Как выбрать способ закупки при строительстве

Закупки строительных работ: изменения 2020

Законодательство о госзакупках в градостроительной отрасли в этом году значительно реформируют.

Изменение выбора способа закупок

С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).

При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.

Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Меняются требования к участникам закупок

С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).

Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.

По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).

Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.

Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
  • 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
  • 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,

По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.

В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям

  • строительству и реконструкции,
  • капитальному ремонту,
  • сносу,
  • подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
  • ремонту автомобильных дорог.

При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.

Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как

  • контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
  • гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).

Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.

По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно

  1. подтверждать контрактом или гражданско-правовым договором на выполнение более сложных и трудоемких, но схожих по характеру работ (например, опыт для закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства можно подтвердить договором на строительство такого объекта);
  2. подтверждать контрактом, заключенным в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на выполнение точно такого же вида работ на объектах такого же характера. В последнем случае для подтверждения опыта необходима копия исполненного контракта из ЕИС.

Никаких дополнительных требований для работ, которые не указаны в Приложении №1, например по текущему ремонту или проектированию предъявлять не нужно.

Читайте также:  Способы обозначения состава бетона

Следует обратить внимание еще на ряд особенностей при применении Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • В новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ничего не говорится о дополнительных требованиях при цене предыдущего контракта при НМЦК от 5 и до 10 млн руб.
  • Пятилетний срок для подтверждения опыта необходимо считать с момента подписания соответствующего акта, подтверждающего выполнение работ, а не даты контракта (договора).
  • Если вы хотите объявить закупку на выполнение работ по капительному ремонту или сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включённых в состав автомобильных дорог федерального значения) нельзя проводить конкурс с ограниченным участием, допустим только конкурс в электронной форме.
  • Нельзя подтвердить опыт выполнения работ по договорам (контрактам) в сфере строительства договорами субподряда – существует практика как судов, так и антимонопольных органов, когда такие случаи признавали нарушением.

Были внесены и изменения в Приложение № 2 к Постановлению №99 – теперь строительство и реконструкция уникальных объектов (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ) возможны только через конкурс с ограниченным участием. При этом капитальный ремонт и снос может быть осуществлен через аукцион или конкурс.

Изменения порядка оценки заявок

Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).

Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.

При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».

Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.

Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия

  • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
  • общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)

Максимальное значение нестоимостного критерия – 40%.

Источник

Госзакупки в строительстве: что нужно знать поставщику

Госзакупки в строительстве являются одними из самых сложных из-за больших объемов технической документации. Чтобы верно подготовить заявку, поставщику нужно изучить немало информации. Также будет полезно знать, на какие уловки идут заказчики с целью ограничить конкуренцию.

Нормативная база

Помимо закона № 44-ФЗ, который устанавливает основные правила госзакупок, потенциальному участнику строительных закупок следует вооружиться такими документами:

  • Градостроительным кодексом, устанавливающим нормативы в строительной сфере;
  • постановлением Правительства № 615 от 01.07.16 (отнесение поставщиков в список квалификации по капремонту);
  • постановлением Правительства № 99 от 04.02.15 (дополнительные требования при закупках сложных строительных объектов);
  • письмом ФАС № ИА/44536/16 от 01.07.16 о правилах составления заказчиками технического задания и инструкции по заполнению заявки.
Читайте также:  Ложь как способ манипуляции сообщение

Кроме того, будут полезны и другие подзаконные акты и разъяснения чиновников — о них будет упомянуто ниже.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Способы закупки в строительстве

Чуть менее года назад распоряжением Правительства № 471-р был обновлен перечень объектов, которые должны закупаться через электронный аукцион. В него вошли практически все закупки в сфере строительства, за исключением опасных, уникальных или технически сложных объектов, в том числе важных дорог. Таким образом, сейчас подавляющее большинство всех закупок в сфере строительства проводится посредством электронного аукциона.

Закупки в отношении уникальных, опасных и технически сложных объектов можно проводить через открытый конкурс. При этом установлено ограничение НМЦ контракта в размере 50 млн и 150 млн рублей соответственно для муниципальных и федеральных объектов. Если начальная цена контракта превышает эти значения, проводится конкурс с ограниченным участием.

Однако бывает так, что конкурс не состоялся. В этом случае заказчик может произвести закупку указанных выше работ путем запроса предложений. Также этот метод применяется в том случае, если контракт был заключен, но впоследствии расторгнут в одностороннем порядке.

Для небольших закупок в сфере строительства, НМЦ которых не превышает полумиллиона рублей, можно провести запрос котировок. Можно произвести закупку и у единственного поставщика, но со следующими ценовыми ограничениями: 100 тыс. рублей для муниципальных заказов и 500 тыс. рублей для федеральных.

Какие требования предъявляются к поставщикам

В общем случае заказчик предъявляет к участникам процедуры единые требования и указывает в документации, какие документы должны быть представлены. Учтите, что отдельные виды работ в строительной сфере могут потребовать свидетельство о допуске СРО. Рекомендуем ознакомиться с приказом Министерства регионального развития № 624, который содержит перечень таких допусков.

Следует внимательно ознакомиться с закупочной документацией — в ней должны быть перечислены все разрешения, допуски и лицензии, которые необходимо включить в заявку. Обратите внимание, что заказчик не имеет права требовать допуск, если он не предусмотрен для вашего вида деятельности.

Стоит также ознакомиться с содержанием постановления Правительства № 207, в котором содержатся требования к выдаче допуска. Следите за тем, чтобы при его выдаче были соблюдены все правила. Иначе заказчик может заметить, что СРО выдало допуск, закрыв глаза на какой-то незначительный факт, и на этом основании может отклонить вашу заявку.

Если заказчик включает в закупку разноплановые работы, они должны быть функционально и технологический связаны с объектом строительства. Если поставщик считает, что заказчик ограничивает конкуренцию, включая в одну закупку несвязанные работы, можно обратиться с жалобой в ФАС. Пример связанных работ — строительство здания и монтаж в нем лифтов.

Дополнительные требования

Проводя процедуру конкурса с ограниченным участием (для тех объектов, для которых это предусмотрено), заказчик указывает ряд дополнительных требований:

  • поставщики должны иметь опыт исполнения подобных контрактов, цена которых составляет не менее 20% от НМЦК объявленной закупки;
  • исполнитель должен иметь оборудование и объекты недвижимости, которые необходимы для исполнения контракта;
  • в штате поставщика должно быть определенное количество квалифицированных сотрудников (квалификация подтверждается документами).
Читайте также:  Способы переработки нефти доклад

В закупочной документации заказчик должен указать перечень документов, которыми участник сможет подтвердить свою квалификацию. Это могут быть, например, копии исполненных контрактов или перечень оборудования, которым располагает поставщик.

Обратите внимание, что заказчик может потребовать только те документы, которые он указал в техническом задании. Если он требует что-то сверх этого, то нарушает закон. Однако если какой-либо из документов вы не предоставите, заявка будет отклонена.

Уловки заказчиков

Не секрет, что порой заказчики желают ограничить конкуренцию с целью отдать закупку «своему» поставщику. Для этого они прибегают к различным ухищрениям, некоторые из которых рассмотрим ниже.

Некопируемая документация

Когда заказчик хочет осложнить поставщикам ознакомление с закупочной документацией, он размещает ее в формате, который нельзя скопировать. Например, в виде отсканированного документа, в том числе написанного от руки. Либо заказчик публикует документы в текстовом формате, но применяет форматирование, затрудняющее работу (разрывы страниц, нестандартные способы формирования таблиц и так далее). Учитывая сложность технической документации в строительстве, на обработку таких документов может уйти очень много времени. Недавно Минэкономразвития выпустило разъяснение, в соответствии с которым публикация технического задания в форматах, усложняющих поиск, копирование и обработку информации о закупке, является административным правонарушением.

Неадекватные требования

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние или неверные требования. Например, чтобы запутать поставщика, в техзадании указывают недействующие ГОСТы или характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях. Например, свойства строительных материалов, не указанные производителем в техпаспорте. В соответствии с разъяснениями ФАС, данными в письме № ИА/44536/16 от 01.07.16, устанавливать такие требования недопустимо.

Зачастую заказчики грешат тем, что указывают в ТЗ диапазонные значения какого-либо параметра, которые выходят за рамки нормативов. Например, ГОСТ на школьные парты устанавливает, что толщина стола должна быть не более 25 мм. Заказчик в закупочной документации указывает, что парты, которые он хочет закупить, должны иметь толщину 13–30 мм. При этом заявку участника, который предлагает парту толщиной 28 мм, заказчик отклоняет, поскольку она не соответствует ГОСТу. Важно знать, что указание значений вне параметров ГОСТ ФАС запрещает (упомянутое письмо № ИА/44536/16).

Словарные манипуляции

Правила русского языка едины для всех, но некоторые заказчики пытаются применять их по-своему. Так, в одной из закупок синонимы «около» и «примерно» употреблялись совершенно по-разному. Оба эти слова означали отклонение в пределах 10% от указанного значения, однако «около» – в меньшую сторону, а «примерно» – в большую. До этого невозможно догадаться, если не прочитать об этом в документации. Вот почему ее всегда следует тщательно изучать, а также заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Наличие скрытых требования

В одной из закупок строительных работ победивший поставщик был неприятно удивлен: прежде чем начать сооружение дороги, ему пришлось произвести очистку участка от произрастающих там кустов. Ничего подобного в документации не указывалось, и заказчик за это не заплатил. Чтобы не попадать в такие ситуации, желательно предварительно посетить место будущего проведения строительных работ.

Что делать, если замечено нарушение

Если вы заметили, что заказчик нарушает правила, обращайтесь к нему за разъяснениями. А если это не помогает – жалуйтесь в ФАС.

Важно помнить, что обращаться за разъяснениями нужно официально, ведь иначе заказчик может не ответить на ваш вопрос. Но даже если он очень подробно все расскажет в приватном телефонном разговоре, впоследствии от этих слов он может попросту отказаться. Если же запрос подан через ЕИС, заказчик обязан опубликовать ответ.

Источник

Оцените статью
Разные способы