- Как в походе безопасно перебраться на другой берег
- Виды переправ через реку
- Вброд
- Шаг 1. Визуальное определение мелководья.
- Шаг 2. Вычисление скорости реки.
- Шаг 3. Разведка.
- Шаг. 4 Переправа.
- По бревну
- Навесная переправа
- По камням
- Переправа по льду
- Алгоритм действий при падении человека под лед
- Заключение
- Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку
Как в походе безопасно перебраться на другой берег
Поход одного дня или многодневный — это всегда проверка на прочность. Причем с появлением опыта, хочется выбирать все более сложные маршруты. Поэтому рано или поздно вы столкнетесь с необходимостью пересечь водную преграду.
Виды переправ через реку
Существует несколько возможностей переправиться через реку. Какую выбрать, зависит от опытности группы или ее кураторов, а также от внешних факторов – рельефа, особенностей речки, погоды и т.д.
Вброд
Речная переправа — это настоящее испытание в походе, причем как для новичков, так и для опытных туристов. Каждый водоем уникальный, также при форсировании реки нужно учитывать много факторов, поэтому перед переходом, следует хорошо подготовиться и взвесить все «за» и «против».
Правила переправы через реку вброд.
Шаг 1. Визуальное определение мелководья.
На наличие брода могут указывать:
- рябь на поверхности,
- островки суши,
- расширение русла,
- перекаты,
- наличие тропинок местных жителей идущих к реке.
При этом важно исключить наличие в месте переправы водоворотов воды, торчащих коряг, застрявших деревьев, тины. Все это может сильно усложнить движение.
Также место должно быть удобно для спуска в воду и выхода на берег с другой стороны.
Шаг 2. Вычисление скорости реки.
Удобно определять скорость вдвоем. Первый человек стоит выше по течению, второй ниже. Расстояние между ними должно быть 10 м. Первый кидает в воду легкий предмет, например, шишку, второй в это время включает секундомер, как только шишка с ним поравняется, секундомер выключают и делают простейшие вычисления. Скорость будет равна величине от деления расстояния (10 м) на время (в секундах).
По тому же принципу возможно узнать скорость течения и в одиночку. Вбейте у воды колышек, отойдите выше по течению на 10 м. Бросьте шишку и включите секундомер. Когда шишка поравняется с колышком, секундомер нужно остановить. Для чистоты эксперимента и с учетом поправки на погрешность собственного глазомера желательно повторить операцию с шишкой до 5 раз. Затем вычислить среднее значение времени и только после этого рассчитать скорость.
Чем выше скорость, тем меньше глубина должна быть на мелководье. Т.е. при 1 м/с допустима глубина 1 м, при 2 м/с – 0,5 м. При большем течении, выбирайте другой способ переправы или ищите другой брод на реке.
Шаг 3. Разведка.
Самому опытному участнику похода следует провести разведку. Для этого нужен шест (не менее 2 м). Им прощупывают дно, кроме того, он служит страховкой от падения.
Важно! Шест нужно упирать в дно против течения, иначе его может снести потоком, а заодно и человека.
Через 30 метров по течению должны дежурить, умеющие плавать, участники, их цель подстраховать разведчика в случае его падения в воду. Вооружиться им нужно длинными палками, веревками, всем тем, что поможет вытащить человека.
Шаг. 4 Переправа.
После того, как первый участник прошел, за ним ровно по тому же месту должны идти остальные. Проходить водную преграду нужно в обуви.
У рюкзаков отстегните ремни на груди и поясе, также рекомендуется снять одну лямку. Если в условиях спокойной реки некоторые туристы пренебрегают этим правилом, то для горной реки и при высокой скорости течения, вопрос имеет особую остроту. При падении рюкзак может зацепиться за что-нибудь на дне или своим весом просто помешает вам быстро вынырнуть.
Переправа через горные реки вообще имеет свои нюансы. Часто это высокая скорость течения, холодная вода и непредсказуемое дно. Учитывая все это, не рекомендую пытаться перейти речку, если глубина свыше 1 м, а скорость более 1 м/с. Ищите места с пологим входом-выходом и самой низкой скоростью течения.
Если вы знаете, что по маршруту необходимо будет форсировать горную реку. Имейте ввиду, что на уровень речки могут влиять осадки, т.е. зная погоду можно скорректировать путь. Также помните, утром реки сильно мелеют, а к ночи наоборот наполняются водой.
По бревну
Чтобы организовать переправу по бревну, потребуется сноровка и опыт бывалых туристов.
В случае, когда деревья растут в непосредственной близости от реки, можно срубить дерево, и постараться его уронить, так, чтобы оно легло поперек речки. При этом нужно учитывать, что длина ствола должна быть на 2-3 метра больше, чем ширина реки. После того, как дерево упало, мешающие и крупные ветки нужно обрубить. Сделать это может опытный в походном деле участник. Он сидится на дерево, обхватывает его ногами и таким образом рывками постепенно передвигаться вперед. После того, как он окажется на другом берегу, необходимо посмотреть, требуется ли дерево дополнительно укрепить, чтобы оно не перекатывалось из стороны в сторону при переправе людей.
Если условия не позволяют спилить дерево и сразу сделать из него мост, придется искать подходящий ствол и нести его к месту перехода реки. Чтобы перекинуть конец бревна на противоположный берег понадобится командная, слаженная работа и выполнение следующих действий:
- положите ствол параллельно реке;
- привяжите к концу, который должен оказаться на другом берегу, две веревки. Длина каждой из них должна быть в 2 раза длиннее бревна;
- у основания бревна выкопайте неглубокую яму, она будет служить упором, чтобы бревно «не поехало», когда его поднимут;
- две группы людей должны развести веревки в стороны и потянуть за них так, чтобы конец ствола приподнялся;
- далее медленно бревно разверните, чтобы оно оказалось перпендикулярно речке и аккуратно положите.
Из использованных веревок можно сделать импровизированные поручни, для облегчения перехода по бревну, натянув их на нужной высоте. Даже если бревно толстое и устойчивое, проходить по нему нужно по одному.
Навесная переправа
Навесная переправа используется, когда высокая скорость течения у реки, а также если в группе, есть опытные товарищи, которые ранее уже таким образом переходили препятствие.
Главная задача, которую нужно решить – это как закрепить конец веревки на противоположном берегу. К концу веревки можно привязать камень, палку и попытаться перекинуть на другой берег так, чтобы камень зацепился там за что-нибудь. Удостоверьтесь, что веревка довольно крепко закреплена. Опытному участнику, придерживая ее, нужно будет перебраться на другой берег. Сделать это можно перейдя вброд или переплыв рек, но обязательно со страховкой. На противоположном берегу веревку следует уже хорошо натянуть и закрепить.
К основной веревке турист должен пристегнуться карабином, кроме того, карабином к нему пристегивается страховочный трос, на случай, если основная веревка оборвется.
Перемещение следует производить в горизонтальном положении. Если веревка натянута ровно по горизонту, то возможно двигаться головой вперед, в случае уклона, скатываться нужно вперед ногами.
По камням
Обычно много выступающих камней в горных речках с небольшой шириной. Чтобы не потерять равновесие и не поскользнуться при таком переходе, обязательно нужно страховаться шестом. Когда речушка совсем узкая, ее можно попробовать перепрыгнуть, опираясь на палку. В этом случае, сначала на другой берег перекиньте рюкзак, а затем перепрыгивайте сами.
Переправа по льду
Если природа не преподносит сюрпризов, в виде «европейских» зим, то зимой и ранней осенью на большей территории России, лед на водоемах обычно толстый и прочный. Но, тем не менее, расслабляться никогда не нужно. Поэтому рассмотрим правила переправы через замерзшие реки и водоемы.
Что должен сделать каждый участник? Расстегнуть крепления рюкзака. В идеале одеть его нужно за одну лямку, если совсем тяжело, то за две. В руки взять веревку и длинную палку (все это понадобится, если человек провалиться под лед). Расстояние между туристами должно быть не менее 5 м. При этом первым идет самый опытный человек, а за ним «след в след» все остальные. Не следует смеяться, активно беседовать – от группы требуется сосредоточенность и внимательность.
Алгоритм действий при падении человека под лед
Если один из участников провалился под лед, то остальным следует остановиться, сохраняя дистанцию между собой, и снять рюкзаки. Ближайший к нему человек должен проанализировать ситуацию и кинуть упавшему конец веревки, стараясь вытянуть его на лед. Близко не следует подходить. Приблизиться к упавшему можно ползком, если становится ясно, что сам из воды на лед он не выберется. Здесь поможет шест, так как на него будет легче опереться и выползти на лед.
Если при падении уцелел рюкзак, то нужно помочь от него освободиться, и только потом ползком выбираться подальше от полыньи. Все это проделывается лежа на животе.
Даже если кажется, что беда миновала, не спешите вставать и продолжайте соблюдать дистанцию.
Следующим важным этапом будет поскорее выбраться на берег и согреть упавшего под лед. Здесь также важна слаженная работа команды, пока одни переодевают пострадавшего, другие должны быстро разжечь костер, приготовить теплое питье, разложить палатку, чтобы утеплить товарища и уложить его отдыхать в спальник.
Первое время необходимо следить за состоянием здоровья потерпевшего, при необходимости дать ему лекарства от простуды. Если состояние совсем плохое, идти до ближайшего населенного пункта за врачебной помощью.
Двигаться группа сможет только, когда будет ясно, что человек здоров и может продолжать поход.
В походе безопасность наиважнейшая тема. Особенно, если речь идет о соло-путешествии: «Поход в одиночку – что нужно знать о безопасности».
Заключение
Даже спокойная с виду речка может таить опасности в виде ям на дне, камней, тины. Если вы идете в поход с опытными наставниками, следуйте всем указаниям и советам. Когда в группе нет достаточно опытного куратора или вы одиночный турист – не берите на себя ненужные риски и лучше измените маршрут.
Источник
Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку
Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…
Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.
Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.
Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.
Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:
- завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
- прижим – особенно прижим с подводным гротом;
- крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
- гряда камней типа «порог»;
- большие подводные камни, расположенные грядой;
- воронки;
- высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
- низкая температура воды.
Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.
Переправляться через реку вброд следует только обутым и одетым, но без рюкзака и прочих громоздких вещей. Переправить их на противоположный берег можно следующим образом: найти брод, произвести разведку дна, привязать на берегу веревку, перейти с ее свободным концом на противоположный берег и закрепить ее там. Потом следует вернуться, с помощью карабина или свободного узла привязаться к веревке с целью страховки, и уже с вещами переправиться обратно. Если переправляется группа людей – передвигаться вдоль веревки нужно колонной или попарно, друг за другом, приставным шагом. Во главе колонны должен идти самый сильный и опытный участник группы.
Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.
Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.
Источник