Как решать уравнения двумя способами 5 класс

Решение простых уравнений. 5 класс

Уравнение — это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

В уравнениях неизвестное обычно обозначается строчной латинской буквой. Чаще всего используют буквы « x » [икс] и « y » [игрек].

  • Корень уравнения — это значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
  • Решить уравнение — значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Решив уравнение, всегда после ответа записываем проверку.

Информация для родителей

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на то, что в начальной школе и в 5 классе дети НЕ знают тему «Отрицательные числа».

Поэтому они должны решать уравнения, используя только свойства сложения, вычитания, умножения и деления. Методы решения уравнений для 5 класса приведены ниже.

Не пытайтесь объяснить решение уравнений через перенос чисел и букв из одной части уравнения в другую с изменением знака.

Освежить знания по понятиям, связанным со сложением, вычитанием, умножением и делением вы можете в уроке «Законы арифметики».

Решение уравнений на сложение и вычитание

Как найти неизвестное
слагаемое

x + 9 = 15 Как найти неизвестное
уменьшаемое

x − 14 = 2 Как найти неизвестное
вычитаемое

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.

x + 9 = 15
x = 15 − 9
x = 6
Проверка

6 + 9 = 15
15 = 15 x − 14 = 2
x = 14 + 2
x = 16
Проверка

16 − 2 = 14
14 = 14 5 − x = 3
x = 5 − 3
x = 2
Проверка

5 − 2 = 3
3 = 3

Решение уравнений на умножение и деление

Как найти неизвестный
множитель

y · 4 = 12 Как найти неизвестное
делимое

y : 7 = 2 Как найти неизвестный
делитель

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Источник

Решение сложных уравнений. 5 класс

Под сложными (составными) уравнениями мы понимаем уравнения, которые содержат два или более арифметических действия.

Решение таких уравнений выполняется по тем же правилам, которые мы рассмотрели на странице «Решение простых уравнений 5 класс» в этой же теме.

Но решение составных уравнений производится в определённой последовательности.

    Расставляем порядок действий в уравнении.

  • Определяем неизвестное по последнему действию . Последнее действие в данном уравнении — это вычитание. Обращаем ваше внимание, что на этом этапе наше неизвестное — это « 5y », и именно его мы рассматриваем как уменьшаемое.
  • Решаем как простое уравнение и находим « 5y ». Вспомним правило для нахождения неизвестного уменьшаемого.

    Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

    Теперь перед нами простое уравнение. Необходимо найти неизвестный множитель. Решаем уравнение по следующему правилу.

    Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

  • Не забудем выполнить проверку.
  • Всё верно. Значит уравнение решено правильно.

    Другой способ решения сложных уравнений

    Некоторые сложные (составные уравнения) можно решать другим способом. Зная и умея применять свойства сложения и вычитания, а также свойства умножения и деления, уравнения решаются следующем образом.

    1. Упрощаем выражение, стоящее в левой части уравнения, используя одно из свойств вычитания.

    Чтобы из суммы отнять число, нужно это число вычесть из одного слагаемого и прибавить результат вычитания к другому слагаемому.


    Далее решаем простое уравнение, пользуясь правилом нахождения неизвестного слагаемого.

    Упрощение выражений в уравнениях

    Если в уравнении встречается выражения, которые можно упростить, то вначале упрощаем выражения, и только после этого решаем уравнение.

    Левую часть уравнения можно упростить. Сделаем это.

    Теперь решим простое уравнение по правилу нахождения неизвестного множителя.

    Источник

    Приемы решения уравнений в 5-6 классах
    статья по алгебре (5 класс) на тему

    Уравнения — не только одна из самых распространенных, но и одна из самых проблемных математических задач. Рассмотрим некоторые приемы решения простейших уравнений на уроках в 5-6 классах, которые в дальнейшем используем при решении более сложных уравнений. К концу обучения в 6 классе формируем обобщенный метод решения уравнений.

    Скачать:

    Вложение Размер
    priemy_zachetnaya_statya.docx 22.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Жарова Галия Шамратовна

    Учитель математики МКОУ «Садовская СШ» Быковского района Волгоградской области тел. 8904-405-49-56

    Приемы решения уравнений в 5-6 классах

    Уравнение – самая простая и распространенная форма математической задачи. Решение уравнений — одна из проблем в математике. В 5-м классе изучение уравнений начинается с определения уравнения, его корней, что значит решить уравнение. Повторяются правила нахождения неизвестных компонентов сложения, вычитания. Решаются уравнения, которые содержат буквенные выражения только в одной части уравнения. Для их решения учащиеся должны выполнить последовательно несколько преобразований, каждое из которых освоено ими раньше: 395+х=864 или 59=81-k (№395 Математика 5 класс Н.Я. Виленкин и др.) Учащиеся 5 класса затрудняются решать уравнения такого типа, как (х + 121) — 38 =269. Алгоритм решения таких уравнений дан в №375 данного учебника.

    Обычно такие уравнения решаются так:

    чтобы найти уменьшаемое х +121,

    надо к вычитаемому 38 прибавить разность 269:

    х + 121 = 38 + 269;

    Далее рассуждают так: чтобы найти неизвестное слагаемое Х, надо из суммы 307 вычесть известное слагаемое121:

    Чаще всего ученики не видят в этом уравнении вычитаемого 38 и уменьшаемого (х+121). Если учащиеся имеют хорошие навыки решения простейших уравнений, можно решать подобные уравнения, приведя их к простейшим уравнениям. Рассмотрим этот прием на примерах решения уравнений из № 376 учебник Математика 5класс Н.Я.Виленкин и др.

    Обозначим выражение, стоящее в скобках через a: х + 15 = а

    Тогда получим такое уравнение:

    Теперь возвращаемся к выражению, стоящему в скобках:

    Подстановка 45-у = а;

    Подстановка х+24= а;

    Подстановка х – 15 = а;

    Этот приём позволяет легко решать такие сложные уравнения.

    Для тех учащихся, кто так и не усвоил правил нахождения неизвестных: слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д., используется при решении простейших уравнений приём «по аналогии». Например, нужно решить уравнение: х – 284 = 127. В стороне от этого уравнения слабый ученик записывает простейший арифметический пример 7 — 3 = 4. Ученик смотрит, где в этом примере должен стоять х (на месте7). Как из этого простого примера найти 7? Надо к 3 прибавить 4. Значит, и в данном уравнении, чтобы найти х, надо 127 сложить с 284

    Учащиеся 6-го класса осваивают новые методы решения уравнений. Вначале рассматривается возможность умножения или деления обеих частей на одно и то же отличное от нуля число. В обоих случаях делаются выводы о том, что при умножении (или делении) обеих частей уравнения на неравное нулю число получается новое уравнение с теми же корнями, что и заданное.

    Далее осваивается способ переноса слагаемых из одной части уравнения в другую с переменой знака у слагаемого на противоположный. Так как обоснование этому способу также не дается (не изучались свойства равенства), то активно используется методические приемы с весами, с помощью которых учащиеся осознают смысл этого преобразования: все математические действия сопровождаются соответствующими действиями с весами. Покажем это на примере.

    Решите уравнение х + 6 = 15

    Вначале наполняем конкретным содержанием данную задачу: показываем картинку с весами или рассматриваем рисунок в учебнике. После выяснения соответствия картинки тексту задачи приступаем к решению уравнения.

    Вынем из левой части уравнения число 6, это тоже самое, что снять с левой чаши весов гири в 5 кг и 1 кг. Чтобы равновесие не нарушилось, надо и с правой чаши весов снять гири массой в 6 кг, т.е. для сохранения равенства надо из правой части уравнения вычесть число 6.

    После упрощения получаем

    Просмотрев ход решения, можно сделать выводы: а) число 9 является корнем уравнения, б) при переносе членов из одной части уравнения в другую с переменой знаков получаем новое уравнение, но с тем же корнем.

    После решения уравнения делаются выводы о возможности переноса членов, являющихся буквенными выражениями. Делается вывод, что любые слагаемые можно переносить из одной части уравнения в другую, изменяя при этом знаки.

    В 6 классе учащиеся знакомятся с понятием модуля числа и учатся решать уравнения с модулем. Уравнения с модулем сводятся к простейшим уравнениям, в решении которых применяется определение модуля, учитывается, что под знаком модуля могут быть как положительные выражения, так и отрицательные, при этом модуль бывает только неотрицательным числом. Начнем с такого вида:

    Решаем это уравнение как линейное: неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:

    Теперь обе части уравнения делим на число, стоящее перед модулем икса:

    Источник

    Системы уравнений

    Прежде чем перейти к разбору как решать системы уравнений, давайте разберёмся, что называют системой уравнений с двумя неизвестными.

    Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (чаще всего неизвестные в них называют « x » и « y »), которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

    Например, система уравнений может быть задана следующим образом.

    x + 5y = 7
    3x − 2y = 4

    Чтобы решить систему уравнений, нужно найти и « x », и « y ».

    Как решить систему уравнений

    Существуют два основных способа решения систем уравнений. Рассмотрим оба способа решения.

    Способ подстановки
    или
    «железобетонный» метод

    Первый способ решения системы уравнений называют способом подстановки или «железобетонным».

    Название «железобетонный» метод получил из-за того, что с помощью этого метода практически всегда можно решить систему уравнений. Другими словами, если у вас не получается решить систему уравнений, всегда пробуйте решить её методом подстановки.

    Разберем способ подстановки на примере.

    x + 5y = 7
    3x − 2y = 4

    Выразим из первого уравнения « x + 5y = 7 » неизвестное « x ».

    Чтобы выразить неизвестное, нужно выполнить два условия:

    • перенести неизвестное, которое хотим выразить, в левую часть уравнения;
    • разделить и левую и правую часть уравнения на нужное число так, чтобы коэффициент при неизвестном стал равным единице.

    Перенесём в первом уравнении « x + 5 y = 7 » всё что содержит « x » в левую часть, а остальное в правую часть по правилу переносу.

    При « x » стоит коэффициент равный единице, поэтому дополнительно делить уравнение на число не требуется.

    x = 7 − 5y
    3x − 2y = 4

    Теперь, вместо « x » подставим во второе уравнение полученное выражение
    « x = 7 − 5y » из первого уравнения.

    x = 7 − 5y
    3(7 − 5y) − 2y = 4

    Подставив вместо « x » выражение « (7 − 5y) » во второе уравнение, мы получили обычное линейное уравнение с одним неизвестным « y ». Решим его по правилам решения линейных уравнений.

    Чтобы каждый раз не писать всю систему уравнений заново, решим полученное уравнение « 3(7 − 5y) − 2y = 4 » отдельно. Вынесем его решение отдельно с помощью обозначения звездочка (*) .

    x = 7 − 5y
    3(7 − 5y) − 2y = 4 (*)

    Мы нашли, что « y = 1 ». Вернемся к первому уравнению « x = 7 − 5y » и вместо « y » подставим в него полученное числовое значение. Таким образом можно найти « x ». Запишем в ответ оба полученных значения.

    x = 7 − 5y
    y = 1
    x = 7 − 5 · 1
    y = 1
    x = 2
    y = 1

    Ответ: x = 2; y = 1

    Способ сложения

    Рассмотрим другой способ решения системы уравнений. Метод называется способ сложения. Вернемся к нашей системе уравнений еще раз.

    x + 5y = 7
    3x − 2y = 4

    По правилам математики уравнения системы можно складывать. Наша задача в том, чтобы сложив исходные уравнения, получить такое уравнение, в котором останется только одно неизвестное.

    Давайте сейчас сложим уравнения системы и посмотрим, что из этого выйдет.

    При сложения уравнений системы левая часть первого уравнения полностью складывается с левой частью второго уравнения, а правая часть полностью складывается с правой частью.

    x + 5y = 7 (x + 5y) + (3x − 2y) = 7 + 4
    + => x + 5y + 3x − 2y = 11
    3x − 2y = 4 4x + 3y = 11

    При сложении уравнений мы получили уравнение « 4x + 3y = 11 ». По сути, сложение уравнений в исходном виде нам ничего не дало, так как в полученном уравнении мы по прежнему имеем оба неизвестных.

    Вернемся снова к исходной системе уравнений.

    x + 5y = 7
    3x − 2y = 4

    Чтобы при сложении неизвестное « x » взаимноуничтожилось, нужно сделать так, чтобы в первом уравнении при « x » стоял коэффициент « −3 ».

    Для этого умножим первое уравнение на « −3 ».

    При умножении уравнения на число, на это число умножается каждый член уравнения.

    x + 5y = 7 | ·(−3)
    3x − 2y = 4
    x · (−3) + 5y · (−3) = 7 · (−3)
    3x − 2y = 4
    −3x −15y = −21
    3x − 2y = 4

    Теперь сложим уравнения.

    −3x −15y = −21 (−3x −15y ) + (3x − 2y) = −21 + 4
    + => − 3x − 15y + 3x − 2y = −21 + 4
    3x − 2y = 4 −17y = −17 |:(−17)
    y = 1

    Мы нашли « y = 1 ». Вернемся к первому уравнению и подставим вместо « y » полученное числовое значение и найдем « x ».

    x = 7 − 5y
    y = 1
    x = 7 − 5 · 1
    y = 1
    x = 2
    y = 1

    Ответ: x = 2; y = 1

    Пример решения системы уравнения
    способом подстановки

    Выразим из первого уравнения « x ».

    x = 17 + 3y
    x − 2y = −13

    Подставим вместо « x » во второе уравнение полученное выражение.

    x = 17 + 3y
    (17 + 3y) − 2y = −13 (*)

    Подставим в первое уравнение полученное числовое значение « y = −30 » и найдем « x ».

    x = 17 + 3y
    y = −30
    x = 17 + 3 · (−30)
    y = −30
    x = 17 −90
    y = −30
    x = −73
    y = −30

    Ответ: x = −73; y = −30

    Пример решения системы уравнения
    способом сложения

    Рассмотрим систему уравнений.

    3(x − y) + 5x = 2(3x − 2)
    4x − 2(x + y) = 4 − 3y

    Раскроем скобки и упростим выражения в обоих уравнениях.

    3x − 3y + 5x = 6x − 4
    4x − 2x − 2y = 4 − 3y
    8x − 3y = 6x − 4
    2x −2y = 4 − 3y
    8x − 3y − 6x = −4
    2x −2y + 3y = 4
    2x − 3y = −4
    2x + y = 4

    Мы видим, что в обоих уравнениях есть « 2x ». Наша задача, чтобы при сложении уравнений « 2x » взаимноуничтожились и в полученном уравнении осталось только « y ».

    Для этого достаточно умножить первое уравнение на « −1 ».

    2x − 3y = −4 | ·(−1)
    2x + y = 4
    2x · (−1) − 3y · (−1) = −4 · (−1)
    2x + y = 4
    −2x + 3y = 4
    2x + y = 4

    Теперь при сложении уравнений у нас останется только « y » в уравнении.

    −2x + 3y = 4 (−2x + 3y ) + (2x + y) = 4 + 4
    + => − 2x + 3y + 2x + y = 4 + 4
    2x + y = 4 4y = 8 | :4
    y = 2

    Подставим в первое уравнение полученное числовое значение « y = 2 » и найдем « x ».

    Источник

    Читайте также:  Криптографический способ или тайнопись
    Оцените статью
    Разные способы