Решение неравенств (метод подстановки).
Подстановкой в математике называется введение новой переменной. Подстановка позволяет свести решение неравенства или уравнения к двум или нескольким более простым неравенствам или уравнениям. Решая неравенство
f(x) ,,
), можно сделать подстановку либо в самим неравенстве, либо при решении уравнения f(x) = 0 (третий шаг метода интервалов). Поясним это на примере. Достаточно часто, используя метод постановки, удается понизить степень уравнения или неравенства.
Пример 1. Решить неравенство х 4 — х 2 — 20.
Пусть t = х 2 . После такой подстановки получится неравенство t 2 — t — 20, которое мы решим методом интервалов.
ОДЗ: tR.
f(t) = t 2 — t — 2; эта функция непрерывна на всей области определения.
f(3) = 3 2 — 3 — 2 = 4 > 0;
Таким образом, функция f(t) = t 2 — t — 2 — t — 2 — t — 2 принимает значения небольшие 0, если -1t
2. Осуществим обратный переход к переменной x, тогда -1
x 2
2. Это двойное неравенство равносильно системе неравенств
и, следовательно, x
[-
;
].
Решение 2. Решим неравенство x 4 — x — 20 методом интервалов.
ОДЗ: xR.
Решим биквадратное уравнение х 4 — x 2 — 2 = 0.
Пусть t = x 2 , t 2 — t — 2 = 0, отсюда t1 = — 1, t2 = 2.
Производим обратный переход к переменной x.
x 2 = -1 (нет корней); x 2 = 2, x1 = —, x2 =
.
Вычисляем значения функции f(x) = x 4 — x 2 — 2,
f(2) = 2 4 — 2 2 -2 >0;
f(0) = 04 — 02 — 2 4 — (-2) 2 — 2 >0.
Таким образом функция f(x) принимает неположительные значения на промежутке [-;
].
Ответ: x[-
;
].
Решение 1 дает возможность свести биквадратное неравенство к квадратному
t 2 — t — 20. Далее решение этого неравенства нужно «перевести с языка t на язык х». В этом и преимущество, и недостаток решения 1. Неравенство сводится к относительно простому, но переход от х к t может вызвать затруднения. Например, если бы t = х +
, то пришлось бы решать систему
Решение 2 хорошо тем, что оно дает окончательный ответ. Недостаток этого способа: при решении более сложных примеров есть опасность ошибиться в вычислениях знака функции на интервалах знакопостоянства.
Пример 2. Решить неравенство7 — x.
При решении неравенств, содержащих квадратные корни, необходимо помнить, что возведение в квадрат обеих частей неравенства, сохраняя знак неравенства, можно лишь тогда, когда обе части неравенства принимают неотрицательные значения. Если же обе части неравенства принимают неположительные значения при возведении в квадрат необходимо изменить знак неравенства на противоположный. В перечисленных случаях возможны появления посторонних решений. Возведение неравенства в квадрат в тех случаях, кода части неравенства имеют противоположные знаки, т. е. одна часть принимает неотрицательные значения, а другая неположительные значения может привести к потере решений.
Введем вспогательную переменную. Пусть t =, где t
0, (из определения квадратного корня)
тогда t 2 = x + 5; откуда x = t 2 — 5 и имеем неравенство t7 — t 2 + 5;
t 2 + t — 120;
ОДЗ: tR.
f(t) = t 2 + t — 12; эта функция непрерывна на всей области определения. Формулу, задающую функцию, удобнее записать так f(x) = (x — 3)(x + 4).
f(4) =4 2 + 4 — 12 = 8 >0;
Таким образом, функция f(t) = t 2 + t — 12 принимает значения небольшие 0, если -4t
3. Так как t
0, то 0
t
4. Осуществим обратный переход к переменной x, тогда
03. Так как все части неравенства неотрицательны, то возведем их в квадрат 0
x + 5
9, откуда -5
x
4 и, следовательно,
x[-5; 3].
Ответ: x[-5; 3].
Пример 3. Решить неравенство 2x 2 — 8x + 6 > .
В левой части неравества вынесем 2 за скобки 2 (x 2 — 4x + 3) >и введем вспомогательную переменную.
Пусть t =, тогда t > 0 и 2t 2 > t; 2t 2 — t > 0; t(2t -1) > 0.
В левой части неравенства задана квадратная функция, в которой старший коэффициент равен 1, а нули 0 и 0,5. Из свойств этой функции следует:
Таким образом неравенство 2t 2 > t равносильно неравенству t > 0,5.
Выполняем обратную замену переменных.
> 0,5, где x 3.
x 2 — 4x + 3 > 0,25;
4x 2 — 16x + 11 > 0;
D/4 = 64 — 44 = 20, D > 0.
x1 =, x2 =
Нетрудно установить, что 0,5 2 x — 3sinx — 2 2 — 3t — 2 2 — 42(-2) = 9 + 16 = 25, следовательно, D > 0.
3) t1 = -0,5; t2 = 2, поэтому решением неравенства является множество чисел
t(-
; — 0,5)
(2; +
) (2).
Пересечение множеств (1) и (2) есть множество [-1; -0,5).
Произведем обратный переход к переменной х, получим неравенство.
-1sinx lg(
) + 2.
Так как -х > 0 при x lg(-x) + 2. Пусть t =, получим квадратное неравенство t 2 — 3t + 4
Источник
Решение линейных неравенств
Прежде чем перейти к определению и решению неравенств давайте вспомним, какие знаки используют в математике для сравнения величин.
Символ | Название | Тип знака |
---|---|---|
> | больше | строгий знак (число на границе не включается ) |
строгий знак (число на границе не включается ) | ||
≥ | больше или равно | нестрогий знак (число на границе включается ) |
≤ | меньше или равно | нестрогий знак (число на границе включается ) |
Теперь мы можем разобраться, что называют линейным неравенством и чем неравенство отличается от уравнения.
В отличии от уравнения в неравенстве вместо знака равно « = » используют любой знак сравнения: « > », « », « ≤ » или « ≥ ».
Линейным неравенством называют неравенство, в котором неизвестное стоит только в первой степени.
Рассмотрим пример линейного неравенства.
Как решить линейное неравенство
Чтобы решить неравенство, нужно чтобы в левой части осталось только неизвестное в первой степени с коэффициентом « 1 ».
При решении линейных неравенств используют правило переноса и правило деления неравенства на число.
Правило переноса в неравенствах
Также как и в уравнениях, в неравенствах можно переносить любой член неравенства из левой части в правую и наоборот.
При переносе из левой части в правую (и наоборот) член неравенства меняет свой знак на противоположный .
Вернемся к нашему неравенству и используем правило переноса.
Для того, чтобы понять, что получается при решении неравенства, нам нужно вспомнить, понятие числовой оси.
Нарисуем числовую ось для неизвестного « x » и отметим на ней число « 14 ».
При нанесении числа на числовую ось соблюдаются следующие правила:
- если неравенство строгое, то число отмечается как «пустая» точка.
Это означает, что число не входит в область решения;
- если неравенство нестрогое, то число отмечается как «заполненная» точка.
Это означает, что число входит в область решения.
Заштрихуем на числовой оси по полученному ответу « x » все решения неравенства, то есть область слева от числа « 14 ».
Рисунок выше говорит о том, что любое число из заштрихованной области при подстановке в исходное неравенство « x − 6 » даст верный результат.
Возьмем, например число « 12 » из заштрихованной области и подставим его вместо « x » в исходное неравенство « x − 6 ».
Другими словами, можно утверждать, что любое число из заштрихованной области будет являться решением неравенства.
Решить неравенство — это значит найти множество чисел, которые при подстановке в исходное неравенство дают верный результат.
Решением неравенства называют множество чисел из заштрихованной области на числовой оси.
В нашем примере ответ « x » можно понимать так: любое число из заштрихованной области (то есть любое число меньшее « 14 ») будет являться решением неравенства « x − 6 ».
Правило умножения или деления неравенства на число
Рассмотрим другое неравенство.
Используем правило переноса и перенесём все числа без неизвестного, в правую часть.
Теперь нам нужно сделать так, чтобы при неизвестном « x » стоял коэффициент « 1 ». Для этого достаточно разделить и левую, и правую часть на число « 2 ».
При умножении или делении неравенства на число, на это число умножается (делится) и левая, и правая часть.
- Если неравенство умножается (делится) на положительное число, то
знак самого неравенства остаётся прежним . - Если неравенство умножается (делится) на отрицательное число, то
знак самого неравенства меняется на противоположный .
Разделим « 2x > 16 » на « 2 ». Так как « 2 » — положительное число, знак неравенства останется прежним.
Рассмотрим другое неравенство.
Разделим неравенство на « −3 ». Так как мы делим неравенство на отрицательное число, знак неравенства поменяется на противоположный.
Источник