- 9. Акварельные техники. Часть I.
- ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
- Упражнение №1.
- Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
- ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
- 18 акварельных техник, которые будут полезны каждому художнику
- 1. Купите набор кистей
- 2. Приобретите качественные краски
- 3. «Сухая» и «мокрая» техники
- 4. Работайте от светлого к темному
- 5. Запаситесь салфетками
- 6. Попробуйте рисовать брызгами
- 7. Смешивайте цвета
- 8. Передавайте текстуру
- 9. Растягивайте цвет
- 10. Наносите краску слоями
- 11. Создавайте мягкие переходы
- 12. Правильно убирайте цвет
- 13. Используйте соль для создания текстуры
- 14. Нанесите краску спонжем
- 15. Техника негативного пространства
- 16. Используйте скотч для ровных краев
- 17. Для набросков используйте карандаш 2Н
- 18. Приберегите самые темные оттенки на конец
9. Акварельные техники. Часть I.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.
Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи . В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Многослойная техника акварели (лессировка)
Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка– многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.
Особенности многослойной техники акварели:
- реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
- нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
- видны границы мазков;
- краска не смешивается в разных слоях;
- мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
- можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.
Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.
Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
- добавление воды в краски;
- смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
- обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
- удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
- рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
- просушивание рисунка от 2-х часов;
- проработка элементов переднего плана (если требуется).
Смешанная техника акварели
Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.
Приемы комбинированной (смешанной) техники:
- на мокрый лист положить первый слой краски;
- проработка планов, создание требуемой степени размытости;
- просушивание рисунка;
- следующие слои краски выкладывать поэтапно;
- проработка среднего и ближнего планов.
Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.
Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.
Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
- Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
- Спецэффект «рисунок на смятой бумаге» дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
- Спецэффект с солью: на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
Упражнение №1.
Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
Этапы выполнения задания:
- .В первом прямоугольнике делаем заливку одним цветом
- Во втором делаем тоновую растяжку любым цветом
- В третьем переход из цвета в цвет
- В четвертом используем технику “По-сырому”
- Подправляем все, доделываем,где ждали, чтобы высохло.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.
6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.
Источник
18 акварельных техник, которые будут полезны каждому художнику
Владение различными техниками рисования акварелью – ключевая часть процесса освоения акварельной живописи. За тысячи лет существования акварели было разработано множество интересных техник. Акварель может быть непростой в использовании, но, зная правильный подход, она легко превратится в универсальный инструмент для создания искусства.
Состоит акварель из пигмента и связующего вещества, которое легко растворяется в воде. С её помощью можно добиться поистине магического эффекта в рисунках. Но для того что бы этого добиться, нужно уметь применять разные техники – и, конечно же, много практиковаться. Мы подготовили для вас 18 полезных акварельных техник, которые точно будут полезны каждому художнику.
1. Купите набор кистей
Для рисования акварелью очень важно иметь широкий выбор кистей. Выбор в первую очередь зависит от масштабности ваших работ. Если вы чаще работаете над небольшими иллюстрациями, размер ваших кистей может варьироваться от 000 до 6. Смело экспериментируйте, что бы определить свои фавориты. Всегда запасайтесь кистями размером немного меньше, чем, как вы думаете, вам могут понадобиться. Они всегда пригодятся для мелких деталей рисунка, о которых вы даже не думаете в начале работы.
2. Приобретите качественные краски
Акварель хорошего качества – важная инвестиция. Она прослужит вам долгое время, не будет желтеть и не испортится со временем. Сейчас существует очень широкий ассортимент красок различных брендов, так что выбор не должен составить труда. Вы можете купить несколько цветов от разных производителей и, экспериментируя с ними, выбрать тот что вам по душе. Начинайте с малого: вы легко сможете смешать все необходимые цвета, даже используя ограниченную палитру.
3. «Сухая» и «мокрая» техники
Существует два основных способа нанесения акварели: «сухой» и «мокрый». Так как акварель – материал на водной основе, вы можете легко управлять насыщенностью пигмента посредством добавления разного количества воды. Работая от «сухого» нанесения, постепенно сменяя его «мокрым», вы сможете добиться большего контроля над конечным результатом. А пробуя разные техники и пропорции, вы найдете идеальный для вас способ рисования.
4. Работайте от светлого к темному
Еще одна из ключевых акварельных техник – начинать рисовать от светлых оттенков, постепенно переходя к темным. Это значит, что все части рисунка, которые вы хотите оставить светлыми, должны оставаться такими на всё время процесса. Работайте над насыщенностью цветов слой за слоем для достижения нужного вам эффекта. Да, это требует тщательного планирования, но результат всегда этого стоит.
5. Запаситесь салфетками
Один из немаловажных инструментов для создания акварельных рисунков это простые бумажные салфетки. Их можно назвать «ластиком» для акварельных красок. Вы можете легко убирать краску в необходимых частях для того, чтобы добиться больше детализации в работе. А ещё салфетки очень полезны для исправления ошибок и изменения направления течения красок.
6. Попробуйте рисовать брызгами
Техника брызгов легко поможет добавить энергии в вашу картину. Удерживая кисть, оттяните её щетину и отпустите, позволяя ей брызнуть красками и создать уникальный узор. Этот метод может быть немного непредсказуемым, но гарантировано даст интересные результаты. Стоит того, чтобы поэкспериментировать!
7. Смешивайте цвета
Один из лучших способов гармоничного смешивания цветов – техника «цветущей» акварели. Для этого разбавьте краску достаточным количеством воды и нанесите на бумагу. Пока мазок еще влажный, добавьте другой цвет, используя то же количество воды. На этом этапе вы сможете легко манипулировать цветами и их положением для достижения интересных узоров. После высыхания вы заметите красивый и легкий градиент в мазке.
8. Передавайте текстуру
Использование более грубой бумаги в рисовании акварелью имеет свои преимущества. Одна из самых главных – вам не придется усердно трудиться для того что бы добиться правильной текстуры. В акварельной живописи важно стараться правильно передавать текстуры материалов. Для этого пробуйте работать с использованием различных техник, материалов и количеством добавленной воды. Вы удивитесь результатам!
9. Растягивайте цвет
Нанося более насыщенный цветом мазок, вы можете легко управлять им с помощью добавления воды. Эта техника – отличный способ четко показать форму или указать источник света. После нанесения мазка с большим количеством краски, возьмите влажную кисть и «потяните» цвет. Вы можете легко растягивать краску для достижения интересных результатов. Не бойтесь пробовать!
10. Наносите краску слоями
Акварель достаточно прозрачна, поэтому необходимо выстраивать цвет постепенно. Это может стать большим преимуществом, так как вы можете с легкостью смешивать цвета прямо на бумаге. Нанесите сначала один цвет, дайте ему высохнуть, а затем нанесите другой оттенок. При наслоении разных пигментов подобным образом, создается уникальный цвет. Эта техника идеальна для создания телесных оттенков.
11. Создавайте мягкие переходы
Эту технику так же используют многие художники по маслу для достижения мягких переходов между оттенками. Просто нанесите акварель поверх высохшего слоя небольшими мазками, что бы достичь эффекта перехода между цветами или для добавления деталей. Будьте осторожны – при нанесении большого количества цвета можно переборщить, оставив мутные пятна. Продолжайте добавлять воду, что бы цвета хорошо смешивались, а переходы оставались мягкими. Используя этот метод, действуйте по принципу «меньше – лучше».
12. Правильно убирайте цвет
Иногда вам может понадобиться «стереть» акварель. К сожалению, полностью удалить краску не получится, но вы всё еще можете исправить ошибку или поправить освещение в работе. Это сделать легко – используя мокрую кисть, создайте форму которую хотели бы «стереть» на уже высохшем рисунке. Оставьте ее на минуту, после чего промокните воду салфеткой. Та часть, на которой была вода, станет заметно светлее, что позволит вам исправить ошибки или создавать интересные эффекты.
13. Используйте соль для создания текстуры
В акварельной живописи очень важна текстура. И соль может обеспечить вас интересной текстурой без особых усилий, поскольку её кристаллы отлично впитывают воду, оставляя за собой интересный узор. Эта техника отлично подойдет для создания текстур естественных поверхностей, таких как камни или кора деревьев. Начинайте с нанесения акварели на бумагу, и пока краска еще влажная, посыпьте этот участок солью. Дайте краске высохнуть, а затем просто уберите соль – и уникальная текстура готова.
14. Нанесите краску спонжем
Очередной полезный предмет из быта, который может пригодиться при рисовании акварелью, – это простая губка. Просто смешайте пигмент в небольшой посудине, окуните губку в краску и нанесите на бумагу. Вы можете с легкостью контролировать влажность красок для достижения разных эффектов – более сухие хорошо передадут текстуры растений или чешуи, в то время как влажное нанесение отлично подойдет для водных пейзажей или воздушных облаков.
15. Техника негативного пространства
Суть негативной техники заключается в создании темного фона вокруг светлых объектов. Что бы создать такой эффект, подумайте, где будут самые светлые участки, перед тем как наносить краску на холст. В этой технике очень важно уметь контролировать кисть пока вы рисуете края того места, которое должно оставаться светлым. Нанесите акварель, и красьте вдоль края того места, где должно начинаться негативное пространство. Потом просто «потяните» краску от края мазка, что бы заполнить место, где вы хотите видеть цвет. Эта техника требует практики, но результат стоит того!
16. Используйте скотч для ровных краев
Вы можете использовать скотч для того что бы оставить желаемые участки нетронутыми. Эта техника очень полезна для создания четких краев, особенно в рисовании архитектурных работ. Просто наклейте скотч на те места, которые вы хотите оставить белыми. Используйте такой вид скотча, который не испортит вашу бумагу, например малярную ленту. Наносите краску поверх скотча, и после того как акварель высохнет, осторожно его уберите. У вас должна получиться чистая, идеальная линия.
17. Для набросков используйте карандаш 2Н
На наброске выше был использован карандаш с грифелем 2H, чтобы рисунок выдерживал воду во время рисования. Поверх вы можете наносить легкие мазки кистью среднего размера для создания желаемого эффекта.
18. Приберегите самые темные оттенки на конец
Не поддавайтесь искушению использовать самые темные цвета, пока вы не достигли финальной стадии картины. Из-за того что акварель достаточно прозрачна, очень важно сохранять светлые участки светлыми, а темные участки и детали прорабатывать в самом конце.
Источник