Взаимодействие человека с окружающей средой
Сайт: | MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ) |
Курс: | Безопасность жизнедеятельности |
Книга: | Взаимодействие человека с окружающей средой |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Пятница, 19 Ноябрь 2021, 22:49 |
Оглавление
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают нас в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и других условиях обитания. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Многие из них стали хрестоматийными правилами. Вам необходимо усвоить его, что поможет в экстремальной жизненной ситуации подавить страх и действовать так, как того требуют обстоятельства.
Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.
Деятельность включает человека в сложную систему отношений, в сложные связи и условия с окружающей средой. При этом под окружающей средой принято понимать целостную систему природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает труд, быт и отдых людей, то есть все то, что прямо или косвенно влияет на жизнь и деятельность человека. Воздействие на окружающий мир, согласно законам физики, вызывает ответное противодействие ее компонентов. Поэтому деятельность следует рассматривать не как одностороннее воздействие человека на окружающую среду, а как их сложное взаимодействие. В ходе или в результате этого процесса человек может подвергаться воздействию самых разнообразных факторов окружающей среды: физических, химических, биологических. Кроме того, как существо социальное он испытывает влияние психических, информативных факторов.
В XIX веке экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В XX веке ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающей среды. В этот период произошли значительные изменения в окружающем нас мире. Биосфера утрачивает свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой.
В современных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического воздействия. При этом уровни физических и химических факторов возросли и часто оказывают негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы и человека от негативного влияния техносферы.
Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Часто термин «безопасность» используют для оценки качества источника опасности. В данном случае лучше пользоваться терминами «неопасность», «совместимость» или «экологичность». Экологичность источника опасности – состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и биосферу.
Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера. Основное желаемое состояние объекта защиты — безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.
Человек и окружающая среда в процессе жизнедеятельности влияют друг на друга. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека и природную среду. Заменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания:
· комфортное, когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивной деятельности; гарантируют сохранение здоровья населения и целостность среды обитания;
· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;
· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;
· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу, вызвать разрушение в природной среде.
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
Таким образом, взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.
На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX века — начала активного воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряде случаев региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:
· высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;
· рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;
· интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;
· массовое использование транспорта;
· рост затрат на военные цели и ряд других процессов.
Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности в сфере деятельности и в быту, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и, как следствие, росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии и Китая.
Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные и культурно-просветительные проблемы общества.
Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду. Для крупнейших городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсических примесей по сравнению с воздухом сельской местности.
Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта. Увеличение численности населения на Земле и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, число средств транспорта, приводят к росту производства и потребления энергетических сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения.
Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства.
Оценивая экологические последствия развития энергетики, следует иметь в виду, что во многих странах это достигалось преимущественным использованием тепловых электрических станций (ТЭС), сжигающих уголь, мазут или природный газ. Выбросы ТЭС наиболее губительны для биосферы.
Во второй половине XX века каждые 12-15 лет удваивалось промышленное производство ведущих стран мира, обеспечивая тем самым удвоение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Очень быстрыми темпами развивалась химическая промышленность, объекты цветной металлургии, производство строительных материалов. Постоянно увеличивался мировой автомобильный парк автомобилей.
Необходимо отметить, что развитие промышленности и технических средств сопровождалось не только увеличением выброса загрязняющих веществ, но и вовлечением в производство все большего числа химических элементов. К настоящему времени в окружающей среде накопились химические соединения, не разрушаемых деструкторами экосистем (отходы пластмасс, пленок, изоляции и т. п.).
Интенсивное развитие сельского хозяйства. Вторая половина XX века связана с интенсификацией сельского производства. В целях повышения плодородия почв и борьбы с вредителями в течение многих лет производились искусственные удобрения и токсиканты, которые не могли не влиять на состояние компонентов биосферы. При избыточном применении азотных удобрений почва перенасыщается нитратами, а при внесении фосфорных удобрений – фтором, редкоземельными элементами, стронцием. При использовании нетрадиционных удобрений (отстойного ила и т. п.) почва перенасыщается соединениями тяжелых металлов. Избыточное количество удобрений приводит к перенасыщению продуктов питания токсичными веществами, нарушает способность почв к фильтрации, ведет к загрязнению водоемов, особенно в паводковый период.
Пестициды, применяемые для защиты растений от вредителей, опасны для человека. Все без исключения пестициды обнаруживают либо мутагенное, либо иное отрицательное воздействие на человека и живую природу.
Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей. Созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей.
Появившаяся производственная и городская среда оказалась далека по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала замещаться техносферой. Данные экологов показывают, что на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы в настоящее время разрушены в развитых странах, таких как Европе, Северной Америке и Японии.
В связи с этим возрастает актуальность и необходимость изучения такой дисциплины как «Безопасность жизнедеятельности» для понимания проблем существующих в окружающем нас мире.
Источник
ДЕ2 Культура как объект исследования культурологии
Как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека культура рассматривается в ……..определении
Определение антрополога К. Уислера культуры как образа жизни, которому следует община и племя, как совокупность стандартизированных верований и практик можно отнести к …….. определениям
Определение культуры как обозначение для наученного поведения, которое должно усваивать каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей, принадлежащее Р.Бенедикт относится к ….определениям
Функция культуры, которая — обеспечивает усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу…
Функция культуры, направленная на поддержание равновесия в обществе, в целях обеспечения выживания общества или его части, называется:
Наиболее полно трансляционная функция культуры проявляется в сферах…систем
В понятие «культура» не входит …
-мир символических обозначений явлений и понятий, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимых знаний, представлений, опыта
-социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств
-«возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности
+упорядоченная система, достигшая предела устойчивости и сбалансированности
«Шкала» этической оценки чего-либо — это…
Установите соответствие между аспектами культуры и их характеристикой:
А) процессы или история культуры
В) прогресс или развитие культуры
С) строение или структура культуры
D) действия или влияния культуры
Установите соответствие между конкретными культурами и критериями, по которым они выделены:
кочевая, земледельческая -A
Установите соответствие между блоками культуры и ее специализированными областями:
культура социальной организации-C
культура познания мира и человека-B
культура трансляции информации-D
культура репродукции и рекреации человека -A
A) спорт, санатории
B) религия, искусство
C) экономика, политика
D) библиотеки, реклама
Стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей и выражающийся в их представлении о должном, – это…
Первопричиной изменений в культуре является…
-конфликт между поколениями
Ценность выражает словосочетание…
Установите соответствие между видом значения знака или текста и его определением:
1) денотативное значение-A
2) смысловое значение-B
3) экспрессивное значение-C
A) обозначаемое знаком или описываемое текстом материальное или идеальное явление
B) передаваемая знаком или текстом информация о природе и отношениях некоторых явлений
C) выражаемые знаком или текстом эмоции и чувства
Двумя этнокультурными процессами, включающими наибольшую аккультурацию, являются___________ и ___________
Под воспроизводством культуры понимают …
-усвоение культурного опыта
+трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения
-процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям
-изменчивость культурных явлений
Глобальные проблемы современности в системе «человек – общество» — это…
-истощение ископаемых ресурсов
+чрезмерный рост населения
+отсталость развивающихся стран
-глобальные климатические изменения
Процесс _____________, противоположный по смыслу глобализации культуры, наблюдается в современном мире.
Два наиболее динамичных культурных процесса…
Двумя противоположными по своему характеру культурными процессами являются _______ и ______
Национальная идентичность лежит в основании соперничества. Столкновение различных цивилизаций станет доминирующим фактором политики – полагал…
В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…
-немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности.
-забвение собственных интересов ради интересов общества.
-полное равенство людей
+развоплощение человеческой личности
В рамках культурной модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как…
+основу социокультурного творчества
-образцовые художественные методы
УСТАНОВИТЕ Соответствие между функциями культуры и их определениями:
3) социализации -A
A) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения знаний, ценностей и норм
B) обеспечивает условия и средства человеческого общения
C) обеспечивает объединение людей в социальные группы
В понятие «духовная культура» не входит …
Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, — это
УСТАНОВИТЕ Соответствие между терминами и их определениями:
A) эволюционное развитие организмов
B) формирование человека разумного
C) формирование нового народа
D) формирование антропогенной системы
Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются …
К социальным институтам культуры принадлежат…
-школы, театры, университеты
-правительство, система законодательства
-рынок, бизнес, менеджмент
+правила этикета, принятые в обществе
Установите соответствие между автором и одним из положений его концепции:
A) критерием прогресса в культуре служит деятельность гениев
B) ступень исторического развития культуры зависит от уровня развития науки и просвещения
C) показателем овладения культурой является степень овладения ораторским искусством
Установите соответствие между автором и его произведением:
A) «Архетип и символ»
Для постмодернизма не характерно…
+стремление к структурному упорядочиванию
-исчезновение границ между высокой и массовой культурой
-постструктуралистское мышление, которое отличается повышенным вниманием к анализу проблем языка и текста
-создание глобального стиля, заменившего собой традиционные локальные стили
Идея о сущности культуры как замены природного деспотизма «деспотизмом разума», означающим господство морального долга над всеми проявлениями чувственной жизни человека, принадлежит…
Взглядам Н. Я. Данилевского соответствуют утверждения…
-большую историческую перспективу имеет романо-германская культурная общность
+можно выделить 10 культурно-исторических типов
+большую историческую перспективу имеет славянская культурная общность
-можно выделить 8 культурно-исторических типов
О. Шпенглер считал, что…
-все культуры, существующие на Земле, имеют единое начало
-ход истории выражается в смене общественно-экономических формаций
+не существует никакой исторической преемственности, влияния или заимствования культур
-существуют типы культур полностью независимые, и те, которые находятся в сыновне-родственных отношениях
Утверждениями, отражающими концепцию постмодернизма, являются…
-Культура – это система общественных институтов.
-Культура – это сумма теорий.
+Культура – это система знаков
+Культура – это сумма текстов.
Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений артефактов является…
-естественным процессом развития общества
-предназначением каждого человека
Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой.
1. Юриспруденция, система охраны общественного порядка, общественное мнение-A
2. Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика-C
3. Экономика, торговля, домашнее хозяйство-B
A) правовая культура
B) хозяйственная культура
C) научная культура
В культурологии под культурой понимается ______ и ______.
+система человеческой деятельности
-выдающиеся достижения человечества
-художественные шедевры и вкусы
+все созданное людьми
Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам называется …
Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются _____________ культурой.
Определяющее значение имела система «естественных знаков» в эпоху…
Аспектами традиционной социокультурной системы являются …
+низкая социальная мобильность
-всеобщее базовое образование
+конкретно-чувственное, алогичное видение мира
-вид деятельности древних людей
-сказания о богах и героях
-память о происхождении мира
Соответствие между функцией религии и ее определением:
A) подготовка индивида к жизни в обществе, путем наложения на него ограничений во время ритуала
B) придание смысла человеческой жизни, формирование картины мира
Источник