- Урок «Газообразные вещества». 11-й класс
- Ход урока.
- Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок «Газообразные вещества». 11-й класс
Разделы: Химия
Класс: 11
- актуализировать знания о некоторых свойствах газообразных веществ;
- установить отличие газообразных веществ от твердых и жидких;
- повторить закон Авогадро;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о способах получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, аммиака, углекислого газа и этилена;
- расширять кругозор детей; формировать научное мировоззрение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и методические приемы: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный.
Оборудование и реактивы:
а)на столах у учащихся: карточки с таблицей для заполнения по ходу урока
Газ (краткая характеристика)
Получение (уравнение реакции)
Собирание
Распознавание
б)на демонстрационном столе:
- реактивы – оксид марганца (IV), пероксид водорода, перманганат калия; карбонат кальция, соляная кислота и известковая вода; соляная кислота и цинк; хлорид аммония, гидроксид натрия, лакмусовая бумажка; этиловый спирт и концентрированная серная кислота;
- оборудование – химический стакан (2 шт.); пробирки (5 шт.); прибор для получения газов (штатив с зажимами для 2-х пробирок, 2 пробирки); пробиркодержатель, лучина, спички, спиртовка, пробки с газоотводными трубками (2 шт.); плоскодонная колба, аппарат Кипа, стеклянная трубочка, стеклянная палочка.
Ход урока.
II. Проверка домашнего задания (7 мин.).
Вопросы для беседы.
1.Что такое полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации?
2.Что такое пластмассы?
3.Что такое волокна?
4.На какие группы делят пластмассы? Восстановите схему:
(Заполнение схемы: термопласты и термореактопласты.)
5.На какие группы делят волокна? Восстановить схему:
(Заполнение схемы: природные и химические; растительные и животные; искусственные и химические.)
6.Каковы области применения пластмасс? При ответе используйте рисунок 40 на с.56.
7.Какие неорганические полимеры вам известны? Какова их роль в неживой природе?
III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.
-Вы знаете, что зависимости от условий вещества могут находиться в разных агрегатных состояниях. Назовите эти состояния.
Планируемый ответ ученика.
(В зависимости от условий вещества могут находиться в жидком, твердом или газообразном состояниях).
-Рассмотрите рис. 51 на с. 67. Что характерно для газообразных веществ? Чем строение газообразных веществ отличается от строения веществ в твердом и жидком состояниях?
Планируемый ответ ученика.
(В газовой фазе расстояния между молекулами во много раз превышает размеры самих частиц.)
-При атмосферном давлении объем сосуда в сотни тысяч раз больше объема молекул газа, поэтому для газов выполняется закон Авогадро:
в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.
-Вспомните, сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?
Планируемый ответ ученика.
(Один моль любого газа при нормальных условиях содержит 6х10 23 молекул.)
-Как называется это число?
Планируемый ответ ученика.
(Это число называется число Авогадро.)
-Какие условия считаются нормальными?
Планируемый ответ ученика.
(760 мм. рт.ст. и 0 0 С).
-Какой объем занимает 1 моль любого газообразного вещества при нормальных условиях? Как называют такой объем?
Планируемый ответ ученика.
(1 моль любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л. Такой объем называется молярным.)
-Найдите в учебнике на с.68 описание основных свойств газообразных веществ.
1.Газы не имеют собственной формы и объема. Поэтому занимают весь объем сосуда, в котором находятся.
2.Газы легко сжимаются.
3.Благодаря большому расстоянию между молекулами газы смешиваются друг с другом в любом отношении.
-При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу.
Водород – это самый легкий газ. В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Кипа взаимодействием цинка с соляной кислотой:
Демонстрация получения водорода в аппарате Киппа.
— Так как водород самый легкий газ, его собирают в перевернутый вверх дном сосуд.
Демонстрация собирания водорода.
-Вспомните, как распознают водород?
Планируемый ответ ученика.
(К отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси.)
Демонстрация опыта по распознаванию водорода.
Формулу водорода, уравнение реакции получения водорода, способ его собирания и распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.
— Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Кроме кислорода в верхних слоях атмосферы содержится аллотропное видоизменение – озон О3. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .
Демонстрация опытов получения кислорода:
1) разложением перманганата калия
2)разложением пероксида водорода в присутствии катализатора MnO2
— Собирают кислород в сосуд методом вытеснения воздуха или методом вытеснения воды. Почему?
Планируемый ответ ученика.
(Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он мало растворим в воде.)
— Вспомните, как распознают кислород.
Планируемый ответ ученика.
(Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.)
Демонстрация опыта по распознаванию кислород: внесение в колбу с кислородом тлеющей лучинки; внесение тлеющей лучинки в химический стакан, в котором проходит разложение пероксида водорода.
Формулу кислорода, уравнения реакций получения кислорода, способы его собирания и распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.
— Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ.
Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
Демонстрация опыта получения углекислого газа и его собирание.
— Вспомните, как получают углекислый газ в промышленности.
Планируемый ответ ученика.
(В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:
— Вспомните, как можно распознать углекислый газ.
Планируемый ответ ученика.
(Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.)
Демонстрация опытов по распознаванию углекислого газа:
- помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду)
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3v + Н2О ; - горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
— Почему горящая лучина гаснет в атмосфере углекислого газа?
Планируемый ответ ученика.
(Потому что углекислый газ не поддерживает горение.)
— Где используют это свойство углекислого газа?
Планируемый ответ ученика.
(Свойство углекислого газа не поддерживать горение применяют при тушении пожаров.)
Формулу углекислого газа, уравнения реакций получения углекислого газа, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.
— Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.
В промышленности его получают взаимодействием азота с водородом, соблюдая следующие условия: катализатор (Fe), высокие температура и давление. Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает:
В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:
— Сравните молярные массы аммиака и воздуха.
Планируемый ответ ученика.
(Молярная масса аммиака равна 17 г/моль, молярная масса воздуха – 29 г/моль. Аммиак легче воздуха.)
— Как следует собирать аммиак?
Планируемый ответ ученика.
(Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.)
Демонстрация опыта получения и собирания аммиака.
— Как можно распознать аммиак?
Планируемый ответ ученика.
(Аммиак можно распознать по характерному запаху.)
-Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки и по появлению белого дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.
Демонстрация опытов по распознаванию аммиака:
- по запаху, соблюдая правило техники безопасности;
- поднести влажную лакмусовую бумажку к пробирке с аммиаком. Лакмусовая бумажка посинеет;
- стеклянную палочку смочить в соляной кислоте и опустить в пробирку с аммиаком. Наблюдается появление дыма. (Опыт «Дым без огня).
Формулу аммиака, уравнение реакции получения аммиака, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.
— На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:
Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.
В лаборатории этилен получают двумя способами: деполимеризацией полиэтилена или каталитической дегидратацией этилового спирта:
Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды. Как можно собрать этилен?
Планируемый ответ ученика.
(Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха.)
Демонстрация опыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена обесцвечиванием подкисленного раствора перманганата калия.
Формулу этилена, уравнения реакции получения этилена, способ его собирания и способы распознавания ученики записывают в соответствующие колонки таблицы.
Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица, которая имеет следующий вид:
Получение (уравнения реакций)
Собирание
Распознавание
не имеет запаха.
Вытеснением водорода металлами из растворов кислот:
В перевернутую вверх дном пробирку.
При поднесении к пламени раздается «хлопок» или «лающий» звук.
Кислород (О2) без запаха и цвета, тяжелее воздуха, мало растворим в воде.
1.Разложением перманганата калия:
2.Разложением пероксида водорода
2.Вытеснением воды.
Вспыхивание тлеющей лучинки, внесенной в сосуд с кислородом.
Углекислый газ – оксид углерода (IV) – СО2. Бесцветный, не имеет запаха, не поддерживает горение, тяжелее воздуха. Растворим в воде.
2.В лаборатории:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Вытеснением воздуха.
1.Горящая лучина гаснет в сосуде с СО2.
2.По помутнению известковой воды:
Аммиак (NН3) имеет резкий характерный запах, без цвета, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
2.В лаборатории:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑.
В перевернутую вверх дном пробирку.
2.По изменению цвета влажной лакмусовой бумажки (синеет).
3.По появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной в соляной кислоте.
Этилен (С2Н4 или СН2 = СН2 ) без цвета и запаха, тяжелее воздуха.
1.В промышленности дегидрированием этана:
б)дегидратацией этилового спирта
С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О
Вытеснением воздуха.
1.Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия.
2.Обесцвечивание бромной воды.
Беседа по вопросам. (При ответах использовать таблицу.)
- Какие газообразные вещества были рассмотрены на уроке?
- Какие способы получения рассматривали?
- От чего зависит способ собирания того или иного газа?
V. Подведение итогов.
-На сегодняшнем уроке вы изучили общие свойства газообразных веществ. Вспомнили закон Авогадро. Повторили способы получения, собирания и распознавания водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.
Источник
Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Химия 9 класс Практическая работа № 5
«Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Цель: научить получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомить с методами распознавания карбонатов.
Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода ( IV ), распознавать соли угольной кислоты в растворе.
Техника безопасности: осторожное обращение с химреактивами и стеклянной посудой.
Оборудование и реактивы: кусочки мрамора или мела, фенолфталеин, лакмус,
растворы: соляной кислоты , гидроксида натрия, нитрата серебра( I ), хлорида бария; вода, известковая вода, в пронумерованных пробирках кристаллические вещества( сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия), пробирки, газоотводная трубка с пробкой, стакан.
1.Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств
1.Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты
При воздействии соляной кислоты на мрамор выделяется углекислый газ
2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды
Образуется нерастворимое вещество карбонат кальция
3. Пропускаем углекислый газ еще некоторое время
Раствор становится прозрачным
При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется карбонат кальция, который затем растворяется, превращаясь в гидрокарбонат
4. Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, внесите в полученный раствор универсальную индикаторную бумагу (синий лакмус)
В воде образуется слабая угольная кислота
5.В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ
Малиновая окраска исчезает, раствор становится прозрачным
Идет реакция между CO 2 и NaOH
Это еще раз подтверждает кислотные свойства
CO 2
В четырёх пронумерованных пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Na 2 SO 4 , ZnCl 2 , K 2 CO 3, Na 2 SiO 3
В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты
В двух пробирках ничего не изменилось, в одной из пробирок выделился газ, в другой студенистый осадок
Выделение газа при действии кислоты — признак карбонатов
Студенистый осадок – образовалась нерастворимая кремниевая кислота
Два оставшихся вещества растворяем водой и добавляем раствор хлорида бария
1) Выпал белый осадок
Это качественная реакция на сульфат-ион, значит, в данной пробирке находится сульфат натрия
В оставшийся раствор добавляем раствор нитрата серебра (I)
2) Выпал белый осадок
Реакция является качественной на хлорид-ион, в данной пробирке — хлорид цинка
Вывод: качественной реакцией на карбонат-ион является действие сильной кислоты, которая вытесняет слабую кислоту из раствора ее соли, происходит выделение углекислого газа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-175445
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник