Как решать уравнения способом вынесения общего множителя за скобки

Вынесение общего множителя за скобки

Разложить многочлен на множители можно несколькими способами. Один из них называется вынесение общего множителя за скобки.

Разложить многочлен на множители — значит представить его в виде произведения двух и более многочленов.

Как вынести общий множитель за скобки

Чтобы вынести общий множитель за скобки нужно выполнить следующие действия.

  1. Работаем с числовыми коэффициентами.
    Находим число, на которое делятся без остатка числовые коэффициенты каждого одночлена.
  2. Работаем с буквенными множителями.
    Находим буквенные множители, которые повторяются в каждом одночлене. Выносим их за скобку в наименьшей степени.
  3. Вычисляем многочлен, который остается в скобках.

Рассмотрим пример вынесения общего множителя за скобки.

Сначала определим число, на которое без остатка делятся все числовые коэффициенты одночленов. Для этого выпишем все числовые коэффициенты в таблицу ниже.

Одночлен Числовой коэффициент Вывод
6a 2 6 Все числовые коэффициенты делятся без остатка на число « 3 ».
−3a −3
12ab 12

Определим буквенные множители, которые повторяются во всех одночленах.

В многочлене « 6a 2 − 3a + 12ab » — только буквенный множитель « a » присутствует во всех одночленах. Наименьшая степень буквенного множителя « a » среди всех одночленов — первая.

Теперь перемножим выбранный числовой коэффициент и буквенный множитель.
Получим « 3a » и вынесем его за скобки.

Теперь вычислим оставшийся многочлен в скобках. Для этого составим таблицу ниже, где будем к каждому одночлену задавать вопрос:
«На что нужно умножить « 3а », чтобы получить данный одночлен?»

Вопрос Полученный одночлен
На что нужно умножить « 3а », чтобы получить « 6а 2 »? На « 2а ».
На что нужно умножить « 3а », чтобы получить « −3a »? На « −1 ».
На что нужно умножить « 3а », чтобы получить « 12ab »? На « 4b ».

Запишем полученный ответ.

Всегда проверяйте полученный результат вынесения общего множителя.

Для этого раскройте скобки в полученном результате по правилу умножения многочлена на одночлен.

Если вы вынесли общий множитель правильно, то вы должны получить исходный многочлен.

Проверим, правильно ли мы вынесли общий множитель за скобки.

При раскрытии скобок мы получили исходный многочлен, значит мы правильно вынесли общий множитель за скобки.

Действие обратное вынесению общего множителя за скобки называется раскрытием скобок.

Примеры вынесения общего множителя за скобки

  • a 4 + 2a 2 = a 2 (a 2 + 2)
    Проверка: a 2 (a 2 + 2) = a 2 · a 2 + 2a 2 = a 2 + 2 + 2a 2 = a 4 + 2a 2
  • 2x 2 y 2 − 2x 4 y 2 + 6x 3 y 3 = 2x 2 y 2 (1 − x 2 + 3xy)
    Проверка: 2x 2 y 2 (1 − x 2 + 3xy) = 2x 2 y 2 · 1 − 2x 2 y 2 · x 2 + 2x 2 y 2 · 3xy =
    = 2x 2 y 2 − 2x 2 + 2 y 2 + 6x 2 + 1 y 2 + 1 = 2x 2 y 2 − 2x 4 y 2 + 6x 3 y 3
  • Читайте также:  Народные способы чистки стекол

    Вынесение общего многочлена за скобки

    Иногда есть возможность вынести многочлен за скобки целиком.

    В таком случае оставшиеся одночлены просто записываются в скобки друг за другом вместе со знаком, который стоял слева от них.

      a 2 (x + y) + b 3 (x + y) = (x + y)(a 2 + b 3 ) — выносим многочлен (x + y) за скобки.

  • a 3 (x 2 + y 2 ) − b(x 2 + y 2 ) = (a 3 − b)(x 2 + y 2 ) — выносим многочлен (x 2 + y 2 ) за скобки.
  • Источник

    Решение показательных уравнений

    Презентация к уроку

    Тип урока: урок изучения новой темы.

    Продолжительность урока: 2 часа ( 90 минут).

    Цели урока:

      образовательные: формирование понятия показательного уравнения; ознакомление учащихся с типами показательных уравнений; формирование умений и навыков решения показательных уравнений;
    • развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи;
    • воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей в тетради и самостоятельность мышления у учащихся.

    Задачи урока

    • Повторить свойства показательной функции
    • Отработать алгоритм решения показательных уравнений
    • Научить учащихся различать типы показательных уравнений
    • Научить учащихся решать показательные уравнения

    1. Организационный этап.

    “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по–моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно. И решать их нужно правильно”.
    Альберт Энштейн

    На предыдущих уроках мы познакомились с показательной функцией, изучили ее свойства. Сегодня нам предстоит повторить свойства показательной функции, уметь применять их при решении показательных уравнений, рассмотреть примеры уравнений, предлагаемых на экзамене базового уровня.

    а) представить в виде степени с основанием 2: 32; 0,5; 1; ;

    б) вычислить ; ( 10 ; .

    в) сколько точек пересечения имеют графики функций у = 2 х и у=16; у= 5 -х и у= 0,2; у=3 х и у = 7 х .

    2. Объяснение новой темы. Решение показательных уравнений

    Определение. Показательными называются уравнения, содержащие переменную в показателе степени.

    Теорема. Если а > 1, а 1, то уравнение а f( x ) = a g (x ) равносильно уравнению f( x ) = g (x ).

    1. Если b 0, то уравнение а f( x ) = b решений не имеет.

    Пример. 5 х + 1 = -5 решений нет; 5 х + 1 = 0 решений нет.

    2. Уравнение а f( x ) = 1 равносильно уравнению f ( x ) = 0 ( а f( x ) = а 0 равносильно уравнению f ( x ) = 0 ).

    Пример.

    • 2 4х +1 = 1,
    • 2 4х +1 = 2 0 ,
    • 4х +1 = 0,
    • х = — 1 : 4,
    • х = — 0,25.

    3. Уравнение а f( x ) = a n равносильно уравнению f ( x ) = n.

    а) 7 х = 7 2 , х = 2.

    б) 7 х = 49, 7 х = 7 2 , тогда х = 2

    в) 7 3х – 2 = 7 – 2 , 3х – 2 = — 2, 3х = 0, тогда х= 0

    г) 7 2х = , 7 2х = 7 — 2 , 2х = -2 , тогда х = -1

    4. Уравнение а f( x ) = b f (x ) равносильно уравнению , значит f ( x ) = 0.

    Пример. 3 2х-1 = 5 2х-1 , , 2х-1=0, тогда х = .

    5. Показательные уравнения, приводящиеся к линейному.

    Рассмотрим уравнение, сводящееся к линейному с помощью вынесения за скобки общего множителя.

    3 х+1 + 3 х =108, т.к. 3 х+1 = 3 х * 3 , то уравнение можно записать в виде 3 * 3 х + 3 х = 108; вынесем за скобки общий множитель 3 х , получим

    Читайте также:  Исправьте ошибки наиболее быстрейший способ

    6 х + 1 +35 * 6 х -1 = 71, вынесем за скобки наименьший множитель 6 х -1 , т.к. 6 х + 1 = 6 х-1 * 6 2 , то получим 6 х -1 ( 6 2 + 35) = 71,

    2 х+1 + 2 х-1 +2 х = 28, вынесем за скобки наименьший множитель 2 х -1 , получим 2 х-1 (2 2 + 1 +2 ) = 28,

    5 1-х + + = 155 ,

    5 1-х + + = 155, вынесем общий множитель 5 -х за скобки, получим

    5 – х ( 5 + 5 2 +1) = 155,

    5 – х ( 5 + 25 +1) = 155,

    7 3-х — 7 2 –х = 2 5 –х – 2 3 –х ,

    7 * 7 2-х — 7 2 –х = 8 * 2 2 –х – 2 * 2 2 –х ,

    7 2-х (7 — 1) = 2 2 –х (8 – 2),

    7 2-х * 6 = 2 2 –х * 6, 7 2-х = 2 2 –х ,

    ,

    6. Показательные уравнения, приводящиеся к квадратному.

    Рассмотрим уравнение в общем виде Аа 2х + Ва х + С =0

    Пусть а х = t и а 2х = t 2 , тогда Аt 2 + Вt + С =0 – квадратное уравнение.

    т.к. 4 х = 2 2х = (2 х ) 2 ; пусть 2 х = t и 2 2х = t 2 , тогда

    если t1=4, то 2 х = 4, х=2;

    если t2=1, то 2 х = 1, х=0. Ответ: 0; 2.

    ,

    ,

    пусть , тогда + 13t -12 = 0,

    t1=, t2= 1,

    = решения нет;

    =,

    7. Однородные показательные уравнения

    Рассмотрим уравнение А.

    Разделим почленно на . Получим уравнение , пусть , тогда уравнение принимает вид .

    Пример. .

    , разделим на , получим уравнение

    , пусть , тогда

    , t1 = 1, t2= ,

    тогда , х=0 ;

    и х = -1.

    8. Задание. Определите, каким методом будем решать каждое уравнение

    1)

    2)

    3) .

    Вывод: Существуют методы решения показательных уравнений:

    • Метод приведения степеней к одному основанию
    • Вынесение общего множителя за скобки
    • Метод замены переменной
    • Метод почленного деления (однородные уравнения )

    3. Подведение итогов урока.

    “Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и в последствии подтвердить это, — что, следуя этому методу, мы достигнем цели.” Лейбниц.

    4. Домашняя работа (задание на карточке уравнения п.8).

    5. Рефлексия

    • Сегодня на уроке я повторил .
    • Сегодня на уроке я узнал .
    • Сегодня на уроке я научился .

    — Оцените свои знания и умения по данной теме.

    Источник

    Вынесение за скобки общего множителя: правило, примеры

    В рамках изучений тождественных преобразований очень важна тема вынесения общего множителя за скобки. В данной статье мы поясним, в чем именно заключается такое преобразование, выведем основное правило и разберем характерные примеры задач.

    Понятие вынесения множителя за скобки

    Чтобы успешно применять данное преобразование, нужно знать, для каких выражений оно используется и какой результат надо получить в итоге. Поясним эти моменты.

    Вынести общий множитель за скобки можно в выражениях, представляющих собой суммы, в которых каждое слагаемое является произведением, причем в каждом произведении есть один множитель, общий (одинаковый) для всех. Он так и называется – общим множителем. Именно его мы будем выносить за скобки. Так, если у нас есть произведения 5 · 3 и 5 · 4 , то мы можем вынести за скобки общий множитель 5 .

    В чем состоит данное преобразование? В ходе него мы представляем исходное выражение как произведение общего множителя и выражения в скобках, содержащего сумму всех исходных слагаемых, кроме общего множителя.

    Читайте также:  Женские способы осчастливить себя сатья дас

    Возьмем пример, приведенный выше. Вынесем общий множитель 5 в 5 · 3 и 5 · 4 и получим 5 ( 3 + 4 ) . Итоговое выражение – это произведение общего множителя 5 на выражение в скобках, которое является суммой исходных слагаемых без 5 .

    Данное преобразование базируется на распределительном свойстве умножения, которое мы уже изучали до этого. В буквенном виде его можно записать как a · ( b + c ) = a · b + a · c . Поменяв правую часть с левой, мы увидим схему вынесения общего множителя за скобки.

    Правило вынесения общего множителя за скобки

    Используя все сказанное выше, выведем основное правило такого преобразования:

    Чтобы вынести за скобки общий множитель, надо записать исходное выражение в виде произведения общего множителя и скобок, которые включают в себя исходную сумму без общего множителя.

    Возьмем простой пример вынесения. У нас есть числовое выражение 3 · 7 + 3 · 2 − 3 · 5 , которое является суммой трех слагаемых 3 · 7 , 3 · 2 и общего множителя 3 . Взяв за основу выведенное нами правило, запишем произведение как 3 · ( 7 + 2 − 5 ) . Это и есть итог нашего преобразования. Запись всего решения выглядит так: 3 · 7 + 3 · 2 − 3 · 5 = 3 · ( 7 + 2 − 5 ) .

    Мы можем выносить множитель за скобки не только в числовых, но и в буквенных выражениях. Например, в 3 · x − 7 · x + 2 можно вынести переменную x и получить 3 · x − 7 · x + 2 = x · ( 3 − 7 ) + 2 , в выражении ( x 2 + y ) · x · y − ( x 2 + y ) · x 3 – общий множитель ( x 2 + y ) и получить в итоге ( x 2 + y ) · ( x · y − x 3 ) .

    Определить сразу, какой множитель является общим, возможно не всегда. Иногда выражение нужно предварительно преобразовать, заменив числа и выражения тождественно равными им произведениями.

    Так, к примеру, в выражении 6 · x + 4 · y можно вынести общий множитель 2 , не записанный в явном виде. Чтобы его найти, нам нужно преобразовать исходное выражение, представив шесть как 2 · 3 , а четыре как 2 · 2 . То есть 6 · x + 4 · y = 2 · 3 · x + 2 · 2 · y = 2 · ( 3 · x + 2 · y ) . Или в выражении x 3 + x 2 + 3 · x можно вынести за скобки общий множитель x , который обнаруживается после замены x 3 на x · x 2 . Такое преобразование возможно благодаря основным свойствам степени. В итоге мы получим выражение x · ( x 2 + x + 3 ) .

    Еще один случай, на котором следует остановиться отдельно, – это вынесение за скобки минуса. Тогда мы выносим не сам знак, а минус единицу. Например, преобразуем таким образом выражение − 5 − 12 · x + 4 · x · y . Перепишем выражение как ( − 1 ) · 5 + ( − 1 ) · 12 · x − ( − 1 ) · 4 · x · y , чтобы общий множитель был виден более отчетливо. Вынесем его за скобки и получим − ( 5 + 12 · x − 4 · x · y ) . На этом примере видно, что в скобках получилась та же сумма, но с противоположными знаками.

    В выводах отметим, что преобразование путем вынесения общего множителя за скобки очень часто применяется на практике, например, для вычисления значения рациональных выражений. Также этот способ полезен, когда нужно представить выражение в виде произведения, например, разложить многочлен на отдельные множители.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы