- Письма мёртвого человека
- Цитаты [ править ]
- Текст песни DenDerty — Письма мёртвого человека
- Оригинальный текст и слова песни Письма мёртвого человека:
- Перевод на русский или английский язык текста песни — Письма мёртвого человека исполнителя DenDerty:
- Объясните школьнику смысл фразы.
- Письма мёртвого человека
- #МестоВстречиИзменитьНельзя
- Николай Прокопович: воевал, дошёл почти до Берлина, имел ранение и боевые награды, но фашистов играл регулярно и здорово
- Комедия строгого режима — улучшил качество фильма
- Блистательный советский актёр Вадим Спиридонов
- Улучшил качество «Республика ШКИД»
- 10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
- Грузинские «дорожные» короткометражки, добрые и не забытые
- Телемост между Ленинградом и Бостоном «Женщины говорят с женщинами» 1986 год
- Русские военные советники в Эфиопии, 1986
- Книжки добрые любить и воспитанными быть
- Общий вызов, общий вызов. Говорит Резиновый Утёнок!
- Хочу все знать #613. Идиотизмы из прошлого: 1986 год
- Трижды Герой СССР Иван Кожедуб, 1986 год
- Папа с дочкой на елочном базаре накануне нового, 1986 года. А у вас был такой Дед Мороз?
- Операция «Каньон Эльдорадо»: США показывают мускулы.
- «Кандаки максуз» .
- Штурм укрепрайона Карера. Афганистан 1986г.Ч. 2.
Письма мёртвого человека
«Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Отражает популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы.
Цитаты [ править ]
- Моё почтение! Давно к нам не заглядывали. А я думал — вы записались в покойники. Сейчас это модно!
- Юность не способна к милосердию и пониманию, но анализ присущий молодым надеюсь, поможет тебе понять. Я всегда любил, и сейчас люблю маму, а мама меня. Все остальное неважно.
- Сегодня, по моему летоисчислению седьмые сумерки первого месяца сумерек. Значит сегодня Рождество. В этот вечер, вы должны помнить это [обращается к детям], люди всегда старались порадовать друг друга. Дарили подарки, накрывали шикарный стол, или просто. сидели вмести в тепле. Разговаривали, а потом все выходили на улицу и встречали первую звезду. И тот кто ее первый увидел загадывал желание и оно всегда сбывалось. Вот мы сегодня тоже пойдем сегодня встречать первую звезду. Вот и снег пошел. В этот день всегда идет снег.
- И записывал все, что случалось во все дни, до Великого дня — Исхода. И было так: В день великого праздника Рождества он собрал всех у елки. И зажег свечи. И учил он их, говоря так: «Запомните, мир не погиб!» Так он учил. И повел он их вечером смотреть первую звезду. И сказал: «Смотрите, сейчас появится звезда.» Но не было звезд на небе, ибо опустилась на небо тьма. А ночью этого дня он прилег около печки и уже не вставал. И сказал: «Я скоро умру.» И это было правдой. Тогда старший из них подошел к нему и сказал:
— Можно я задам тебе вопрос?
— Спрашивай, — сказал он.
— Нет, — ответил старший из них, — мы знаем, что человек всю жизнь врет, а перед смертью говорит правду. Мы подождем, пока ты начнешь умирать.
— Cпрашивайте, — сказал он. — Время пришло.
И подошли они все к нему и посмотрели ему в глаза. Старший из них спросил:
— Ты правду сказал сегодня? Ты веришь в то, что ты сказал?
— Идите, — ответил он, — идите, пока хватит сил. Ибо пока человек в пути, есть у него Надежда.
- Пора, наконец, признать, что вся история человечества — это история затянувшегося самоубийства живой материи, которую космическая случайность наделила способностью мыслить, и которая не знала, что делать с этой случайной роковой способностью, точка. И не нашла ей лучшего применения, как создание наиболее эффективных способов тотального самоубийства!
- Искусство, которое запечатлело нашу неземную тоску по идеалу, наше бесконечное отчаяние и наш вселенский крик ужаса. Вопли одиноких мыслящих существ в холодной и безразличной к нам пустынне космоса.
- Сейчас, я уйду в свою комнату и для меня все кончится. В конце концов, мы взрослые люди, и смерть не так уж страшна, когда погибло всё.
Источник
Текст песни DenDerty — Письма мёртвого человека
Оригинальный текст и слова песни Письма мёртвого человека:
Пора, наконец, признать, что вся история человечества —
это история затянувшегося самоубийства живой материи, которую
космическая случайность наделила способностью мыслить, и которая
не знала что делать с этой случайной роковой способностью.
И не нашла ей лучшего применения, как создание наиболее
эффективных способов тотального самоубийства…
Итак, судя по всему, история человечества закончилась. Что ж, пора подвести итоги. Думаю, сделать это надо спокойно, без вульгарной аффектации. Сегодня, я хочу говорить с вами, как мёртвый с мёртвыми. То есть откровенно. Позвольте вашему вниманию предложить небольшую речь в защиту человечества, как биологического вида.
Это был трагический вид. Возможно и впрямь, изначально обречённый. Роковая и прекрасная наша участь заключалась в том, что мы стремились прыгнуть выше самих себя, быть лучше, чем было положено нам природой. Мы находили в себе силы сострадать, хотя это противоречило законом выживания. Испытывать чувства собственного достоинства, хотя его всегда топтали. Создавать шедевры искусства, сознавая их бесполезность и недолговечность. Мы находили в себе силы любить. Господи, как это было трудно! Ибо неумолимое время предавало тлению и тела, и мысли, и чувства. Но человек продолжал любить, и любовь создала искусство. Искусство которое запечатлело нашу неземную тоску по идеалу, наше бесконечное отчаяние и наш вселенский крик ужаса. Вопль одиноких, мыслящих существ в холодной, безразличной к нам пустыне космоса.
Здесь, в этих стенах прозвучало много слов ненависти к человеку. Презрений к нему и насмешек. Но сегодня я не брошу в него камень. Нет. Я скажу так: «Я любил человечество. И люблю его сейчас, когда его уже нет, ещё больше. Именно, за его трагическую судьбу». И я хочу сказать вам коллеги. Я хочу сказать Вам: «Я люблю вас». Для каждого свой скачок сознания. Возможно, это мой. Я хочу, чтобы вы это знали. Сейчас я уйду в эту комнату, и для меня всё кончится. В конце концов, мы взрослые люди, и смерть не так уж страшна, когда погибло всё.”
Константин Лопушанский, 1986 г., «Письма мёртвого человека»
Перевод на русский или английский язык текста песни — Письма мёртвого человека исполнителя DenDerty:
It is time to finally acknowledge that the entire history of mankind —
is the story of a protracted suicide of living matter, which
cosmic accident has given the ability to think, and that
I did not know what to do with the ability of this random fatal.
And I have not found a better use of it as creating the most
effective ways to total suicide …
So, apparently, the history of humanity is over. Well, it’s time to take stock. I think this should be done quietly, without vulgar affectation. Today, I want to talk with you as dead with the dead. That is, frankly. Let me offer you a little speech in defense of humanity as a species.
It was a tragic look. Perhaps indeed, initially doomed. Fatal and beautiful our fate lay in the fact that we tried to jump over themselves to be better than it was put to us by nature. We have found the strength to be compassionate, even though it was contrary to the law of survival. Testing of self-esteem, although it always trampled. To create masterpieces of art, conscious of their futility and fragility. We have found the strength to love. God, it was hard! For the time betrayed inexorable decay and body, thoughts and feelings. But the man continued to love and love to create art. The art that captures our unearthly yearning for the ideal, our endless despair and our universal cry of horror. The cry of lonely, thinking beings in the cold, indifferent to us desert space.
Here, within these walls was made a lot of words of hatred for the man. Contempt and ridicule him. But today I do not throw a stone at him. No. I will say this: «I love mankind. And I love him now, when he has no more. Namely, for his tragic fate. » And I want to tell you colleagues. I want to tell you: «I love you.» To each his own leap of consciousness. Perhaps it is mine. I want you to know. Now I’ll go into this room, and for me all over. In the end, we are adults, and death is not so terrible, that killed everything. «
Konstantin Lopushansky 1986, «Dead Man’s Letters»
Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Письма мёртвого человека, просим сообщить об этом в комментариях.
Источник
Объясните школьнику смысл фразы.
это шизофрения!
Нельзя найти смысл в шизофрении!
я тоже могу стать шизиком:
«Пора, наконец, признать, что вся история человечества — это история затянувшегося самосовершенствования живой материи, которую космическая закономерность наделила способностью мыслить, и которая всегда знает, что делать с этой роковой закономерностью.
И не нашла ей лучшего применения, как создание наиболее эффективных способов тотального развития. «
а вот, то, что, действительно, интересно в этой фразе — это узнать:
— у какого шизика ты нашёл эту фразу?
Запиши шизофреника — оригинальный ответ. Особенно оригинален он из уст шизофреника.
А теперь к вопросу. В записи вполне очевидно, что хотел донести до нас автор.
«Вся история человечества —
это история затянувшегося самоубийства» — подразумевает то что люди убивают друг друга все время которое существуют. От пещерного человека с дубинкой, до солдата в Ираке.
«Живой материи, которую
космическая случайность наделила способностью мыслить» — крайне упрощенное научное объяснение того, откуда на Земле взялись развитые, в плане способности думать и анализировать, организмы, то есть люди. Мясо, которое случайно научилось думать.
«Не знала что делать с этой случайной роковой способностью» — человечество освоило планету, пространство за планетой, другие космические тела солнечной системы, но если подумать, то оно не освоило ничего. Что такое одна планета в бесконечном космосе? Нет пределов для человеческого развития. Способность мыслить — величайший дар. Ты живешь в комфортном домике, у тебя есть телевизор и компьютер, автомобиль и еще кто знает что. Потом ты смотришь на свою собаку, а она не может пронести палку в дверной косяк. Казалось бы, что еще нужно для жизни, кроме способности мыслить? Имея мозги — можно двигать горы! Но люди используют эту способность для уничтожения друг друга, разрабатывая все новые и новые, боле эффективные способы для убийства себя. Начиная с примитивных луков, которые с некоторой вероятностью могли убить одного человека за выстрел, до ядерного оружия, которое может поставить точку в истории целой Земли. Люди заперты на планете и грызутся как псы в клетке, думаю как занять клок земли для лучшей жизни, вместо того чтобы совместными усилиями. Ну да не важно, это все утопия.
Выше Олег Иванов очень метко подметил: «Человека не должно было быть, но некая случайность (теория большого взрыва, если вы верите в неё) наделила нашу планету такими существами как люди. И эта случайность дала им возможность мыслить, оценивать и тому подобное. Но человечество не знает что с этим делать, использует свой ум не в науке как это делал например Тесла, а в создании убивающих самих себя вещей.»
«И не нашла ей лучшего применения, как создание наиболее
эффективных способов тотального самоубийства. » — выше, думаю, ответ уже дан. Смешная ирония. Дать мозги некоторому количеству живого мяса запертому в клетке для того чтобы оно убивало само себя, разрабатывая все более эффективные способы.
А если и так непонятен смысл цитаты, то рекомендую посмотреть фильм, с которого она взята. Называется «Письма мертвого человека». Фильм о постапокалипсисе. Глядя на то как человек доживает свои последние часы в мертвом мире, смысл фразы становится еще понятнее.
Ты стоишь на выжженной земле, смотришь на пламя в небесах, сожженные трупы вокруг и задумываешься: «А для чего все это? Чья это злая шутка?»
Источник
Письма мёртвого человека
#МестоВстречиИзменитьНельзя
Николай Прокопович: воевал, дошёл почти до Берлина, имел ранение и боевые награды, но фашистов играл регулярно и здорово
4 ноября – день рождения замечательного советского актёра Николая Прокоповича (1925-2005).
Прокопович был участником Великой Отечественной войне, имел фронтовое ранение и боевые награды. Однако в кино чаще всего и на достаточно высоком уровне играл нацистов.
Благодаря некоторому внешнему сходству с гиммлером Прокопович неоднократно исполнял на экране роль этого персонажа: в одной из главных шедевров советского и мирового кинематографа – «17 мгновений весны»; в прекрасном фильме, посвящённом Герою Советского Союза, генералу Карбышеву – «Родины солдат»; в третьем фильме трилогии про легендарного партизана Сидора Ковпака – «Карпаты, Карпаты».
Конечно, запомнился Прокопович ролью майора абвера Вильгельми в трилогии про «Сатурн», где он образовал отличный актёрский дуэт с Михаилом Волковым, сыгравшего советского разведчика, своего среди чужих. Наиболее удачным фильмом этой трилогии стал «Бой после победы», где герой Прокоповича работает уже на спецслужбы Сша. Эпизод, когда герой Волкова в некотором порыве отчаяния признаётся Вильгельми, что всё это время работал на Советский Союз – киношедевр.
Также разного рода нацистов Прокопович сыграл в картинах «Назначаешься внучкой», «Щит и меч», «Фронт в тылу врага».
Исполнял Прокопович и иные отрицательные роли. В частности, сыграл бандитов в фильмах «Двойной обгон» и «Шествие Золотых зверей». Между появлением в СССР жанра боевика и крушением советского кинематографа, у нас успели снять целый ряд очень достойных фильмов этого жанра – как приключенческих, так и криминальных. Один из таковых – «Двойной обгон», где Прокопович очень органично смотрелся в роли главаря контрабандистов; и жаль, что роль эта была совсем небольшая.
Что касается положительных ролей в детективных картинах, то Прокопович сыграл полковника советской контрразведки в знаменитой тетралогии про Резидента. Но удачными эти роли, откровенно говоря, не получились. И дело здесь даже не в Прокоповиче. Это вечная проблема любого кинематографа – в шпионских и детективных картинах разведчики, оперативники, следователи получаются яркими, выразительными, гармоничными, а вот их кабинетные начальники выходят какими-то неживыми, карикатурными.
При всём при этом Прокопович не был сугубо драматическим актёром: в 1972-м блистательный режиссёр Виллен Азаров, у которого Прокопович снимался в фильмах про «Сатурн», раскрыл Николая Константиновича в комедийном образе: в одной из лучших советских комедий «Неисправимый лгун» Прокопович прекрасно сыграл в дуэте с Георгием Вициным.
Очень странно, что роль заведующего парикмахерской Мымрикова, начальника Тютюрина (фамилия героя Вицина) так осталась для Прокоповича единственной комедийной. Не понимаю, почему режиссёры ни до, ни тем более после «Неисправимого лгуна» не использовали Прокоповича в комедийном амплуа!
Комедия строгого режима — улучшил качество фильма
Продолжаю заниматься улучшением фильмов по заявкам желающих(опросы проводятся в телеге). На этот раз работал над фильмом «Комедия строгого режима» снятым в 1992 году Михаилом Григорьевым и Владимиром Стдуденниковым.
Пытался избавиться от пыли и царапин на пленке, но результат меня не порадовал, поэтому было решено оставить весь мусор на своих местах. Четкость поднял, шум прибрал. Сравнить можно как всегда по ссылкам ниже:
Блистательный советский актёр Вадим Спиридонов
14 октября – день рождения блистательного советского актёра Вадима Спиридонова (1944-89).
Актёрская харизма, мужественное лицо, властный голос позволяли Спиридонову создавать образы пробивных, выразительных героев. В первую очередь – отрицательных: роли бандита – в детективных фильмах «Прощальная гастроль «Артиста» и «Сувенир для прокурора», бывшего кулака-фашистского приспешника – в дилогии «Любовь земная»/»Судьба» и «Вечном зове». Но и положительных героев Спиридонов тоже играл достаточно убедительно: начальник погранзаставы в фильме «Люди в океане», за эту роль он даже получил премию КГБ; гвардии капитан в боевике «Ответный ход».
Много Спиридонов работал также в сфера дубляжа. В частности, очень удачно озвучил Ж. Депардье в двух фильмах блистательной трилогии, где Депардье составлял яркий комедийный дуэт с П. Ришаром: «Папаши» и «Невезучие». Озвучка Спиридонова на 100% подошла пробивному герою Депардье. Также надо выделить озвучивание роли следователя в исполнении Р. Адомайтиса в отличном советско-итальянском политическом детективе «Жизнь прекрасна».
Улучшил качество «Республика ШКИД»
По просьбам подписчиков(опрос проводился в тележке) выполнил небольшое улучшение знакового советского фильма «Республика ШКИД». В целом, фильм итак был в весьма недурном качестве (720p), я лишь почистил от шумов, царапин и пыли, и слегка прибавил четкости, ну и апскейл небольшой оформил.
Сравнить до/после можно по ссылкам:
Ну и по трейлеру ниже:
10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.
В Госкино сразу запретили перевозить уран. Сценаристы начали думать, какой ещё дорогой и значимый для промышленности товар можно погрузить на корабль, и остановились на опиуме для фармацевтических компаний. В Госкино пытались запретить и опиум за пропаганду наркотических средств, но режиссёр возмутился: «Тогда что надо везти кораблю? Пустые бланки партийных билетов?» Опиум отстояли, а действие из Средиземного моря перенесли подальше — на Филиппины.
«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.
Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…
Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.
Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.
Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.
Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.
Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…
Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».
Грузинские «дорожные» короткометражки, добрые и не забытые
Грузинское кино – яркое и своеобразное явление в советском кинематографе, которое отличает национальный колорит, добрый юмор и веселая ирония. Цикл комедийных короткометражных фильмов «Дорога», рассказывающих о веселых приключениях дорожных мастеров, снят по сценарию Резо Габриадзе, а главные роли в нем исполняли Баадур Цуладзе, Кахи Кавсадзе и Гиви Берикашвили.
Телемост между Ленинградом и Бостоном «Женщины говорят с женщинами» 1986 год
Ровно 35 лет назад — 17 июля 1986 года — по Первой программе ЦТ показали телемост между Ленинградом и Бостоном, который назывался «Женщины говорят с женщинами». Именно тогда и была произнесена фраза, ставшая крылатой: «В СССР секса нет».
Запись этого телемоста происходила еще 28 июня. В американскую и советскую телестудии приглашены женщины, которые при помощи Фила Донахью и Владимира Познера говорят о своих проблемах: пенсии и зарплаты, детские сады и ясли, но разговор быстро перетекает на вопросы о Чернобыле, ядерном оружии и о том, служат ли женщины в вооруженных силах.
На 29 минуте Татьяна Максимова предлагает поговорить о женских проблемах, о любви. (Вместе с мужем Владимиром Максимовым она вскоре создаст шоу «Музыкальный ринг» и серию телевизионных благотворительных марафонов, по примеру американских.) Касаясь темы абортов, советский врач говорит, что это та операция, на которую советские женщины решаются не сразу.
Начинается обсуждение секса среди подростков, и на этой волне рождается вопрос американки: «Я хотела бы сказать, что у нас в телерекламе все крутится вокруг секса.
Есть ли у вас такая телереклама?» Людмила Иванова, администратор гостиницы «Ленинград», отвечает: «Ну, секса у нас нет, и мы категорически против этого». Под хохот зала слышен другой женский голос: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!» «Это ошибка», – смеется Познер.
После этого эпизода в программе также обсуждаются темы порнографии, женского одиночества, этнических меньшинств. Закрытость со стороны советской студии вызывает в американской подозрения в специальном отборе. Они недовольны, упрекают женщин в том, что те вряд ли готовы выступить с критикой правительства и даже своих мужей.
Но отбор действительно случайный, им занимались Лиз Хендерсон и Владимир Мукусев, Эд Вьерзбовски и Сергей Скворцов, Памела Робертс и Павел Корчагин. В книге об истории телемостов Корчагин вспоминает, что начальник международного отдела ленинградского телевидения Виталий Вильчинский предложил было готовые списки людей, которые были одобрены в Смольном. Советские телевизионщики, пообещавшие американской стороне случайность отбора, категорически с этим не согласились, и им чудом удалось получить такое разрешение в идеологическом отделе Ленинградского отдела партии. В итоге аудиторию студии искали на Невском проспекте и на пляже.
Вот как Сергей Скворцов описывает в книге о телемостах один из разговоров со случайной девушкой, которую он с Эдом Вьерзбовски хотел пригласить в телестудию:
– Добрый день, мы журналисты с телевидения. Хотели бы задать вам несколько вопросов и, возможно, пригласить принять участие в телевизионной программе.
– Да ладно вам, ребята. Я замужем.
– Это не то, о чем вы подумали. Я не шучу. Это серьезно.
– Если это серьезно, то почему тогда ваш друг так глупо усмехается?
– Потому что он американец и не понимает ни слова по-русски. Просто пытается быть дружелюбным.
– Дружелюбна моя задница! Неужели я действительно похожа на ту, кого можно подцепить на улице? Исчезните!
Некоторые сложности с отбором аудитории были и в Америке.
Наша команда по отбору аудитории состояла из Пэм Робертс, Эда, Джейн — продюсера из WCVB и меня, – вспоминает в свою очередь Корчагин. – Пару раз к нам присоединялся Владимир Познер, но большую часть времени он был занят на различных телестанциях, принимая участие в дебатах и ток-шоу.
Мы запланировали случайную выборку людей на улицах, просто спрашивая их: «Не хотите ли вы принять участие в шоу Донахью – Познера, транслируемом через спутник?
Имя Фила Донахью значительно облегчало нашу работу, поскольку большинство американцев знало его передачи, и нам не приходилось тратить уйму времени на объяснения. Однако наше предложение воодушевило далеко не многих людей.
Одни были просто заняты и не хотели терять время на разговоры с нами, другие долго размышляли, а потом просто возвращали нам анкету с твердым «нет»: они просто не хотели ввязываться во что-либо, связанное с «этими русскими».
Значительное число американцев все еще подозрительно относилось к СССР и не верило, что русские могут быть искренними и открытыми в телевизионной дискуссии в прямом эфире.
Русские военные советники в Эфиопии, 1986
Книжки добрые любить и воспитанными быть
Общий вызов, общий вызов. Говорит Резиновый Утёнок!
Редкий случай, когда фильм снят по мотивам песни, которая по сути стала готовым сценарием для него.
Сам фильм «Конвой» был показан в СССР в 1986 году, и каждый мальчишка был просто обязан посмотреть этот фильм в кинотеатре не менее трёх раз(Я смотрел четырежды). Масштабный фильм с огромными грузовиками и трюками сняли всего за 11 дней, по–моему круто.
А, да, песня называется Convoy, если кто–то ещё не понял..Автор William Fries.
P.S. недавно узнал любопытный факт, что игравший Утёнка Кристоферсон озвучивал волка в американской адаптации мультфильма «Жил был пёс». А в Конвое,как известно, антагониста Утенка шерифа Лайла озвучивал наш «волк» Армен Джигарханян.
Хочу все знать #613. Идиотизмы из прошлого: 1986 год
Самое забавное из рубрики «Нарочно не придумаешь» журнала «Крокодил».
В этот раз на дворе 1986 год.
Впервые эта рубрика появилась в «Крокодиле» в 1959 году и просуществовала до самого закрытия журнала в 2000-м. Выписки из объяснительных, цитаты из теле- и радиопередач, выдержки из судебных решений, шизофреничная реклама и нелепые киноафиши — многое из этого до сих пор вызывает смех.
Итак, шел 1986-й… По телевизору показали итальянский сериал «Спрут»…
В небе показали комету Галлея, которой посвятил песню Валерий Леонтьев…
Теплоход «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васёв».
А в апреле весь мир узнал о Чернобыльской атомной электростанции…
01. Авторитетное заявление
03. Ужас дознавателя
04. The specialist
05. Их стало трое
06. . ну пожалуйста!)
07. Шиномонтаж там)
08. Врачебная заповедь
09. Восстание машин
10. Во всем виноват пёсель!
11. Гуру инструктажей
12. Менеджеры по рекламе. Начало
13. Где бл* сотрудник Стихарев?
14. Самый главный это ОН
15. недопеределанный (перенедоделанный)
16. Переучился малость
17. ст.51 Конституции
19. В Казахстане голод
20. Так появлялись мерчендайзеры
22. Приватизация. Начало.
23. Сервисная служба рядом
Трижды Герой СССР Иван Кожедуб, 1986 год
Иван Кожедуб — Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы)
Папа с дочкой на елочном базаре накануне нового, 1986 года. А у вас был такой Дед Мороз?
Операция «Каньон Эльдорадо»: США показывают мускулы.
В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года, самолёты ВВС США нанесли серию ударов по Ливии. Несмотря на сравнительно небольшое число ударных самолётов, эта операция стала одной из самых сложных в истории, а дальность удара – уникальной. Каковы были предпосылки этой операции, как она проходила и к чему привела?
Отношения между Ливией и США накалялись с начала 80-х годов. Президента США Рональда Рейгана тревожило и укрепление связей Ливии с Советским Союзом, и претензии Ливии на главенство среди североафриканских стран, и возможность создания Ливией ядерного оружия (сейчас это может показаться смешным, но на середину 80-х эти страхи даже отразились в знаменитом фильме «Назад в будущее»), и война Ливии с Чадом. Особенное раздражение Рейгана вызывала поддержка Каддафи разнообразных террористических групп, боровшихся против Израиля и США.
27 декабря 1985 года группы палестинцев из организации Абу Нидаля обстреляли пассажиров в аэропортах Рима и Вены. В результате обстрелов погибло 19 человек, ещё более сотни было ранено. Вдобавок ко всему, ливийский лидер Муаммар Каддафи заявлял, что создаёт единый антиамериканский фронт – от Никарагуа до Северной Ирландии.
В 1973 году Ливия объявила, что залив Сидра в Средиземном море южнее 32°30′ северной широты принадлежит ей, и никому пересекать эту черту не позволено. С начала 1980-х, когда Ливия воевала в Чаде, в воздухе и на море у ливийских берегов регулярно случались стычки между ливийскими и американскими самолётами и кораблями.
В 1986 году США сосредоточили в Средиземном море большую группировку – три авианосца, ракетные крейсеры, включая «Йорктаун» (в советских источниках 80-х годов его даже называли атомным), спущенный на воду в январе 1983 года, и другие корабли, оснащённые новейшей системой ПВО «Иджис».
Корабли США, ссылаясь на «свободу мореплавания», раз за разом пересекали запретную черту. 24–25 марта ливийский флот попытался наказать нарушителей, но игра шла «в одни ворота»: противокорабельные ракеты «Гарпун» и авиабомбы поражали ливийские ракетные катера и корабли раньше, чем они успевали нанести противнику хоть какой-то ущерб. Ливийские МиГ-25 пробовали сбить американские палубные F-14, но не смогли захватить цели.
Горящий ливийский малый ракетный корабль
Даже мощный зенитный комплекс С-200 не помогал – советские военные советники мрачно признавали, что 24 марта «встречи ракет произошли в зоне пониженной вероятности поражения», при этом ракеты пускались с дистанции 100 км и более, без учёта противоракетных манёвров, поодиночке – что было куда меньше норматива на поражение целей. Даже с очень большой натяжкой при моделировании дивизионы С-200 за три стрельбы «сбили» не более двух самолётов США – причём их обломки упали бы в море.
Реальность, вероятно, ещё печальнее, поскольку США не признали ни одной потери. В тот же день палубный самолёт США под прикрытием помех выпустил с 60 км две новейшие противорадиолокационные ракеты HARM. Одна из ракет взорвалась в 8 метрах от кабины комплекса С-200, выведя из строя антенные системы и волноводы, вторая – пролетела мимо.
В борьбе против Ливии США старались привлечь на свою сторону и другие страны. Однако европейцы не спешили присоединяться к санкциям США против Ливии. Больше того, фирмы ФРГ и Франции поставляли в Ливию комплексы связи и ПВО – систему сбора и отображения информации «Телефункен», РЛС «Волекс», зенитные ракеты «Кроталь».
Разминка перед боем
5 апреля 1986 года в Западном Берлине взлетела на воздух дискотека, которую посещали американские военнослужащие. Погибло два американских солдата, турчанка, ещё 229 человек, включая 79 граждан США, были ранены. Судя по перехвату переговоров ливийского посольства, там как минимум были в курсе акции. Американская разведка в то же время докладывала о целой серии скорых терактов по всему миру против граждан США. Рейган получил желаемые доказательства – и приказал нанести удар по территории Ливии. Но чем?
Дискотека после взрыва
От использования разнообразных сил спецназа отказались. Крылатые ракеты «Томагавк» или стратегические бомбардировщики В-52 тоже не годились – при неудаче их обломки могли оказаться в СССР, что повлекло бы за собой большой скандал. Оставалась обычная авиация морского и наземного базирования.
Причём удар требовалось нанести ночью, чтобы снизить риск своих потерь, но максимально точно, чтобы не дать в руки Каддафи козырь в виде жертв среди мирного населения. Поэтому 6-й флот США мог выделить для такой работы лишь 20 штурмовиков A-6 – ни F/A-18, ни А-7 не подходили. Кроме того, передвижения флота было трудно скрыть от прессы.
А если использовать бомбардировщики F-111, которые могут лететь на малой высоте, и нанести удар не с моря, а с тыла – со стороны суши?
Бомбардировке предшествовала тщательная и совершенно секретная подготовка, частью которой стала операция «Ghost Rider» (Призрачный наездник).
F-111F из состава 48 TFW, авиабаза Лэйкенхит, Великобритания — участник операции «Каньон Эльдорадо»
В октябре 1985 года полковника ВВС США Дейла Томпсона, командира авиакрыла F-111, размещённого в английском Верхнем Хейфорде, внезапно огорошили известием: менее чем через двое суток, 18 октября, его пилоты должны разбомбить учебный аэродром с заданными координатами. Сверившись с картой, Томпсон убедился, что цель лежит… у полуострова Лабрадор в восточной Канаде, по ту сторону Атлантики, почти в 5000 км от его базы.
Лихорадочно работая, планировщики и техники успели подготовить самолёты и экипажи для невероятно сложной миссии.
Десять F-111E, несущих на борту от 8 до 12 учебных 500-фунтовых (227-кг) бомб Mk.82, вылетели в 4:25. Чтобы добраться до цели и обратно, им требовалось более 30 тонн топлива на самолёт – то есть, четыре дозаправки в воздухе. Горючее обеспечивали 17 (!) танкеров KC-10. После последней дозаправки бомбардировщики снизились до 400 футов (около 120 м).
Можно только представить трудности ночного полёта над лесистыми горами Канады… Тем не менее, F-111 благодаря специальным радарам и опыту пилотов успешно вышли к цели и уложили в её взлётно-посадочную полосу более половины наполненных цементом бомб.
Один из бомбардировщиков смог сбросить только одну бомбу, а с остальными ему пришлось лететь через Атлантику, предварительно с трудом разыскав танкер. Около 16:00 по местному времени операция завершилась.
Вскоре F-111 предстоял настоящий боевой вылет. Любопытно, что эта тренировка состоялась задолго до взрыва в Берлине – то есть, данный теракт послужил удобным поводом. В конце марта F-111 тренировались у Азорских островов в Атлантике.
Тем временем у побережья Ливии летали самолёты-разведчики EC-135, RC-135 и SR-71. За ливийской авиацией следили летающие радары E-3A. После тщательной подготовки и разведки настало время удара. Операция получила название «Каньон Эльдорадо».
Палубные истребители F-14A из состава эскадрильи VF-33, авианосец «Америка» (CV-66), апрель 1986 года
F-111 стартовали с британских баз Лэйкенхит и Хейфорд вечером 14 апреля – 24 ударных F-111F и шесть самолётов радиоэлектронной борьбы EF-111A. В воздух поднялась и целая армада заправщиков – всего 41 KC-10A и KC-135.
Шесть F-111F служили «дублёрами» на случай технических неисправностей основной группы и после первой дозаправки повернули обратно, как и один из самолётов РЭБ.
Поскольку Франция и Испания, хотя и входившие в НАТО, не дали разрешения использовать своё воздушное пространство, бомбардировщики летели «в обход» – через Бискайский залив, Гибралтар и Средиземное море. Вообще, использование силы против Ливии среди союзников США поддержали (помимо Британии, откуда и вылетели F-111) только Канада и Израиль.
Ночью с авианосца «Корал Си» поднялись 18 F/A-18A с противорадиолокационными ракетами HARM. Они должны были расчистить путь восьми штурмовикам А-6. С авианосца «Америка» стартовали шесть A-7E c ракетами HARM и Shrike, а также шесть А-6. С воздуха штурмовики прикрывались истребителями F-14. RC-135E перехватывали переговоры ливийской ПВО, EA-6B – ставили помехи, Е-2С «Хокай» следили за обстановкой в воздухе.
Палубные штурмовики с «Корал Си» ударили ракетами по включённым зенитным РЛС и накрыли кассетными бомбами авиабазу Бенина, уничтожив на стоянках четыре МиГ-23 и два вертолёта Ми-8. Ещё 12 МиГ-23, вероятно, были повреждены. А-6 с «Америки» разбомбили армейские казармы.
Триполи, зенитный огонь
Когда F-111 пересекли побережье к западу от Триполи, они разделились на две группы. Пяти бомбардировщикам пришлось отказаться от удара из-за неполадок в прицельных системах. Оставшиеся самолёты заходили на цели с юга, держа высоту порядка 60 м и скорость 600–700 км/ч. Около полуночи первая группа из восьми самолётов атаковала 910-кг бомбами GBU-10 с лазерным наведением штаб-квартиру Каддафи в Эль-Азизии и тренировочный лагерь коммандос в Сиди-Билал. Несмотря на точность наведения, современными источниками США признаётся значительный «побочный ущерб».
Вторая группа, пять самолётов, в один заход накрыла обычными фугасными бомбами Mk.82 военную часть аэродрома Триполи. Было уничтожено, по разным подсчётам, от трёх до шести Ил-76, один Боинг-727 и один транспортный G222 итальянского производства.
В 0:10 один из F-111 рухнул в море в 32 км севернее Триполи, оба члена экипажа погибли. Уже в 5:45 первые бомбардировщики начали приземляться на своих базах в Англии. В совокупности они преодолели за полёт туда и обратно более 14 000 км. Один из F-111 c перегревшимися двигателями сел в Испании.
По плану 45 ударных самолётов должны были сбросить порядка 300 бомб и выпустить 48 управляемых ракет, но в реальности 35 самолётов отработали по целям, восемь до них не долетели, один самолёт был потерян и один промахнулся. Всего за 12 минут самолёты сбросили 60 тонн боеприпасов.
Эта бомба упала явно не на военный объект
Для советских военных настала пора раздумий. Несмотря на 20 зенитно-ракетных бригад Ливии и предупреждение лично Каддафи от премьер-министра Италии, подавляющее большинство американских самолётов спокойно прилетело, отбомбилось и ушло без потерь.
В системе ПВО выявилось множество недоделок. Зенитные комплексы практически не меняли позиций, а половина даже не оборудовалась в инженерном отношении. Радары не объединялись в единую систему, а при отражении налёта работали по несколько минут кряду, облегчая наведение ракет. И наоборот, часть станций наведения зенитных ракет просто не включалась из-за боязни поражения противолокационными ракетами.
Многочисленные вполне современные истребители МиГ-25П, МиГ-23МЛД, МиГ-21бис и «Мираж» F1 вообще не поднимались в воздух, хотя, учитывая неготовность пилотов к групповым воздушным боям и ночным перехватам, толку от истребителей при налёте немногочисленных низколетящих целей, откровенно говоря, было бы немного.
Поразительно, но обе стороны заявили о своей победе. США показали всему миру возможности новейшей техники и оружия.
Операции в Ливии стали ещё одним шагом к поднятию престижа их армии после поражения во Вьетнаме, а также дали ценнейший опыт как в тактике, так и в стратегии. Каддафи обличил агрессию США и выпустил 16 апреля две-три ракеты класса «Скад» по базе США на итальянском острове Лампедуза, которые благополучно упали в море. Ситуация вокруг Ливии успокоилась.
Но лишь на время.
«Кандаки максуз» .
Захваченные в караване упаковки обойм на десять патронов к стрелковому оружию неприятеля
«Кто ищет, тот всегда найдет»
Очередная «засада» готовилась в конце апреля 1986 года. Севернее начального отрезка хакрезской дороги, на удалении до пятнадцати километров по степи, параллельно проходил второй интенсивно используемый мятежниками караванный маршрут, который затем уходил на север, в Таринкот (административный центр провинции Урузган).
Офицером, ответственным за подготовку к выходу группы номер 312, был назначен начальник разведки 173-го отряда старший лейтенант Сергей Кривенко. Он и предложил командиру разведгруппы 1-й роты лейтенанту Вячеславу Шишакину военную хитрость — высадиться у северной дороги, совершить скрытный переход на юг и там сработать.
С целью проведения разведки местности командир группы и командир роты минирования на вертолетах вылетели в район предстоящей засады. Спецназовцы решили опробовать в деле недавно разработанный инженерами Нахабинского института взрыватель — оптический датчик — новинку в арсенале минной войны. Устройство проходило боевые испытания. Этот прибор создавал перед собой электромагнитное поле. При изменении его параметров от движения датчик анализировал сигнал и, если распознавал противника, производил подрыв.
Использовался он с миной МОН-90 (вес взрывчатого вещества — шесть кило, дальность сплошного поражения осколками согласно тактико-техническим характеристикам мины составляла девяносто метров). Офицеры с воздуха наметили места десантирования и проведения засады, а также вероятный маршрут передвижения группы.
Также в схему минного поля разведчики включили шесть штук привычных для них осколочных мин направленного действия МОН-50. Подрыв должен был осуществляться беспроводным способом с использованием радиолинии ПД-430 при помощи радиосигнала, передаваемого по радиостанции Р-392.
Столь солидное минное вооружение требовало дополнительной пары плеч для переноски. Поэтому подгруппа минирования усилилась до четырех бойцов. В нее входили двое братьев-близнецов Завистяевых, которых я знал с Чирчика и которым доверял как самому себе. Также от роты минирования в группу входил проводник со служебной собакой. Четвероногий друг был лучшим сторожем в дозоре и на днёвке.
Разведгруппу номер 312 высадили у северной дороги. Моджахеды, разумеется, засекли высадку шура- ви и сразу же закрыли «северный» маршрут, о чем свидетельствовали запрещающие сигналы. Но спецназовцы на это и рассчитывали. Под покровом опустившейся темноты, не медля, ушли на юг, к изначально запланированному месту засады.
Местность, по которой двигалась разведгруппа, была равнинной. Командир вел спецназовцев уверенно и быстро. Переход не занял много времени. В конце апреля ночью уже можно обойтись без теплых вещей, сковывавших движение и имевших дополнительный вес. А днем на солнце еще было терпимо: достаточно двух фляг воды вместимостью 1,7 литра вместо четырех летом. Умеренные погодные условия позволяли уменьшить вес переносимого снаряжения. Группа стала мобильней.
Собаководы, саперный взвод роты минирования 173 ооСпН
Разведгруппа старшего лейтенанта Шишакина (сидит в центре), весна 1985 г.
Марш для меня оказался не сложным. Я прослужил в батальоне больше шести месяцев. Втянувшись, привык к нагрузкам, а главное, узнал свои силы, научился преодолевать слабость, делать шаг через свое «не могу». Думаю, это главное, что дала мне служба в спецназе ГРУ.
Выйдя к дороге, сели в двадцати метрах от нее в неглубоком высохшем русле,
рассредоточившись по фронту на пятьдесят метров. Отделение из троих бойцов и проводника с собакой командир расположил в ста метрах за нашими спинами для прикрытия группы с тыла. Ядро группы — командир, радисты и минеры — в центре. Правый фланг — отделение АГС.
Кто хочет, тот добьется
Посовещавшись с Шишакиным, решили, что использовать мины по транспорту будет не безопасно. Установка зарядов в непосредственной близости от наших позиций не исключает вероятности попадания под осколки и спецназовцев. Мы решили, что нужно осуществить подрыв по живой силе: расположив заряды перпендикулярно дороге, перекрыть пути отхода противника; сектор разлета осколков сосредоточить вдоль дальней обочины.
Мины установили одним «кустом», расположив дальше всех от позиций группы мощную мину МОН-90. Соединили последовательно при помощи детонирующего шнура, что позволяло подорвать их одновременно. Получился заряд колоссальной силы — более десяти кило взрывчатого вещества. Всю эту «красотулю» накрыли куском маскировочной сети, сверху воткнули ветки верблюжьей колючки. Ночью с полуметра не заметишь, что здесь подвох. Оптический датчик не использовали, так как условия не позволяли уверенно контролировать место его установки. А допустить попадание секретной новинки в руки противника мы не имели права.
В первую ночь все было тихо, «караван» не пошел. Спецназовцы, используя ответвление русла, отошли на сотню метров от дороги и расположились на днёвку. С рассветом, желая убедиться в том, что маскировка мин выполнена правильно, подрывники ползком выдвинулись вперед к дороге. В оптику трубы-разведчика минеры долго рассматривали зону установки. Обнаружить скрытые заряды не смогли сами.
Днем по маршруту прошла пустая машина и несколько пеших парных вооруженных дозоров. С наступлением сумерек спецназовцы вернулись на прежние позиции. Когда стемнело, прошел отряд мятежников: два десятка боевиков, громко переговариваясь, двигались двумя колоннами.
Через час на большой скорости со стороны предгорья в «зеленку» пошел автомобиль. Как только он вошел в зону поражения, Шишакин подал команду на открытие огня, засадив по кабине из автомата. И понеслось! Разведчики ударили в упор изо всех стволов. Противника накрыл шквал огня. Я запомнил, как четко сработал расчет АГС, в доли секунды вытолкнув из «мандеха» снаряженный автоматический гранатомет «Пламя», который весил более сорока кило. Били, целясь по стволу прямой наводкой. АТС «скакал» на краю русла. Командир отделения громко рыкнул команду: «Тело!» В ту же секунду, чтобы уменьшить «отдачу», боец расчета молдаванин Гросул прыжком кинулся сверху на гранатомет, грудью навалился на него, гася своим весом колебания гранатомета при выстреле.
Зрелище было феерическим. Врезаясь в машину, взрываются гранаты. Автомобиль продолжает движение, сближаясь с гранатометом настолько, что вновь выпущенные заряды не успевают взвестись. Как огромные пули, гранаты пробивают корпус автомобиля, гулко рвут металл, разбрасывая искры. Сбросив обороты, пикап катится накатом и замирает сразу за позицией гранатометчиков. Чеченец Ибаев с криком «Граната!» забрасывает одну за другой две Ф-1 за кабину. Вторя ему, я ору диким голосом «Мины!» и утапливаю кнопку подрыва. Время прохождения сигнала — чуть больше секунды. Грохочет взрыв, земля сотрясается от мощи заряда.
. Стрельба обрывается так же неожиданно, как и началась. Сопротивление не оказывается. Шишакин с отделением быстро досматривает авто. Возвращается довольный: «душки» под обстрелом повыпрыгивали из «Доджа» и попали под «раздачу» наших мин. Офицер командует группе: «Собираться!» Сам же с подгруппой возвращается к пикапу, в кузове которого стоит новехонький мотоцикл «Хонда». Разведчики сноровисто освобождают его от крепежа и скатывают на землю.
Офицер принимает решение забрать трофей с собой. На мой взгляд, решение спорное. Катить рядом с собой сотню килограммов быстро не получится, а в том, что бандиты устроят нам «долгие проводы», сомнений не было. Но приказы не обсуждаются. «Хонду» откатили с дороги на дальнюю обочину и повели вдоль нее. Видимо, Господь Бог все же сжалился над нами. На марше обнаружилось, что одна пуля попала в «мотобайк» и пробила бензобак в самом его низу. Из отверстия тонкой струйкой вытекал бензин. Как же сокрушался Шишакин!
Его переживания прервал предупреждающий сигнал головного дозора: «С того же направления еще одна машина».
Уже приготовившаяся к отходу группа оставила мотоцикл и быстро вернулась на исходные позиции. Разведчики изготовились к бою, замерли в ожидании…
«Кто весел, тот смеется»
В «ночник» я увидел движущийся на нас трактор без прицепа, сверху облепленный «духами». Видимость была превосходная, так что можно было различить отдельные детали вооружения моджахеда, сидящего сразу за водителем. Из ствола его снаряженного гранатомета вертикально вверх торчала граната. Боевики были уверены в своих силах. Ехали, не таясь. Орали во все глотки, разве что не сигналя.
Шишакин не раздумывая открыл огонь. Вслед за командиром группа ударила изо всех стволов. В этот раз по транспорту работали все спецназовцы, поскольку и подгруппа обеспечения влилась в состав группы, став ее тыловым дозором. АТС не разворачивали, гранатометчики били из автоматов. Уже имея результат, спецназовцы поймали кураж. Среди нас витал дух уверенности, что все будет хорошо. Настроение в группе было отличным, близким к эйфории. Во время передышки, когда перезаряжался, поймал себя на том, что смеюсь.
— «Душары» собирались нам впятером ввалить! — откровенно гогоча, прокричал кто-то из ребят.
Самонадеянные бандиты, забывшие об осторожности, поплатились своими жизнями, не успев даже попытаться оказать сопротивление.
На досмотр пошли всей группой. Раненых добили.
— Живее! Уходим! — не желая искушать судьбу, торопил командир. ,
Собрали трофеи и быстрым шагом, близким по темпу к бегу, стали уносить ноги. Тревожные предчувствия не обманули лейтенанта. Противник, находившийся в кишлачной зоне, полчаса кряду мог наблюдать, как у него под носом «долбят» сначала один, а затем второй транспорт. Вопрос, кто этот дерзкий автор «картины маслом», даже не возникал, слишком характерным был рисунок боя, развернувшийся у них на глазах. Почерк их заклятого врага — специального отряда шурави, ненавистных «кандаки максуз»[Батальон спецназа (перс)], — был им хорошо знаком.
Трофеи разведчиков: автоматы тип «56» (КНР), противотанковый гранатомет
Отреагировали быстро. Ориентируясь по пламени от горящего транспорта, из «зеленки» моджахеды произвели пуск реактивных фосфорных снарядов. По пути нашего вероятного отхода стал работать миномет. Вслед за обстрелом, подняв всех, кто был рядом, «душманы» кинулись на поиски разведчиков. Через десять минут после того, как мы ушли, бандиты были на месте засады. Мы остановились и заняли круговую оборону в небольшой выемке. Затаились. В приборы ночного видения наблюдали за противником.
Шли боевики двумя параллельными колоннами, человек по сорок в каждой. Обычно шумные, вальяжные, сейчас афганцы все делали быстро и молча. В организации поисков чувствовалась рука инструктора. Сноровисто осмотрели поле боя, особое их внимание привлек мотоцикл. Вопрос, куда им теперь идти, решился в течение нескольких минут. Осмотрев отпечаток следа, оставленный мотоциклом при движении, преследователи устремились по нему.
Боевики изменили курс преследования, повернув от нас на девяносто градусов, двинулись в ночь.
Уничтожив в течение получаса два транспортных средства противника, уходя с места «засады», мы бросили «Хонду», не думая, какое положение в пространстве он занимает. Такой пустяк, как куда направлен руль, оказался той мелочью, которая позволила группе после выполнения задачи не вступить в ненужный бой.
Вскоре с другой стороны вслед за первым отрядом прошел второй, такой же по численности.
Столько решительно настроенных «духов» в одном месте мне раньше видеть не доводилось. Эйфория сменилась тревогой: как выбраться из этого «гадюшника» без потерь? «Вертушки» смогут забрать нас только в светлое время суток, а до утра еще нужно дожить.
Осторожно двинувшись дальше, разведчики вышли на окраину кишлака. В нем, почуяв чужаков, залаяла собака. Группа метнулась в сторону и натолкнулась на кладбище. По периметру обнесенное высокой насыпью место для обороны было неплохим. Могильные холмы могли служить хорошим укрытием от самого неприятного — минометного обстрела.
Среди захоронений спецназовцы заняли круговую оборону. Волнение от ожидания боя переросло в напряжение, не позволявшее расслабиться ни на минуту. До утра никто не спал. Вокруг могильника всю ночь рыскали моджахеды. Внутрь спасительного убежища, на наше счастье, так и не наведались.
Эвакуация, бойцы разведгруппы лейтенанта Шишакина забираются в вертолет
Во время «всенощного бдения» Шишакин запросил авиационную поддержку. Пришедшие на рассвете штурмовики демонстрировали силу, работая по «зеленке». «Духи» огрызались. И здесь офицер еще раз доказал, что свой хлеб ест не зря. Он засек огневые точки противника, и, когда вслед за «сталинскими соколами» пришли вертолеты для эвакуации группы, Шишакин навел Ми-24 на обнаруженные цели. «Крокодилы» отработали по позициям противника, обеспечив возможность «восьмеркам» спокойно забрать десант. Дав двойной результат в одном выходе, «кандаки максуз» потерь не имел.
Александр Шипунов.Фото из архива автора.
Штурм укрепрайона Карера. Афганистан 1986г.Ч. 2.
Вспоминает командир группы 2-й роты 154 ооСпн Валерий Кондратьев:
Стало понятно, что если не предпринять решительных мер, то 1-ая рота окажется полностью отрезанной от Афганистана. Замысел удержать УР любой ценой в течении дня оказался невыполнимым. Так как позиции 1 роты находились на сопредельной территории, по ним начала работать пакистанская артиллерия.
Разрывы безоткатных орудий духов всё чаще начали перекрывать разрывы арт.снарядов регулярной армии. В ответ на работу наших МИ-24, которые всё чаще нарушали воздушное пространство соседнего государства, пакистанские ВВС подняли вертолёты «Пума», которые начали в открытую высаживать десант в приграничной зоне. Запахло международным скандалом!
В 14 часов (где-то так) была дана команда на отход 1-ой роты. Первой отходила группа Вадима Особенко, мы наблюдали её отход под шквальным огнём духов со своего КП и беспомощно разводили руки — наши АК не доставали до них… Не все добежали до следующего укрытия и оставались лежать на месте. Помочь им было невозможно — огонь был очень интенсивный. Два человека не смогли отойти и остались на горке, это были Александр Буза и Дмитрий Москвинов, кто-то по радиостанции услышал голос одного из них: «Вы отходите, я не могу…» и всё, видимо они были ранены…Фактически эти парни погибли в том бою, но вынести их не смогли из-за очень плотного огня, позже через сутки стало известно, ч то их останков в той местности уже не было, «духи» их перезахоронили где-то на территории афгано-пакистанской границы, а в дальнейшем были переговоры с «духами», но что-то не получилось, и этих парней объявили «пропавшими без вести», хотя были свидетельства что они погибли тогда, в том бою, так что наверное, объявлять их «пропавшими без вести», это неправильно, ибо они погибли, и — светлая им память!
Там не помню кто-то писал в мемуарах своих, что мол сбросили КП отряда с перевала, ни фига не сбросили, осталось нас человек 15, по одному магазину и по одной гранате осталось, но «Линию Дюранта» мы так им и не отдали… Постоянно наводили авиацию и как зачарованные смотрели на медленно-опускающийся диск Солнца, потому что знали, когда оно зайдёт, война закончится… Почти все духи не воюют после захода солнца. Низкий поклон лётчикам, если бы не они, мы бы не выжили…
Вспоминает командир 2-й группы 1-й роты 154 ооСпН лейтенант Александр Мусиенко:
Вертолеты появились на максимальной высоте полёта. На боевой курс вертолеты заходили почти вертикально и, сделав один-два залпа из пушек или НУРС, снова взмывали на максимальную высоту. Как бы там ни было, но с появлением вертолетов “духи” прекратили интенсивный обстрел наших позиции.
После ухода вертолётов на пополнение боезапаса, «Ласки» стали отходить к основным силам на перевале. Отход производился последовательными группами – от укрытия к укрытию.
Прикрывая отход товарищей отсекающим огнём и дымами, погибают двое разведчиков – Александр Буза и Дмитрий Москвинов. «Ласка-2», закрепившись на высоте 2182, заняла оборону. Без угрозы с воздуха духи и «Черные Аисты» даже не старались маскировать свои действия – они группами по 10-12 человек с разных сторон выдвигались к новым позициям «Ласки-2», одновременно корректируя огонь своих миномётов с высоты 2180.
Разведчики «Ласки-2» вели ближний бой до ночи, сдерживая натиск противника – дрогни они, и участь основных сил, находящихся в ущелье Карера была бы предрешена. В ходе неравного боя погибли шестеро спецназовцев. Последним погиб снайпер Александр Подолян, перед этим уничтожив из своей СВД около десятка врагов. Тело погибшего Подоляна так и осталось на передовом рубеже… Раздосадованные духи, не имея возможности подойти ближе, в бессильной ярости всадили в него более двух десятков пуль, а потом долго расстреливали винтовку Подоляна, которая лежала невдалеке.
Ближе к вечеру снова появились «крокодилы» вместе с самолётами прикрытия ПВО МИГ-23 – после того как над полем боя совершили пролёты пакистанские вертолёты «Пума» с полной подвеской ракет не исключалось и появление истребителей ПВО Пакистана.
Вспоминает заместитель командира 335-го отдельного боевого вертолётного полка (аэродром базирования: Джелалабад) подполковник Юрий Владыкин (позывной «Святая инквизиция»):
«С воздуха было видно, что на хребте и за ним шел бой. Стрелкового оружия не было заметно, а вот по дымам были видны работающие ДШК и ЗГУ. Работали они в нескольких местах, но трасс не было видно, только красноватые вспышки выстрелов по обрезу ствола у ЗГУ и характерное — как сварка — у ДШК.
Сразу поле боя детально осмотреть было невозможно, и мы стали уточнять, где и кому нужна помощь. С одной из точек в эфир вышел сержант-спецназовец и сообщил: «командир группы ранен, духи озверели, начали нас забрасывать гранатами, прошу помощи, или через несколько минут спасать будет некого» (это была «Ласка-2» ).
Я запросил: «Сколько метров от тебя можно работать?» Он ответил: «В 20-30 метрах»… Зная о том, что все разговоры записываются бортовым магнитофоном, я приказал ведомому: «Задачу понял, работать не могу, работать запрещаю, повторяй мои маневры…», — фактически сделав запись для прокурора! Мы снизились на высоту 150-200 м над горами. Самый высокий гребень был выше нас. Тяжело было решиться на открытие огня, т.к. была велика вероятность попадания по своим. Стали работать из пушек, бьющих наиболее точно. Стреляли с минимальной дистанции. Умом понимал, что даже если попадем по своим, душманов отгоним.
Под шквалом огня духи вынуждены были начать отход. Когда расстояние между дувалами и противником увеличилось до 150-200 метров, мы дали залпы НУРСами. По радио я передал для КП полка, что в таком-то квадрате спецназ ведет бой, прошу разрешения работать. Как потом узнал, в этот момент на КП было большое замешательство. Все видели, что бой идет за границей…
Прилетели на аэродром в Джелалабад на пополнение боезапаса… А туда уже запросился и сел самолет из Кабула. В числе прочих пассажиров был представитель военной прокуратуры, который сходу запросил проволоку из моего бортового магнитофона. Судя по всему, человек он был знающий, поскольку ухватился за эту деталь. Прослушав переговоры, где речь шла об отказах выполнять задачу, он был удовлетворен и больше ничего не «копал».
…Вскоре поступила команда о поддержке окруженных групп, и я снова полетел в тот район четвертым звеном. На сей раз была войнушка как войнушка. Хорошо постреляли. Всех деталей, творившихся на земле, я не видел. Но кое-какие группы, обозначившие себя дымами, мы хорошо поддержали. Запомнил такой эпизод: духи ослами затаскивали на хребет какое-то тяжелое вооружение, на место уничтоженной огневой, а мы их посбивали со склона.
Бой стал понемногу стихать. Обстановка позволила МИ-8 сесть перед границей и забрать группу наших раненых. Через некоторое время обстановка опять накалилась. Против малочисленных групп спецназа, легко вооруженных, из глубины Пакистана стали подтягиваться регулярные войска. Это хорошо было видно с воздуха… Я доложил Бабушкину (командиру 15-ой бригады спецназа ГРУ), что вижу большую колонну автомобилей — около 50 штук. В кузовах — пехота…Ущелье, по которому шли грузовики, упиралось в хребет. Видимость была скверная. Солнце опускалось за горы и слепило глаза.
Комбриг обстановку понял и попросил навести артиллерию. Но «боги войны» стреляли не точно. Потому мы приняли грех на душу и зашли вдоль колонны. Сначала пустили по два ПТУРСа с попаданиями по колонне, а потом отработали со второго захода НУРСами. Стреляли вдоль колонны — это была практически полигонная стрельба. Результат был налицо. Загорелись машины по светлому склону у основания гор. В разные стороны побежали солдаты из подкрепления. По нам ответного огня не было…
А потом был кошмарный сон. Всю ночь мы летали двумя парами. Других пускать не имело смысла, т.к. мы знали ночные ориентиры, чтобы не попасть по своим. Для безопасности, чтобы не столкнуться в воздухе, ведомый всегда был на 300 м выше меня, у моего вертолета были включены только верхние строевые огни. Так с ведомым капитаном Никулиным мы всю ночь и пролетали. Спецназ всю ночь выводил и проверял личный состав…».
Комбриг Владимир Бабушкин
Вспоминает командир группы 1-роты 154 ОоСН «Ласка-2» лейтенат Вадим Особенко:
…Так что низкий мой поклон всем летчикам джелалабадского полка, принимавшим участие в той операции, за мудрость и снайперскую работу. Не просто, думаю, комполка полковнику Виталию Целовальнику было принять такое решение “работать” на территории Пакистана но он это сделал…
Противник откатился на территорию Пакистана и последующие двое суток операции активных действий не предпринимал…
30-го марта на территорию укрепрайона с транспортных вертолётов высадился десантно-штурмовой батальон 66-й отдельной мотострелковой бригады. Личный состав ДШБ, с удивлением, сочувствием, и кажется со страхом, смотрел на укрытых окровавленными плащ-палатками погибших спецназовцев и на группу готовящихся к эвакуации раненых, оглохших от многочасового боя, в оборванном и измазанном кровью обмундировании…
Наши войска, уничтожив всё оружие и материальные средства моджахедов и разрушив укрепрайон, полностью выполнили поставленную командованием задачу.
Через агентурный источник было установлено, что моджахеды потеряли убитыми и пропавшими без вести свыше ста человек — “трупы загрузили в три большие грузовика”.
Вечная память разведчикам, погибшим при удержании укрепрайона «Карера»:
Старший лейтенант РОЗЫКОВ Холмухад Джураевич;
Младший сержант РАЗЛИВАЕВ Михаил Николаевич;
Ефрейтор КОСИЧКИН Сергей Владимирович;
Рядовой ВЕЛИКИЙ Владимир Михайлович;
Рядовой ЕГОРОВ Александр Васильевич;
Рядовой ПОДОЛЯН Александр Викторович
Рядовой ЭЙНОРИС Виктор Брониславович;
Рядовой ЯКУТА Виталий Владимирович;
Рядовой БУЗА Александр Николаевич
Рядовой МОСКВИНОВ Дмитрий Владимирович.
Все погибшие были отправлены «Черным тюльпаном» в Союз после траурных мероприятий, прошедших на базе отряда. Тела погибших были отмыты их друзьями от грязи и копоти, переодеты в парадную форму, и уложены с цветами на броню БМП. После этого весь личный состав отряда прошел мимо них строевым маршем, отдавая дань памяти погибшим. Такой привилегией в Афганистане негласно обладал только спецназ ГРУ.
А транспортные вертолёты не прилетели к 8-ми утра 29-го марта потому что штаб 40-й армии, узнав о бое на территории Пакистана долго не давал «добро» к применению вертолётов на чужой территории. Положение спас командир 15-й бригады спецназа ГРУ полковник Владимир Бабушкин. Он лично обратился к командованию 335-го ОБВП и взял всю ответственность на себя.
Фотографии погибших спецназовцев можно посмотреть в Книге памяти Афганской войны.
Судьбы участников боя сложились по разному…
Александр Мусиенко – второй командир группы «Ласка-2» – воевал в Афганистане, Таджикистане и Чечне (во вторую кампанию). В Афганистане в течение двух лет командовал группой 1-й роты 154-го ооСпН ГРУ ГШ и был замкомандира роты 334-го ооСпН. В Таджикистане Мусиенко руководил партизанским движением «Народного фронта». В Чечне и Дагестане разрабатывал операции по ликвидации трех полевых командиров из числа самых одиозных и принимал в них самое непосредственное участие. За почти 20 лет военной жизни участвовал более чем в 150 боевых операциях.
Награжден орденами Красной Звезды, «За личное мужество», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами и орденом Мужества.
Олег Мартьянов – командир 1-й роты 154 ооСпН -прошёл практически все горячие точки, в которых приходилось участвовать спецназу ГРУ. Декабрь 1994 года — назначен начальником штаба 22 бригады с должности начальника оперативно-планового отдела 67-й бригады в Бердске. Награжден 3-мя боевыми орденами, в 15-й обрСпН был командиром оСпН, потом служил в аппарате ГРУ, был одним из инициаторов создания горных бригад на Юго-западном направлении, уволился из ГРУ в 2006-м в звании полковника.
Он один из создателей и первый командир новой структуры в рамках Минобороны — Сил специальных операций.
Характер заместителя 335-го отдельного боевого вертолётного полка Юрия Владыкинасформировался в Бийске, где он прожил всю свою сознательную жизнь до призыва на срочную службу. Ушел в отставку в звании полковника, поселился в Днепропетровске. Скоропостижно скончался в 2000 году от остановки сердца.
Владимир Бабушкин-командир 15 ОБрСпН был за самоуправство, проявленное при спасении спецназовцев, был снят с должности комбрига и отправлен в Союз с понижением… Он рано вышел в отставку и скончался в Воронеже в 2012 после тяжёлой болезни. На доме где он жил, установлена мемориальная доска.
Григорий Быков-Кунарский был одним из самых известных боевых офицеров спецназа ГРУ в Афганистане. Во время войны в Югославии командовал добровольческим славянским диверсионным батальоном, наводя ужас на боснийских мусульман глубокими ночными рейдами вглубь их территории. Но жизнь этого человека оборвалась не на войне… Летом 1995 года, после возращения из Югославии, он был потрясен изменениями, произошедшими на Родине, которую любил, которой служил. В роковой день 6 июля 1995г. он взял охотничье ружье, вышел на лестничную площадку своей московской квартиры и выстрелил себе в голову. Столько раз рисковавший жизнью, столько раз дравшийся за нее, он теперь сам с ней расстался, утратив ее всякий смысл… Шесть дней он писал свое прощальное письмо…
Хоронили подполковника Григория Васильевича Быкова на Котляковском кладбище верные ему разведчики-спецназовцы… Остались после него ордена Красного Знамени и Красной Звезды, которыми был награжден легендарный Быков — Кунарский…да ещё добрая память друзей…
Источник