Советы для директора: спасти бизнес и не попасть под «субсидиарку»
Эксперты «Право.ru» сходятся во мнении, что универсальной формулы для ответа на этот вопрос нет, а каждая ситуация индивидуальна. А выбор между спасением бизнеса и банкротством – один из самых сложных для органов управления компании.
На практике большинство организаций продолжают работать, но при этом они не реструктурируют, не спасают бизнес и не обращаются в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. В этом случае возникают самые тяжелые последствия: большое количество обманутых кредиторов, большие долги, субсидиарная ответственность, потеря бизнеса и активов.
При принятии решения в первую очередь необходимо обращать внимание на экономическую целесообразность продолжения работы. Если предприятие в целом не приносит прибыли, то не стоит увеличивать долги, а лучше сразу обратиться в суд с заявлением о банкротстве. «Однако если организация способна привлечь внешние заимствования, понимает, что нужно сделать, как и в какие сроки это окупится, то, конечно же, нужно бороться и продолжать свою деятельность», – считает Антон Красников, партнер юридической компании ЗАО «Сотби» ЗАО «Сотби» Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании × .
Управляющий партнер Legal Group «NOVATOR» Legal Group «NOVATOR» Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) Профайл компании × Вячеслав Косаков отмечает: «Я не припомню ситуацию, когда предприятие можно было спасти, а руководитель бежал и подавал на банкротство, хотя, конечно, и допускаю ее. При этом ситуации, когда руководитель недооценивал риски наступления негативных последствий и затягивал с таким решением, встречаются очень часто».
При этом не всегда выбор между банкротством и продолжением работы бизнеса предусматривает. выбор.
Верховный суд еще в 2017 году предусмотрел, что существует момент «объективного банкротства». Он наступает, когда размер долгов компании превышает стоимость его активов (п. 4 Постановления Пленума № 53 от 21 декабря 2017 года). Как только возникает момент объективного банкротства, руководитель компании обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве компании в течение одного месяца.
Но как не пропустить этот момент?
Как отмечает Антон Красников, даже при возникновении «малейших сомнений» в платежеспособности организации руководителю больше нельзя расслабляться. Как минимум нужно:
✔️ проанализировать структуру обязательств компании;
✔️ проработать вопрос о возможности реструктуризации долгов;
✔️ оценить реальный размер и ликвидность активов;
✔️ постоянно проверять, не подали ли к компании новые иски о взыскании долга.
При этом даже наступление «объективного банкротства» в некоторых случаях все равно оставляет директору пространство для маневра. Вячеслав Косаков напоминает о Постановлении Конституционного суда № 14-П от 18 июля 2003 года, согласно которому формальное превышение размера кредиторской задолженности над размером активов, отраженное в бухгалтерском балансе должника, не является свидетельством невозможности общества исполнить свои обязательства.
Аналогичной позиции придерживается и экономколлегия ВС. В третьем обзоре практики за 2018 год есть дело, в котором судьи напомнили: нужно не просто смотреть на отрицательный баланс предприятия, но еще и учитывать режим и специфику деятельности должника, а также то, что финансовые трудности в определенный период могут быть вызваны преодолимыми временными обстоятельствами (дело № А12-18544/2015).
Директору, который все же решил вывести предприятие из трудной ситуации. Это должен быть подробный документ, который послужит двум целям.
Во-первых, план нужен, чтобы договориться с кредиторами. «Если организация приняла решение реструктурировать бизнес, об этом должны знать и кредиторы, также они должны понимать, когда они смогут получить свои денежные средства либо оплаченные товары или услуги», – отмечает Антон Красников.
Во-вторых, как мы уже упомянули ранее, даже если план не сработает, он может помочь руководителю избежать ответственности. На такую возможность указал Пленум ВС в Постановлении № 53 (п. 9). Это положение предусматривает, что руководитель, который выполнял экономически обоснованный план и надеялся на выход компании из кризиса, может быть освобожден от субсидиарной ответственности «на тот период, пока выполнение его плана являлось разумным с точки зрения обычного руководителя, находящегося в сходных обстоятельствах».
Таким образом, наличие экономически обоснованного бизнес-плана и приложенные усилия по его исполнению могут спасти директора от «субсидиарки».
План по выводу компании из кризисной ситуации – это в первую очередь цифры, а не пустые слова о прекрасном будущем, напоминает Юлия Шилова, адвокат практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Уголовное право группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) × .
Светлана Тарнопольская, партнер КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 11 место По выручке 16 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × , тоже считает, что план должен содержать предельно понятную оценку расходов и доходов компании. Расходы эксперт советует распределить по периодам и разделить на три группы: бесспорные обязательства, которые в любом случае придется оплачивать; те, от которых с большой долей вероятности удастся «отбиться» (например, совершенно необоснованные требования контрагентов или налоговой); те, избавиться от которых получится с вероятностью «50 на 50». Например, это неустойки, которые суд может снизить, а может и не снизить.
Аналогично Тарнопольская советует поступить и с доходной частью бюджета. «Баланс должен «сойтись» с учетом того, что расходы будут оценены в максимальном объеме, а доходы только в своей безусловной части. Иначе риск слишком высок», – объясняет эксперт.
Бизнес-план должен быть обоснованным и исходить из реальных перспектив компании и бизнеса.
Максим Степанчук, партнер Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) Профайл компании ×
Против «красивых сказок» в плане высказался и Вячеслав Косаков. И дело даже не в том, что в них не поверят кредиторы. Просто руководитель может «наступить себе на горло». Если в плане будет указана информация, которую в случае последующего банкротства руководитель по каким-то причинам захочет скрыть, то это обстоятельство потом может быть использовано против него в споре о привлечении к субсидиарной ответственности. «Поэтому грамотный подход здесь очень важен, а создавать «сказочный» бизнес-план, наполненный фиктивными данными, не стоит», – подчеркивает эксперт.
По мнению Косакова, хороший антикризисный план, как правило, содержит следующие положения:
✔️ оценку финансовых коэффициентов;
✔️ оценку размера прироста кредиторской задолженности;
✔️ оценку размера выручки и направления финансовых потоков;
✔️ оценку размера различных издержек (за месяц, квартал, год);
✔️ оценку активов компании и динамики их изменения;
✔️ перечень предлагаемых действий, ожидаемый результат.
Руководителю обязательно нужно согласовать план с акционерами (или участниками) общества или советом директоров, в связи с чем нужно провести и соответствующие собрания. Также не лишним будет подкрепить обоснованность данного плана заключением независимого эксперта, отмечает Косаков.
По мнению Шиловой, план должен содержать работающую финансовую модель, в которой сделан расчет, предусматривающий, что выручка не только покрывает расходы, но и в какой-то период компания начнет опять приносить прибыль.
План лучше разместить на официальном сайте компании. Суды дают положительную оценку этим действиям, направленным на открытое и прозрачное ведение бизнеса в сложной ситуации.
Содержание плана для каждой компании будет различаться с учетом специфики ее деятельности и особенностей кредитной нагрузки. Но одним из основных его пунктов в любом случае должна стать минимизация расходов – сокращение штата и затрат на различные услуги, оптимизация процессов на предприятии.
При этом Степанчук высказал мнение: излишне подробный план может даже навредить руководителю. «Делать проработанный детальный бизнес-план опасно, потому что, если в дальнейшем он не будет выполняться, это может быть поставлено в вину менеджменту», – предупреждает эксперт.
Но даже самый лучший план – это еще не гарантия успеха. Нужно убедить кредиторов поверить в этот план и дать руководителю должника возможность его реализовать. По сути, предприятие в кризисной ситуации примеряет на себя роль стартапа, а кредитор становится инвестором, отмечает Юлия Шилова. Ведь на деньги кредиторов проверяется идея – новый бизнес-план.
При общении с кредиторами директор с помощью плана может доказать, что урегулирование долга – это более выгодная перспектива по сравнению с банкротством, полагает Максим Степанчук.
При этом в переговорах с кредиторами важно соблюдать осторожность. Например, не стоит заключать сделки, которые, если план все же не сработает, могут быть оспорены, потому что совершены с предпочтением или положены в основу нежелательного для директора решения по «субсидиарке». Важно проводить сделки, не выходящие за рамки сделок, которые бы должник совершал в рамках обычной хозяйственной деятельности. Например, ежемесячная выплата кредита. «А если сделка все же выходит за такие рамки, то прикладывать к ней экономическое обоснование, которое нужно согласовать с вышестоящими органами управления юридическим лицом», – советует Вячеслав Косаков.
Светлана Тарнопольская советует не договариваться с кредиторами на словах. Все договоренности, по мнению эксперта, должны быть письменными. А общение по принципиальным вопросам (например, о погашении долгов или об отсрочке) можно и вовсе фиксировать дословно, вплоть до стенограмм переговоров.
С таким подходом согласен и Сергей Королев, руководитель банкротной практики Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании × .
Такие доказательства будут полезны для директора в будущих спорах в суде по вопросу установления признаков объективного банкротства, добросовестного поведения и возложения субсидиарной ответственности, если организация не справится с кризисом.
Эксперт призывает максимально сохранять все документы, которые помогут уже в случае банкротства: переписку с контрагентами и с учредителями, протоколы собраний о подготовке антикризисных мероприятий, договоры с аудиторами, их отчеты, бизнес-планы, предложения учредителям по финансированию расходов, обращения в коммерческие банки за предоставлением кредитов для финансирования мероприятий в рамках бизнес-плана.
Источник
Как реанимировать умирающий бизнес.
Неудачный бизнес. Что делать?
И после плохого урожая нужно сеять
Сенека
Любой опыт может стать другом, если вовремя сделать нужные выводы. Неудачный бизнес – это крах надежд, разочарование, финансовый провал, порождающий отчаяние и безнадежность. Однако из любой ситуации можно найти выход, открыв дверь в новую реальность. Как продолжить жизнь после развала бизнеса, как пережить неудачу без потерь?
Что считать неудачей в бизнесе?
Какой бизнес можно считать неудачным? Тот, в котором нет финансовой прибыли? Или тот, где бремя тяжелых долгов с каждым месяцем становится все тяжелее? Неудачным бизнес становится тогда, как нет базы для создания своего дела: не до конца изучен рынок, нет понятия об изменениях спроса – по товарным категориям, ассортименту и сезону, нет контроля за движением денежных средств. Стоит ли винить команду корабля в том, что судно пошло ко дну?
Пессимисты шутят, что бизнес нужно развалить как минимум четыре раза, чтобы научиться вести свое дело, оптимисты утверждают, что хватит и двух. Чтобы бизнес с первых же дней приносил серьезный доход, нужно владеть массой технологий и умений, знать все нюансы ведения своего дела, управлением персоналом и тонкостям общения с энергией денег. Это профилактика, но что же делать, если катастрофа уже произошла? Искать причины неудач, оценивать свой потенциал, выбирать новое направление. Это поможет избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Причины бизнес-неудач
На тысячу провалов всегда есть пара десятков успешных результатов. О чем знают эти «счастливчики»? Что упускают горе-предприниматели, направляя свой корабль в пучину бурного моря бизнеса? Любой успех базируется на отлаженной базовой схеме, нарушение последовательности этапов которой неминуемо приведет к кризису. Прежде чем разобраться в этой стройной системе успешности, попробуем понять причины неудач.
Неправильный выбор партнеров. Это одна из самых распространенных причин развала бизнеса, когда каждый соучредитель надеется въехать в рай на горбу своего компаньона. Множество примеров быстрого финансового краха компаний, когда затевается семейный или дружеский бизнес, не учит никого. В партнеры необходимо выбирать грамотных и опытных людей, способных заниматься управлением профессионально. Хотя таким людям вряд ли нужны соучредители: если они умело ведут свое дело, у них достаточно средств, чтобы открыть новое направление. Правда, может не хватать времени на развитие параллельного бизнеса.
Лучший вариант избегания подобной ошибки – открытие самостоятельного бизнеса, без партнеров. В этом случае винить в неудачах будет некого, и любой вариант развития ситуации придется взять на себя. При этом половинчатого результата не получить: не с кем делиться – ни ошибками, ни долгами.
Неудачный подбор команды. «Свита делает короля», — гласит французская пословица. Без команды невозможно развивать бизнес, подбор и управление персоналом – отдельная наука, требующая серьезного опыта и знаний психологии сотрудников. Без профессионалов не продать ни товар, ни услугу, без юристов не справиться с законом, а без бухгалтеров – не свести баланс. Либо все эти разделы придется постигать самостоятельно, либо набирать сильную команду. Есть еще один вариант — регулярно проваливать бизнес, чтобы, в конце концов, заработать бесценный собственный опыт, поскольку в каждой отрасли есть масса нюансов, о которых ни в одной умной книге не прочесть.
Неумение управлять финансами. Большинство молодых предпринимателей пытаются открыть свое дело, рассчитывая на банковский кредит. Как правило, девяносто процентов новых бизнесов закрываются в течение следующего года, не выходя на точку безубыточности. Причина таких предпринимательских крахов кроется в отсутствии экономических и бухгалтерских базовых знаний управления компанией. Неумение просчитать коммерческие риски, изучить спрос на новое предложение и предвидеть сезонный спад приводят к денежному коллапсу через несколько месяцев после открытия дела.
При подготовке бизнес-плана трудно заранее просчитать необходимые денежные ресурсы, которые, как правило, оказываются в разы выше планируемых.
Непонимание основ менеджмента и маркетинга. Начинающие предприниматели недооценивают роль стратегического построения всех процессов в компании. Первую скрипку обычно в предприятиях, потерпевших крах, играет продукт компании, а не клиент, ради которого создается фирма. Если предприятие изначально ориентировано внутрь, то есть на достижения собственной компании, на продукт, а не на выяснение и удовлетворение потребностей, на решения проблем клиентов, рано или поздно оно пойдет ко дну.
Отсутствие нужного психологического настроя на успех. Многие начинающие бизнесмены крутят пальцем у виска, когда смотрят позитивные видеоролики о том, как начинают свой рабочий день гуру больших компаний. Йога, восточные медитативные практики, позитивное мировоззрение – зачем все это? От внутреннего настроя зависит внешний мир. Каждый человек выбирает самостоятельно тот образ жизни и стиль ведения бизнеса, который для него наиболее комфортен. Нарушая законы Вселенной, трудно ждать от нее ответной щедрости. Быть может, именно поэтому миллионеры и миллиардеры регулярно сверяют свой курс со своим внутренним Я. Настрой на успех гарантирован при умелом обращении со своим подсознанием, с визуализацией будущих побед компании.
Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, знаменитый миллиардер, говорил: «Нужно думать о деньгах день и ночь, они должны сниться, только тогда можно разбогатеть».
Умело поставить цель, грамотно разработать план ее осуществления, овладеть навыками продвинутого тайм-менеджемента и маркетинга – начало будущего успеха, работа над прежними ошибками.
Что нельзя делать в случае провала?
Нельзя:
- Жалеть себя
- Отчаиваться
- Ругать себя и своих сотрудников
- Искать виноватых
- Ссориться с компаньонами и соучредителями
- Экономить на внешней помощи консультантов и экспертов
- Покончить счеты с жизнью…
Что делать нужно и можно?
- Не вкладывать в бизнес на этапе его создания серьезных сумм стартового капитала, если нет уверенности в своих ресурсах, нет бизнес-образования, профессиональных сотрудников, сильной бизнес-идеи.
- Провести анализ краха, сделать выводы и научиться на собственном опыте как нельзя вести свое дело.
- Обратиться к специалистам: профессиональным юристам, бизнес-консультантам, аудиторам и т.д. за помощью. Вполне вероятно, что бизнес можно еще реанимировать.
- Провести экономический анализ текущей ситуации с помощью экспертов, не жалея денег: гораздо большие затраты бизнес уже претерпел. Когда речь идет о спасении жизни человека, о средствах не задумываются. Бизнес – детище предпринимателя, который когда-то бездумно потратил деньги на неудачу. По сравнению с понесенными затратами это капля в море, способная вывести бизнес из тупика.
- Всегда иметь запасной вариант бизнеса, вовремя диверсифицироваться. Альтернативный вид своего дела нужно иметь постоянно, тогда гарантия полного разорения будет равна нулю. В одну корзину складывает яйца только недальновидный предприниматель.
- При составлении бизнес-плана учитывать все возможные варианты развития своего дела и заранее разрабатывать профилактический план выхода из тупика.
- Объединить усилия компаньонов и соучредителей, провести мозговой штурм среди сотрудников для выработки стратегии вывода предприятия из кризиса.
- Выбрать один из вариантов дальнейшего развития бизнеса:
√ провести банкротство
√ реанимировать
√ закрыть.
- Оценить свой потенциал: профессиональный и денежный. Если позволяют средства переждать негативный период, нужно набраться опыта, оглядеться по сторонам в поиске новых возможностей, необходимо остановиться, сделать перезагрузку.
- Освоить новую профессию, уйти в найм, заняться фрилансом, принять философию дауншифтинга, вспомнить о своей базовой профессии. Когда в судьбе уже были серьезные моральные и денежные потери, необходимо забыть о гордыне и высокомерии: шаг назад может стать спасительным в период кризиса.
- Начать новый проект, не требующий вложений.
Испытания выпадают на долю любого бизнесмена, потому главное правило человека, создающего свое дело, — никогда не сдаваться.
Примеры из личной практики
Неважно, сколько раз ты упал, важно, сколько раз поднялся…
Пример первый
Этот клиент обратился ко мне за помощью, написав электронное письмо: адрес он нашел на моем сайте тренингового центра. Зашел ко мне на сайт случайно, задав в поисковик запрос «как уйти из жизни легко». То ли поисковик сбойнул, то ли случайностей в жизни не бывает, однако решившийся на крайне радикальную меру человек стал моим клиентом.
Огромный, многомиллионный долг поставщикам товаров и услуг, задолженность по выплате зарплаты и налогов привели его к краю финансовой пропасти. Единственный выход, который он видел в тот момент, просто и легко уйти из жизни.
Столь печальный исход никаким образом не исправил бы положение, поскольку у горе-предпринимателя оставались жена и дети, которые могли стать мишенью для кредиторов. Начала консультирование с параллельной диагностикой психологического состояния случайного клиента и финансовой составляющей бизнеса. Нужно было понять, что и когда привело компанию к разорению.
Оказалось, что такой негативный исход был порожден бесконтрольностью за расходами, абсолютной бизнес-безграмотностью, неумением считать расходы и доходы, незнанием азов бухгалтерии. Каждый из нас получает в школе образование: нас учат писать и считать, думать и принимать решения. Мы получаем высшее образование по самым разным специальностям в вузах и университетах, сдаем экзамены, ходим на лекции, становимся специалистами. Однако бизнес-образование для большинства предпринимателей считается ненужной тратой времени. Управление бизнесом – процесс, не требующий знаний экономики, коммерции, психологии, бухгалтерии, права, рекрутинга? Почему подавляющее большинство бизнесменов — самоучки, постигающие трудную науку управления собственным делом на практике? Вот откуда такой шокирующий процент разорения малого и среднего бизнеса в первый год открытия.
Детальное изучение вопроса финансового коллапса моего клиента помогло найти слабые места и утечку денежных средств, выработать программу реанимации бизнеса. В течение трех месяцев была проведена тотальная чистка и ревизия всех вопросов управления, затем выбрано параллельное направление, способное дать поддержку на время ремонта бизнеса.
Это новое направление, принесшее быстрые деньги, сегодня стало главным делом предпринимателя. Оптовые продажи продуктов, как вид деятельности, постепенно были сведены к нулю и полностью заменены на производство услуг населению. Позитивный оптимистичный взгляд помог предпринимателю выйти из черной комнаты своих страхов, преодолеть кризис и найти свое новое высокодоходное дело. Кто ищет, тот всегда найдет.
Пример второй
Молодая предпринимательница, не изучив рынок, решила скопировать бизнес предоставления услуг у очень успешных местных бизнесменов. Однако внешняя сторона бизнеса основывалась на секретных разработках, о которых, по понятным причинам, дама не подозревала. Она взяла солидный кредит в банке, сняла офис, наняла сотрудников и стала рекламировать новую услугу, вкладывая в продвижение своего продукта огромные суммы.
При этом качество услуг было ниже среднерыночного, что быстро поставило предприятие на край финансовой пропасти. Ежемесячные платежи по аренде, зарплата персонала, проценты по кредиту и налоговое бремя за несколько месяцев бизнес из разряда стартапа перевели в статус «неудачного».
После того, как она обратилась ко мне за помощью, я провела оценку внутренних ресурсов и предложила ей два варианта: либо обучить персонал и заняться партизанским маркетингом, либо закрыть это направление бизнеса, поскольку качество услуги оставляло желать лучшего. Она выбрала второй вариант, нашла себе работу по найму и стала медленно погашать банковский кредит и задолженности по налогам.
Даже если корабль под названием «Собственное дело» медленно и верно идет ко дну, не стоит отчаиваться: всегда можно начать сначала, с самым главным достоянием – бесценным опытом. Не зря русская пословица гласит, что за одного битого двух небитых дают.
«Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели», — так метко заметил Оскар Уайльд и был тысячу раз прав!
Источник