Как установить способ образования этих глаголов

Видовые пары глаголов

Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским значением.

Парные глаголы

В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или результат.

Примеры:

Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пределами.

Примеры:

Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском языке.

Способы образования видовых пар глаголов

Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Образование глаголов совершенного вида

1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

  • объ­яв­лять → объявить;
  • решать → решить;
  • про­щать → простить;
  • воз­ни­кать → возникнуть;
  • при­вы­кать → привыкнуть;
  • поги­бать → погибнуть;
  • про­мо­кать → промокнуть.

Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне глаголов.

3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны ударения:

  • отреза́ть — отре́зать;
  • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать;
  • выреза́ть — вы́резать.

Образование глаголов несовершенного вида

1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

  • под­ска­зать → под­сказ ыва ть;
  • выкро­ить → вык­ра ива ть;
  • издать → изда ва ть;
  • созреть → созре ва ть;
  • осо­знать → осозна ва ть.

При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

  • оп о зда́ть → опа́здывать;
  • при­торм о зи́ть → приторма́живать;
  • вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.

Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохраняется:

  • приуро́чить → приуро́чивать;
  • подыто́жить → подыто́живать;
  • сосредото́чить → сосредото́чивать.

Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных основы:

  • заболо́тить → забола́чивать;
  • под­мо­ро­зить → подмора́живать;
  • сбро́сить → сбра́сывать;
  • успоко́ить → успока́ивать.

2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

Читайте также:  Как классифицируется сталь по способу производства

Видеоурок (6 класс)

Источник

Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»

Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»

Автор: Кожевникова Надежда Николаевна

Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории

Предмет: Русский язык

повторить основные способы образования глаголов;

закрепить полученные знания;

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: (языковая компетенция):

анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;

определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.

Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация

Используемое оборудование: компьютер, телевизор

Тип урока: урок изучения нового материала.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)

2. Актуализация.

Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32

Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)

Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)

Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)

Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.

Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.

Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.

Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы

Еще земли печален вид,

И воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась

Читайте также:  Документальное оформление хозяйственного способа

После работы проводится беседа.

Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)

3. Основная часть урока. Введение в новую тему.

Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное

— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)

Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,

Лесник, речной, быстро, белить

Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить

Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1

— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)

— Каково значение приставки за-? (начало действия)

— Обсудите с соседом по парте

4. Начало формирования умений.

Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.

Упр.3- письменно, самостоятельно.

— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.

— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)

— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)

Чтение теоретического материала

Способы образования глаголов

Источник

Способы образования видовых пар глаголов

Категория вида — это морфологическая категория, обозначающая, как «протекает во времени или как распределяется во времени» глагольный признак, и выражающая это значение в системе противопоставленных друг другу форм совершенного и несовершенного вида или в противопоставлении разных глаголов: решить — решать (видовые формы); писать — переписать (разные глаголы).

Способы образования видовых пар глагола
Имперфективация Образование видовых форм НСВ от форм СВ при помощи суффиксов -ива- (-ыва-), -а-, -ва-. Иногда сопровождается чередованием
переписать -переписывать;
разделитьразделять;
разутьразувать;
оттеретьоттирать
Перфективация Образование видовых форм СВ от форм НСВ с помощью префиксов со-, про-, с-, по-, о-, об- (лексическое значение не меняется)
лгатьсолгать;
петьспеть;
глохнутьоглохнуть
Супплетивизм Супплетивные видовые пары не имеют морфологических связей, компоненты восходят к разным словам
вернутьсявозвращаться;
сестьсадиться;
прийтиприходить
Префиксально-суффиксальный способ Образование путём одновременного присоединения к производящей основе префикса и суффикса
ронятьуронить;
купитьпокупать
Чередования звуков Чередование внутри корневых морфем
собиратьсобрать;
отдиратьотодрать
Мена ударения
насыпа′тьнасы′пать;
разреза′тьразре′зать
Выделяют следующие способы образования видовых пар глагола:

  1. Суффиксальный:
  2. Префиксальный:
  3. Префиксально-суффиксальный:
  4. Супплетивный (от разных основ)
  5. С помощью мены места ударения
  6. Путём чередования звуков и/или путём мены тематических суффиксов

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Направление производности при словообразовании и образовании видовых пар глагола

Тест на тему Морфологические признаки глагола
Тест на тему Часть речи глагол

Читайте также:  Вычисли рациональным способом корень 62500

Совершенный несовершенный вид глагола
Тест на тему Видовые пары глагола
Тест на тему Спряжение глагола
Тест на тему Будущее время глагола
Тест на тему Наклонение глагола
Тест на тему Одновидовые глаголы

Тест на тему Синтаксические свойства инфинитива
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Как установить способ образования этих глаголов

Словообразование глаголов

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:

прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать

Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.

Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.

Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.

От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.

Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы

улететь, приставка у

перелететь, приставка пере

вылететь, приставка вы

залететь, приставка за

облететь, приставка об

налететь, приставка на

слететь, приставка с

вылететь, приставка вы

долететь, приставка до

Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:


беседовать
← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес

Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.

Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.

Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.

Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.

Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.

  • от прилагательных. Например:

синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий

Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.

Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.

Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:

Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.

  • от прилагательных. Например:

Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.

  • от местоимений. Например:

Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.

  • от числительных. Например:

Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.

Повторим

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным — от других глаголов;
  • суффиксальным – от существительных, прилагательных;
  • приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Источник

Оцените статью
Разные способы