте, мы не можем, работу интересную предложить не можем. Я уверен, что вы найдете лучшее место, где вас оценят по достоинству. Я буду отпускать вас на собеседования и дам наилучшие рекомендации. Думаю, что двух недель на поиски вам хватит. Вот бланк заявления».
Здесь главное — сохранять хладнокровие, ведь работник может дать истерическую реакцию. Не надо вступать в спор, продолжайте повторять уже сказанное, чтобы дать понять, что это дело решенное, ему пора увольняться.
Конечно, стопроцентной гарантии, что работник уволится, нет. Поэтому если метод не сработал, можно воспользоваться другим — «пасом в сторону».
Пас в сторону
«Ваша квалификация уже больше этой должности, но вакансий у нас нет, поэтому мы решили привлечь вас к консультационной и аналитической работе, где потребуются ваши знания и опыт. Пожалуйста, найдите в интернете и опишите тенденции развития того-то, и того-то».
И, конечно, оставить в интернете только ограниченный доступ — к библиотекам и информационным ресурсам. И что далее? Не спрашивайте результата этого исследования. Когда работник захочет дать отчет, ссылайтесь на свою загруженность. При этом никаких других заданий работнику не давайте. Он будет отрезан от общения с клиентами, коллегами.
Так вы примените метод управления «игнорирование», который, как показывает практика, переживается острее явных наказаний.
Использование коллектива
Этот способ можно применить, если работник ранее отказывался от заданий. Суть метода состоит в том, чтобы отдавать работу сотрудника коллегам, чтобы вызывать их недовольство в отношении него. Если работник говорит: «Почему опять мне задание, а вон другие не загружены», вы тут же говорите другому работнику потихоньку:
«Марья Ивановна, сделайте, пожалуйста, отчет вместо Ивана Петровича, вы же знаете, как с ним трудно договориться, сразу скандалит».
Постепенно вся работа Ивана Петровича раздается его коллегам. Сотрудники недовольны, что им приходится выполнять дополнительную работу, уже общаются с ним неохотно. Он оказывается в личностной и профессиональной изоляции, не получая заданий.
Как показывает практика, в большинстве случаев при использовании указанных методов работники увольняются. Но, конечно, результат зависит от того, что именно вы говорите подчиненному, от вашей выдержки и авторитета в коллективе.
Главное, что этому можно научиться. Просто начинайте увольнять непокорных подчиненных. 2-3 увольнения и вы приобретете навык: будете не только результативно увольнять, но и делать это без волнений. Ведь это просто ваша работа — управлять людьми, в нее входит и расставание с подчиненными.
Источник