Как выбрать способ обучения

Как учиться эффективнее: гид по формам обучения

Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.

Почему формы обучения важны

Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.

При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.

Глобально все обучение бывает:

  • формальным — изучение теории;
  • социальным — обучение через взаимодействие с другими людьми;
  • практико-ориентированным — через действие или решение новых задач.

Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.

Обучение в сообществе

Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.

Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.

Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.

Вот несколько вариантов обучения в сообществе.

  • Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.

Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.

  • Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.

Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.

  • Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.

Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.

Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:

«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.

В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.

Участие в мастермайнде учит:

  • слышать и слушать других;
  • доверять окружающим и процессу;
  • разбивать большие задачи на маленькие шаги;
  • брать ответственность за реализацию поставленных целей;
  • помогать другим;
  • развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.

Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.

Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»

Иммерсивное обучение

Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.

«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.

Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.

Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.

Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.

О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:

«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.

Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.

Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.

При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».

Обучение на рабочем месте

Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.

Читайте также:  Как вывести глистов домашними способами

Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.

Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:

  • Бадди-система — старший товарищ сопровождает новичка, пока тот адаптируется в компании. Он помогает погрузиться во внутрикорпоративные процессы и знакомит коллегу с коллективом.
  • Наблюдение за коллегами — например, можно слушать совещания других руководителей, чтобы определить и перенять успешные стратегии.
  • Направленная рефлексия — вопросы к себе и собственному развитию.

Менторинг и коучинг

Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:

  • добровольный стиль работы;
  • ментор старается выслушать и вникнуть в суть запроса или помочь сформулировать запрос менти;
  • ментор поощряет самостоятельность;
  • у ментора не всегда есть готовые ответы на все вопросы;
  • менти принимает ответственность за собственное развитие и на равных управляет процессом.

Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:

  1. Установочная встреча — ментор и подопечный определяют цели развития, согласуют план активностей, определяют принципы работы.
  2. Развивающие активности — проходят встречи один-четыре раза в месяц, на которых разбирается запрос менти, его кейс или вопрос. На этом этапе ментор делится своим опытом, дает обратную связь, направляет и поддерживает, а менти составляет план дальнейших действий.
  3. Подведение итогов — финальная встреча, на которой ментор и менти обсуждают прогресс в обучении и дают друг другу обратную связь.

Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.

Источник

Методические рекомендации для преподавателей: Как выбрать методы обучения

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

Методические рекомендации для преподавателей:

«Как выбрать методы обучения»

Составила: методист Сукшина Ю.В.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника медицинского техникума являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается. С этой целью необходимо правильно подходить к выбору методов обучения.

Понятие метод обучения. Классификация методов обучения

«Метод — это путь к цели,

отрегулированная по определенному

направленная на достижение

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения студентами определенного содержания учебного материала.

Метод – это способ работы педагога и обучающегося, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками; формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако отмечается, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

На основе анализа современной методической литературы можно выделить три основные группы методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа методов:

2 группа методов

3 группа методов

Приведенные в таблице методы могут использоваться как изолированно, так и комбинированно. Например, на занятиях сочетаются методы индивидуального и фронтального опроса (несколько студентов отвечают на вопросы письменного теста, и одновременно проводится индивидуально устный опрос с демонстрацией объектов).

Характеристика методов по Ю.К.Бабанскому

словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа, объяснение)

Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

Лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение и т.д.); используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Беседа — это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Различают виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы.

наглядные (иллюстрация, демонстрация и др .), Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Эти методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Их можно разделит на две группы:

Метод иллюстраций предполагает показ обучаемым иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, видеофильмов и пр.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер индивидуального пользования

практические (упражнения, лабораторные работы, практические работы и др.), Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

Метод упражнений состоит в том, что обучающиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

Читайте также:  Органическая химия способы получения алканов

Метод лабораторных работ состоит в том, что обучающиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами учебного заведения.

В системе СПО широко применяются следующие методы обучения

Индукция и дедукция (логические аспекты)

Индуктивный метод — изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений.

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнения упражнений, постепенно подводя студентов к обобщениям, определению понятий, формулированию законов.

Усваивает вначале частные факты, затем делает выводы и обобщения частного характера.

Ставит перед студентами проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщения.

Самостоятельно размышляет над фактами и делает доступные выводы и обобщения.

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.

Воспринимает общие положения, формулы, законы, а затем усваивает следствия вытекающие из них.

Репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному)

Сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что определенные умения и навыки приобретаются и формируются путем многократного повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность обучающихся — в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед обучающимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а обучающиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ; Одной из важных задач обучения является формирование у обучающихся умения и стремления к самостоятельной учебной работе по углублению и расширению научных знаний, развитию своих умственных способностей и творческих задатков

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Игра — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых обучающимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы обучающийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение обучающихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

создание ситуаций успеха в учении, одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе.

разъяснение — это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (например, изучение геометрических теорем).

поощрение и порицание обучающихся;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

методы устного контроля и самоконтроля в обучении, осуществляется путем опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляется определенный балл, который показывает осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний

методы письменного контроля, осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

лабораторный контроль, направлен на проверку умений обучающихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

машинный контроль, осуществляется при наличии контролирующих программ, применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

самоконтроль, предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Активные методы обучения

Настоящий специалист должен уметь делать правильные расчеты, анализировать производственные ситуации, делать соответствующие выводы, принимать решения, контролировать результаты своего труда. Для этого необходимо овладеть профессиональными умениями и навыками, практическим опытом. А для того, чтобы выработать соответствующие навыки, необходимо неоднократное выполнение определенных действий: задач, расчетов, анализа ситуаций. Именно поэтому соотношение временных объемов теоретической практической подготовки в средних специальных учебных заведениях составляет 1:1.

Задача преподавателя – так разработать методику проведения, содержание практических занятий, чтобы они полностью охватывали весь изученный материал, были максимально приближены к производственным условиям.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Читайте также:  Резисторы способы соединения резисторов последовательное параллельное смешанное

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Практические занятия — метод активного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Практические занятия по любой учебной дисциплине — это коллективные занятия. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, открыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображения.

Критерии выбора методов обучения

Преподаватели с богатым опытом работы могут легко варьировать используемые методы обучения опираясь на профессиональную интуицию и реакцию студенческой аудитории. Для тех, кто начинает свою преподавательскую деятельность или пытается найти способы повышения результативности проводимых занятий, рекомендуется использовать предлагаемую таблицу в качестве опорной схемы при выборе методов обучения.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

При формировании теоретических и фактических знаний

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Для развития практических умений и навыков.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.

Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.

Когда правильно оформлен интерфейс.

Когда студенты готовы к выполнению практических заданий.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель хорошо владеет этим видом словесных методов.

Когда преподаватель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому

Когда преподаватель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для формирования знаний, умений и навыков.

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание темы слишком сложно или весьма просто.

Когда материал имеет средний уровень сложности.

При каких особенностях студентов рационально применять этот метод.

Когда студенты еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

Когда студенты подготовлены к проблемному изучению данной темы.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Здесь проблемные методы могут применяться студентами избирательно.

Когда преподаватель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения.

При решении, каких задач этот метод применяется особенно успешно.

Для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему.

Для развития умения осуществлять умозаключения от общего к частному, развития умения анализировать явления.

При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.

Когда содержание изложено индуктивно или его следует изложить так.

Когда содержание темы изложено дедуктивно или его следует изложить так.

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.

Когда студенты подготовлены к индуктивным рассуждениям или затрудняются в дедуктивных рассуждениях.

Когда студенты подготовлены к дедуктивным рассуждениям.

Какие возможности должен иметь преподаватель для использования данного метода.

Когда преподаватель владеет индуктивными методами

Когда преподаватель владеет дедуктивными методами и имеет соответствующие дидактические разработки.

Соответствие целям и задачам обучения.

Соответствие содержанию изучаемой темы.

Соответствие учебным возможностям студентов: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения (техническая оснащенность, наглядность).

Соответствие возможностям самих преподавателей (профессиональная компетентность, выбор образовательной концепции или технологии обучения, личностные качества).

Анкета для самоанализа при выборе метода проведения занятия

Для обеспечения адекватного выбора основного метода организации учебной деятельности перед составлением конспекта занятия предлагаем преподавателю заполнить данную анкету, позволяющую учесть все исходные данные на этапе от постановки цели урока до получения планируемого результата.

Уровень подготовленности группы к проявлению самостоятельной исследовательской деятельности в рамках изучения темы занятия.

К какому типу по классификации урочной формы деятельности относится Ваше занятие: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок? Исходя из цели и типа занятия, выберите основной метод (или методы) и вспомогательные методы, которые необходимы для достижения максимального результата.

Соответствие имеющимся условиям (методическая и техническая оснащенность, наглядность) и отведенному времени обучения (возможность за имеющееся количество часов достичь требуемого результата выбранным методом).

Соответствие собственных возможностей (как преподавателя) для эффективного применения данного метода (профессиональная компетентность, выбор образовательной концепции или технологии обучения, знание контингента и его психологических особенностей, личностные качества).

Какими критериями Вы планируете пользоваться при оценке результативности проведенного занятия?

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.

Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные компетенции.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Без продуманной и тщательной организации практических занятий, как одной из форы активного обучения, невозможно воспитать грамотного, востребованного на рынке труда специалиста. Рациональная организация проведения практических занятий, разнообразие форм их проведения, наличие конечного результата, делает их более привлекательными для студентов, не превращает в пассивных слушателей, активизирует и побуждает к деятельности, к получению результата. Благодаря практическим занятиям выпускники средних специальных учебных заведений зачастую являются более подготовленными к практической деятельности, чем аналогичные специалисты с высшим образованием.

Источник

Оцените статью
Разные способы