Как способ развития творческих способностей младших школьников

Статья «Особенности развития творческих способностей младших школьников»

1.2. Особенности развития творческих способностей младших школьников

В этом параграфе мы рассмотрим:

o понятие: «творческое начало»;

o особенности развития творческих способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей школьников – интересная и серьезная задача, стоящая перед учителями и родителями. В наше время большое внимание уделяется наличию творческих способностей у младших школьников, их умению мыслить оригинально и интересно. В будущем специалисты, способные мыслить нестандартно, «креативно», будут востребованы практически во всех профессиональных областях – от разработки сложных программных продуктов до проектирования помещений и зданий.

Рисунок 1- блок-схема понятия «Творчество»

Многие родители уверены, что способности ребенка — это готовый набор навыков. Однако они не правы. Человек не рожден способным к какому-либо конкретному типу творчества (рисование, вокал, письмо). Его способности, скорее всего, будут обусловлены влиянием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни. Вот почему очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности» ребенка в творческий процесс, его стремление находить необычные и уникальные решения.

Следует помнить, что период младшего школьного возраста является очень ответственным и трудным. Ребенок оказывается в совершенно новой для себя атмосфере, выстраивает другой уровень в своей системе социальных отношений (учитель-ученик), приобретает новый опыт общения с людьми. Поэтому этот возраст дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащения существующих навыков, с другой, открывая путь для получения новых знаний и опыта.

Фантазия является одним из основных элементов развития творчества у ребенка. Часто можете слышать слова от родителей, адресованные ребенку: «Ну и придумал же ты!», «Какой ты выдумщик, пойди лучше позанимайся уроками», «о, ну и мечтатель… »и так далее Диапазон родительских оценок склонности ребенка к фантазии необычайно широк: от полного неприятия до отношения как чего-то неизбежного.

Между тем именно фантазия является показателем того, насколько младший школьник способен к творческой активности (творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить цели, выделять принципы, лежащие в основе определенных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую). Именно фантазия поможет ему и дальше развивать свои творческие способности, важно лишь направить энергию юного фантазера в правильном направлении. И делать это нужно с дошкольного возраста, когда воображение ребенка начинает активно развиваться.

Практически все виды искусства, с которыми младший школьник, так или иначе, сталкивается на занятиях в школе, будут развивать его творческую деятельность. Это, прежде всего, искусство слова — литература, и сопутствующая деятельность — развитие речи, литературное чтение. Изобразительное искусство, которое включает в свою деятельность не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же относятся уроки музыки, все виды танцев и балета. Тем не менее, можно отметить, что школьная программа иногда очень статична и не всегда обеспечивает необходимое пространство для развития творческого потенциала ребенка. Именно поэтому домашние задания или дополнительные занятия в кружках и секциях помогут ученикам в полной мере реализовать свое стремление к творческой деятельности.

Раскрыть творческое начало (творческое начало – это способ самореализации личности, поиск особых нестандартных решений задач в любой деятельности), а оно обязательно есть в любом ребёнке, несложно. Младший школьный возраст – это период, который предоставляет отличные возможности для формирования творческого пространства ребенка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важным и востребованным аспектом школьной системы воспитания и обучения.

Среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации. Эта способность была названа креативностью (творчеством). Термин впервые был введен Дж. Гилфордом.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ищут интегральный показатель, характеризующий творческую личность. Этот показатель можно определить как совокупность факторов или как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (под творческим мышлением понимается мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым открытиям и идеям).[16]

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи: Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, И. В. Калиш, В. А. Ковалёв, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. А. Матюшкин, В. И. Панов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и другие.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, З.И. Колмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и другие) подчёркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальном этапе обучения, необычайно широк по сложности — от решения головоломки до изобретения новой модели машины или другого продукта, но суть их та же: при их решении возникает творчество, находится новый путь или создается что-то новое. Именно здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдение, способность сравнивать и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и так далее. Все, что вместе составляет творческие способности.

Рассмотрим представленный на рисунке 2 кластерный анализ понятия «Творческие способности детей», отражающий: суть понятия, предпосылки и вызовы, необходимость, возможности, особенности реализации и методологию.

Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с раннего возраста в деятельность, доступную для его возраста. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, практиковаться в моделировании, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать ритм. Чуть позже они начинают строить, пытаются писать рассказы, простые стихи. С поступлением в школу возможности для вовлечения ребенка в трудовую и учебную деятельность значительно расширяются.

Творческие способности формируются и развиваются в тех видах деятельности, в которых они находят свое применение. Бездействующий ребенок, безразличный к любому виду работы, обычно не проявляет способностей. Однако не каждая деятельность, включающая ребенка, автоматически формирует и развивает для него творческие способности.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать определенным условиям:

Во-первых , деятельность должны вызывать сильные и стабильные положительные эмоции и радость у младших школьников. Они должны испытывать чувство удовлетворения от этой деятельности, тогда у них будет желание по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живой интерес, желание сделать работу как можно лучше – это необходимое условие, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей;

Во-вторых , деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях;

В-третьих , важно организовать деятельность детей таким образом, чтобы они преследовали цели, которые немного выходят за рамки их возможностей, уровня успеваемости, которого они уже достигли. Особенно нуждаются во все более сложных и разнообразных творческих задачах дети с уже определившимися способностями.

Развитию творческих способностей младших школьников способствуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности, кружковой работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которых младшие школьники должны быть вовлечены.

Перед школой всегда есть цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности.

Источник

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной работе

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеклассной работе

ГЛАВА I . Природа и значение развития творческих способностей

1.1 Творчество как психический процесс

Суть творчества как психического процесса раскрывают многие педагоги и психологи.

Так, по мнению В.Г. Белинского, творчество – это человеческая жизненная миссия, вытекающая из самой природы. Такой формулировки придерживаются также Н.А. Бердяев, Я.А. Понамарев, А.В. Хуторской и другие отечественные ученые.

Выготский Л.С. говорит о том, что творчество – это форма человеческой активности, которая связана с деятельностью и созиданием. Кроме того, творчество – это глубинная основа психических процессов индивидуума (Богоявленская Д.Б.) [16, с. 71].

Яковлева Е.Л. определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. Творчество требует проявления неадаптивной активности (стремление выйти за рамки, потребность в выдвижении оригинальных познавательных задач, развертывание внутренних потенциалов) [14, с. 107].

В психологии понятие «творчество» подразумевает деятельность человека, создание чего-то нового, оригинального, что потом входит в развитие самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д. Подобной формулировки понятия также придерживается и философия [29, с. 24].

Читайте также:  Естественные способы повышения коэффициента мощности

С творчеством тесно связано понятие «креативность». Она рассматривается как качественное изменение психики индивида, влияющее на весь опыт его жизнедеятельности, характеризующийся принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитию, и позволяющее создавать принципиально новые идеи, продукты [14, с. 8].

Творческий процесс сопровождается некоторыми эмоциональными переживаниями – творческими эмоциями, одна из них – эмпатия (эмоционально-образное проникновение в состояние другого человека) [16, с. 78].

Ориентируясь на культуру и общество, можно выделить следующие виды творчества:

— художественное творчество – форма деятельности человека по созданию ценностей в сфере искусства (картины, скульптуры, предметы архитектуры и др.);

— научное творчество – открытие законов, принципов, разработка теорий, технологий и т.д.;

— техническое творчество – изобретение, проектирование и конструирование механизмов, конструкций, помогающих в жизни и облегчающих труд;

— сотворчество развития замысла или творческой идеи [16, с. 81].

Творческие способности можно разделить на три группы: способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность), и умственные способности [1, с. 26].

Творчество является психическим процессом, который включает в себя четыре фактора: подготовка (сознательная работа), созревание (бессознательная работа), вдохновение (переход от бессознательной работы к сознательной), развитие идеи и её оформление (сознательная работа) [35].

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как пси­хического процесса предложил Я. А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества, которая включает «интуитивное», «дискурсивное», «логическое». Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: по­требность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода[ 33 ].

Спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Таким образом, творчество является психическим процессом.

1.2. Виды творчества и их влияние на знания, умения, навыки

Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Творчество является созидательной деятельностью, противостоящая разрушительной, она производит новое, оригинальное, не повторяет существующее.

Говоря в общем смысле, существует множество видов творческой деятельности: производственно-техническое, изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое.

Среди основных видов творческой деятельности можно выделить следующие:

1. Социальное творчество;

4. художественное [8, с. 8].

Социальное творчество связывают со способностью человека изменять ситуацию, преобразовывать её в своем сознании. Очень важным условием включения детей в творчество такого вида является зримый, конкретный результат, который можно получить в процессе деятельности. Также, вместе с этим достигается воспитательный эффект – формируются определенные качества личности: способность делать самостоятельный выбор, уметь организовывать не только себя, но и других. Именно в результате такой деятельности ребенок может реализовать себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения [5, с. 229].

Социальное творчество для ребенка несет в себе большой воспитательный потенциал. Прежде всего, оно способствует накоплению опыта созидательной творческой деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, а значит, учит взаимодействовать в разных социальных группах. Социальное творчество расширяет и укрепляет ценностно-смысловые сферы личности, помогает в самореализации [28, с. 218].

Научное творчество предполагает процесс познания, благодаря которому появляются инновационные системы знаний и умений, навыков, методик. Творческое познание предполагает самостоятельность мышления, критическое осмысление и оценка полученного материала, самокритичность. Это невозможно без определенного уровня гибкости мышления, способного не только производить качественный анализ исследуемого материала, но и формировать абсолютно новые категории и понятия [13, с. 55].

Научное творчество тесно связано с техническим – после процесса получения новых знаний нередко следует их материализация в изделиях и технологиях. Основная движущая сила технического творчества – это общественные потребности. Техника способна менять способы и формы человеческого существования, его мышление, производственную и повседневную деятельность [23, с. 78]. И научное, и техническое творчество дает мощный толчок развития знаний, умений и навыков для детей.

Художественное творчество также направлено на самореализацию личности, её самовыражение с ориентацией на будущее. Сохор А.Н. считает, что это «особая форма идеальной и материальной деятельности людей, направленной к познанию и преобразованию действительности, которые воспринимаются и используются обществом как специфические, не утилитарные духовные ценности».

Творчество художественного характера позволяет формировать эстетическую культуру личности, дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках. На уроках изобразительного искусства развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа; формируется творческий потенциал личности. С помощью художественного творчества развиваются воображение, зрительное восприятие и память, целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от поставленных целей[31, с. 38].

Говоря о творчестве как процессе развития знаний, умений и навыков детей в условиях школы, можно выделить следующие виды:

— творчество, связанное с техникой.

Декоративное искусство характеризуется, главным образом, декоративным оформлением (украшением) предметов. Например, мозаика и витражи, живопись и фрески. Этот вид творчества предоставляет детям уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывает чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Если декоративное творчество предполагает украшение готовых предметов, то прикладное – создает эти самые предметы. Эти предметы не только предназначены для быта, но и несут художественную ценность, в основе прикладного творчества лежит труд и творческое отношение к нему. Занятия прикладным творчеством развивают заложенное в человеке творческое начало, позволяют открыть современному человеку красоту труда, его непреходящую ценность, помогают естественным образом применить на практике христианские традиции воспитания.

Помимо декоративного и прикладного творчества, существует декоративно-прикладное творчество, то есть и создание, и украшение предметов. Данный вид особенно близок детям в силу своей выразительности, яркости и доступности.

Существует множество разновидностей декоративно-прикладного творчества: применение бумаги (бумагопластика, квиллинг, оригами, торцевание), плетение (бисероплетение, макраме, узелковое плетение), роспись (по ткани, стеклу; роспись посуды и т.д.), вышивка и шитье не только на ткани, но и на твердой поверхности; вязание, обработка дерева (выжигание, выпиливание, резьба).

Весь процесс овладения тонкостями декоративно-прикладного творчества представляет собой проектную деятельность, в ходе которой ребенок планирует и формирует будущий предмет искусства, а затем воплощает этот образ в материале. Благодаря этому у младшего школьника успешно формируется творческая активность, развивается внимание, память, воображение [15, с. 47].

Народное творчество включает в себя предметы художественной деятельности человека, отличающиеся декоративностью и неповторимостью авторского исполнения. Оно несет в себе многовековые художественные традиции, самобытность культур многонациональной России, эстетическое восприятие мира народом-творцом. Созданные культурно-исторические ценности, с течением времени пополняющиеся новыми художественными произведениями, формируют культурное наследие, обеспечивают целостное развитие личности младшего школьника. Использование воспитательного потенциала произведений народного декоративного искусства способствует формированию у учащихся познавательной мотивации, творческого мышления, повышают интеллектуальную активность [9, с. 117].

Устное народное творчество – это фольклор, который нашел своё отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. К устным народным произведениям относят: пословицы и поговорки, народные песни, частушки, загадки, пестушки, считалки и скороговорки, прибаутки, заклички. Они представляют собой большие возможности не только для работы над развитием познавательного интереса, но и над формированием личности младшего школьника, приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков. Включая в образовательный процесс произведения устного народного творчества, можно дать младшему школьнику сведения о различных народах, привить патриотизм и уважение к культуре своего и других народов [25, с. 140].

Следующий вид творчества – литературное. Его можно определить как создание учеником словесных, устных и письменных, художественных произведений. При этом формируются как речевые, так и читательские умения – активизируется речевая деятельность школьников, пополняется словарный запас, развивается воображение [26, с. 869].

Творчество, связанное с техникой – это конструкторско-технологическая деятельность, направленная на моделирование и конструирование технических объектов с элементами полезности и новизны. В наше время популярны авиа- и судомоделирование, конструирование, программирование и информатика, работа с вычислительной техникой. Благодаря такому творчеству развивается техническое мышление, способность неординарно мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, раскрывается творческий потенциал [17, с. 77].

Читайте также:  Способы парентеральное введения реферата

Таким образом, существует большое многообразие видов творчества, используемых при обучении, каждый из которых имеет свои достоинства и помогает развить определенные способности ребенка, получить новые знания, умения и навыки.

1.3. Особенности развития творческих способностей учащихся начальных классов

В современное время в сфере образования, всё большее значение придается необходимости развития творческих способностей личности обучаемых.

Творческие способности ребенка – это совокупность качеств и особенностей его личности, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [18, с. 13].

Творческие способности не зависят от умственных и проявляются у ребенка в форме фантазии, воображения, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность [7, с.19].

По мнению В.А. Сухомлинского, творчество является средством познания и связано с восприятием красоты окружающего мира и интеллектуальным опытом. Другой выдающийся педагог, Л.С. Выготский, писал: «… в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [27, с. 48].

В младшем школьном возрасте ребенок переживает в своем развитии стадию активного конкретно чувственного мышления. В этот период закладываются основы конструктивного мышления, объемно-пространственных представлений [30, с. 35].

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной деятельности способствует формированию творческой позиции, а это активизирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию.

Показателями творческого развития младшего школьника можно считать:

— оригинальность – способность давать неординарные ответы на поставленный вопрос;

— любознательность – стремление к приобретению новых знаний;

— гибкость мышления – умение быстро находить совершенно новые варианты решений;

— выражение эмоций в творческой деятельности [6, с. 17].

Развитие творческих способностей младших школьников важно на всех этапах обучения потому, что в этот период закладывается база умственного развития ребенка, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно и творчески мыслящего, активного и инициативного человека. Основополагающим условием достижения таких результатов выступает развитие у младшего школьника творческого мышления как важного фактора, создающего эффективность его последующего обучения не только в школе, но и в вузе, перспективность в профессиональной подготовке и жизни [20, с. 164].

Именно в младшем школьном возрасте ребенок обладает богатой фантазией, благодаря этому процесс творчества приобретает более интересный и яркий характер. У ребенка активно развиваются воображение, любознательность, творческое мышление, умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать свою деятельность.

Практически все виды творчества, с которым сталкивается ребенок младшего школьного возраста, помогают развивать его творческую активность – литературное чтение (искусство слова и развитие речи), изобразительное искусство, включающее не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладное искусство и другое [31, с. 40].

В учебно-воспитательном процессе для развития креативного мышления и творческого воображения младшим школьникам нужно предлагать такие задания, как: упражнения на развитие воображения; установление причинно-следственный связей; генерирование собственных оригинальных идей; составление предположений прогностического характера; выделение противоположных признаков объекта; представление пространственных объектов и т.д.

Для успешного развития творческих способностей младших школьников можно выделить следующие правила:

1. Педагог – пример для подражания. Дети, наблюдая за деятельностью педагога, могут по образцу воплотить свою собственную идею.

2. Поощрение рассудительного поиска и стимулирование нестандартных решений. Таким образом развивается воображение, мышление, стойкость характера.

3. Ошибки – необходимый опыт, с которым можно достичь высоких результатов в творчестве. Важно, чтобы ребенок не боялся совершить ошибку.

4. Создание творческой атмосферы, способной раскрыть креативную динамичность ребенка.

5. Преемственность в изучаемых темах творческого характера. Необходимо идти от простого к сложному, тем самым совершенствуя навыки и умения ребенка.

6. Командная детская работа для формирования навыка управления креативным процессом.

7. Поощрение способности находить, формулировать и предлагать творческую идею.

8. Поощрение результата творческой деятельности ребенка. Оно может быть так словесным, так и демонстративным[24, с. 117].

Таким образом, учитывая в обучении особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, можно получить гармонично развитую личность, способную легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного общества.

ГЛАВА II . Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей учащихся начальных классов

2.1. Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе

Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Задатки таких способностей есть у каждого человека, но их необходимо развивать и раскрывать. Очень часто ребенок не уверен в себе, считая, что его рисунок хуже – то есть, у него составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Задача педагога – привить ребенку правильное отношение к творческой деятельности [19, с. 57].

Денисова Т.Л. говорит о том, что «творческий процесс в изобразительной деятельности подразумевает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им средствами. Он зависит не только от овладения ребенком изобразительного умения, но и от формирования системных знаний» [2, с. 76].

Целенаправленное совершенствование изобразительных качеств в учебной художественно-творческой деятельности рассматривается как процесс, направленный на воспитание способности формирования в каждом конкретном случае живого непосредственного зрительного образа объекта, отвечающего творческим установкам обучающегося, целям и задачам изображения, законам изобразительной грамоты [30, с. 36].

Хорошим способом приобщения младших школьников к изобразительному искусству является внеклассная работа. Представляя собой естественное продолжение традиционного урока, внеклассные занятия привносят в процесс обучения то, что не предусмотрено школьной программой. Она помогает детям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических проявлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. У младших школьников появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности. Кроме того, такая форма работы заставляет учителя начальных классов постоянно находится в поиске и помогает установить тесные и живые контакты детьми младшего школьного возраста, а это положительно сказывается на всем учебном процессе [10, с. 33].

Занятия в системе внеклассной работы по изобразительному искусству способствуют развитию способностей и интересов социального и профессионального самоопределения, дают возможность заниматься художественным и техническим творчеством, исследовательской работой. Необходимо использование различных методов и приемов работы с учащимися, упражнений и творческих заданий на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, использование многообразных художественных материалов, а также интеграции различных видов искусства. Например, чтобы нарисовать натюрморт, детям необходимо сначала научиться изображать составляющие компоненты натюрморта, а после этого приступить к выполнению изображения натюрморта в целом, компонуя его в формате листа [4, с.127].

Для формирования умений и навыков, необходимых при выполнении заданий, по занятиях изобразительным искусством можно использовать наглядные пособия, современные информационные технологии, что позволяет продемонстрировать фотографии, иллюстрации, репродукции картин художников и лучшие образцы художественной культуры, быстрый поиск нужной информации, наглядных материалов [4, с. 128].

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству одна из основных задач работы внеклассной работы в кружках по изобразительному искусству. Занятия в ИЗО-кружках способствуют более полноценному и разностороннему развитию детей. На таких занятиях дети имеют возможность полнее проявить свои творческие способности и углубить познания в области изобразительного искусства [11, с. 570].

Во внеклассной работе по изобразительному искусству, как правило, имеются более благоприятные условия для занятий конкретным видом изобразительного искусства живописи, графики, композиции, скульптуры и архитектуры, что вызывает больший интерес, чем обычный урок. На кружковых занятиях значительно шире применяются такие материалы, как гуашь, черная тушь, темпера, пастель, сангина, мелки. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий с учетом склонностей интересов детей разного возраста. Отличительной особенностью занятий в кружках является и то, что учебные задания в кружке рассчитаны на более углубленное изучение конкретного предмета, а также относительно длительное время [11, с. 570].

Внеклассная работа по изобразительному искусству решает:

— задачи развития эстетических интересов школьников, развития их изобразительных творческих умений;

— вопросы занимательности при углубленном изучении изобразительного искусства;

— вопросы искусствоведческого краеведения и пр.

Кружки ‒ наиболее распространенный вид внеклассной работы.

Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество членов кружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Читайте также:  Сульгин авексима способ применения

Существуют некоторые условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по изобразительному искусству:

— формы и методы работы должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе, благодаря чему у младших школьников будет развиваться интерес к изобразительному искусству, они смогут не только получать новые знания и умения, но и делиться своим опытом с другими школьниками;

-в начале каждого занятия рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых знаниях и умениях для предстоящей работы. Беседы активизируют внимание младшего школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

— воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности (наибольшие затруднения у ребят вызывают композиционные рисунки, передача формы, объема, пропорций, пространства, цвета и колорита);

— применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими, например, использование карандашей, акварели, гуаши, цветных мелков, угля и черной туши, холста или ткани и др. С течением времени и накоплением детьми опыта, они сами научатся выбирать оптимальные художественные материалы для воплощения своего замысла;

— привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству, что способствует более эффективной деятельности младших школьников. Родители могут участвовать в экскурсиях, тематических выставках и вечерах искусства [21,
с. 589].

Таким образом, внеклассная работа по изобразительному искусству позволяет глубже погрузиться в творческий процесс, применяя в своей деятельности различные материалы (гуашь, черная тушь, темпера, пастель, сангина, мелки), методы и формы работы.

2.2. Методы и формы внеклассной работы

Итак, внеклассные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным, содержать в себе различные методы и формы творческой работы.

В начальной школе внеклассная работа по изобразительного искусству включает в себя:

— проведение бесед, лекций, организацию кружков и факультативов по рисунку, скульптуре, живописи, истории искусств, декоративно-прикладному искусству;

— проведение экскурсий в музеи, мастерские художников, на выставки;

— организацию школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и рисунков обучающихся), выходы на природу (в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения за явлениями природы, временами года и др., и зарисовок;

— оформление школы к различным праздникам.

Широтой и многообразием содержания внеклассной работы обусловлено и многообразие ее форм. Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание[22, с. 109].

Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе может осуществляться посредством как регулярных (кружки, клубы, артстудии), так иэпизодических мероприятий (выставки, викторины, олимпиады).

Как уже говорилось раннее, самая распространенная форма внеклассной работы по изобразительному искусству – кружки. Основная задача кружка – развитие художественно творческой активности в процессе обучения, формирование эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, значимость искусства в современном мире. В условиях кружковой деятельности возможно целенаправленно и планомерно развить творческие способности и самостоятельность детей младшего школьного возраста [12, с. 38].

ИЗО-кружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, мозаики, «юных искусствоведов» и т.д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее количество учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе, стенах школы и т.д.

Экскурсии в художественные музеи и галереи для изучения памятников искусства формирует эстетическое восприятие, развивает любознательность, активность, стимулирует фантазию и воображение. У детей есть возможность разглядеть интересующие их картины, выделить детали, определить смысл, доносимый художником. В отдельном случае возможно встреча с современным художником, который может увлечь детей своими картинами, рассказать о них, научить ребят чему-то интересному. Итогом такого внеклассного мероприятия может служить дневник наблюдений, куда ребенок записывает свои впечатления, вклеивает фотографии или рисунки.

Организация школьных музеев как форма внеклассной работы тоже очень интересует и увлекает детей. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов для музея, в оформлении экспозиции, в проведении бесед в музеях, способствует развитию у учащихся интереса и любви и искусству, формированию у них эстетического вкуса [3, с. 248].

Собирая материал для музея, учащиеся соприкасаются с произведениями изобразительного искусства, узнают историю их происхождения, способы выполнения, учатся видеть поэтическую выразительность. С организацией школьных музеев непосредственно связана другая форма внеклассной работы – походы, целью которых является изучение памятников архитектуры, сбор произведений декоративно-прикладного искусства. Такие музеи помогают ближе узнать искусство своего края, его особенности, традиции, увидеть красоту народного искусства. Младшие школьники принимают участие в проводимых в музее беседах, пополняют экспозицию теми экспонатами, которые, по их мнению, являются подходящими, учитель при этом советует, рекомендует как поступить лучше, что еще можно узнать о том или ином произведении[22,
с. 79].

Беседа как форма внеклассной работы является самой доступной. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком[ 32 ].

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей, как артстудия. Артстудия ‒ комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым — они воспринимают его как отдельный мир.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Организация школьных выставок также имеет большое значение для развития творческого потенциала детей, чувства прекрасного, повышения их самостоятельности. Оформление выставки может быть как в отдельном классе, так и в фойе школы, и даже за пределами школы.

Во всем процессе создания выставки творческих работ получение знаний и умений выступает не как средство достижений честолюбивых целей, а как самоценная деятельность, важная для их развития. Ведущая роль в организации и проведении выставки принадлежит учителю, обладающему знаниями и умениями, как в области декоративно-оформительского искусства, так и в области психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания. Но при этом важно привлечь самих учащихся к оформлению выставки.Здесь особенно создаются благоприятные условия для художественно-творческой деятельности учащихся, благодаря разнообразию видов декоративно-оформительского искусства и художественных техник [34].

Тематика выставки может быть абсолютно разной – в честь праздника (например, День Матери, День Победы, Пасха), в честь какого-либо значимого события (Юбилей школы, поздравление учителю) и много другое.

Таким образом, в настоящее время существует множество методов и форм внеклассной работы по изобразительному искусству: кружки, студии, походы, экскурсии, оформление выставок и музеев и другое. Занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию.

Источник

Оцените статью
Разные способы