7.Контроль:
Как вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения жизненно важных потребностей человека?
Почему сестринское дело называют круговым и циклическим процессом?
Назовите пять этапов сестринского процесса?
Чем отличается сестринский диагноз от врачебного диагноза?
Что может помочь для правильной формулировки сестринского диагноза?
Назовите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение?
Что является целью сестринского процесса?
Что входит в понятие «план сестринских вмешательств»?
Методы сестринских вмешательств
10. Принципы ведения сестринской документации
11. Какие формы лекарственных средств Вы знаете?
12. Назовите виды лекарственных средств?
13. Какие пути введение лекарственных препаратов Вы знаете?
14. В чем преимущество энтерального применения лекарственных препаратов?
15. В чем преимущество парентерального применения лекарственных средств?
16. Назовите виды лекарственных средств?
17. Правила обращения с наркотическими препаратами?
18. Как проводится раздача больным лекарственных препаратов?
1. Сестринское обследование включает в себя сбор информации, который носит:
Субъективный характер, объективный характер
2.В объективный метод не входит:
измерение роста пациента
определение массы его тела
измерение артериального давления
АО «Медицинский университет Астана»
Форма № РП-индекс кафедры
сбор информации о развитии болезни
3.Второй этап сестринского процесса завершается
оценкой результатов лечения
реализацией планируемых действий
4.Сестринский процесс состоит из скольких этапов?
5.Физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде входят в состав:
6.Снижение артериального давления называют:
7.Какой метод включает в себя сестринское обследование:
8.Проблемы пациента делятся на ….
существующие и потенциальные
9.Проблемы, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени:
10.Пример формулировки сестринского диагноза.
АО «Медицинский университет Астана»
Форма № РП-индекс кафедры
Артериальная гипертония 3 степ, ГОВР, гипертрофия левого желудочка
ХОБЛ. хронический обструктивный бронхит, стадия обострения
Острый трансмуральный инфаркт миокарда, острый период
Ответы: 1-А, 2-Е, 3-А, 4-В, 5-В, 6-Д, 7-Д, 8-Д, 9-В, 10-С
1.Лекарственные средства не применяются для:
А. диагностики заболеваний
В. профилактики заболеваний
С. лечения заболеваний
Е. лечения осложнений
2. Этиотропное использование лекарств:
А. направлено на устранение причин возникновения заболеваний
В. влияет на звенья механизмов формирования заболеваний
С. воздействует на отдельные симптомы болезни
D. восполняет дефицит различных БАВ в организме
Е. Повышение иммунитета
3.В соответствии с токсикологическими группами в список А входит:
А. ядовитые средства
D. ядовитые и наркотические
Е. Препараты крови
4.Запасы наркотических веществ не должны превышать:
5.Термолабильные препараты должны храниться в:
А. на открытом месте
С. в холодильнике
Е . на сестринском посту
6.Ответственность за хранение, расход и правила выдачи лекарств списка «А» и «В» несет:
АО «Медицинский университет Астана»
Источник
Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство
В сестринской практике цель — это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по определённой проблеме пациента.
Требования, предъявляемые к целям:
- Цель должна соответствовать поставленной проблеме.
- Цель должна быть реальной, достижимой, диагностичной (возможность проверки достижения).
- Цель должна быть сформулирована в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
- Цель должна быть сосредоточена на пациенте, то есть должна формулироваться «от пациента», отражать то существенное, что получит пациент в результате сестринского вмешательства.
- Цели должны быть конкретными, следует избегать расплывчатых общих формулировок («пациент будет чувствовать себя лучше», «у пациента не будет дискомфорта», «пациент будет адаптирован).
- Цели должны иметь конкретные сроки их достижения.
- Цель должна быть понятна пациенту, его семье, а также другим медицинским работникам.
- Цель должна предусматривать только положительный результат:
— уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры;
— расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;
— изменение отношения к своему здоровью.
Виды целей
Структура цели
исполнение критерий условие
(действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)
Например, пациент пройдет (1) с помощью костылей (3) 7 метров на восьмой день (2).
Четко сформулированные цели ухода сестринского ухода позволяют м/с составить план по уходу за пациентом.
План — это письменное руководство, предусматривающее последовательность и фазность сестринских вмешательств, необходимых для достижения целей ухода.
Стандарт плана по уходу – базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации. Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здравоохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».
Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий м/с, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.
· преемственность сестринского ухода (координирует работу сестринской бригады, помогает поддерживать связь с др. специалистами и службами);
· снижение риска некомпетентного ухода (позволяет контролировать объём и правильность оказания сестринской помощи);
· возможность определения экономических затрат.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьёй.
4 этап СП – сестринское вмешательство
– это категория сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения целей ухода, производятся вплоть до завершения.
Цель: Сделать все необходимое для выполнения плана ухода за пациентом.
Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.
Основные категории удовлетворения потребностей пациента:
1. – пациент не может осуществлять самоуход;
2. – пациент может осуществлять самоуход частично;
3. – пациент может осуществлять самоуход полностью.
В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:
1 – полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние, запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);
2 – частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);
3 – консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).
Типы сестринских вмешательств:
Зависимые | Независимые | Взаимозависимые |
Требуют указаний врача, но д.б. использованы знания и навыки м/с | Осуществляются по собственной инициативе, м/с руководствуются собственными соображениями | Совместная деятельность м/с с др. специалистами системы здравоохранения или социального обеспечения |
5 этап СП – оценка результата
– это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.
Цель: Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)
Процесс оценки включает;
1 – определение достижения цели;
2 – сравнение с ожидаемым результатом;
3 – формулировка выводов;
4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.
Реализация каждого пункта плана по уходу за пациентом приводит в общем случае к новому состоянию пациента, которое может быть:
— лучше прежнего состояния
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого — каждый час.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.
К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:
— прогресс в достижении целей;
— ответная положительная реакция пациента на вмешательство;
— соответствие полученного результата ожидаемому.
Если же, цель не достигнута, необходимо:
— Выявить причину – поиск допущенной ошибки.
— Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.
— Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи
- Как вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения жизненно важных потребностей человека? Приведите примеры связи проблем пациента, требующих вмешательства сестры, с нарушением удовлетворения потребностей его организма в ситуации болезни.
- Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим процессом?
- Охарактеризуйте различия традиционного и современного подхода к организации сестринской помощи пациенту.
- Правильно ли сформулирована цель сестринского вмешательства: медсестра обеспечит полноценный сон пациента? Приведите свой вариант.
- Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медицинской сестры?
Источник
Здоровье человека
Лечение, диагностика и профилактика
Основы сестринского дела часть 2 — СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПАЦИЕНТА
Согласно реформе сестринского дела, в России определены четыре уровня деятельности медицинской сестры:
1) укрепление здоровья пациента;
2) профилактика заболеваний и травм;
3) реабилитация утраченных или нарушенных функций организма;
4) облегчение страданий пациента.
Таким образом, медсестра в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с больным человеком, но и с практически здоровым. Основной целью медсестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни в болезни или здоровье, иначе говоря, соз- J дание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.
В связи с этим возникает необходимость дать четкое, понятное медсестре определение состояний здоровья, комфорта. Необходимо также конкретизировать понятие ухода: с чего необходимо начинать, какова его последовательность.
Итак, здоровье — это динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком потребностей.
Потребность — это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние дискомфорта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потребности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетворении данной потребности.
Комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Так как сестринский уход — это создание пациенту комфорта, то, другими словами, это создание условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.
УХОД -» КОМФОРТ -> УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворе-
ния какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт обеспечивает удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ и ВЫДЕЛЯТЬ. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением в удовлетворении этих потребностей: у пациента возникает изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и так далее. Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента и повлиять на нее (это может только врач), а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.
Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.
Теперь мы должны конкретно определить, какие потребности мы имеем в виду. Их у человека очень много, они разные, в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Выделяют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека, независимо от каких-либо условий. Эти потребности называются ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ, или УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.
Существует несколько классификаций потребностей человека. Например, классификация Орэм, Рой, Маслоу.
Наиболее простой, удобной для нас, в данных условиях, является классификация основных жизненно-важных потребностей по А.Маслоу.
Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:
5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ
7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ
8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ
9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
13. ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
14. ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ
Маслоу расположил 14 основных жизненно-важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения от низших физиологических врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды.
Пирамида выбрана не случайно, так как это здание с очень большим и прочным фундаментом. Маслоу расположил в основании пирамиды низшие физиологические потребности, так как они являются основой, фундаментом жизни человека.
Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:
Человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:
5. СПАТЬ, ОТДЫХАТЬ
7. ОДЕВАТЬСЯ, РАЗДЕВАТЬСЯ
8. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ
9. ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ, или БЫТЬ ЗДОРОВЫМ
10. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ
Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.
И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Подробную характеристику каждой потребности см. ниже.
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N 1), и мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.
Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
Если проанализировать жизнь каждого из нас, то мы увидим, что несмотря на то, что потребности у каждого человека и у всех людей одинаковы, способ их удовлетворения у всех разный. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни. Образ жизни зависит от:
1) возраста человека;
2) социокультурного окружения человека; 3)экологии;
4) знаний, умений, желания и здоровья человека.
Рассмотрим подробно каждый пункт.
1) Человек в своем развитии проходит несколько периодов от младенчества до старости, и в каждый период способ удовлетворения потребностей у него будет разный. Например: потребность ЕСТЬ ребенок грудного возраста удовлетворяет, употребляя в пищу молоко матери через определенные интервалы времени, а у человека в зрелом возрасте периодичность приема пищи и качественный состав пищи будут совершенно другими.
2) Под социокультурным окружением понимают общество, в котором живет человек (семья, коллектив на работе, в школе и т.д.), с его традициями, законами, культурой. Это общество обучает человека образу жизни, оно оказывает на образ жизни огромное влияние, которое может быть как отрицательным, так и положительным. Например: в одной школе занятиям спортом уделяют большое внимание, а в другой к этому относятся формально. Поэтому у учеников этих школ сформируется соответствующее отношение к спорту. Другой пример: на многих предприятиях ведется активная борьба с курением и алкоголем, а на других предприятиях на это не обращают никакого внимания, и человек, попадая в то или иное общество, приобретает опыт удовлетворения основных жизненно-важных потребностей, присущий данному обществу.
3) Экологическая обстановка, окружающая человека, также оказывает влияние на способ удовлетворения его потребностей, т.е. на его образ жизни. Например потребность ДЫШАТЬ: один человек живет в сельской местности и дышит чистым воздухом, а другой — в крупном промышленном городе, где во вдыхаемом воздухе находится много вредных для здоровья веществ.
Способ удовлетворения потребности ДЫШАТЬ у этих людей будет разный в силу экологической ситуации.
4) Сам человек тоже оказывает огромное влияние на свой образ жизни.
Только имея знания, умения, желания, человек будет вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни — это эталон, придерживаясь которого человек достигает гармонии с окружающей средой.
В окружающей человека среде есть много факторов, отрицательно влияющих на его образ жизни. Эти факторы называют факторами риска. Различают две группы факторов риска. 1-я группа — генетические факторы риска: пол, возраст, наследственность. Их устранить невозможно, они всегда присутствуют в жизни человека. 2-я группа — выборочные факторы риска, их можно устранить, они могут быть, а могут отсутствовать в жизни человека. К ней относятся факторы риска: гиподинамия, избыточный вес или нерациональное питание, стресс, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка.
Факторы риска не только отрицательно влияют на удовлетворение потребностей, но могут даже привести к нарушению удовлетворения потребностей.
Например: многие городские жители имеют фактор риска — гиподинамия. Это связано с частым использованием транспорта, малой долей физического труда и так далее. Этот фактор риска отрицательно влияет на удовлетворение потребности двигаться. Но один человек старается больше ходить пешком, физически работает на своей даче, делает по утрам зарядку, катается на велосипеде, ходит на лыжах. Другой все свое свободное время проводит у телевизора, активно пользуется транспортом. У обоих есть фактор риска — гиподинамия. Но первый приспособился (адаптировался) к условиям жизни с факторами риска и они оказывают на него меньшее отрицательное влияние, чем на второго. Поэтому, если невозможно устранить факторы риска, то необходимо максимально адаптироваться (приспособиться) к жизни в окружающей среде с факторами риска.
Способность к адаптации будет выше, если человек будет:
а) знать о факторах риска, их влиянии на здоровье;
б) иметь желание и волю к адаптации.
1. Способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека зависит его социокультурного окружения, возраста и окружающей его среды и состояния здоровья человека.
2. Чем лучше человек адаптирован к условиям жизни с факторами риска, тем ближе он к здоровью и дальше от болезни.
3. На образ жизни и социокультурное окружение человека можно активно влиять с целью приблизить его к здоровью, и значительная роль в этом принадлежит медсестре.
Для этого медсестре необходимо:
1. Оценить образ жизни пациента — способ удовлетворения 14-ти основных потребностей;
2. Оценить социокультурное окружение пациента, его влияние на удовлетворение потребностей, определить факторы риска для этого пациента, степень адаптации к условиям жизни с факторами риска;
3. Определить необходимость коррекции образа жизни с целью достижения здоровья;
4. Мотивировать, убедить пациента в необходимости здорового образа жизни;
5. Оказать помощь пациенту в его действиях, направленных на поддержание здоровья или выздоровление (или спокойную смерть), которые он выполнил бы сам, будь у него достаточно сил, воли, знаний.
Помощь эта может быть:
^а) непосредственная помощь медсестры в удовлетворении нарушенной потребности: например, у пациента перелом верхней конечности, медсестра будет кормить пациента, осуществлять личную гигиену и так далее;
б) восстановление удовлетворения нарушенной потребности: в нашем примере, восстановление движения в верхних конечностях, используя ЛФК, массаж, простейшие методы физиотерапии;
в) обучение пациента и его окружения в условиях измененного стереотипа навыкам повседневной жизни дома, например, обучение пациента с переломом нижней конечности хождению на костылях.
г) создание условий для спокойной смерти, если все возможности исчерпаны.
Источник