О способе орфографического действия
статья по логопедии на тему
О способе орфографического действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sposobe_orfograficheskogo_deystviya.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
О способе орфографического действия
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-3 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показали, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50 %. Что такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции однозначно обозначается буквой по слуху (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании. В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением и звук (У), сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и (в), (вь), а также все согласные звуки перед другими согласными (кроме сонорных и (в), (вь). А теперь попробуем разобраться, как же применить знание признаков слабых и сильных позиций на примере. Запишем четыре строчки стихотворения: Ветерок спросил пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: « Золотые руки растят». На знаки препинания, кавычки, прямую речь ученик в данном случае внимания не обращает и за орфограммы знаки препинания не считает, так как это относится к пунктуации, а не к орфографии.) Посчитаем, сколько орфограмм в этих строчках? Более 30. И это почти только орфограммы слабых позиций. А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В.В. Репкин определяет её как «элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно». Сколько орфограмм должен знать младший школьник к моменту окончания 3 класса? Но всё дело ещё в том, что эти орфограммы и правила разрознены и не составляют единой системы. В развивающем обучении русскому языку все орфограммы выстроены в систему, и ребёнок легко ориентируется, какая орфограмма должна быть, проверена. В любом тексте основную массу составляют орфограммы, связанные с выбором буквы для обозначения звука в слабой позиции (до 80%). Что же происходит на практике, почему учащиеся допускают так много орфографических ошибок в своих работах? Представим себе первоклассника, ещё очень любознательного и придирчивого. У него на каждом шагу вопрос: какую букву писать? Спрашивать у учителя написание каждой буквы нельзя, а написать очень хочется правильно. Ребёнок сам делает выводы из своего небольшого опыта: он видит, что многие слова пишутся не так, как слышатся и произносятся, а конкретных (доступных) способов решения возникающих в его голове орфографических задач у него пока нет. Вот и пишет, в лучшем случае надеясь на память и звучание, в худшем – на «авось». А тем временем учитель изучает на уроках правописание гласных в корне, ребёнок гласные в корне пишет по правилу, а согласные – наугад. Когда же учитель начинает изучать согласные в корне, про гласные дети уже забыли, пишут согласные по правилу, а гласные- уже наугад. Кроме, когда по правилам пишут буквы в корне, наугад пишут окончания и наоборот. Почему? Что должен делать ребёнок, чтобы записывать слова орфографически правильно? На этот вопрос тоже есть ответ. Чтобы безошибочно записать слово, ребёнок должен выполнить орфографическое действие. Что есть это действие, каковы его шаги? Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из чего (каких шагов – этапов) складывается это действие? Самое главное – ребёнок должен видеть (найти) орфограмму, а для этого необходимо знание признаков сильных и слабых позиций. Способность выделять в словах «ошибкоопасные» места – есть умение оценивать возможность обозначать звуки буквами («слабые позиции пропускаю, ставлю чёрточку, сильные пишу по правилу или по слуху»). Не нужно лишать ребёнка этого шага орфографического действия. Второй – шаг «определяю в какой части слова находится орфограмма» (ребёнок должен знать состав слова). Третий шаг – «проверяю слабую позицию способом : измени слово или подбери слово с той же морфемой в сильной позиции». Четвёртый шаг – «действую по закону русского письма, т. е. обозначаю звук в слабой позиции по звуку всильной позиции в той же же части слова». Таким образом, орфографическое действие в целом – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам. Литература: П.С. Жедек «Вопросы теории и методики обучения фонетики, графике, орфографии». В.В. Репкин «Организация развивающего обучения русскому языку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\’н\’] и способы её решения»Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно .
Из опыта рвботы.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.
Упражнения, используемые на уроках русского языка и литературного чтения для развития орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов.
Мастер-класс был показан на городском семинаре по теме » Изучение словесности и формирование учебной культуры лицеистов». Включает в себя конспект урока, технологическую карту урока и презентацию.
Источник
Приемы формирования орфографического действия как основы языковой компетенции
Неотъемлемой задачей начального обучения родному языку является формирование у детей языковой компетенции, составляющей необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения. Начальная школа — это старт всей школьной жизни ребенка. Здесь надо признать верность пословицы: “Мудрым никто не родился, а научился” тем более для такого трудоемкого, беспокойного дела, которое закладывается, цементируется в маленьком человеке на всю его последующую жизнь. Все мы, учителя начальных классов, твердо знаем: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Знаем и ищем причины появления ошибок, пути их искоренения. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.
Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
В развивающем обучении (система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) такой задачей является разграничение сильных и слабых позиций фонемы, которая дает возможность определить общий принцип построения буквенной записи слова (фонема обозначается буквой, соответствующей звуку, представляющему фонему в сильной позиции) и умение писать с пропусками орфограмм слабых позиций. Это обеспечивает ученику возможность самостоятельно ставить перед собой непосредственно в процессе письма широкий круг задач, связанных с обозначением фонем (звуков) в слабых позициях. Вместе с тем складываются предпосылки для выяснения способов решения орфографической задачи. В начальных классах мы находим три таких способа:
- По орфографическому словарю.
- По основному закону русского письма: путём изменения слова или подбора родственных слов.
- По специальному правилу.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. В развивающем обучении мы используем письмо с пропусками “дырками”на месте орфограмм слабых позиций. В процессе обучения учимся заполнять пропуски, т.е. решать орфографическую задачу.
Самым простым и естественным способом решения орфографической задачи является обращение к достоверному орфографическому образцу (в частности, к орфографическому словарю). Во втором классе при обучении работе со словарём можно использовать метод решения проектных задач.
В системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова создаются проектные задачи – комплекс заданий, объединённых одной темой, которые помогают восполнить дефицит формирования функциональных умений школьников. Цель проектной задачи раздвинуть границы учебного предмета, помочь в формировании компетентности, а иногда – диагностировать её наличие в какой-то одной области или нескольких.
А.Б.Воронцов в своей статье «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения» пишет: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, приближенных к реальным…Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема, макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Проектная задача: «Работа со словарными словами», 2 класс.
Цели:
- формирование навыков группового взаимодействия при решении проектной задачи;
- увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект за счет использования ряда приемов формулирования заданий для учащихся при сохранении тенденции постепенного увеличения роли детей в проведении данного этапа урока;
- повышение интереса не только к изучаемому слову, но и к языку в целом.
- углубление и расширения знаний детей об окружающем мире, способствующее лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.
Задачи:
- Развивать общеучебные умения ребёнка: классифицировать, планировать работу, анализировать, выделять существенное, фиксировать найденные решения, работать со справочным материалом.
- Учить составлять ребусы, кроссворды.
Продукт: алгоритм работы со словарём, интересные способы запоминания словарных слов.
I этап — работа в группах
Задача: Ребята, к нам в город приехал мальчик Ягами Лайто из Японии. Он немного умеет говорить по-русски, знает буквы, умеет читать, но грамотно писать не может. Он узнал, что при написании слов можно пользоваться словарём. В библиотеке ему предложили несколько словарей, а вот какой выбрать словарь и как им пользоваться, чтобы правильно написать слово, он не знает. Помогите ему!
1 задание: из предложенных словарей выберите те, с помощью которых можно проверять орфограммы слабых позиций; докажите своё мнение.
2 задание: найдите в словаре слово [сас,эт], запиши весь путь пошагово как вы искали (какое действие делали первое, какое второе и т.д.)
II этап (групповая работа)
Ребята, вы научили Ягами Лайто пользоваться словарём, но ведь словарь всегда носить с собой не будешь. Он знает, что есть разные способы, чтобы быстрее запомнить слова. Помогите Ягами Лайто выучить словарные слова за 2й класс.
1 задание: перед вами список всех словарных слов за 2й класс, подумайте в какие группы можно объединить все эти слова, создайте страничку собственного словарика.
2 задание: используя приём «уярчения» выделите орфограммы слабых позиций в одной из выбранных групп.
3 задание: Придумайте интересные приёмы работы со словарными словами, которые помогут вам запомнить эти слова.
Словарная работа приобретает особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся на последующих уроках русского языка. “Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” — писал известный ученый-методист А. В. Текучев.
Этапы словарной работы можно представить так:
- семантизация слова
- актуализация слова
- использование слова в речи.
Активизация словаря — одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. С целью активизации словаря, дальнейшую работу со словарными словами можно представить в виде следующих основных этапов:
1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
- контекста;
- подбора синонима или антонима;
- оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
- описательного оборота.
Мои учащиеся заполняют специальные карточки по исследованию слова, в которых есть такие разделы:
- лексическое значение (толкование),
- этимология (происхождение),
- работа со словом (разделите на слоги, поставьте ударение, напишите транскрипцию, подберите однокоренные слова, составьте предложение),
- подбор пословиц, поговорок с данным словом.
2. Чтение и запись слова: работа над орфоэпией и орфографией. На этом этапе учащиеся предлагают свои интересные способы запоминания словарных слов: ребусы, кроссворды.
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме: «Кто больше?», «Назови одним словом», «Расшифруй слова», различные тесты.
Освоив проверку по словарю, у учащихся возникает стремление научиться проверять орфограммы самостоятельно, что подводит их к открытию общегоспособа решения орфографических задач. Этот способ заключается в нахождении сильной позиции фонемы. Выясняем, что установленный принцип письма определяет написание, как корней, так и аффиксов, ученики осознают всеобщность этого принципа, который они формулируют как законрусского письма. Вместе с тем такой же всеобщий характер приобретает и вытекающий из этого принципа (закона) способ решения орфографической задачи (приведение фонемы к сильной позиции в той же значимой части слова: слово поиск – проверочное для всех слов с приставкой «по» в слабой позиции, дубовый – для слов с суффиксом «ов» и т.д.). Значительно расширяются и возможности учащихся самостоятельно решать орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия в соответствии с условиями этих задач.
При формировании орфографической зоркости и отработки способов невозможно обойтись без заданий на формирование контрольно-оценочных действий. Эффективно использовать такие:
- Проверь и исправь ошибки: (И ручийки в тини лисной чуть въются сонною валной).
- Методика «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ»
Методика «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ» применяется после изучения способа проверки орфограмм в корне.
Софизмы – это умышленно ложные размышления, формально кажущиеся правильными. Способность обнаружить и опровергнуть псевдологическое рассуждение есть яркое свидетельство самостоятельности мысли.
В качестве материала методики «орфографические софизмы» избран способ орфографического действия, который с особой тщательностью отрабатывается на протяжении всего начального обучения языку: способ проверки корневых орфограмм. В предлагаемых орфографических софизмах способ проверки корневых орфограмм неправомерно распространён на орфограммы вне корня. Ребёнку предлагается либо согласиться с таким внешне убедительным, но по сути неверным способом орфографического действия, либо опровергнуть его. Методика применяется на протяжении всего начального обучения. Тексты заданий пишутся и на доске, и на листе для каждого ученика. Каждое задание представляет собой мини-диалог учителя и учеников. В диалоге последнее слово принадлежит ребёнку: ученик должен высказать свою точку зрения.
- Учитель: Вставьте пропущенную букву в слове КОЗ_ЧКА.
Коля: проверочное слово козА, пишу А.
Учитель: Кто хочет оценить Колин ответ?
Я: _______________________________________
Если ребёнок в своей «оценке Колиного ответа» обращает внимание только на результат и пишет, например, так: «Коля правильно подобрал проверочное слово, но в слове козочка, нужно писать букву О. Проверочное слово КОЗОЙ». За грамотность такого ученика беспокоиться следует меньше, чем за его умение рассуждать логически. А вот о том, что у ребёнка складывается самостоятельное мышление, могут сказать такие ответы, в которых есть указание на ошибочный способ действия: «Так проверять нельзя, орфограмма не в корне» или «В проверочном слове ударение падает на окончание. Нельзя орфограмму в суффиксе проверять с помощью окончания»
- Учитель: Проверьте безударную гласную с слове РЫБ_ЛОВ.
Вася: Проверочное слово РЫБАК. Пишу А.
Учитель: Как ты считаешь, Вася правильно ответил?
Я: _______________________________________
В этом задании, как и в предыдущем, ориентация ребёнка на результат решения орфографической задачи свидетельствует о недостаточной самостоятельности ученика в решении таких задач. О самостоятельности можно судить только в том случае, когда ребёнок характеризует способ действия: «Безударная гласная между корнями. Её нельзя проверить с помощью однокоренных слов»
- Учитель: Спишите словосочетание: Л_ТАЕТ БАБОЧКА. Проверьте орфограмму.
Анна: Пишется Е, проверочное слово – лето.
Я: _______________________________________
Это задание помогает различить формальную ориентацию на результат решения задач и содержательную ориентацию на способ их решения. Следующая задача построена по тому же принципу, но в более грубом варианте.
Примеры софизмов обычно я беру из детских работ. При работе над ошибками ученики объясняют орфограммы, «интересные» объяснения — софизмы обычно выписываю и разбираю на уроках (приложение 1).
Для того чтобы учащиеся могли выполнять такие задания, они должны чётко выполнять алгоритм проверки орфограмм слабых позиций:
- Выделить орфограммы сильных и слабых позиций
- Определить с какой части слова находится орфограмма
- Применить один из способов проверки.
Ещё одним из средств повышения качества усвоения орфографических и пунктуационных норм является специальным образом организованное списывание текстов:
- Прочитай высказывание
- Повтори
- Подчеркни орфограммы слабых и сильных позиций
- Прочитай орфографически
- Повтори орфографически
- Запиши, диктуя себе орфографически
- Подчеркни орфограммы слабых и сильных позиций
- Контроль: сверь все подчёркнутые орфограммы с напечатанным текстом.
Хорошая поддержка решения орфографической задачи — компьютер. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации, тесты и с успехом использую их на различных типах уроков.
Таким образом, учащиеся овладевают орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа русского письма. Процесс организации формирования навыков грамотного письма должен осуществляться наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения. Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников должен включать в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.
Источник