- Как решить задачу алгебраическим способом 5 класс как решать
- Решение задач алгебраическим методом методическая разработка по алгебре (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Скорость
- Расстояние
- урок в 5 классе»Решение задач алгебраическим способом» учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как решить задачу алгебраическим способом 5 класс как решать
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2015 » Апрель » 13 » Решение задач алгебраическим способом (подборка детских задач), 5 класс
Предварительный просмотр:РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Лиханова В.Е., учитель математики МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, ЯНАО Наряду с арифметическим, практическим методами решения задач ученики 5 класса знакомятся и с алгебраическим методом. Многие ученики сначала не будут принимать новый метод, поэтому роль учителя на данном этапе должна заключаться в том, чтобы показать преимущества данного метода, но ни в коем случае не навязывать его. С этой целью необходимо предлагать задачи, которые арифметически решить трудно. Особенностями алгебраического метода является введение переменной величины, что позволяет действовать с ней как с явной. Выполняется анализ основных зависимостей между явными и неявными значениями величин, производится моделирование условия задачи в виде уравнения. Если при выборе действий опираемся на сюжетные особенности, то такой метод решения называется алгебраическим. Следует отметить, что в учебнике «Математика 5» авторского коллектива: Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова существуют определенные недостатки по обучению решению задач алгебраическим методом. Самым главным из них является недостаточность системы упражнений, готовящих детей к усвоению данного метода, а именно на составление различных выражений по сюжету задач и выяснение их сюжетного смысла. Необходимые базовые знания для решения задач алгебраическим методом:
Основные этапы формирования умения решать задачи алгебраическим методом:
На первом этапе учитель должен познакомить учащихся с понятием «сюжетный смысл выражения», научить составлять всевозможные выражения по тексту задачи, определять их сюжетный смысл. Это можно сделать через следующую систему упражнений:
У пруда росли липы, осины, березы и ели. Лип росло 12, осин – в 3 раза больше, чем лип, несколько елей, берез – на 5 меньше, чем елей. Составь различные выражения и объясни, что они обозначают. Учитель предлагает обозначить число елей буквой х , работать с ней как с обыкновенным числом. Можно составить следующие выражения: 12·3 – количество осин, х-5 – количество берез, 12+х – количество лип и елей, 12+(х-5) – количество лип и берез, 12·3+(х-5)+х –общее количество осин, берез, елей. Основная задача второго этапа – введение понятия «основание для составления уравнения», введение алгоритма рассуждения и развернутой формы записи решения задачи алгебраическим методом. Деятельность учителя может быть организована следующим образом.
Алгоритм решения задачи алгебраическим методом.
6. Проверить правильность решения. Знакомство с новым методом решения задачи можно начать:
В первом случае работа будет выполняться достаточно быстро, но учащиеся не увидят преимущества данного метода (ведь задача и так решена !). Рассмотрим задачу. Ученики изготовили 135 елочных украшений, из них фонариков на 5 больше, чем хлопушек, а снежинок в 3 раза больше, чем снежинок. Сколько хлопушек изготовили дети? Необходимо показать, что задача решается с помощью уравнения. Для этого надо ввести переменную величину. Обозначить буквой можно как число хлопушек, так и число фонариков, так и число снежинок (проще — число хлопушек). Составляем выражения с переменной. Хлопушки- ? штук Фонарики-?, на 5 штук больше 135 штук Снежинки-?, в 3 раза больше Пусть х штук хлопушек сделали дети, тогда они изготовили (х+5) штук фонариков, 3х штук снежинок. Всего было сделано (х+(х+5)+3х) штук украшений , а это – 135 штук украшений. Выражения ( х+(х+5)+3х ) и 135 имеют один и тот же сюжетный смысл, значит, их можно приравнять. Требуется подчеркнуть, чту уравнивать можно только выражения, имеющие одинаковый сюжетный смысл. Получится уравнение: х+(х+5)+3х=135. Обратить внимание, что в уравнении наименования не пишутся. Решим уравнение Итак, 26 хлопушек сделали дети. Предложить решить задачу арифметическим методом . Без вспомогательной модели это сделать трудно. Составим схематический чертеж. Хл. Ф. 5 ш. 135 ш. Сн. . Все украшения можно разделить на 5 равных частей, если бы не было5 штук фонариков. Уберем их, при этом общее количество уменьшится на 5. 1) 135-5=130 (шт.) — украшений всего.
В задачах с пропорциональными величинами желательно использовать таблицу не только для краткой записи содержания, но и для проведения рассуждений при составлении уравнения. Сначала в таблице записывается содержание задачи, а затем (желательно другим цветом) заполняются все пустые графы выражениями с переменной величиной. Из двух городов, расстояние между которыми 1620 км вышли одновременно навстречу друг другу два поезда, скорость одного на 10 км/ч больше скорости другого и через 18 часов они встретились. Какова скорость каждого поезда? СкоростьРасстояние(х+10)км/ч На 10 км/ч больше Источник урок в 5 классе»Решение задач алгебраическим способом» |
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 244 КБ |
презентация к уроку | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение « Гимназия №6» г. Перми
учитель математики первой категории Шитоева Алла Олеговна
Урок в 5 классе по теме : «Решение задач алгебраическим способом»
Цель: обобщение знаний о способах решения задач на примерах различных реальных ситуаций; пропедевтика математического моделирования.
- повторить этапы работы с задачей
- учиться выбирать модель и переменную в соответствии с условием задачи
- учиться составлять модель по тексту задачи и задачу по заданной модели
- выбирать рациональный способ решения и обосновывать свой выбор
- тренироваться в решении задач алгебраическим способом
Приветствуют учителя, занимают свои места, получают листы опроса, подписывают их
2. Устный счет (подведение к теме урока)
Устная работа: расшифруй слово (выполните действия с обыкновенными дробями)
К= ; А=1; ; 2 ; П=1
З= ; Д= 1 ; Ч=
.
Выполняют действия устно,
сопоставляют значения выражения с буквами,
если слово разгадано, то поднимают руки.
Ответ можно произнести только по просьбе учителя
3. Объявление темы урока
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотел бы научиться решать задачи. Джордж Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
Мы умеем решать задачи разными способами, назовите основные.
Опишите каждый из этих способов и назовите менее нами отработанный.
А теперь сформулируйте тему урока:
- Арифметический
- Алгебраический
- Первый по действиям, а второй –с помощью уравнения
- Алгебраический способ меньше используем
- Решение задач с помощью алгебраического способа
- Обязательно ли решать задачу алгебраически? Чем надо руководствоваться при выборе способа
- Можно ли решить все задачи и запомнить их решения
Конечно, важнее овладеть общими способами и приемами в решении задач и применять их
Сегодня остановимся на алгебраическом способе. Многое нам уже известно, поэтому постараемся обобщить свои знания и применить их к решению задач
- Какие математические модели вы знаете? От чего зависит выбор модели? Уравнение является математической моделью? Слайд №3
Обратимся к задаче. Задача. Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам ?
Как выбрать неизвестную величину? (ввести переменную?)
Все ли уравнения правильно составлены и соответствуют условию задачи? Укажите, что выбрано за неизвестное в каждом из этих уравнений. На примере этой задачи мы еще раз повторили как выбирать неизвестное. Решать эту задачу мы пока не будем.
Возьмите лист опроса и подпишите его
- способ решения задачи зависит от условия: если задача простая или неизвестна только одна величина, или уравнение составить нам сложно, то решаем задачу арифметически
- все задачи решить невозможно, легче запомнить способы решения
- Схема, таблица, чертеж, краткая запись, рисунок, уравнение и т.д.
- Выбирают ту модель, которая соответствует ситуации в задаче
- Уравнение является математической моделью
Вывод 1: постарайся выбрать подходящую модель по условию задачи
а) самая маленькая величина задачи
б) самая большая величина задачи
в)величина, с которой сравниваются все остальные
г)величина из главного вопроса задачи
Вывод 2: переменную выбирай в соответствии с главным вопросом задачи
- (х-5) + х + 3х =55 (пусть х лет Юле)
- х + (х+5) +3х = 55 (не соответствует условию задачи)
- х + (х +5) +3(х + 5) =55 (пусть х лет Свете)
- Основной материал (работа с листами опроса)
Первое задание – установите соответствие, можно обвести задачу карандашами и соединить каждую с подходящей алгебраической моделью в ваших листах опроса
- Выполняем задание два: Составьте различные уравнения для решения задачи:
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго ‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева?
Когда подготовка закончена, можно ,наконец, составить уравнение Слайд №7
Вспомните, как решается эта задача.
На ваших листах опроса есть 2 задачи, выберите одну из них и решите ее алгебраически. Решение оформляйте по правилам.
Работают с текстами задач и моделями:
- В одном пакете на 22 конфеты больше, чем в другом. Сколько конфет в каждом пакете, если в двух пакетах вместе 96 конфет?
- Теплоход шел по течению реки 5 часов, а такое же расстояние против течения реки за 6 часов. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/час.
- Одна сторона треугольника в 3 раза больше другой, и на 13 см меньше третьей. Найдите периметр треугольника, если его периметр 43 см.
ответ: А-2,4 Б-3, В- 1
Вывод 3 : задачу можно решить с помощью нескольких моделей
Составляют уравнения при различных условиях:
- если Х апельсинов на первом дереве_______________
- если Х апельсинов на втором дереве_______________
- если Х апельсинов на третьем дереве ______________
Вывод 4: появился план решения задачи алгебраическим способом :
- Найди главный вопрос задачи
- Выбери подходящую модель
- Выбери переменную
- Составь уравнение по модели
- Реши уравнение
- Запиши ответ
Решают одну из задач (на выбор ученика) алгебраически по плану.
- В магазине продаются 50 двухколесных и трехколесных велосипедов. У всех велосипедов 118 колес. Сколько в магазине двухколесных и трехколесных велосипедов?
- Маша и Даша собирали вишню. Маша собрала в 4 раза больше, чем Даша. Но когда отдала 3 кг вишни Даше, то ягод у девочек стало поровну. Сколько кг вишни собрала каждая девочка?
- Творческое задание (работа с моделью)
Одним из наиболее сложных заданий является и задание
«наоборот», когда известна модель, а нужно составить ситуацию, которая решалась бы с помощью этой модели.
Попробуйте выполнить задание
Составь задачу: а)на движение
б) на совместную работу
по ее математической модели: (33+х) · 5=265.
Записывают текст одной задачи (на выбор ученика а) или б) ) и сдают листы опроса на проверку.
Нам осталось дать рекомендации тому, кто решает задачу алгебраически .Слайд №9
Если придерживаться этих рекомендаций и еще немного потренироваться, то успех вам обеспечен. Желаю успехов!
И помните: « Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить». Дж. Пойя
Ваше домашнее задание : составить и решить задачу подобную тем, что были решены на уроке.
- Выбор модели зависит от условия задачи и ее главного вопроса
- За неизвестное лучше выбирать самую маленькую величину или величину главного вопроса
- Полезно руководствоваться планом решения задачи
- Часто к одной задаче можно составить разные модели
- Разные задачи иногда можно решить с помощью одной модели
*Примечание : учитель проверяет листы опроса с целью выявить проблемы и трудности , с которыми встретились ученики .оценки выставляются только за самые лучшие работы.
- Ванцян А.Г. Математика5, 6. Эксперим. учебник для 5,6 кл. общеобразоват. школы.-Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000, 208 с
- Зубарева И.И. Мтаметика 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович:- М., Мнемозина, 2009. – 207с.
- Шевкин А.В. обучение решению текстовых задач в 5-6 классах : Методическое пособие для учителя._ М: « Русское слово», 2001. -208 с.
- Лист опроса учащихся
- Презентация к уроку
Лист опроса _______________________ученика 5____класса
Дата________________ вариант Ι
- Соедините стрелкой реальную ситуацию с ее математической моделью:
- В одном пакете на 22 конфеты больше, чем в другом. Сколько конфет в каждом пакете, если в двух пакетах вместе 96 конфет?
- Теплоход шел по течению реки 5 часов, а такое же расстояние против течения реки за 6 часов. Найдите
собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
- Одна сторона треугольника в 3 раза больше другой, и на 13 см меньше третьей. Найдите стороны треугольника, если его периметр 43
- х+3х+х -13=43
- Составьте различные уравнения для решения задачи
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго ‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева?
- Если Х апельсинов на первом дереве…__________________
- Если Х апельсинов на втором дереве…__________________
- Если Х апельсинов на третьем дереве…_________________
- Решите одну задачу (на ваш выбор) алгебраически
- В магазине продаются 50 двухколесных и трехколесных велосипедов. У всех велосипедов 118 колес. Сколько в магазине двухколесных и трехколесных велосипедов
- Маша и Даша собирали вишню. Маша собрала в 4 раза больше, чем Даша. Но когда отдала 3 кг вишни Даше, то ягод у девочек стало поровну. Сколько кг вишни собрала каждая девочка?
ІV. Составь задачу: а) на движение или б) на совместную работу по ее математической модели: (33+х)·5=265.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок в 5 классе Учитель математики первой категории Шитоева А.О. «Гимназия № 6» Г. Пермь
Цель: обобщение знаний о способах решения задач Задачи: повторить этапы работы с задачей учиться выбирать модель и переменную выбирать рациональный способ решения тренироваться в решении задач алгебраическим способом
От чего зависит выбор модели? а) от условия задачи б) от желания учителя в) от главного вопроса задачи г) от знаний ученика Схема Таблица Чертеж Уравнение Х + 2х+2х-7=43 скорость время путь По течению Х+3 5 5·( х +3) Против течения Х-3 6 6 · (х-3) х 2х 2х-7 Р= 43 см А В С D x 32 186
Как выбрать неизвестную величину? а) самая маленькая величина задачи б) самая большая величина задачи в)величина, с которой сравниваются все остальные г) спросить у соседа д)величина из главного вопроса задачи (х-5) + х + 3х =55 х + (х+5) +3х = 55 х + (х +5) +3(х + 5) =55 Пусть х лет маме Пусть х лет Юле Пусть х лет Свете
Одну задачу можно решить с помощью: а) разных способов, б)справочников и интернета в) разных моделей Ι . Соедините стрелкой реальную ситуацию с ее математической моделью: На листе опроса 3 ситуации и 5 алгебраических моделей (уравнений). Каждой ситуации подберите свою модель.
Внимательно читай текст задачи Если составил три уравнения, ты- молодец. Мама, папа и Алиса собирали на берегу ракушки. Папа собрал на 7 ракушек больше… Если Х ракушек собрала мама ______________________ … …
План решения задачи Совет: начни уравнение с большего количества ног.. Найди главный вопрос задачи Выбери подходящую модель Выбери переменную Составь уравнение по модели Реши уравнение Запиши ответ
Различные задачи могут быть решены: а) только с помощью различных моделей б) иногда с помощью одинаковых моделей в) с помощью подсказки г) затрудняюсь ответить На движение по алгебраической модели (пешеход, пароход, веломобиль…) На совместную работу по алгебраической модели ( мастер, ученик, швея, машинистка…)
Выбор модели зависит от условия задачи и ее главного вопроса За неизвестное лучше выбирать самую маленькую величину или величину главного вопроса Полезно руководствоваться планом решения задачи Часто к одной задаче можно составить разные модели Разные задачи иногда можно решить с помощью одной модели
Напишите отзыв на этот урок Помните: Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на котором дети сами составляют и решают задачи. После просмотра мультфильма «Девочка со спичками», учащиеся обсуждают каким образом можно обогреть жилище. сколько и какое топливо, лучш.
Открытый урок в 7 классе тема: «Решение задач», посвященный конструкторам Великой отечественной войны, в рамках 70-летия победы.
С учетом современных подходов к математическому образованию возрастает социальная значимость математики, как средства повышения интеллектуального уровня человека; происходит переориентация с увеличени.
пример задач и решений.
Обучающая презентация на тему Решение задач алгебраическим способом.
Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку.
Конспект урока на повторение и обобщение тем: Площадь, Теорема Пифагора. Обобщающий урок перед контрольной работой.
Источник