- Урок математики 2 класс Тема. Способы сложения двузначных чисел Система развивающего обучения Л.В. Занкова
- Как объяснить ребенку сложение и вычитание двухзначных чисел
- Подготовка
- Сложение и вычитание круглых чисел
- Складываем и вычитаем числа без перехода через разряд
- Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
Урок математики 2 класс Тема. Способы сложения двузначных чисел Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Урок математики 2 класс
Тема. Способы сложения двузначных чисел
Система развивающего обучения
Учитель высшей категории
Музыка Татьяна Николаевна
Тема урока: Способы сложения двузначных чисел
Тип урока: урок открытия новых знаний
сформировать представление о сложении двузначных чисел
освоить способ сложения двузначных чисел
осознать возможность разных способов выполнения математических действий
формировать у учащихся вычислительные навыки, уточнить представления и знания учащихся о разрядном составе двузначных чисел;
прививать интерес к математике через демонстрацию практической
значимости получаемых знаний; совершенствовать умение
учащихся работать в едином темпе с классом, умение внимательно
слушать своего собеседника и выражать свою точку зрения;
развивать анализирующее восприятие, внимание, логическое
учебник «Математика. 2 класс» автор И.И.Аргинская и др., 2012 год, I часть;
образцы цифр 6 и 9;
таблички с ребусами и задачами урока;
компьютер и мультимедиа;
листы пробного действия.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
И на уроке не зевать !
— Улыбнуться друг — другу, учителю.
— Что ждете от сегодняшнего урока?
— Чему хотите научиться?
У каждого урока есть тема и цель. Помните о том , что цель и тему урока вы будете называть сами, а буду вам в этом помогать.
Метод обучения: частично – поисковый. Прием преподавания – игра (разгадывание ребусов). Прием учения – решение познавательной задачи (ребуса).
Цель: сделать урок, его содержание личностно-значимым для каждого ученика.
— личностные: формировать положительное отношение к математике; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
— регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;
— познавательные: учить понимать информацию, представленную в кодированном виде;
— коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.
— Разгадайте ребусы (смотрите приложение: задача, воля, находка ) и узнаете, что нужно делать, чтобы этот урок математики прошел с пользой для вас.
Учащиеся разгадывают ребусы, переворачивают таблички. Хорошо читающие ученики озвучивают надписи на обороте ребусов:
Все эти три карточки помещаются на доску сбоку (на весь урок).
Содержание ребусов: 1) задача;
III . Актуализация опорных знаний и затруднение в деятельности.
Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет, задание пробного действия).
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.
Метод обучения: проблемное изложение.
— личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;
— регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
— познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;
— коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
Сегодня у нас в гостях акробатка, то 6, то 9.
— Какие элементы у них одинаковые?
— Обратите внимание, что цифра 6 и 9 начинаем писать их одной и той же точки.
— Запишите три раза эти цифры, чередуя их.
— Какие двузначные числа можно составить? Назовите самое большое число.
— Назовите соседей числа 69, 96, 66,99.
Математика — гимнастика ума.
Так назвали математику не зря.
Много формул, правил в ней,
Устный счет всего главней.
— Посчитайте, сколько треугольников в этой фигуре?
Работают глаза и голова. СЛАЙД 2
На доске числа: 20 15 3 18 45 37.
— Расположите числа в порядке убывания.
— Какое число лишнее?
Арифметический диктант. СЛАЙД 3
Задания диктует учитель, учащиеся выполняют вычисления в уме, а в тетрадь записывают только ответы.
Первое слагаемое 12, второе слагаемое 5. Найдите значение суммы. (17)
Увеличьте число 5 на 4. (9)
Уменьшаемое 35, вычитаемое 30. Найдите значение разности. ( 5 )
Вычитаемое 4, уменьшаемое 10. Найдите значение разности. (6)
Первое слагаемое 20, второе неизвестно. Значение суммы равно 50. Найдите второе слагаемое. (30)
Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5. Значение суммы равно 15. Найдите первое слагаемое. (10)
У стула 4 ножки. Сколько ножек у двух стульев? (8)
Какое число получим, если сложим наибольшее однозначное число и наименьшее двузначное? (19)
Проверка: учитель или ученик диктуют верные ответы. Класс выполняет проверку, сигнализирует о верно выполненных заданиях.
— На какие две группы можно разделить эти числа? Докажите.
— Представьте число 19 в виде суммы разрядных слагаемых.
IV . Постановка проблемы . Проблемное объяснение.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Цель: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; сформулировать цель и тему урока; организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; освоить способ сложения двузначных чисел осознать возможность разных способов выполнения математических действий.
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.
— личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;
— регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
— познавательные: учить использовать в работе известные варианты математической записи (выражения); выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;
— коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.
Задание пробного действия. СЛАЙД 4
— За короткое время вы должны найти значение выражения.
— Какое задание выполняли?
— Назовите выражения, в которых вы уже умеете находить его значение?
— Почему в двух последних у вас получились разные ответы? (Мы не знаем подходящий способ решения).
3. Пути решения проблемы.
— Воспользуемся знаниями, которые приобрели на прошлых уроках.
— Назовите способы сложения чисел? (пальцы, линейка, палочки)
— Какую цель поставим перед собой? (Найти удобный способ сложения двузначных чисел).
— Кто назовет тему урока? ( Способы сложения двузначных чисел ) СЛАЙД 5
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная
— личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
— регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
— познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
— коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
Работа по учебнику. Стр. 64, № 136 (1,2) СЛАЙД 6
— Какое число показано на первом рис.?
— Сколько в нем десятков? Сколько единиц?
— Какое число показано на втором рисунке?
— Сколько в нем десятков? Сколько единиц?
— как получено число на третьем рисунке?
— Назови его разрядные слагаемые?
Чтобы узнать значение суммы 34+45, Вера и Боря сделали такие рисунки:
— Чей рисунок поможет узнать значение суммы?
2) Ко второму рисунку сделали такую запись:
34 + 45 = (30 + 4 ) + (40 + 5) = (30 + 40) + (4 + 5) = 70 + 9 = 79
3) Рассмотрите предложенную запись и ответьте на вопросы:
— Какими суммами заменили слагаемые 34 и 45?
— Как такие суммы называются?
— Какое свойство сложения применили, объединив десятки с десятками, а единицы с единицами?
Что означает запись: (30 + 40) + (4 + 5) ?
— Постарайтесь сформулировать правило: Как сложить двузначные числа?
— Прочитайте правило под пунктом 5.
VI . Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: коллективная форма работы.
Выполнение задания по новой теме: коллективная, самостоятельная форма работы (индивидуальная).
Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.
Вид деятельности: конструктивная.
— личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
— регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
— познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
— коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
Вернемся к пробному заданию и найдем значение данных выражений.
63 + 25 = (60 + 3) + (20 + 5) = (60 +20) + (3 + 5) = 80 + 8 = 88 СЛАЙД 8
— Чем интересны эти числа?
2. Самостоятельно пункт 4 из № 140 по вариантам:
1 вариант 2 вариант
1,2 выражения 3,4 выражения.
Задача № 138, стр. 65.
— Чем задачи похожи?
— Сравни записи по задачам:
БЫЛО УШЛИ ОСТАЛИСЬ
11 детей 3 ребенка ?
11 детей ? 8 детей
— Что можно сказать о данных и искомых задач? (в задачах искомые и данные поменялись местами)
— Кто знает, как называются такие задачи? ( обратные )
— С такими задачами мы с вами будем работать на следующем уроке.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
Обсуждение и записать домашнего задания.
Домашнее задание по выбору:
Стр. 64, №137 — кто желает поработать с задачей.
Стр. 23, № 52 (Т) – для тех, кто желает вспомнить геометрический материал.
Стр. 26, № 59 (Т) – для тех, кто любит разукрашивать по значению.
— С каким новым способом сложения двузначных чисел мы познакомились на уроке?
— Кто вывел нас из тупика?
— Кто высказал самую оригинальную мысль?
— С каким настроением вы уходите с урока? У вас на столах смайлики.
— Чего не хватает? Дорисуйте каждый своему смайлику ротик, который соответствует вашему настроению.
Источник
Как объяснить ребенку сложение и вычитание двухзначных чисел
Обучать ребенка арифметике довольно непросто, ведь она состоит из трёх этапов. Для начала придется разобраться с числами от 0 до 9, а потом со всем остальным. Однако и с двузначными числами нужно работать поэтапно. Пусть ребенок отработает действия с числами от 10 до 20, затем от 20 до 30 и так далее. Если вы примените правильные методы и организуете обучение в игровой форме, ребенок быстрее усвоит сложную арифметику.
Итак, обучение проходит в несколько этапов.
Подготовка
На этом этапе ребенок учится складывать и вычитать двузначные числа. Пусть ребенок сначала поработает с круглыми числами (научится их складывать и вычитать). После научите его выделять в числах разрядные слагаемые (34=30+4). Попробуйте объяснить ему, что в числе 34 получится 3 десятка и 4 единицы. Справиться с этим вам помогут счетные палочки. Это довольно практичный метод, который применяется в школах уже давно.
Примите к сведению, что счетные палочки можно легко заменить на детали лего или какой-нибудь конструктор: мелкие детали— это единицы, детали покрупнее— это десятки. Сразу после этого можно переходить к сложению и вычитанию круглых чисел.
Сложение и вычитание круглых чисел
Существуют разные способы обучения ребенка сложению и вычитанию круглых чисел.
- Во-первых, когда ребёнок понимает, что 20 равняется двум десяткам, а 30– это три десятка, он быстро научится считать. 20+30 — это тоже самое, что два десятка и три десятка получается пять десятков.
- Во-вторых, можно тренироваться на том же конструкторе. Возьмите 2 детали среднего размера, добавьте к ним ещё 3 детали среднего размера— и получается 5 деталей среднего размера. Получается 20+30=50.
По такому же принципу разберите и вычитание круглых чисел. Как только малыш усвоит эти несложные манипуляции, можно двигаться дальше.
Складываем и вычитаем числа без перехода через разряд
Чтобы разобраться с этим этапом, придётся объяснять действия на практике. Скажем, нужно выполнить следующее действие: 24+31. Тут уж нам придется изучить ещё 1 способ сложения/вычитания. Выкладываем палочки по горизонтальной линии — это будут наши десятки; а вертикально выложенные палочки— это единицы. Теперь складываете вертикальные палочки с вертикальными, а горизонтальные с горизонтальными. Так выкладываем 2 палочки горизонтально и 4 вертикально, а рядом— 3 горизонтальные и 1 вертикальную палочку. Сложив их, получаем 5 горизонтальных палочек и 5 вертикальных, то есть, окончательный ответ 55. Постепенно ребёнок усвоит, что единицы нужно добавлять к единицам, а к десяткам добавляются десятки.
Следующее, что вы можете разобрать с малышом— это научиться складывать и вычитать в столбик. Здесь необходимо объяснить будущему школьнику, что единицы записываются под единицами, а десятки под десятками. Возможно, будет полезно вначале разложить кусочки лего и найти результат, а потом провести расчет в столбик.
Таким же образом можно разобрать и вычитание ( с помощью палочек, кусочков Лего и записи в столбик). Если ребенок освоил технику со сложением, ему будет не трудно справиться и с вычитанием.
Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
Сложность выполнения сложения и вычитания чисел через разряд заключается в том, что тут придётся «занимать» и «запоминать» числа.
Попробуем решить такой пример (26+35) с помощью палочек.
- Выкладываем числа палочками и складываем их по разрядам. У нас выходит 5 горизонтальных и 11 вертикальных палочек.
- Теперь напомните малышу, что, выполняя арифметические действия 10 единиц равняются 1 десятку. Получается, 10 вертикальных палочек можно заменить 1 горизонтальной палочкой.
- Выходит 6 десятков и 1 единица.
- Отсюда видно, что при сложении единиц, у нас есть число больше 10. Эти 10 единиц мы заменяем 1 десятком. Теперь показываем ребёнку, что выполняя сложение и вычитание, начинать нужно с единиц. И если их получается 10 и больше, выделяем здесь десяток и прибавляем его к другим десяткам.
Как только этот этап пройден, можно рассмотреть и другие варианты сложения двузначных чисел.
- сначала к числу добавляем десятки, а потом единицы. (26+30+5=61)
- первое слагаемое делаем круглым, затем добавляем к нему второе слагаемое и вычитаем то число, которое добавили изначально. (26+4=30; 30+35=65; 65-4=61)
- плюсуем единицы с единицами, а десятки с десятками. Помните, если единиц больше 10, то добавляем 1 десяток. (20+30=50; 6+5=11; 50+10=60) Итого получается 61.
Вычитание тоже покажите на наглядном примере. Допустим, 53-27.
- Делаем первое число (5 десятков и 3 единицы) и второе (2 десятка и 7 единиц)
- Мы видим, что из 3 единиц невозможно вычесть 7 единиц. Значит, занимаем 1 десяток = 10 единиц.
- Теперь из 13 единиц мы можем вычесть 7 единиц. А теперь отнимаем десятки. Тут важно напомнить ребёнку, что десятков у нас стало на 1 меньше. Значит, от 4 мы отнимаем 2.
- Итого у нас получается 13-7=6 и 4-2=2. Значит, получается 53-27=26.
Завершив наглядный метод, начните считать и другими способами:
- сначала вычитаем в столбик: напомните ребёнку, что единицы вычитаться и складываются с единицами, а десятки с десятками. 53-27=26
- а теперь вычитаем десятки, а после единицы.
Чтобы объяснить ребёнку тонкости арифметических действий, возьмите в помощь счёты. Это удобно и практично. А ещё ребёнок мог бы записать числа на них и практиковаться, пока не дойдёт до автоматизма.
Помните, что каждый ребёнок индивидуален и выбирать способ обучения необходимо исходя из особенностей ребенка. Кому-то легко дается счет на палочках, кто-то предпочитает считать в столбик. А кому-то для практики требуются месяца, ребёнок считает разными способами, но ему так и не удаётся научиться считать быстро и без ошибок. Родителям стоит быть терпеливыми, помогать малышу, решать примеры вместе и не злиться. Пусть он чувствует вашу поддержку и заботу. А с регулярной практикой у малыша обязательно все получится.
Источник